Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Метод административного права




Метод административного права находится в тесной связи с предметом административного права: если предметом отрасли является круг регулируемых общественных отношений, то метод показывает с помощью каких средств, приёмов и способов осуществляется соответствующее правовое регулирование.

Как следует из ОТП, наряду с общим правовым методом могут применяться и частные методы: императивный, диспозитивный, поощрительный, рекомендательный, метод автономии и равенства сторон, убеждения и принуждения. Содержание указанных методов в доктрине административного права сводят обычно к трём механизмам: предписание, запрет и дозволение.

Предписание – возложение юридической обязанности совершать те или иные действия в условиях, предусмотренных административно правовой нормой. Это самое распространённое средство для регулирования административных правоотношений (ПДД – правила дорожного движения).

Запрет – это, по сути, те же предписания, но отрицательного характера, т.е. возложение юридической обязанности не совершать те или иные действия в условиях, предусмотренных административно правовой нормой под страхом применения мер дисциплинарного или административного воздействия (КААП).

Дозволение – юридическое разрешение совершать в условиях, предусмотренных административно правовой нормой те или иные действия, либо воздержаться от их совершения по своему усмотрению (например, создание общественного объединения).

Следует отметить, что данные методы используются всеми отраслями права и зачастую выделить метод, присущий конкретной отрасли права, очень сложно. Поэтому российские юристы предлагают проводить различия между отраслями правового регулирования по степени практического использования того или иного средства. Механизм метода административного права схематично можно представить следующим образом:

1. Установление границ регулируемых отношений по средствам принятия соответствующих НПА.

2. Наделение участников общественных отношений правами и обязанностями.

3. Определение мер ответственности за нарушение правил, установленных НПА.

Таким образом, не смотря на различные формы проявления властных полномочий, присущих государственной власти, речь идёт о том, что один субъект управляет, а второй подчиняется, т.е. речь идёт о юридическом неравенстве, при котором у одного субъекта есть права, а у другого, соответствующие этим правам обязанности. В этом проявляется императивный характер метода административного права: неравенство участников административно правовых отношений. Это обусловлено сущностью регулируемых общественных отношений. По своей сути они являются властиотношениями, т.е. построены на принципе власть – подчинение. Таким образом, метод административного права – это императивно правовое воздействие на участников общественных отношений с целью обеспечения их необходимого поведения. Государственные органы, при осуществлении государственного управления могут также использовать такие методы, как: метод рекомендаций, метод согласований и метод равенства.

Наряду с предметом и методом регулирования третьей особенностью самостоятельной отрасли права является её целостность. Административное право – это целостная система правовых норм и институтов, объединённых предметом, целью, принципами и методом регулирования. В идеале они должны быть согласованы друг с другом, опираться на единое определение, использовать единую терминологию. Для правовой системы РБ характерно внутриотраслевая несогласованность правовых норм. Противоречия между ними, а также отсутствие единой юридической терминологии, применяемой в административном законодательстве. Система административного права делится на общую и особенную части. Иногда в доктрине административного права высказывается позиция о том, что административное право не следует, в принципе, считать отраслью законодательства, поскольку отраслям законодательства присуща возможность управления из своеобразного центра – возглавляющего отрасли закона, выступающего в качестве первичного (основополагающего) акта (например, гражданский кодекс). Административное законодательство объединяет такое число разнообразных по своему содержанию НПА, что управление ими при помощи единого НПА невозможно, поэтому административное право целесообразно считать не столько отраслью, а более крупным элементом законодательства – массивом законодательства.

Административное право одна из самых сложных и больших отраслей правовой системы. Она стоит во главе таких отраслей, как: финансовая, земельная, экологическая, таможенная и т.д. отраслей права в которой также используется административно-правовой метод регулирования. Указанное выше привело к тому, что, в настоящий момент, понятие административно права как такового не существует. Некоторые учёные вообще стараются избегать прямых формулировок понятия современного административного права. В качестве варианта можно рассмотреть следующее определение административного права – это отрасль публичного права, представляющая собой системную совокупность норм, предназначенных для регулирования общественных отношений, возникающих в связи и по поводу практической реализации полномочий государственной (в первую очередь исполнительной) власти. Административное право можно рассматривать в нескольких аспектах, в зависимости от его содержания:

· Как отрасли права

· Как учебную дисциплину

· Как правовую науку

Административное право не имеет строгих границ и взаимодействует со следующими отраслями права: конституционным, финансовым, трудовым, гражданским, уголовным и т.д. Традиционно считается, что административное право «выросло» из конституционного.

