Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Договор, соглашение не подлежат применению до их вступления в силу





[1]

 

По о-пф сложно определить статус, назначение, компетенцию органа – часто ее выбор произволен. Это все закрепляется в НПА о создании органа. Нередко одну и ту же форму имеют органы исполнительной власти (департаменты мэрии Москвы) и их структурные подразделения (департамент ценных бумаг Министерства финансов РФ). – название ни о чем не говорит!

 

 

[2]

Считается эффективным объединение этих двух принципов – в министерствах так, например.

 


[i] Статья 14. Пределы разграничения предметов ведения и полномочий


1. Договор может быть заключен:


а) при прямом указании в федеральном законе по предмету совместного ведения на допустимость заключения договора по данному предмету совместного ведения;


б) при отсутствии федерального закона по предмету совместного ведения - с условием приведения указанного договора в соответствие с федеральным законом по данному вопросу совместного ведения после принятия такого федерального закона.


2. Договор может конкретизировать предметы совместного ведения с учетом политических, экономических, социальных, географических, этнических и иных особенностей субъектов Российской Федерации.


3. Соглашение может быть заключено на основании федерального закона по предметам совместного ведения или договора.

Статья 15. Стороны договора. 
Сторонами договора являются федеральные органы государственной власти и уполномоченные законом соответствующего субъекта Российской Федерации органы государственной власти субъектов Российской Федерации.

Статья 16. Стороны соглашения
. Сторонами соглашения являются федеральные органы исполнительной власти и органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации.

Статья 17. Предметы договора. 
Предметами договора могут быть:


конкретизация предметов ведения и полномочий, установленных Конституцией Российской Федерации и федеральными законами;


условия и порядок осуществления разграниченных договором полномочий;


формы взаимодействия и сотрудничества при исполнении положений договора;


иные вопросы, связанные с исполнением положений договора.

Статья 18. Предметы соглашения. 
Предметами соглашения могут быть:


передача осуществления части полномочий;


условия и порядок передачи осуществления части полномочий;
материально-финансовая основа передачи осуществления части полномочий;


формы взаимодействия и сотрудничества при исполнении положений соглашения;


иные вопросы, связанные с исполнением положений соглашения.

Статья 19. Срок действия договора, соглашения


1. В договоре могут содержаться положения о сроке действия договора, порядке продления срока действия договора, а также его досрочного прекращения.


2. В соглашении определяются сроки действия соглашения, условия и порядок его досрочного прекращения.

Статья 20. Язык договора, соглашения. 
Языком договора, соглашения является русский язык. В случае необходимости договор, соглашение могут быть составлены и подписаны на русском языке и на государственном языке республики, органы государственной власти которой являются стороной договора, соглашения.

Статья 21. Ответственность сторон договора, соглашения


1. Договор, соглашение могут предусматривать ответственность сторон за неисполнение или ненадлежащее исполнение положений договора, соглашения.


2. Договор, соглашение могут предусматривать одностороннее расторжение договора, соглашения и обязанность возмещения ущерба, причиненного неисполнением или ненадлежащим исполнением договора, соглашения.

Статья 22. Процедура подготовки договора, соглашения


1. Порядок подготовки, предварительного рассмотрения и согласования проектов договора, соглашения определяется Президентом Российской Федерации.


2. Федеральные органы исполнительной власти не позднее чем в месячный срок обязаны представить свои предложения и замечания по проектам договора, соглашения.


3. Орган государственной власти субъекта Российской Федерации, не являющийся стороной договора, соглашения, вправе получить по своему запросу проекты договора, соглашения до одобрения указанных проектов и внести свои предложения и замечания в случае, если, по мнению органа государственной власти субъекта Российской Федерации, данные договор, соглашение ущемляют права и интересы этого субъекта Российской Федерации.

Статья 23. Одобрение или отклонение проекта договора


1. Проект договора до его подписания Президентом Российской Федерации направляется для рассмотрения в законодательный (представительный) орган государственной власти субъекта Российской Федерации и в Совет Федерации.


2. Проект договора представляется в Совет Федерации Президентом Российской Федерации, в законодательный (представительный) орган государственной власти субъекта Российской Федерации - уполномоченным лицом субъекта Российской Федерации.


