Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Этнометодология Г. Гарфинкеля 1 страница




Понятие «этнометодология» ввел Г. Гарфинкель, ученик А. Шюца, американского профессора социологии и социальной психологии, родоначальника феноменологической социологии. Как отмечает X. Абельс, этнометодология Гарфинкеля соединяет феноменологическую социологию Шюца с американским прагматизмом и символическим интеракционизмом [Абельс, 1999, с. 139].

Будучи учеником А. Шюца, Гарфинкель главное внимание в своей теории направил на исследование повседневного поведения обычных людей в обычных условиях и их «конструирования» собственного «социального мира». Под «этносом» в названии теории имеется в виду любая общность людей, под «методами» понимаются способы взаимодействия людей по неписаным правилам поведения, которые регулируют их повседневную жизнь, а «логос» — это знание, теория. Ряд авторов [Ионин, Митина, 1996; Абельс, 1999 и др.] отмечают, что Гарфинкель весьма экзотичен по своей терминологии и способу определения предмета и методов исследования. Как пишут приверженцы этнометодологии Вайенгартен и Сакс, Гарфинкель ввел понятие этнометодологии сознательно по аналогии с этнографией, предметом которой является знание, с помощью которого представители примитивных обществ овладевают явлениями в окружающей предметной среде. Замысел этнометодологии является сходным: обнаружить методы (средства), которыми пользуется современный человек в обществе для реализации всего многообразия повседневных действий [Абельс, 1999, с. 138].

Этнометодология постулирует определенные теоретические допущения, например, отождествление социального взаимодействия с речевой коммуникацией и исследования — с интерпретацией действий собеседника и др.

Этнометодологов прежде всего интересует: 1) как организуется и совершается практичное повседневное взаимодействие людей; 2) как эти действия с помощью общения понимаются и интерпретируются, какой им придается смысл. При этом их не интересует, почему люди совершают некоторые действия. Их интересует, как они это делают.

Общества как объективной реальности для Гарфинкеля вообще не существует. Оно сводится к объясняющей, интерпретирующей деятельности индивидов [Митина, 1996].

Совершение и осмысление поступков в процессе коммуникативного взаимодействия определяется как создание людьми своего «социального мира». Люди рассматриваются как постоянно формирующие и созидающие свой социальный мир во взаимодействии и общении с другими людьми.

Исследовать эти процессы, по мнению этнометодологов, можно только методами, разработанными в «субъективистской» традиции. Это прежде всего интерпретационный метод, когда исследователь вместе с испытуемым в ходе беседы пытается найти тот смысл, который последний придает своим словам и поступкам.

Гарфинкель подчеркивает, что люди часто не осознают те неписаные, само собой разумеющиеся правила, которыми они пользуются каждодневно. Для выявления этих правил Гарфинкель пытается использовать так называемые кризисные эксперименты. Их смысл заключается в том, чтобы попытаться выявить эти правила путем их нарушения. Так, например, как описывает Абельс [Абельс, 1999], Гарфинкель дал задание своим студентам вести себя дома, как в гостях: например, говорить, только отвечая на вопросы, просить разрешения пойти в туалет, многословно хвалить обед и спрашивать рецепты и т.п. Студенты в своих отчетах отмечали, что их родители приходили в полное замешательство от такого поведения студентов дома. Они спрашивали, что случилось и, не получая ответа, решали, что их дети или перетрудились, или переживают жизненный кризис [Garfmkel, 1967]. Другой пример исследования: наблюдение за поведением жюри суда присяжных, а потом подробная беседа с каждым из его членов для выяснения, какой смысл они вкладывали в свои слова и поступки при обсуждении выносимого приговора [Meltzer, Petras, 1972]. Огромное внимание в этнометодологии уделяется анализу самых разнообразных форм коммуникации, особенно разговорного языка.

В настоящее время этнометодология распалась на несколько течений, в том числе таких, как анализ разговорной речи, этнометодологическая герменевтика, анализ обыденного поведения и др. [Ионин, 1996].

Можно задаться вопросом: есть ли основания включать этнометодологию как особое направление в интеракционистскую ориентацию? Одно из оснований заключается в том, что в центре внимания этнометодологии находится коммуникативное взаимодействие, т.е. социальная интеракция людей. Работы Гарфинкеля печатаются в сборниках интеракционистов [Meltzer, Petras, 1972 и др.].