Механизм административно-правового регулирования

Традиционно в доктрине административного права механизм административно-правового регулирования понимается как система административно-правовых средств, которая, воздействуя на общественные отношения, организует их в соответствии с задачами и целями государственного управления. Данный механизм даёт представление о том, как именно осуществляется правовое регулирование общественных отношений в сфере государственного управления. Единого мнения о содержании механизма в настоящее время не существует. Одним из приемлемых подходов является мнение о том, что в механизм можно включить следующие элементы:

· Нормы административного права

· Акты толкования норм административного права, под которыми понимаются акты уполномоченных государственных органов, посредствам которых осуществляется официальное разъяснение действительного содержания норм административного права. Различают нормативное толкование (официальное разъяснение, которое обязательно для всех лиц и органов, применяющих норму или группу норм административного права), казуальное (даётся в связи с рассмотрением конкретного административного спора. Бывает административное – осуществляется органами исполнительной власти и судебное – осуществляется судьями).

· Акты применения норм административного права – представляют собой официальный правовой документ, содержащий государственно-властное предписание уполномоченного органа, носящего индивидуальный характер, которое выносится в результате разрешения конкретной правовой ситуации. Признаками актоприменения являются: носит властный характер, в нём выражается воля государства, обеспечивается принудительной силой государства, по форме является индивидуальным правовым актом, поскольку осуществляет индивидуально-правовое регулирование общественных отношений, издаётся в установленной форме (указ о награждении какой-либо государственной наградой РБ).

· Административно-правовые отношения

Некоторые юристы включают также в состав механизма систему государственных органов, принципы административного права и т.д.

В доктрине административного права имеются различные подходы к определению административно-правовой нормы. Общим в различных трактовках является то, что административно-правовая норма понимается как, установленная государством или его уполномоченными органами правила поведения, в целях регулирования общественных отношений в сфере государственного регулирования. Таким образом, можно выделить две характерные особенности, присущие нормам административного права:

· Их природа властно-регулятивная

· Они содержат в себе юридически обязательные правила поведения, адресованные различным субъектам, действующим в сфере государственного управления, но главным образом направленные на органы исполнительной власти и местного управления

С точки зрения внутренней структуры норма административного права состоит из гипотезы (абсолютно-определённой или относительно-определённой); диспозиции (простые – содержащие в себе название правонарушения, не раскрывая его призраков, ст.10.6 КААП; описательные – не только называющие правонарушения, но и описывающие, ст. 9.3 КААП, ссылочная (когда диспозиция нормы предлагает обратиться к другой статье КААП), бланкетная диспозиция – когда диспозиция отсылает к нормам иных отраслей права); санкции различаются по следующим основаниям: абсолютно-определённые (устанавливают точный вид и размер наказания, в административном праве применяется крайне редко, поскольку одним из принципов административного права является принцип индивидуализации административной ответственности (ст. 18.30 КААП)); относительно – определённые (устанавливают конкретный вид ответственности и его пределы, бывают с указанием уровня минимальной ответственности, с указанием уровня максимальной ответственности, с указание минимального и максимального уровня ответственности); альтернативные (устанавливают два или более вида ответственности, к которой могут быть привлечены правонарушители).

Наиболее распространённой в административном законодательстве является норма состоящая из диспозиции и санкции.

Виды административно-правовых норм

Единого критерия классификации норм административного права до настоящего времени не выработано. Среди юристов существует множество мнений по данному вопросу, которые можно сгруппировать следующим образом:

1. В зависимости от юридического содержания нормы административного права можно разделить на: обязывающие, т.е. предписывающие обязательное совершение определённых действий о которых идёт речь в данной норме; запрещающие, т.е. предусматривающие запрет на совершение определённых действий указанных в данной норме; уполномочивающие, т.е. предоставляющие возможность участникам общественных отношений в сфере государственного управления совершить определённые действия, либо воздержаться от их совершения.

Некоторые авторы выделяют рекомендательные и дефинитивные нормы. Дефинитивные – это нормы определяющие в обобщённом виде признаки того или иного понятия (например, понятия, содержащиеся в общей части КААП).

2. В зависимости от субъектов, которым адресованы административно-правовые нормы, нормы можно разделить на: нормы, регулирующие правовое положение органов исполнительной власти; нормы, определяющие административно-правовой статус государственных служащих; нормы определяющие статус юридических лиц в административном праве; нормы, регулирующие правосубъектность граждан, иностранных граждан и лиц без гражданства.

3. По юридической силе нормы административного права подразделяются на: конституционные; нормы НПА президента; нормы законов; нормы органов государственного управления.

4. По служебной роли нормы административного права подразделяются на: материальные (определяют содержание прав и обязанностей сторон общественных отношений); процессуальные (определяют порядок реализации этих прав и обязанностей).

