Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Системы социальной стратификации 3 страница




использовать ролевое поведение как инструмент адаптации к определенным

социальным ситуациям, в то же время не сливаясь, не идентифицируясь с ролью.

Итак, социальная роль – это совокупность требований, предъявляемых обществом

к лицам, занимающим определенные социальные позиции. Эти требования

(предписания, пожелания и ожидания соответствующего поведения) воплощаются в

конкретных социальных нормах. Система социальных санкций позитивного и

негативного характера направлена на обеспечение надлежащего исполнения

требований, связанных с социальной ролью.

Возникая в связи с конкретной социальной позицией, заданной в общественной

структуре, социальная роль вместе с тем – конкретный (нормативно одобряемый)

способ поведения, обязательный для индивидов, выполняющих соответствующие

социальные роли. Социальные роли, выполняемые индивидом, становятся решающей

характеристикой его личности, не теряя, однако, своего социально-производного

и в этом смысле объективно-неизбежного характера. В совокупности социальные

роли, выполняемые людьми, персонифицируют господствующие общественные

отношения.

Социальная роль распадается на ролевые ожидания – то, чего согласно

«правилам игры» ждут от той или иной роли, и на ролевое поведение – то,

что человек реально выполняет в рамках своей роли. Всякий раз, беря на себя ту

или иную роль, человек более или менее четко представляет связанные с ней права

и обязанности, приблизительно знает схему и последовательность действий и

строит свое поведение в соответствии с ожиданиями окружающих. Общество при этом

следит, чтобы все делалось «как надо». Для этого существует целая система

социального контроля – от общественного мнения до правоохранительных органов –

и соответствующая ей система социальных санкций – от порицания, осуждения до

насильственного пресечения.

4.1. Социальные роли по Парсонсу.

Социальные роли попытался систематизировать Толкотт Парсонс. Он считал, что

любая роль может быть описана с помощью пяти основных характеристик:

1. Эмоциональность. Некоторые роли (например, медицинской

сестры, врача или полицейского) требуют эмоциональной сдержанности в ситуациях,

обычно сопровождающихся бурным проявлением чувств (речь идет о болезни,

страдании, смерти). От членов семьи и друзей ожидается менее сдержанное

выражение чувств.

2. Способ получения. Некоторые роли обусловлены

предписанными статусами – например, ребенка, юноши или взрослого гражданина;

они определяются возрастом человека, исполняющего роль. Другие роли

завоевываются; когда мы говорим о профессоре, мы имеем в виду такую роль,

которая достигается не автоматически, а в результате усилий личности.

3. Масштаб. Некоторые роли ограничены строго

определенными аспектами взаимодействия людей. Например, роли врача и пациента

ограничены вопросами, которые непосредственно относятся к здоровью пациента.

Между маленьким ребенком и его матерью или отцом устанавливаются отношения

более широкого плана; каждого из родителей волнуют многие стороны жизни малыша.

4. Формализация. Некоторые роли предусматривают

взаимодействие с людьми в соответствии с установленными правилами. Например,

библиотекарь обязан выдать книги на определенный срок и потребовать штраф за

каждый просроченный день с тех, кто задерживает книги. При исполнении других

ролей допускается особое обращение с теми, с кем у вас сложились личные

отношения. Например, мы не ожидаем, что брат или сестра заплатят нам за

оказанную им услугу, хотя мы могли бы взять плату у незнакомого человека.

5. Мотивация. Разные роли обусловлены различными

мотивами. Ожидается, скажем, что предприимчивый человек поглощен собственными

интересами – его поступки определяются стремлением получить максимальную

прибыль. Но предполагается, что священник трудится главным образом ради

общественного блага, а не личной выгоды.

Как считает Парсонс, любая роль включает некоторое сочетание этих характеристик.

4.2. Социально-ролевой конфликт.

Один и тот же человек выполняет множество ролей, которые могут противоречить,

не согласовываясь друг с другом что приводит к возникновению ролевого

конфликта.

Социально-ролевой конфликт – это противоречие либо между нормативными

структурами социальных ролей, либо между структурными элементами социальной

роли.

В сложно дифференцированном обществе индивид выполняет требования не одной, а

нескольких ролей, кроме того, сама конкретная роль, связанная с данной

социальной ситуацией, чаще всего неоднородна. Значение этих положений

становится ясным либо в случае, когда требования одной социальной роли

противоречат, вступают в конфликт с требованиями другой социальной роли того

же самого лица, либо тогда, когда подобное противоречие характеризует

взаимоотношение отдельных элементов в пределах той же самой роли. Наряду с

подобного рода внутриролевыми конфликтами важнейшее значение для

характеристики общества имеют структурно-обусловленные межролевые конфликты,

самые острые из которых принимают форму классовой борьбы.

В системе формальных социальных ролей, прежде всего, находят свое

воплощение отношения власти, формальной (законной, официальной) структуры

общества. Вне формальной системы социальных ролей немыслимо упорядоченное

взаимодействие индивидов в рамках общества и государства. Здесь взаимодействия

индивидов заранее предопределены такой системой.

Одновременно с этим в обществе складывается и воспроизводится разветвленная

система неформальных ролей, основанных на отношениях родства, участия в

общих социальных группах, многочисленных видах неформальных спонтанных

взаимодействий.

Отсюда видно, что если система формальных социальных ролей существует по

необходимости, то неформальные социальные роли возникают на основе согласия.