Ближе всего этнометодология символическому интеракционизму, особенно Чикагской школе Блумера. Недаром многие авторы называют символический интеракционизм в качестве теоретического источника этнометодологии. В обоих направлениях человек рассматривается как активное творческое существо, которое творит свой «социальный мир».

Основное различие между символическим интеракционизмом и этнометодологией заключается в том, что для первого характерны общие абстрактные рассуждения о символической коммуникации и взаимодействии, а в этнометодологии в центре внимания — анализ отдельных конкретных случаев коммуникативного взаимодействия конкретных индивидов в их обыденной повседневной жизни.

Поэтому, вероятно, будет правильно говорить не о включении этнометодологии в интеракционистскую ориентацию, а о близости с ней по ряду важных вопросов.

ВОПРОС №28

Характерные особенности современной социологии

 

Социология в США

 

К середине ХХ в. вполне определенно обнаружились две тенденции в развитии мировой социологии: европейская и американская. Социология в США ведет начало с Чикагской школы 20-х гг. Именно Чикагская школа, утвердившая метод наблюдения и другие формы полевых исследований, создала особый облик американской социологии. К настоящему времени это, по преимуществу, проблемно-ориентированная поведенческая наука.

В 20-40-х гг. в США наряду с собственно американским направлением влиятельным было европейское, представленное прежде всего такими крупными теоретиками, как Т. Парсонс и П. Сорокин. Главные достижения американской социологии лежат в развитии теорий среднего уровня, особенно в таких областях, как теория организации, социальная структура, малые группы, коллективное поведение, массовые коммуникации, социология труда и профессий, семьи. Ориентированная на решение конкретных социальных проблем, что вполне соответствует отечественному прагматизму, американская социология открыла новые области, ранее либо вовсе не изучавшиеся, либо оставшиеся на периферии более крупных предметных областей социологического исследования.

Особенность институционализации социологии в США в том, что социология сразу получила доступ на университетские кафедры. Особенность американской социологии - ориентация на практическую работу. Многие отождествляли социологию с социальной работой. Главная проблема того периода - отсутствие теоретической и методологической базы. Две главные характеристики - эмпиризм и прагматизм. Первая кафедра социологии в мире появилась в Чикагском университете.

Социологическая культура тесно связана в американском сознании с верой в то, что можно назвать социальным креационизмом, т. е. установкой на свободу социального творчества и всесилие конструктивной деятельности по реформированию общества.

Выдающийся американский социолог Уильям Томас сформулировал этот принцип в лапидарной теоретической формуле, известной под названием теорема Томаса: Если люди определяют некоторые ситуации как реальные, эти ситуации реальны в своих последствиях. В теореме Томаса нашли свое выражение две важные черты американской социологии. Во-первых, социальная реальность формируется в результате активной деятельности индивидов, определяющих некоторые ситуации как реальные. И, во-вторых, процесс, определения, по сути, становится процессом создания этой реальности в контексте последствий, т. е. социальных действий. Принцип социального творчества, столь ярко выраженный в американской социологической традиции, отвергает социальную пассивность и фатализм. Со всей ясностью на это указал другой выдающийся современный социолог Роберт Мертон: Только отказ от социального фатализма может разрушить взгляд на природу человека как неизменную, находящуюся в трагическом круге страха и социальных катастроф.

Социальный конструктивизм неизменно сочетается во взглядах американских социологов (прежде всего, структурно-функционалистской и функционалистской школ) с убежденным эволюционизмом, подразумевающим плавное, эволюционное изменение общественных структур, лишенное социальных изломов и катаклизмов. Общество призвано медленно видоизменяться, не нарушая изначальной гармонии, заданной демократическими институтами. В контексте подобных убеждений особую роль во многих школах американской социология играет принцип интеграции. Со всей ясностью об этом сказал Толкотт Парсонс: Социология занимается лишь одним, преимущественно функциональным аспектом социальных систем, а именно изучает структуры и процессы.. имеющие отношение к интеграции, включая, конечно, и случаи неудавшейся интеграции, равно как и силы, благоприятствующие интеграции или же препятствующие ей.

Конструктивизм, социальный креационизм и эволюционизм, в свою очередь, нашли свое отражение в социальном оптимизме, свойственном американской социологии. Сколь бы критичен и конфликтен ни был анализ общества в целом или его отдельных аспектов, американская социальная теория неизменно выдвигает позитивную альтернативу. Излишне говорить, что подобное видение общества как совокупности последствий принятых решений и теорий в их положительном эволюционном развитии поднимает на большую высоту и саму социологию, которая становится рационализирующей силой социального творчества, фактически ответственной за будущее всего сообщества как целого. Американская социологическая культура стала питательной средой для возникновения плеяды выдающихся социологов, Закономерное признание высоких достижений американской социологии не должно лишать нас. реалистичности в оценках современного состояния этой науки в США.