5. По действию во времени административно-правовые нормы делятся на: срочные (с заранее установленным сроком действия); бессрочные (не имеющие такого срока). Бессрочных норм абсолютное большинство. Некоторые авторы выделяют также временные нормы.

6. По кругу лиц, на которых распространяется их действие административно-правовые нормы делятся на: общие, которые относятся ко всем лицам на данной территории; специальные, которые действуют лишь в отношении конкретных субъектов (например, военнослужащие, сотрудники органов внутренних дел и т.д.).

7. По пределу действия в пространстве нормы административного права делятся на: общегосударственные; действующие в пределах области; действующие в пределах определённой части административно-территориальной единицы; межтерриториальные, действующие в пределах нескольких административно-территориальных единиц; локальные.

Реализация норм административного права – это практическая претворение в жизнь государственной воли, содержащейся в данных нормах. Основные способы реализации норм административного права – это исполнение и применение.

Исполнение заключается в активных правомерных действиях по выполнению предписаний, содержащихся в нормах административного права, посредствам исполнения реализуются обязывающие нормы. Применение - это разрешение на основе административно-правовых норм индивидуальных конкретных административных дел и вопросов. Основными требованиями правильного применения норм административного права являются:

· Законность

· Обоснованность

· Целесообразность

· Научная организация правоприменительной деятельности

Наряду с указанными выше способами могут применяться также соблюдение и использование. Соблюдение – это добровольное подчинение требованиям норм административного права. Сущность данной формы состоит в воздержании субъекта от совершения действий, запрещённых административно-правовыми нормами. Посредствам соблюдения реализуются запрещающие нормы. Использование состоит в добровольном совершении правомерных действий, связанных с осуществлением субъективных прав в сфере государственного управления. В процессе использования реализуются уполномочивающие нормы.

Под административно-правовым отношением, понимается социально управленческое отношение складывающееся на основе норм административного права в сфере государственного управления, в том числе реализация исполнительной власти, одной из сторон которого, как правило, является субъект, наделённый государственно-властными полномочиями.

Структурно административное правоотношение состоит из субъекта и объекта. Некоторые юристы считают, что элементами административного правоотношения является также права и обязанности сторон правоотношения. Объект – это то, на что воздействует административно-правовое отношение. Существует множество подходов и мнений, касательно того, что является объектом правоотношения в административном праве: поведение людей, воля, сознание, материальные объекты и вещи, нематериальные блага (здоровье) и т.д. Для возникновения изменения и прекращения административно-правовых отношений необходимо наличие определённых условий, которые называются юридическими фактами - это обстоятельства при наступлении которых, в соответствии с требованиями конкретной нормы могут возникнуть конкретные правоотношения. Обычно юридические факты делят на действие (являются результатом активного волеизъявления субъекта; могут быть правомерными и неправомерными) и событие (явление, независящее от воли людей).

Признаками административно-правового отношения являются:

1. Властеотношение, т.е. отношение властиподчинения

2. Одной из сторон, как правило, выступает субъект, наделённый государственно-властными полномочиями

3. Оно возникает, как правило, по инициативе одной из сторон, согласие второй стороны не является обязательным

4. В случае нарушения административно-правовой нормы нарушитель несёт ответственность перед государством

5. Разрешение споров между сторонами, как правило, происходит в административном либо упрощённом судебном порядке

Классификация административно-правовых отношений

Существует множество различных классификаций административно-правовых отношений. Классическим является деление административно-правовых отношений на:

1. вертикальное – складываются между сторонами правоотношения, где одна сторона организационно подчинена другой (Совет министров и Министерство финансов);

2. горизонтальное – складываются между несоподчинёнными сторонами (Министерство и неподчинённое ему юридическое лицо);

3. диагональное – возникают между несоподчинёнными органами различных отраслевых систем и различного уровня в государственном управлении (проверка нормотворческой деятельности Министерством Юстиции других министерств).

В 80-ые годы двадцатого века была популярна позиция, согласно которой учёные выделяли и анализировали субординационные отношения, координационные отношения и реардинационные отношения.

По целевому назначению административно-правовые отношения можно подразделить на:

1. Административно-правовые отношения, возникающие в связи с реализацией положительных задач государственного управления (например, по руководству подчинёнными организацией)

2. Административно-правовые отношения юрисдикционного характера (т.е. связаны с правонарушениями в сфере государственного управления).

По конкретному содержанию административно-правовые отношения делятся на:

1. Материальные (составы административных правонарушений, предусмотренные КОАП)

2. Процессуальные (являются формами реализации материальных отношений)




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-05-10; Просмотров: 1642; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.032 сек.