3. Проект договора рассматривается в законодательном (представительном) органе государственной власти субъекта Российской Федерации в порядке и сроки, установленные конституцией (уставом) и (или) законом субъекта Российской Федерации.
О результатах рассмотрения проекта договора в законодательном (представительном) органе государственной власти субъекта Российской Федерации сообщается уполномоченному лицу субъекта Российской Федерации. Уполномоченное лицо субъекта Российской Федерации сообщает о результатах рассмотрения проекта договора в законодательном (представительном) органе государственной власти субъекта Российской Федерации в Совет Федерации.


4. Проект договора рассматривается в Совете Федерации в течение трехмесячного срока со дня получения сообщения о результатах его рассмотрения в законодательном (представительном) органе государственной власти субъекта Российской Федерации. О результатах рассмотрения проекта договора в Совете Федерации сообщается Президенту Российской Федерации.
Результаты рассмотрения проекта договора в Совете Федерации учитываются при решении вопроса о подписании договора.

Статья 24. Одобрение или отклонение проекта соглашения. 
Проект соглашения одобряется или отклоняется Правительством Российской Федерации не позднее чем в трехмесячный срок со дня представления указанного проекта.

Статья 25. Подписание договора


Договор подписывается Президентом Российской Федерации и должностным лицом (должностными лицами), уполномоченным (уполномоченными) субъектом Российской Федерации на подписание договора.

Статья 26. Подписание соглашения


Соглашение, проект которого был одобрен Правительством Российской Федерации, подписывается руководителем соответствующего федерального органа исполнительной власти и должностным лицом, уполномоченным субъектом Российской Федерации на подписание соглашения.

Статья 27. Внесение изменений и дополнений в договор, соглашение


Изменения и дополнения в договор, соглашение вносятся в порядке, установленном настоящим Федеральным законом для заключения договора, соглашения.

Статья 28. Опубликование и вступление в силу договора, соглашения


1. Договор, изменения и дополнения в договор вступают в силу по истечении десяти дней после дня их официального опубликования в полном объеме вместе с правовыми актами об их одобрении, если договором не установлен другой порядок их вступления в силу.


2. Соглашение, изменения и дополнения в соглашение вступают в силу по истечении десяти дней после дня их официального опубликования в полном объеме вместе с правовыми актами об их одобрении, если соглашением не установлен другой порядок их вступления в силу.


3. Договор, соглашение не подлежат применению до их вступления в силу.
32. Правительство: понятие, основы правового положения.

Правительство – высший коллегиальный орган исполнительной власти общей компетенции РФ  возглавляет единую систему исполнительной власти РФ.

Правительство = Председатель Правительства, заместители Председателя Правительства и федеральные министры.

НАЗНАЧЕНИЕ ПРАВИТЕЛЬСТВА

Президент с согласия ГД назначает Председателя. Остальных членов Правительства назначает Президент по представлению Председателя Правительства.

ОТСТАВКА ПРАВИТЕЛЬСТВА Президентом

+ заместители и министры – их тоже освобождает от должности Президент по представлению Председателя Правительства.

Как только правительство назначили – председатель в течение недели должен представить Президенту предложения о структуре федеральных органов исполнительной власти.

ЧТО ЖЕ ДЕЛАЕТ ПРАВИТЕЛЬСТВО (СТ. 114 К):

а) разрабатывает и представляет Государственной Думе федеральный бюджет и обеспечивает его исполнение; представляет Государственной Думе отчет об исполнении федерального бюджета; представляет Государственной Думе ежегодные отчеты о результатах своей деятельности, в том числе по вопросам, поставленным Государственной Думой;

б) обеспечивает проведение в Российской Федерации единой финансовой, кредитной и денежной политики;

в) обеспечивает проведение в Российской Федерации единой государственной политики в области культуры, науки, образования, здравоохранения, социального обеспечения, экологии;

г) осуществляет управление федеральной собственностью; (создание и ликвидация федеральныхГУПов – компетенция Правительства, обеспечение реализации принципа приватизации государственной собственности и т.д.)