Объективным фактом стали определенные трудности, которые переживают американские факультеты социологии. Резко сократилось их финансирование за счет внутри- и внеуниверситетских фондов. Наблюдается тенденция сокращения числа студентов, специализирующихся и области социологии. Некоторые университеты вообще закрывают социологические, факультеты, среди них такое крупное частное учебное заведение, как Рочестерский университет.

Все эти, надо думать, временные явления требуют серьезного анализа. Но они ни в коей мере не могут поставить под сомнение выдающиеся достижения американских социологов прошлого и настоящего.

Западноевропейская социология

 

В начале XX века начинает проявляться специфика национальных школ в социологии, связанная с особенностями их формирования. Так, во Франции социология отпочковывается от историко-философской традиции, в Германии - от философско-экономической, в Италии социология «вызрела» в лоне политических наук, в Великобритании - управленческих. Американский этап (30-е - начало 50-х годов) в развитии социологии определяется перемещением «географического» центра социологических исследований из Европы в США. Это было связано прежде всего с событиями, предшествовавшими второй мировой войне и вызвавшими массовую эмиграцию видных ученых сначала из Советского Союза, а потом и из Западной Европы. Содержательно этот период характеризуется массовым развитием и совершенствованием эмпирических исследований и разработкой новых методов изучения социальных явлений.

В наши дни наблюдается своего рода "американизация" западноевропейской социологии, все еще сохраняющей классическую социально-философскую ориентацию. С одной стороны, сказываются воздействия социальной практики и необходимость обращаться за субсидиями на социологические исследования к частным организациям. С другой стороны, на европейскую социологию оказывают влияние далеко продвинутые проблемно-ориентированные исследования, проведенные в США, на основе которых развиваются традиционные и возникают новые частносоциологические концепции. Западноевропейская социология также движется в сторону проблемно-ориентированного и преимущественно прикладного развития.

Современный этап (50-е годы - настоящее время) знаменуется созданием академической социологии, ориентированной прежде всего на решение познавательных и практических проблем и опирающейся на прочный фундамент эмпирических фактов. В этот период происходит окончательное утверждение и общественное признание социологии. Она становится равноправной университетской дисциплиной наряду с философией, экономикой и историей. Социологические факультеты в 60-х годах становятся одними из самых популярных среди факультетов социально-гуманитарного профиля. Начинается массовая подготовка дипломированных социологов. Социологи приглашаются в качестве советников-консультантов при разработке правительственных проектов и крупных социальных программ национального и международного уровня. Однако с 70-х годов наблюдается некоторое снижение «социологического бума»[см ]

Существует немало попыток систематизации современных социологических воззрений. Один из наиболее плодотворных вариантов классификации современных социологических направлений предложен шведским социологом П. Монсоном. Монсон выделяет четыре основных подхода к решению вопроса о взаимосвязи личности и общества.

Первый подход и вытекающая из него социологическая традиция исходят из примата общества по отношению к отдельному индивиду и сосредоточивают свое внимание на изучении закономерностей «высокого» порядка, оставляя в тени сферу субъективных мотивов и смыслов. Общество понимается как система, которая возвышается над индивидами и не может быть объяснена их мыслями и действиями. Логика рассуждений при обосновании такой позиции примерно такова: целое не сводится к сумме его частей; индивиды приходят и уходят, рождаются и умирают, а общество продолжает существовать. Эта традиция берет свое начало в социологической концепции Э. Дюркгейма и еще раньше - во взглядах О. Конта. Из современных течений к ней относятся прежде всего школа структурно-функционального анализа (Т. Парсонс) и теория конфликта (Л. Козер, Р. Дарендорф).

Второй подход, напротив, смещает центр своего внимания в сторону личности, утверждая, что без изучения внутреннего мира человека, его побудительных мотивов и смыслов невозможно создать объяснительную социологическую теорию. Эта традиция связана с именем немецкого социолога М. Вебера, а из современных представителей можно назвать такие направления, как символический интеракционизм (Г. Блюмер), феноменологию (А. Шюц, Н. Лукманн) и этнометодологию (Г. Гарфинкель, А. Сикурел).

