Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Логика в XIII веке. Петр Испанец. Жизнь и творчество Раймунда Луллия




В 13 веке схоластич. логика достигла больших успехов. До того, она прямо зависила от идеи Арист. Круг идеи, операвшихся на категории, «Введение» Порфирия и материалы Боэция просуществовал на сер. 12 века и именовался «старой логикой». Новые переводы произведений Ар. «Аналитика», «Топики» и др. привело к появлению т.н. «новой логики», основыванной на всем массиве философии Аристотеля. В 13 в. изучение этого наследие привело к развитию логики и появлению «новейшей логики», «логика модернорум», кот. связана с именами Ламберта из Оксера «Свод логики», Уильема Шервуда и его ученика Петра Испанского. Преподаватель Оксфорда Уильям Шервуд напиал сочинение «Введение в логику» - оно получило распространение благодаря аналогичному сочинению его ученика Петра Испанского - папы Иоанна XXI. Жан Буридан – комментатор последнего. Во 2-й половине 13 в. перестают заниматься чистой логикой, стараются расширить сферу преподавания за счёт комментариев к физике, психологии, метафизике и этике.

Центральная фигур новейшей логики – П. Испанский «Краткий свод основ логики», где он подвел итог Арист. логики. «О свойствах терминов» (7ая глава) – вводит семиотич. проблематику, т.е. анализ того, как мысль получает свое выражение в языке при рассмотрении отнош. логики и грамматики. Важная роль предается субпозиции – допустимой подстановке значений разл. терминов.

Раймонд Луллий (1235-1315) - рано женатый, он вёл рассеянную жизнь и имел много любовных приключений. На тридцать втором году жизни, сочиняя эротическую песню, он имел видение распятого Христа, повторившееся ещё четыре раза. Это произвело в нём внутренний переворот; он оставил двор и семью и поселился на пустынной горе Мирамар, где несколько его учеников основали маленький монастырь (сам он никогда не вступал ни в монашество, ни в священство). Будучи твердо убеждён не в религиозной только истине христианства, но и в его совершенной разумности, Луллий находил, что слишком мало делается для обращения неверующих (особенно мусульман) путём убеждения.

Это сознание необходимости нового, лучшего способа обращения неверных представилось ему во время его уединённых размышлений на Мирамаре в виде трёх конкретных мыслей, которые он приписал особому откровению свыше:

1. мысль об особом методе или искусстве, посредством которого можно с разумной необходимостью вывести из общих понятий всякие истины, и прежде всего — истины христианского вероучения;

2. мысль об основании миссионерских коллегий, где, кроме других предметов, изучались бы основательно восточные языки, особенно арабский;

3. мысль о преобразовании монашеско-рыцарских орденов в один великий миссионерский орден.

Вся дальнейшая жизнь Луллия всецело посвящена осуществлению этих трёх мыслей. Для выполнения первой из них он пишет множество больших и малых трактатов, где с разных сторон старается изложить и выяснить свой логический метод, называемую им ars generalis, ars universali s, ars magna и т. д. В этом «искусстве» Луллий стоит на почве средневекового реализма, согласно которому общие понятия (universalia) обладают собственным самостоятельным бытием. Исходя отсюда, Луллий предполагает, что действительность есть не что иное, как правильное и постепенное усложнение общих понятий через их различные комбинации друг с другом, а потому разум, следя за логическим порядком понятий, может открывать действительную связь вещей [логика=онтологии].

Это положение, впоследствии возобновлённое в более глубокой и тонкой форме Гегелем, имеет во всяком случае определённый философский смысл. Нельзя сказать того же о способе применения этого принципа у Луллия — о его знаменитых «кругах» (В XIII веке Раймунд Луллий создал логическую машину в виде бумажных кругов, построенных по троичной логике). Эти круги в совокупности своей обнимали всю область возможного знания: один из них заключал основные атрибуты божества, другой — логические категории, третий — метафизические и т. д., до права и медицины включительно. Вращая круги, можно было получать все возможные сочетания понятий. Сам Луллий утверждал, что система его кругов была ему прямо открыта свыше, в особом видении. Так как он был не склонен к обманам и мистификациям, то должно предположить, что явившаяся в его воображении символическая схема разумной связи, проникающей все сферы бытия и познания, была им ошибочно истолкована в буквальном механическом смысле.

Идеи. Дает простое опред. логики – такое искусство, с помощью кот. истина мб отличаема от лжи. Задача логики – дополнить логику доказательства логикой открытий (с помощью нее открыть новые истины). С помощью кругов логич. механизм Луллия заключал идею формализации логич. действий посредством апперированя знаками. Предшественник комбинаторных методов современной логики. Идея лог. мех-ма Луллия была оценена Лейбницем, основателем матем. логики.

Истина — одна: истинное для веры не может быть противно разуму, и, следовательно, всякое заблуждение может быть опровергнуто разумными аргументами.

Тут он сталкивался с аверроистами, начавшими в то время проповедовать прославившийся впоследствии принцип о двух истинах. Аверроэс, толкуя учение Аристотеля, придал ему пантеистический характер. Он нашёл последователей и в европейских школах; но так как нельзя было скрыть несовместимости этого воззрения с христианским вероучением, то они прибегли к утверждению, что истинное для веры и по вере может быть неистинным по разуму и что можно, например, держаться в теологии учения об индивидуальном бессмертии человеческой души, а в философии в то же время отрицать это бессмертие и признавать вечность только за универсальным мировым умом, в котором исчезает личный ум человека при его смерти.