д) осуществляет меры по обеспечению обороны страны, государственной безопасности, реализации внешней политики Российской Федерации;

е) осуществляет меры по обеспечению законности, прав и свобод граждан, охране собственности и общественного порядка, борьбе с преступностью; ЗАКОННОСТЬ И ПРАВОПОРЯДОК

ж) осуществляет иные полномочия, возложенные на него Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, указами Президента Российской Федерации. (= ОЗНАЧАЕТ, ЧТО ПРАВИТЕЛЬСТВО МОЖЕТ ИМЕТЬ ДРУГИЕ ПОЛНОМОЧИЯ, СВЯЗАННЫЕ С ФУНКЦИЕЙ ИСПОЛНЕНИЯ ЗАКОНА  ПЕРЕЧЕНЬ ОТКРЫТЫЙ).

Правительство издаёт постановления и распоряжения. Предполагалось, что постановление – НПА, а распоряжение – индивидуальный акт. НО на практике не всегда так (хотя в ФКЗ так и закреплено). Официальное опубликование – через 15 дней / в экстренных случаях немедленно если не содержит государственной или иной охраняемой законом тайны. Вступление в силу – то, что содержит права и свободы граждан – ТОЛЬКО ПОСЛЕ ОПУБЛИКОВАНИЯ.

Остальные – со дня их подписания (если иного нет во вступающем в силу постановлении).

ПРИЗНАК КОЛЛЕГИАЛЬНОСТИ – право членов Правительства участвовать в заседаниях с правом решающего голоса + перечень вопросов, решения по которым принимаются исключительно на заседаниях Правительства (например, федеральный бюджет, выпуск государственных ценных бумаг, представление законопроектов в ГД, заключение международных договоров, представление отчётов ГД, принятие Регламента Правительства и Положение об аппарате Правительства).

ОТКАЗ В ДОВЕРИИ. Председатель ставит перед ГД вопрос о доверии. Если ГД отказывает  президент в течении 7 дней ИЛИ принимает решение об отставке Правительства, ИЛИ распускает ГД и назначает новые выборы.

ВОТУМ НЕДОВЕРИЯ. ГД выразила недоверие (постановление о недоверии принимается большинством голосов). Президент может отправить Правительство в отставку, а может и не отправить. Тогда в течение 3 месяцев ГД может новое постановление о недоверии. И уж тогда Президент никуда не денется: или объявляет об отставке Правительства, или распускает Государственную Думу.

Председатель Правительства:

- организация работы Правительства + направления деятельности

- представляет Прав-во

- право решающего голоса

- подписывает акты Правительства

- предложения Президенту о структуре федеральных органов исполнительной власти, о назначении и освобождении от должности членов Правительства, об их поощрении и наложении на них взысканий.

Заместители Председателя Правительства – помогают Председателю в 1 функции + обеспечивают исполнение актов + предварительно рассматривают акты Правительства + координируют деятельность министров и подведомственных Правительству органов + контроль за ними.

Президиум Правительства. Для решения оперативных вопросов. Его решения не должны противоречить актам Правительства. Правительство может отменить любое решение Президиума.

33. Виды полномочий Правительства

1) Возложенные Конституцией (см. билет 31). Пункт «ж» - это иные. В Конституции: 104 статья обобязательной дачи заключения Правительства по финансовым законопроектам.

2) возложенные ФКЗ

А ) полномочия по вопросам руководства федеральными органами исполнительной власти. Контроль, координация + координация тех федеральных органов исполнительной власти, контроль над которыми осуществляет Президент. Может создавать органы при Правительстве (координационные, совещательные) и разрабатывать положения ФОИВ, подотчётных Правительству. Правительство разрабатывает размер ассигнований аппарата + предельную численность работников. Назначение на должности руководителей и заместителей ФОИВ (федеральных органов исполнительной власти). Может отменить/приостановить акты ФОИВ.

Б ) Общие полномочия. Внутренняя и внешняя политика + формирование федеральных целевых программ и их осуществление + ликвидация последствий крупных аварий и катастроф + право законодательной инициативы + регулирование в социально-экономической сфере.+ единство системы исполнительной власти.