Третий подход сосредоточивается на изучении самого механизма процесса взаимодействия общества и индивида, занимая как бы «серединную» позицию между двумя первыми подходами. Одним из основателей этой традиции считается ранний П. Сорокин, а одной из современных социологических концепций - теория действия, или теория обмена (Дж. Хоманс).

Наконец, четвертый подход - марксистский. По типу объяснения социальных явлений он схож с первым подходом. Однако принципиальное отличие состоит в том, что в русле марксистской традиции предполагается активное вмешательство социологии в преобразование и изменение окружающего мира, тогда как три первые традиции рассматривают роль социологии скорее как рекомендательную.

Ряд тенденций современной социологии:

Ярко выраженная тенденция - политизация социологии. Неожиданно политизированными оказываются очень многие области и исследования в социологии, даже, казалось бы, весьма далекие непосредственно от политической социологии. Сошлемся на последний в XX веке Конгресс Международного Института Социологии (Тель-Авив, июль 1999). Он весь был посвящен, по сути, политической тематике, шел на нем разговор о том, что в современном мире идет политизация всех социальных процессов.

Фракционализация социологических дисциплин, дробление предметных областей социологического анализа, доходящее иногда до совершенно ненужных частных деталей, - третья тенденция. Так, Эрвин Шойх ставит вопрос о том, что же качественно нового для социологии дало, скажем, выделение гендерной социологии из социологии семьи, какие новые открытия получены в результате этого

Однако, несмотря на такую дифференциацию, происходит и расширение междисциплинарных подходов. Самое неожиданное сочетание сотрудничающих наук, самые необычные подходы дают достаточно интересный результат. Сегодня новые значительные достижения возникают именно на стыках наук.

Наиболее влиятельные современные социологические направления.

По-прежнему достаточно распространенным и популярным течением в современной западной социологии, в первую очередь благодаря американскому влиянию, остается неопозитивизм. Неопозитивизм не представляет собой единой школы, это скорее некая общая и весьма влиятельная ориентация, сторонники которой называют себя представителями научной социологии или естественнонаучного направления в социологии.

Структурно-функциональный анализ метод исследования, по которому изменения элемента системы должны рассматриваться в связи с изменениями всей системы.

Концепция социального конфликта немецкого социолога Р. Дарендорфа. Суть его теории в том что неравенство ролей, порождаемое социальным неравенством (а градации социального неравенства проводятся по самым различным параметрам, таким как престиж, доход, уровень образования и т. д.), ведет к конфликту. Способами разрешения социального конфликта не могут быть ни его игнорирование, ни подавление. Конфликт вообще нельзя «разрешить», но на него можно воздействовать, его можно регулировать посредством переговоров, посредничества, арбитража и т. д.

Феноменологическая социология (А. Шюц, П. Бергер, Т. Лук-манн) исходит из того положения, что восприятие мира и конкретных фактов зависит от того, как человек интерпретирует, определяет для себя те или иные события.

Теория работает, когда она опускается на операциональный уровень, когда ее используют эмпирики-социологи. И с этих позиций главными социальными субъектами социологических теорий являются профессиональные социологические сообщества, международные и региональные. Наиболее мощным из таких объединений является Международная Социологическая Ассоциация. С 1893 года существует Международный Институт Социологии - небольшое по числу участников, но довольно авторитетное формирование в социологическом сообществе. Менее десяти лет назад появилась, но уже очень активно действует Европейская Социологическая Ассоциация. У каждого из этих объединений свое лицо. Скажем, Международная Социологическая Ассоциация претендует на всё без исключения поле социологических исследований. В ее составе более 50 отраслевых международных исследовательских комитетов. Международный Институт Социологии в последнее время ориентирован, главным образом, на политическую социологию, отслеживание того, как стыкуются теории, принятые в современном обществе, и практика, социальная реальность. Пафос ЕСА сводится к превращению Европы в Европу социального качества. Принята была даже специальная "Амстердамская Декларация социального качества Европы", в которой описан чрезвычайно высокий уровень социальных достижений, показателей, выраженных в точных социальных индикаторах, за реализацию которых берутся европейские социологи. ЕСА претендует на то, чтобы стать официальной структурой в рамках европейского общества.

Если попытаться в целом охарактеризовать состояние западной социологии то можно выделить несколько черт:

отсутствие господствующей теории;

поиск новой синтетической социологической парадигмы;

неоконсервативная ориентация большинства течений;

непосредственная связь с политикой.

Глава 2 Рассмотрение концепций П. Бурдье, Н. Лумана и Э. Гидденса.

