Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Античные критики христианства. Кельс, Порфирий, Юлиан Отступник




Становление христианского мировоззрения проходило в ситуации жесткой борьбы идей, в ходе которой античные мыслители нередко выступали с резкой критикой христианства.

Так, Кельс (Celsus), о личности которого почти ничего неизвестно, философ-эклектик II в., усвоивший идеи эпикуреизма и платоновской школы, в своем сочинении «Истинное слово» (ок. 150) собрал аргументы, свидетельствующие о ложности христианского учения, которое он понимал как одно из ответвлений иудаизма. Об этом произведении мы знаем благодаря написанному позднее в ответ произведению Оригена «Против Кельса», в котором подробно излагаются мысли оппонента.

Согласно Кельсу, противоречивость христианства – в его нерационализируемой мифологичности. Грубым мифом, противном здравому смыслу, он считает непорочное зачатие девы Марии. 1. Библейские описания чудес – сказки для малограмотных бедняков (каковыми и являются в большинстве своем приверженцы христианства). Боговоплощение в Иисусе, по его мнению, 2. принижает образ Бога, ставя его в зависимость от низменного – плоти и крови; да и человек – не та персона, ради которой Отец стал бы обрекать на страдания своего сына. Для Кельса, представителя античной культуры, человек не особое творение, а часть космоса. Христианское учение о Царстве Божием, по Кельсу, представляет собой искаженное учение платоновской школы об идеях вперемежку с мифологией персидских магов, учение о дьяволе – следствие неправильно понятых мыслей Гераклита о борьбе как принципе устройства вселенной. Со своей стороны, Кельс демонстрирует приверженность древним богам, олицетворяющим, по его мнению, традицию и единство полисного общества, столь необходимые Римской империи. Интересно, что среди аргументов Кельса можно найти не только логические, но и эстетические (в частности, чисто античную мысль о том, что Боговоплощение должно было бы произойти в более совершенном, атлетически сложенным человеческом теле, нежели тело Христа).

Говоря о критиках христианства, следует упомянуть Флавия Клавдия Юлиана (331-363), т.е. императора Юлиана Отступника, который во время своего короткого правления (361-363) провозгласил принцип свободы вероисповеданий, на время лишив христианство статуса официальной религии в Риме. В сочинении Юлиана «Против христиан» воспроизводятся мысли, схожие с аргументами Кельса. В частности, Юлиан критикует Заповеди, обращая внимание на их обыденный морализирующий характер и подчеркивая, что присущие ветхозаветному богу черты, в том числе ревность к поклонению «другим богам», недостойны Творца; разбирает другие библейские сюжеты и обнаруживает в них противоречия. По мнению Юлиана, христиане не дали ничего нового ни философии, ни литературе, не науке.

Самым известным философом, критиковавшим христианство, был Порфирий (232/33 – ок. 304), представитель неоплатонической традиции, ученик основателя неоплатонизма Плотина (204-268/69). У Порфирия критика также строилась на анализе библейских текстов, в первую очередь Евангелий, Посланий ап. Павла, а также апокрифического «Апокалипсиса» ап. Петра. Порфирий отрицает возможность чудес («Вознесение противоречило бы порядку вещей»), ужасается неточно приводимой им самим фразе «Если не будете есть плоти моей и крови моей» и отстаивает культы римских богов.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-04-24; Просмотров: 589; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.009 сек.