В) Полномочия в различных сферах:

- экономической. Регулирование экономических процессов + обеспечение единого экономического пространства, свободного перемещения товаров и услуг + управление федеральной собственностью + общее руководство таможенным делом + защита отечественного производителя.

- в сфере бюджетной, финансовой, кредитной и денежной политики. Чтобы эта политика была единая + разработка и предоставление ГД бюджета + отчёт о его исполнении + регулирование рынка ценных бумаг + валютное регулирование и валютный контроль + налоговая политика + единая политика цен.

- социальной. Реализация конституционных прав граждан в области социального обеспечения + сокращение и ликвидация безработицы + единая государственная миграционная политика + меры по охране здоровья граждан + регулирование вопросов семьи, материнства, отцовства и детства + взаимодействие с общественными объединениями и религиозными организациями.

- культурной. Поддержка науки, образования, культуры + развитие системы бесплатного образования + сохранение культурного наследия.

- экологической. Организация деятельности по охране окружающей среды + организация деятельности по развитию минерально-природных ресурсов + предотвращение и ликвидация последствий стихийных бедствий, аварий и катастроф.

- в сфере обеспечения законности, прав и свобод граждан, борьбы с преступностью. Меры, необходимые для всего этого + государственная политика + меры по развитию кадров и укреплению материально-технической базы правоохранительных органов + обеспечение деятельности судов.

- по обеспечению обороны и государственной безопасности Российской Федерации. Оснащение армии + планы развития вооружения + подготовка граждан по военно-учётным специальностям + охрана Государственной границы + руководство гражданской обороной.

- в сфере внешней политики. Обеспечивает представительство РФ в иностранных государствах + защита граждан за пределами РФ + заключает международные договоры (в пределах компетенции) + отстаивает геополитические интересы РФ + сотрудничество с другими странами.

- иные. При введении чрезвычайного/военного положения деятельность Правительства регулируется особыми актами.

 

 


Основы организации деятельности Правительства РФ

Исполнительную власть Российской Федерации осуществляет Правительство РФ (п. 1 ст. 110 КРФ). Оно состоит из Председателя Правительства РФ, заместителей Председателя РФ и федеральных министров.

Правительство - это высший коллегиальный орган исполнительной власти Российской Федерации общей компетенции,возглавляющееединуюсистемуисполнительнойвластивРФ – это следует из ст. 1 ФКЗ «О Правительстве».

Президент назначает с согласия Государственной Думы Председателя Правительства РФ (ст. 83-а, ст. 111 КРФ), принимает решение об отставке Правительства РФ (ст. 83-в.). по предложению Председателя Правительства РФ назначает на должность и освобождает от должности заместителей Председателя Правительства РФ, федеральных министров (ст. 83-д. КРФ). Председатель Правительства РФ не позднее чем в недельный срок представляет Президенту РФ предложения о структуре федеральных органов исполнительной власти (ст. 112 КРФ), предлагает кандидатуры на должности заместителей Председателя Правительства РФ и федеральных министров.

 

 

В состав Правительства Российской Федерации входят Председатель Правительства РФ, заместители Председателя Правительства и федеральные министры. Зампреды и министры, в соответствии с Указом Президента, могут совмещать эти должности с должностью полпреда Президента.(ст. 6 ФКЗ «О Правительстве», в ред. 29.01.2010) На практике в заседаниях Правительства участвует Председатель Центрального банка РФ, приглашаются и другие лица****.

В Правительстве действует Президиум Правительства (ст. 29 ФЗ «О Правительстве»***), а также постоянно действующее рабочее совещание Правительства Российской Федерации с руководителями органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации (Постановление от24.07.1998 г. N 632 «Об образовании …»)

 

Правительство издает постановления и распоряжения (ст. 115 Конституции, ст. 23 федерального ФКЗ “О Правительстве”). Два вида актов связаны с нормативным характером одного и индивидуальным (заявления, обращения и т.д.) характером другого, что не всегда проводится на практике.