 

Пьер Бурдье

 

Бурдьё Пьер (1930-2002) - выдающийся современный французский социолог и философ, создатель теории социального поля, представитель постструктуралистского направления соц. теории и теории габитуса.

Рассматривая концепцию П. Бурдье становится ясно, что он ставил практическую социологию в противовес теоретической, считая что теория не представляет как таковая никакой значимости, если её невозможно применить в эмпирических исследованиях. Бурдье желает не просто познать и объяснить общество, но влиять на него, изменяя его при помощи «интеллектуальных орудий», которые, по его мнению, дает настоящий социологический анализ.

В его исследованиях сочетаются приемы, а также различные подходы из области антропологии, лингвистики, истории, наук политического характера, эстетики и философии. Сам Бурдье считал свои работы направленными не разработку нового категориального аппарата и не на анализ существующих понятий, а на исследование действительных соц. явлений при помощи определенных социологических «инструментов». Он поставил задачу преодолеть ложные, по его мнению, противопоставления эмпирии и теории объективизма и субъективизма, микроанализа и макроанализа, имеющие место быть в социальных науках. Его работы насквозь пропитаны эмпирикой. Судить о значении, которое П. Бурдье придает конструированию предмета, а также методам о нем сбора данных, можно уже потому, что в большинстве его книг содержатся в качестве приложений методический инструментарий, выборки, описание и т. п.

Я не столько хотел наблюдать за наблюдателем в его своеобразии, что само по себе не представляет большого интереса, сколько наблюдать за воздействием, произведенным положением наблюдателя на само наблюдение, на описание наблюдаемых вещей, открыть все предположения, присущие теоретическому положению как видению внешнему, отдаленному, отстраненному или просто непрактичному, невовлеченному, неинвестированному» (Бурдье П. Начала... С. 94)

Социальный агент и Габитус.

Поскольку понятия концепции Бурдье социальный агент и габитус неразрывны между собой, то о них следует говорить вместе. Вводя понятие, социальный агент Бурдье противопоставляет его субъекту и индивиду. Он говорит о том, что субъект является марионеткой управляемой структурой, в отличие от него агент не подчиняется неведомым ему законам. Бурдье за основу объяснения поведения агентов предлагает брать не теоретическую концепцию, которая пытается представить его как логичное, а саму логику практики через её феномены: стратегия поведения, габитус, практическое чувство.

Габитус - система диспозиций, порождающая и структурирующая практику агентов, их представления; функционирует как матрица восприятия, постановки целей, решения задач, действий. Он включает в себя оценивание и мышление, манеру поведения и речи, эстетический вкус, индивидуальный стиль и образ жизни, которые помогают отличать представителя одного класса, национальности, профессии, от других. Габитус помогает агенту ориентироваться в социальном пространстве и адекватно оценивать происходящие события и ситуации. По Бурдье Габитус одновременно и порождающий фактор практики агента, и принцип классификации практик.

Габитус формируется в процессе интериоризации социальных отношений, происходит это в два этапа: первичный габитус, складывающийся в семье, служащий основой для восприятия и усвоения школьных знаний; вторичный габитус является условием и предпосылкой понимания и оценки сообщений СМИ и т. д. То есть, логика интериоризации обращает габитус в упорядоченное хронологически множество диспозиций.

Габитус является порождающим практики принципом, подчиняющимся «практической логике» - логике приблизительности и неопределенности, свойственной повседневному поведению. Поэтому для него характерны, открытость и неопределенность, не уверенность и экспромт. Габитус стремится исключать не предвиденные, случайные обстоятельства из любой социальной ситуации, с которой ему приходится сталкиваться, изменяя ее в задачу, являясь принципом её решения.

При этом габитус ставит и жесткие рамки, ограничения данной производительной способности, являясь продуктом соц. отношений, которые управляют практиками при помощи изначально заданных принуждений и ограничений его изобретательности. Габитус не дает агентам «...ни создать что-либо новое, ни просто механически воспроизводить изначально заданное.

Являясь продуктом истории, габитус производит индивидуальные, так и коллективного характера практики, а, следовательно - историю вместе со схемами, рожденными историей. Габитус обеспечивает активное присутствие прошлого опыта, существующий в каждом организме, что дает гарантию постоянства практик во времени.