В идеальном случае формальные и неформальные роли соответствуют друг другу по

указанным выше параметрам дополнительности и взаимности. По мере нарушения

этих принципов взаимодействия требования формальных и неформальных

социальных ролей могут вступать между собой в конфликт.

5. КОНЦЕПЦИЯ ЛИЧНОСТИ ЗИГМУНДА ФРЕЙДА.

З. Фрейд (1856-1939) рассматривал человека как систему нужд, а общество – как

систему запретов, табу. Бессознательные (в первую очередь сексуальные)

стремления личности образуют ее потенциал и основной источник активности,

задают мотивацию ее действий. В силу невозможности удовлетворения

инстинктивных потребностей в их естественно-природной форме из-за социальных

нормативных ограничений, человек вынужден постоянно искать компромисс между

глубинным влечением и общественно приемлемой формой его реализации. Модель

личности, созданная Фрейдом, представляет собой трехуровневое образование:

низший слой (Оно, или Ид), представленный бессознательными импульсами и

«родовыми воспоминаниями», средний слой (Я, или Эго) и верхний слой (Сверх-Я,

или Супер-Эго) – нормы общества, воспринятые человеком. Наиболее жесткие,

агрессивные и воинственные слои – Оно и Сверх-Я. Они с обеих сторон «атакуют»

психику человека, порождая невротический тип поведения. Это модель личности,

постоянно обороняющейся от общественного давления и находящейся в конфликте с

социальным окружением. Поскольку по мере развития общества верхний слой

(Супер-Эго) неизбежно увеличивается, становится более массивным и тяжелым, то

и вся человеческая история рассматривается Фрейдом как история нарастающего

психоза.

Главная проблема, которую пытался разрешить Фрейд – проблема противоречия

между человеком и обществом. Отношение к обществу, к системе социального

контроля, норм, запретов и т.п. у Фрейда двойственно. С одной стороны, он

относился к ним как к необходимому инструменту обуздания человеческих

инстинктов, освобождение которых привело бы человечество к самоуничтожению, а

с другой стороны, как к чему-то такому, что с неизбежностью ведет к

нарастанию неврозов и другим патологиям личности. Фрейд колебался между

критико-радикалистским и адаптационно-конформистским решениями проблемы. Он

склонялся то к пессимизму антиисторической концепции, согласно которой

человеческая природа слишком консервативна, чтобы могли произойти серьезные

социальные изменения и был разрешен драматический конфликт человека и

общества; то к осторожно оптимистической эволюционистской позиции, согласно

которой, в конечном счете, с помощью психоаналитической терапии и правильно

организованной социализации личности может все-таки произойти трансформация

человека и общества – массы будут подняты до уровня элиты, разум станет

управлять страстями, сексуальные инстинкты окажутся отчасти удовлетворенными,

отчасти сублимированными, а агрессивные инстинкты превратятся в средство

управления миром. Однако к такого рода перспективам Фрейд относился все же

скорее скептически, в большей мере тяготея к футурологическому пессимизму.

Личность и общество

 

1. Статусно-ролевая концепция личности

Статусно-ролевая концепция личности предполагает различение следующих понятий:

Индивид (как единичный представитель чего-либо целого)

Индивидуальность (то особенное, что отличает человека от других, включая как природные, так и социальные свойства).

Личность (совокупность индивидуальных и социально-психических свойств, делающих человека способным к полноценному участию в социальном взаимодействии).

Выработка личностных свойств происходит в ходе перемещения человека по различным статусным позициям (например, сын, муж, разведенный человек...)

Статусы и роли

Статусы - некие позиции в многомерном социальном пространстве. Статус можно брать обобщенный или в сечении (экономический статус, статус в малой группе). Каждой статусной позиции соответствует соответствующий образец поведения, нормативно одобренный и ожидаемый от каждого, кто занимает эту позицию. Такой образец поведения называется социальной ролью.

Роль - нормативно регулируемое участие индивида в конкретном процессе социального взаимодействия с определенными ролевыми партнерами.

Ролевая идентификация - усвоение образцов поведения (кодов), связанных с той или иной статусной позицией. Чем выше статусная позиция, тем выше предписания относительно допустимых действий и т.д.

Многообразие статусов человека, а также многообразие действий, связанных с каждым статусом ведет к многообразию ролевого набора (к репертуару социальных ролей). Это дает возможность ролевого конфликта. Такой конфликт может возникнуть между ролями как несовместимость в данной конкретной ситуации. Конфликт может возникнуть в связи с различными требованиями к выполнению одной и той же роли. Возможна ситуация, когда личность находится в пограничной, маргинальной ситуации.

Процессы социальной мобильности обуславливают возникновение маргинальных ситуаций. Это состояние индивидов или групп людей, находящихся на границе культур и социальных общностей, которые участвуют во взаимодействии, но не примыкают полностью ни к одной из них.

Маргинальная ситуация может стать причиной конфликтов, отклоняющегося поведения. Эта ситуация может сформировать у личности беспокойство, агрессивность, сомнение в личной ценности, боязнь в принятии решений. Но маргинальная ситуация может стать источником социально эффективных творческих действий.

 

Личность в статусно-ролевой концепции предстает как репертуар социальных ролей, причем социальная роль - своеобразный механизм взаимодействия личности и общества. Посредством ролей общество как бы "набирает персонал". Это не исключает определенной автономии, связанной с возможностью выбора. Функция выбора - основа формирования личности, и именно выбор является реализацией субъективности человека.

 


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-04-24; Просмотров: 240; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.063 сек.