Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Предыстория социологии. Становление социологии как научной дисциплины




Классический период развития социологии.

Идея социологии как строгой науки об обществе появилась в первой трети XIX века. В Античности существовало две основных концепции общественных отношений: Аристотель полагал, что общество естественно, Платон, напротив, утверждал, что общество искусственно. В Новое время разработкой социальных идей много занимались французские просветители, в частности Монтескье (1689–1755). Естественными для человека Монтескье считал «желание жить в обществе» и «стремление добывать себе пищу». Томас Гоббс (1588–1679) ввел понятие общественного договора и обосновал идею перехода к гражданскому обществу, а также легитимность власти. Анн Робер Тюрго (1727–1781) создал идею социального прогресса, которая в дальнейшем разрабатывалась Кондорсе (1743–1794). Согласно Тюрго, прогресс – основной закон жизни человечества. Скорость социального прогресса, в зависимости от обстоятельств и талантов людей, может быть различной, но «вся масса человеческого рода… всегда шествует, хотя медленными шагами, ко всему большему совершенству». Анри Сен-Симон (1760–1825) разрабатывал концепцию социальной физиологии, сочетающей в толковании общественных явлений рационализм и историзм. Объясняя развитие общества сменой господствующих в нем философско-религиозных и научных идей, Сен-Симон полагал, что определяющее значение в истории имеет «индустрия» (под которой он подразумевал все виды экономической деятельности людей) и соответствующие ей формы собственности и классы. Основной закон социальной динамики – «закон трех стадий», согласно которому в основе общественного развития лежит развитие человеческого сознания, обязательно проходящее теологическую, метафизическую и позитивную стадию. Теологическая стадия – это время господства мифологических и религиозных представлений – спонтанно возникающих фикций, не имеющих доказательств. Метафизическая стадия – время преобладания абстрактных ненаучных философских теорий. Позитивная стадия, наступившая в Европе после Французской революции, предполагает возможность точной оценки внешней реальности; этой стадии соответствует индустриальное демократическое общество. Предметом социальной статики является взаимоотношение сохраняющихся при всех исторических условиях элементов социального организма.

 

6.Современная социология: основные тенденции и направления развития.

В современной социологии выделяются два основных подхода к анализу социальных структур: объективистский и субъективистский. Объективистский подход к анализу социальных структур: структурный функционализм, теории обмена и теории конфликта. Структурный функционализм. В работах классика структурного функционализма Толкотта Парсонса (1902–1979) сформулированы основные принципы консенсусного подхода к изучению общества. Сами понятия «функция», «функциональность» говорят о том, что в обществе разнородные элементы (институты и социальные роли) должны действовать как части хорошо отлаженного механизма. Социальная деятельность как на уровне индивида, так и на уровне группы оказывается направленной на поддержание стабильности социальной системы. Функционалисты внесли большой вклад в развитие системного анализа общества. Концепция социального обмена была создана американским социологом Джорджем Хомансом (1910–1089) в противовес структурному функционализму. Концепция объясняет такие понятия социологии, как «роль», «статус», «конформизм», «власть» и др., не действием макросоциальных структур, как это принято в функционализме, а с точки зрения порождающих их социальных отношений.


7.Развитие социологии в России. Основные направления и школы в российской социологии.