Такая двойная позиция была нестерпима для Луллия, и он видел в аверроистах главных врагов. Полемизировал против взгляда, в котором аверроисты могли находить себе косвенную поддержку — против взгляда, что истины веры вообще недоступны для разума и не должны быть предметом философского доказательства. Этот взгляд возник на той же почве полного отделения веры от разума, как и аверроизм; но аверроисты становились всецело на сторону разума, а иррационалисты искренно дорожили своей тёмной верой и враждебно относились к разуму и всякой философии [Дамиани]. – Луллий пишет:

Какой-нибудь арабский или мавританский мудрец разумными соображениями убеждается в несостоятельности ислама и желает принять христианство, если ему покажут истинность христианских догматов; но какой-нибудь благочестивый монах, к которому он за этим обращается, говорит ему, что божественные догматы суть тайны, совершенно непостижимые для разума, и что в них нужно только верить, не рассуждая. На это арабский мудрец возражает, что в таком случае ему незачем менять религию, так как для слепой веры и мусульманство совершенно пригодно.

Против утверждения, что разумное доказательство религиозных истин отнимает нравственную заслугу веры, Луллий возражает, что разумное доказательство не создаёт веры (как личного субъективного акта или состояния, имеющего нравственную заслугу), а только придаёт общие объективные основания вере, благодаря которым она может быть сообщаема другим.

По Луллию, разум и вера суть различные формы одного и того же содержания, и это различие он определяет так: разум показывает возможность и необходимость того, чего действительность даётся верой.

Понятие разумной необходимости связано у Луллия с идеей достоинства или совершенства. Так, догмат Троицы имеет за себя, как «необходимое основание» (ratio necessaria), то соображение, что для Бога более достойно или более соответствует его совершенству вечно заключать в себе самом адекватный предмет познания и любви (в лицах Сына и Духа Св.), нежели нуждаться в таком предмете или искать его вне себя; творение мира объясняется тем, что сообщение бытия другому выражает более совершенную степень могущества, мудрости и благости, нежели ограничение себя одним собственным бытием; истина воплощения основывается на том, что личное соединение с чистой человеческой природой есть самое совершенное и достойное Божества, и т. д.

Луллий был уверен, что в своей системе он имеет действительное и полное средство доказать добросовестным мусульманам все истины христианской религии; но для того, чтобы это «универсальное» средство могло быть применено к делу, необходимо было владеть арабским языком. Сам Луллий научился ему основательно, и некоторые из его сочинения написаны первоначально на этом языке; литература арабская также была ему хорошо известна. Но заботы его об основании коллегий восточных языков и миссионерского ордена остались безуспешны.

Он тщетно обращался к начальству доминиканцев и францисканцев, к университетам и государям, к папской курии. Не преуспев в широкой организации миссионерского дела, Луллий несколько раз брался за единоличное его осуществление, отправляясь проповедовать христианство мусульманам Северной Африки.

Каждый раз после успешных прений о вере с мусульманским духовенством Луллий обращал на себя внимание властей и народа; его сажали в тюрьму, изгоняли из страны. В Тунисе он, за открытую проповедь Евангелия на городской площади, был побит камнями. Тело его было поднято генуэзским купцом Стефаном Колумбом (предком Христофора), который перевёз его на своём корабле в Пальму (по некоторым рассказам он был ещё жив и умер в дороге). Торжественно похороненный на своей родине, он стал там местным святым и чудотворцем.

Впоследствии делались попытки его канонизации, но против его памяти восстал могущественный орден доминиканцев, из-за учения о непорочном зачатии Богородицы, которое защищал Луллий и отрицали доминиканцы (принявшие этот догмат только в XIX в.). Провинциальный инквизитор Арагонского королевства Николай Эймерик возбудил в 1372 г. против Луллия обвинение в различных ересях, но встретил сильное противодействие со стороны короля и лучших людей Испании. Провозглашен блаженным (beato); память в Испании 29 марта.

 

Билет № 29. Поздняя схоластика. Филипп IV Красивый и Бонифаций VIII. «Авиньонское пленение». Полемика с томизмом (Матвей Акваспарта). Метафизика Генриха Гентского. Дунс Скот и постепенный самороспуск схоластики. «Практический» характер теологии и принцип «однозначности бытия». Трансценденталии. Quidditas и haecceitas.

 

1. Поздняя схоластика (XIV и XV века) характеризуется рационалистической систематизацией, дальнейшим формированием естественно-научного и натурфилософского мышления (обращением к опыту единичных вещей), выработкой логики; и окончательным отмежеванием мистики от церковной теологии, становившейся все более нетерпимой. Когда в нач. XIV века церковь отдала предпочтение томизму, схоластика стала историей томизма. Главные представители поздней схоластики: в Германии — Альберт Саксонский, Николай Кузанский; во Франции — Жан Буридан, Николай Орезмский, Пётр д’Альи; в Англии — Уильям Оккам; в Италии — Данте; в Испании — Саламанкская школа. В период гуманизма, Возрождения, Реформации схоластика перестала быть единственной духовной формой западной науки и философии.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-04-24; Просмотров: 677; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.021 сек.