Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Социологические доктрины. Социальные обследования. Социальные исследования




Социологические исследования отличаются от социальных обследований, прежде всего по цели: в первом случае целью работы специалиста является знание как самодостаточная ценность, во втором случае ценность достигаемых результатов определяется их информативностью и полезностью для общества. В первом случае наибольшее значение имеет достоверность, во втором - информативность. Данные массовых опросов получают признание (и финансирование) в обществе лишь в том случае, если они вызывают интерес общественности либо правящих кругов. Даже самая высококачественная информация, полученная в процессе обследований, быстро устаревает и теряет ценность. Поэтому “сюрвейер” стремится обогнать сегодняшний день и обеспечить “свежие” данные. Критерий, используемый исследователем, несколько иной - знание считается качественным до тех пор, пока оно не опровергнуто новыми данными.

 

Социологические доктрины, социологические обследования и социологические исследования - три основных методологических стиля в социологии, - как уже говорилось, характеризуют преимущественные ориентации исследователей и в чистом виде существуют редко. Даже самые абстрактные, социологические доктрины содержат ссылки на факты и обстоятельства, иллюстрирующие авторскую мысль. Использование организованных данных требует уже более осторожного обращения с идеями. Преобладание информационного компонента присуще социальным обследованиям. Но идеи не уходят, поскольку без связующего теоретического контекста факты теряют смысл и картина мира рассыпается.

 

Социологическое исследование, ограничивающее свой предмет четко поставленными гипотезами и использующее строгие методы обоснования научного вывода, также содержит метафорический компонент. Он выражается, прежде всего, в концептуальном лексиконе и риторике исследования, выборе релевантных переменных и интерпретации данных. Таким образом, “качественный” дискурс в социологии создает смысловой фон, на котором приобретают устойчивые очертания проекты измерений.

Социологическое исследование - это процесс, в котором в единстве представлены теоретико-методологические и эмпирические уровни познания, т.е. речь идет о диалектическом процессе, в котором сочетаются дедуктивный и индуктивный метод анализа, что обеспечивает целостность познания и, следовательно, представлений о реальности. Именно эти два метода анализа и определяют этапы социологического исследования: дедуктивный и индуктивный. Дедукция - вывод по правилам логики; цепь умозаключений, рассуждений, звенья которой взаимосвязаны отношением логического следования.

 

Индукция - переход от умозаключений на основе фактов к общему утверждению - гипотезе, теории, т.е. от конкретного к абстрактному.

 

Первый - дедуктивный - начинается с разработки теоретической концепции, так как она является основанием понятий, используемых при концептуализации объекта и предмета исследования. Главной задачей первого этапа является выработка теоретико-методологических представлений ученого об объекте и предмете социологического анализа.

При сборе первичных данных в социологии используют четыре основные метода, каждый из которых имеет по две основных разновидности:

 

  • опрос (анкетирование и интервьюирование);
  • анализ документов (качественный и количественный - контент-анализ);
  • наблюдение (невключенное и включенное);
  • эксперимент (контролируемый и неконтролируемый).

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-04-24; Просмотров: 974; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.008 сек.