Габитус есть деятельное присутствие всего прошлого, продуктом которого он является, - следовательно, он есть то, что придает практикам их относительную независимость по отношению к внешним детерминациям непосредственного настоящего. Эта автономия прошлого, действовавшего и деятельного, которое, функционируя как аккумулированный капитал, производит историю с незапамятных времен и обеспечивает, таким образом, непрерывность в изменении, которая делает индивидуального агента миром в мире (Журнал социологии и социальной антропологии)

Социальное пространство и социальное поле.

На основании мнения ведущего социолога Бурдьё социологию можно рассмотреть как социальную топологию. На основе этого факта мир с социальной точки зрения представляет собой многомерное пространство. Основными принципами его построения являются принципы распределения и дифференциации, отображающие совокупность свойств, действующих непосредственно в конкретном универсуме. Эти свойства придают рассматриваемому объекту силу и власть в этом универсуме. Таким образом, можно сделать вывод, что рассматриваемые агенты и группы агентов занимают соответствующие им позиции в многомерном пространстве и на основе этого можно определить их иерархию. Агенты также делятся на позиции и классы, при этом каждый из них не может занимать противоположные позиции вследствие противоречия определению. Но мысленно данный факт вполне возможен.

Совокупность позиций в социальном пространстве в большинстве своем определяется практиками, однако практики это то, что находится между агентами. Поэтому пространство практик также является объективным, если принять объективным пространство агентов. Само социальное пространство объединяет пространства практиков и агентов в единое (при условии, что существует постоянное и активное совместное взаимодействие).

Социально пространство состоит из полей. Агенты входят в состав полей, причем одни и тот же агент может занимать сразу несколько различных полей. Но это невозможно, если поля являются конкурирующими или противоборствующими по отношению друг к другу. При анализе казалось бы не связанных полей (поле политики, поли религии, поле экономики), Пьер Бурдьё замечает закономерности распределения и функционирования полей. Структура поля это процесс соотношения противоборствующих сил агентов институций. В ходе борьбы немаловажную роль играет распределение ранее накопленного материала на основе различных стратегий. В ходе борьбы агентов и институций прослеживаются закономерности и правила, сформулированные пространством игры и изученные Пьером Бурдьё

Теорию систем также можно связать с теорией полей, ввиду их однородности и схожих правил распределения. П. Бурдьё рассматривает концепции «самореферентности» или «самоорганизации» на основании того, что ввиду автономии систем процесс автономности и диффренциации играет важную роль. Но следует заметить, что различия в концепциях теорий существенны. В самом понятии поля не включены понятия органицизма и функционализма. Это существенно вследствие того, что продукты данного поля не могут быть представимы систематическими, если не являются продуктами системы, в том числе той, которая охарактеризована внутренней связью и общими свойствами. Ещё одним отличием является факт, что поле не имеет составляющих его частей. Каждая часть поля - субполе включает собственные правила, специфические закономерности, свою логику. Пьер Бурдьё, при изучении теории экономики полей акцентирует внимание на то, что необходимо всякий раз идентифицировать те специфические формы, которые проявляют общие механизмы и правила.

 

Никлас Луман

 

Никлас Луман (1927-1998гг.) - немецкий социолог, разделяющий взгляды нейробиологов. Написал книгу под названием «Общество общества». Луман в своих работах пытался систематизировать и создать полное описание общества.

Лунман в рамках изучения теории социальных полей выпустил шесть сборников статей. Под названием Социологическое просвещение, а также работы: Социальные системы: очерк общей теории, выпущенной в 1984 году и Общество общества в 1997 году.

По мнению Лумана социальная теории должна вводить теоретические инструменты, помогающие познать и изучить мир, а не рассматривать вопросы эволюции или прогресса. Понятие общества, являющееся ключевым для социологии, Лунман считает чересчур размытым, многозначным и до конца не определенным, однако выделяет три существенных препятствия в создании определения:

Термин Гуманистическое предубеждение, который принимает во внимание допущение о том, что понятие общества базируется на людях и отношениях между людьми

Принцип территориального многообразия обществ, на основе которого на различных территориях существуют различия жизненные условия и прочее. Лунман считает, главное отличие состоит внутри общества, а различия между обществами - надуманный факт.

Принцип различения между субъектом и объектом. На основе этого базируется понятие того, что лишь субъект обладает возможностью самореференции, а объекты остаются неизменными. Но это утверждение противоречиво, общество само является самореферирующимся объектом (общественные теории трактуются как теории общества об обществе), поэтому такое понятие как общество должно быть образовано автологично, т.е. содержать само себя.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-04-24; Просмотров: 2037; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.046 сек.