Социогеографическое направление представлено именами Л. И. Мечникова (1838–1888) и А. П. Щапова (1831–1876). Мечников исследовал зависимость общественного развития от определенных географических условий, важнейшие из которых – наличие водных ресурсов и путей сообщения. Щапов активно развивал земско-общинную, федеративную теорию русской истории, изучал естественно-психологические и социально-территориальные особенности жизни русского народа. Органическую школу представляют Е. В. Де Роберти (1843–1915), А. И. Стронин (1827–1889), П. Ф. Лилиенфельд (1829–1903), Я. А. Новиков (1830–1912). Де Роберти выдвинул био-социальную гипотезу происхождения общества, в основе которой лежало понятие надорганического. Надорганическое эквивалентно разумной, общественной или культурной стадии развития человечества. Согласно Де-Роберти, это результат превращения органической формы энергии в высшую форму. В реальности эта форма бытия выступает в виде био-социальной энергии (факты психологические) или энергии космо-био-социальной (факты исторические). Важнейшее место в социологической мысли принадлежит социолого-юридическому направлению. Это направление развивали ученые, работающие в области права и социологии: Н. М. Коркунов (1853–1904), Л. И. Петражицкий (1867–1931), П. И. Новгородцев (1866–1924), Б. А. Кистяковский (1868–1920), Б. Н. Чичерин (1828–1904). Их интересовало взаимодействие социальных, физиологических и биологических причин в праве. Петражицкий выступал против традиционных подходов в учении о государстве, праве и морали в обществе, уделив пристальное внимание юридическим и политическим институтам. Марксистская школа в социологии представлена М. И. Туган-Барановским (1865–1919), А. А. Богдановым (1873–1928), Г. В. Плехановым (1856–1918), В. И. Лениным (1870–1924), отчасти – П. Б. Струве (1870–1944), С. Н. Булгаковым (1871–1944) и Н. А. Бердяевым (1874–1948). Уникальным явлением в российской социологии была субъективная школа, наиболее яркими представителями которой считаются П. Л. Лавров (1823–1900), Н. К. Михайловский (1842–1904), И. И. Кареев (1850–1931).


8.Общество как социальная реальность (понятие «общество», признаки общества).

Общество — это группа людей, которые объединились на определенной степени исторического развития. Также общество объединяет людей по социо-культурным, профессиональным признакам, по происхождению, интересам и т. д.: «светское общество», «образованное общество», «дворянское общество». Также обществом может называться и организация, объединяющая людей по разным признакам. Американский социолог Э. Шилз выделяет следующие критерии общества: оно не является частью более крупной системы;браки заключаются между представителями данного объединения;оно пополняется преимущественно за счет детей тех людей, которые уже являются его признанными представителями;объединение имеет территорию, которую считает своей собственной;у общества есть собственное название и собственная история;оно обладает собственной системой управления;объединение существует дольше средней продолжительности жизни отдельного индивида; его объединяет общая система ценностей (обычаев, традиций, норм, законов, правил) которую называют культурой.


9.Общество как социокультурная система (системный подход к обществу, социальная структура общества, типы общества).

Свойства общества как системы 1. целостность: общество функционирует как единый организм;2. универсальность: общество создает необходимые условия для удовлетворения любых потребностей индивидов;3. саморегуляция: общество обеспечивает постоянное воспроизводство всей сложной системы социальных отношений. Общество в социологии рассматривается с точки зрения социальных связей, взаимодействий, отношений, возникающих в самом обществе. Социальные отношения – отношения между группами людей, занимающих разное положение в обществе, ведущих различный образ жизни и имеющих различные доходы и источники дохода. В социальной структуре общества выделяют следующие подструктуры: социально-поселенческую, социально-классовую, социально-этническую, социально-демографическую.

Основными элементами социальной структуры являются: социальные общности (большие и малые группы); профессиональные группы; социально-демографические группы; социально-территориальные общности.

Виды социальных общностей: классы (страты), профессиональные общности, отраслевые общности, этнонациональные, региональные, демографические, территориальные, расовые группы, производственные коллективы, семья. Критерии выделения социальных общностей: положение в системе разделения труда, сфера приложения труда, этническая и национальная принадлежность, межэтнические, межнациональные, межгосударственные связи, половозрастные характеристики индивидов, место проживания, морфофизиологические и физические особенности, решение производственных проблем, родственные отношения.

Численность социальных общностей превышает численность индивидов. Такое возможно потому, что один человек способен состоять сразу в нескольких группах.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-04-24; Просмотров: 440; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.007 сек.