 

Понятие правительства как коллегиального органа должно влечь обязательное личное участие членов Правительства в формировании его воли. Такое участие в правительстве Франции, например, осуществляется методом “скрепы” (d`arete), либо голосованием. В Российском правительстве признаком коллегиальности является право федеральных министров участвовать в заседаниях Правительства с правом решающего голоса (ст. 26 ФКЗ «О Правительстве» **), а также закрепленный законом перечень вопросов, решения по которым принимаются исключительно на заседаниях Правительства (ст. 28 ФЗ):

/Перечень на 1997 г./

принимаются решения о представлении Государственной Думе федерального бюджета и отчета об исполнении федерального бюджета, а также бюджетов государственных внебюджетных фондов;

рассматриваются проекты программ экономического и социального развития, связанных с созданием свободных экономических зон;

 

устанавливается номенклатура товаров, в отношении которых применяется государственное регулирование цен;

 

объемы выпуска государственных ценных бумаг;

 

принимаются решения о внесении Правительством законопроектов в Государственную Думу;

 

рассматриваются проекты программ приватизации федеральной государственной собственности;

 

вопросы предоставления дотаций, субсидий, оказания иной поддержки на безвозвратной основе за счет средств федерального бюджета, а также вопросы оказания финансовой поддержки на возвратной основе, при сроке возврата более двух лет;

приобретения государством акций;

 

/Дополнения, сделанные в 2008 г./

(см. текст в предыдущей редакции)

рассматриваются вопросы заключения подлежащих ратификации международных договоров;

принимаются решения о подписании соглашений с органами исполнительной власти субъектов;

образуется ПрезидиумПравительства Российской Федерации;

утверждаются положения о федеральных министерствах и об иных федеральных органах исполнительной власти;

 

порядок создания и обеспечения деятельности территориальных органов федеральных органов исполнительной власти;

Регламент Правительства;

Положение об Аппарате Правительства;

рассматриваются ежегодные отчеты Правительства о результатах его деятельности, в том числе по вопросам, поставленным Государственной Думой.

 

Недоверие Правительству может выразить Государственная Дума, но право принять ее или отклонить — прерогатива Президента РФ (ст. 117 Конституции).

В 1998 г. Президент РФ по своей инициативе уволил в отставку правительство РФ в полном составе.

 

__________________
* Примером таковых полномочий служат положения ФЗ «Об отчете Правительства РФ и информации ЦБ РФ…» от 22.05.2009 –

«…Правительство РФ в срок, не превышающий 30 дней после завершения отчетного квартала, направляет в Государственную Думу и Совет Федерации Федерального Собрания Российской Федерации отчет Правительства Российской Федерации о реализации мер по поддержке финансового рынка, банковской системы, рынка труда, отраслей экономики Российской Федерации, социальному обеспечению населения и других мер социальной политики…»

 

** «Федеральныеминистры:

участвуютсправомрешающегоголосавзаседанияхПравительстваРоссийскойФедерации;

принимаютучастиевподготовкепостановленийираспоряженийПравительстваРоссийскойФедерации, обеспечиваютихисполнение;

принимаютучастиеввыработкеиреализацииполитикиПравительстваРоссийскойФедерации;

<….> Правительство Российской Федерации решает вопросы с обязательнымучастием федеральных министров или представителей федеральных министерств, к ведению которых отнесены эти вопросы…»

*** Формируется по предложению Председателя Правительства для решения оперативных вопросов, собирается adhoc; его решения не должны противоречить актам Правительства, которое может свободно отменять решения Президиума

**** Не только на практике, но и в Законе, ст.27: «…ПредставителипалатФС, КС, ВС, ВАС, Генпрокуратуры, СК, Счетнойпалаты, ЦБ – могут участвовать в заседании Правительства в соответствиисзаконами либовпорядке {Регламент}, установленномПравительствомРоссийскойФедерации …»

 


Президент РФ и исполнительная власть

Статус Президента определен Конституцией, и, как глава государства, он возвышается надо всеми 3 ветвями власти в РФ, не входя ни в одну из них. Однако, судя по характеру его основных полномочий, его можно отнести к особым субъектам исполнительной власти.

 

Правительство находится в отношении юридической зависимости от Президента, в содержании которой он:




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-05-10; Просмотров: 502; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.091 сек.