Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Права и обязанности государственных служащих




Права и обязанности государственных служащих обусловлены спецификой выполняемых, государственных служащим, функций, вытекающих из компетенции государственного органа, в котором он работает. Общие права государственных служащих перечислены в ст.20, общие обязанности в ст.21 закона.

Характерной особенностью этих прав и обязанностей является то, что они выражают не конкретные полномочия по занимаемой должности, а общие правила поведения государственных служащих, которыми обеспечивается исполнение ими полномочий по замещаемым должностям.

Конкретные полномочия государственного служащего по занимаемой должности определяются должностной инструкцией.

Кроме прав и обязанностей для государственных служащих законодательством установлен ряд ограничений и запретов, цель которых установить правовые преграды для возможных злоупотреблений государственных служащих.

Законом установлено два вида ограничений:

1. Ограничение, установленное для гражданина ещё не являющегося государственным служащим при его поступлении на государственную службу (статья 33), которая сохраняет своё действие и после того, как гражданин стал государственным служащим;

2. Ограничение, установленное на период работы в качестве государственного служащего (статья 22).

Перечень, приведённый в статье 22 Закона ограничений, не является закрытым.

Государственный служащий, нарушивший требования Закона «Об ограничениях», подлежит освобождению от занимаемой должности.

Порядок прохождения государственной службы

В ОТП правоотношения понимается, как общественное отношение урегулированное нормой права. Правоотношения возникают, изменяются и прекращаются, вследствие, конкретных обстоятельств, предусмотренных нормами права и называемых юридическими фактами.

В доктрине административного права под прохождением службы, понимается совокупность юридических фактов, вызывающих изменение и прекращение государственных служебных отношений.

Закон не раскрывает понятие «прохождения государственной службы». В главе 4, с одноименным названием, речь ведётся о присяге, повышении квалификации, переподготовке, аттестации в государственных служащих, служебных командировках, переводе государственного служащего в другую местность или на другую должность.

Вопрос о том, какие юридические факты являются основаниями возникновениях отношения, в которые вступает государственный служащий при поступлении на государственную службу, является дискуссионным.

В законодательстве отсутствует единство терминологии при оформлении данных отношений, используются такие термины, как:

· Замещение государственной должности государственной службы;

· Поступление на государственную должность, государственной службы;

· Назначение на государственную должность государственной службы (приём на работу).

Закон предусматривает следующие замещения должностей в государственных органах:

· Назначение;

· Утверждение;

· Избрание (статья 37);

· С гражданами, поступающим на государственную службу, заключается контракт (статья 30).

Наиболее часто приём на работу на государственную службу, осуществляется по средствам назначения на должность, вместе с тем, с отдельными государственными служащими (премьером, депутатами палаты представителей, судьями) контракт не заключается.

Квалификационные требования, при поступлении на государственную службу, закреплены в статье 26 Закона. Для лиц впервые проступающих на государственную службу, проводится квалификационный экзамен, в порядке установленным Приказом Президента РБ от 17.03.2005 года №139. Сдача квалификационного экзамена, не является безусловным основанием для назначения на государственную должность.

Для гражданина, поступающего на государственную службу, по соглашению сторон, может устанавливаться испытательный срок от 3 до 6 месяцев.

С гражданами, поступающими на государственную службу, заключается контракт на срок не менее 1 года, максимальны срок действия контракта 5 лет.

Законом предусмотрено, проведение обязательной государственной аттестации государственных служащих, порядок проведения которой, установлен Указом Президента РБ от 06.11.2003 года №489.

Государственным служащим, занимающим соответственную государственную должность. В процессе прохождения государственной службы, присваиваются классы. Для государственных служащих устанавливается высший класс и 12 классов, из которых 12, является низшим. Каждой должности государственного служащего соответствует определенный класс. Лицам, принимаемым на государственную службу впервые, класс государственного служащего присваивается, как правило, не ранее, чем через 6 месяцев.

Отдельным категориям государственных служащих присваиваются квалификационные статусы (судьи), чины (прокурорским работникам) звания (таможенным работникам).

В законодательстве, отсутствует определение понятия «прекращение государственной службы», статья 40 перечисляет только основания прекращения государственной службы. Белорусские ученые определяют прекращение государственной службы, как прекращение полномочий государственного служащего в государственном органе, в результате увольнения с государственной службы по основаниям законодательством о труде и государственной службы. Таким образом, перечень оснований прекращений государственной службы, установленной статьёй 40, не является закрытым. Закон предусматривает единственное прекращение службы, по желанию государственного служащего – отставка. Право на отставку возникает лишь, при наличии условий, предусмотренных статьёй 22 Закона. Закон не предусматривает с каким юридическим фактором связывается прекращение государственной службы, поскольку основанием для возникновения трудовых отношений государственных служащих, являются акт на назначение на должность и контракт, то и для прекращением государственной службы, основанием являются, прекращение (расторжение) контракта и акт об освобождении от занимаемой должности.

Поощрение и ответственность государственных служащих

Применение мер поощрения является одним из методов обеспечения трудовой дисциплины. Под поощрением понимается, публичное признание трудовых заслуг, осуществляемая, путём применения государственного служащего, различных мер материального характера, предоставление льгот и преимуществ. В законе приведён примерный перечень мер поощрений, которые могут быть применены в отношении к работе (объявление благодарности, досрочное присвоение классов).

Мера поощрения объявляется в приказе руководителя государственного органа и заносится в трудовую книжку государственного служителя. За особые трудовые заслуги, работники, в том числе государственные служащие, могут быть представлены к награждению государственными наградами. Соответствующий порядок установлен приказом президента РБ от 0804.2005 №178 и Законом РБ «О государственных наградах РБ».

Государственные служащие могут быть привлечены к дисциплинарной, административной, уголовной и материальной ответственности, в соответствии с законодательством. Дисциплинарная ответственность является основным видом ответственности государственных служащих. Отсутствует НПА о государственных служащих, общие положения содержатся в трудовом кодексе и Законом, при этом перечень дисциплинарных взыскании которые могут быть прикреплены, в законе шире, чем в кодексе. Кроме того, в отдельных отраслях и сферах государственной деятельности, действуют уставы и положения и дисциплине отдельных категориях государственных служащих, например: судах, прокуратура и т.д. Поэтому считается, что дисциплинарная ответственность, является специальной дисциплинарной ответственностью.

Особенностью нормотворческой деятельностью органов исполнительной власти является то, что НПА, которые представляют собой, результат такой деятельности подвергаются юридической экспертизе, не на стадии подготовки проекта, а после принятия (издания) соответствующим НПА, перед включением его в национальный реестр правовых актов.

Понятие нормотворческой деятельности, нормотворческого органа, нормотворческого процесса в общем виде дано в законе об НПА. Второй вид правовой формы управленческо деятельности-правоприменительную деятельность - самостоятельно.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-05-10; Просмотров: 486; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.013 сек.