Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Требования, предъявляемые к правовым актам управления




Классификация правовых актов управления

Понятие и юридическое значение правовых актов управления

Издание правовых актов управления является основной правовой формой осуществления исполнительной власти.

Правовой акт управления представляет собой документ, изданный уполномоченным субъектом государственного управления в пределах его компетенции, содержащий одностороннее властное волеизъявление нормативного или индивидуального характера.

Признаки правового акта управления:

1) издается уполномоченным субъектом в пределах его компетенции;

2) носит юридически-властный характер;

3) представляет собой предписание, обязательное для адресата;

4) издается исключительно в соответствии и во исполнение Конституции РФ и действующих законов;

5) создается с соблюдением определенных, официально установленных правил (процедур);

6) может быть обжалован в вышестоящий орган (должностному лицу) или в суд, опротестован прокурором;

7) обеспечивается силой государственного принуждения, в том числе возможностью возникновения негативных правовых последствий для нарушителя.

Значение правовых актов управления проявляется в том, что они выступают в качестве юридической формы управленческих решений, посредством которой реализуются задачи и функции государственного управления. Правовые акты управления создают юридическую основу для административно-правовых отношений путем определения правил должного поведения объектов управления, служат юридическими фактами либо предпосылками для возникновения юридических фактов, влекущих возникновение, изменение и прекращение общественных отношений в сфере государственного управления.

 

Правовые акты управления можно классифицировать по различным основаниям.

По наименованию правовые акты классифицируются следующим образом:

- указы, распоряжения Президента;

- постановления и распоряжения Правительства;

- постановления, распоряжения, приказы, инструкции, правила, положения федеральных органов исполнительной власти;

- постановления (указы), распоряжения высших должностных лиц субъектов РФ;

- постановления, распоряжения высших органов исполнительной власти субъектов РФ;

- акты органов местного самоуправления (в случае делегирования им соответствующих государственно-властных полномочий).

По порядку принятия правовые акты управления делятся на акты, принимаемые коллегиально (большинством голосов), и единоначальные акты.

По форме выражения различают письменные, устные и конклюдентные правовые акты.

В зависимости от способа охраны можно выделить правовые акты, охраняемые мерами дисциплинарной ответственности, и правовые акты, охраняемые мерами административной ответственности.

Основное значение имеет классификация правовых актов по юридическим свойствам, в соответствии с которой выделяют:

- нормативные акты, содержащие административно-правовые нормы, т.е. правила поведения, регулирующие однотипные управленческие отношения, рассчитанные на длительное многократное применение и не имеющие конкретного адресата;

- индивидуальные акты, направленные на установление, изменение или прекращение административных правоотношений, рассчитанные на однократное применение к конкретному случаю;

- акты смешанного характера, содержащие характеристики указанных выше видов.

В свою очередь нормативные акты по предметам ведения и территориальным масштабам действия делятся на федеральные, субъектов Федерации и местные.

В зависимости от характера компетенции органа, принявшего нормативный акт, можно выделить акты общего управления, акты отраслевого управления и акты межотраслевого управления.

Индивидуальные правовые акты по содержанию могут быть:

- правонаделительными (например, назначение временно исполняющего обязанности);

- оперативно-распорядительными (например, о переносе выходного дня);

- правоохранительными (о применении мер государственного принуждения).

 

В связи с особой юридической природой правовых актов управления к ним предъявляется ряд требований, которые можно разделить на две основные группы:

1) требования, связанные с подзаконным характером правовых актов управления и реализацией принципа законности;

2) требования процедурного характера, связанные с процессом создания правового акта управления и вступления его в законную силу.

К числу требований первой группы можно отнести следующие:

1) правовые акты управления должны соответствовать нормам Конституции РФ и федеральных законов, т.е. должна соблюдаться иерархия актов в зависимости от их юридической силы;

2) правовые акты управления должны быть приняты с учетом конституционно закрепленного разграничения предметов ведения и полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и ее субъектов;

3) правовые акты управления должны быть приняты в пределах компетенции соответствующего органа государственного управления;

4) правовые акты управления должны быть юридически обоснованными, т.е. содержать в себе определение целей, оснований и юридических последствий их принятия.

Требования процедурного характера включают в себя требования к подготовке, изданию и действию правовых актов управления.

Подготовка и принятие нормативно-правовых актов федеральных органов исполнительной власти осуществляется в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 13 августа 1997 г. №1009 «Об утверждении Правил подготовки нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти и их государственной регистрации». Нормативные правовые акты издаются федеральными органами исполнительной власти в виде постановлений, приказов, распоряжений, правил, инструкций и положений.

Проект нормативного правового акта подлежит согласованию с заинтересованными министерствами и ведомствами, если такое согласование является обязательным в соответствии с законодательством Российской Федерации, а также если в нормативном правовом акте содержатся положения, нормы и поручения, касающиеся других министерств и ведомств. Согласование нормативного правового акта оформляется визами.

Подготовка проекта нормативного правового акта возлагается на одно или несколько структурных подразделений федерального органа исполнительной власти с учетом их функций и компетенции. При этом определяются круг должностных лиц, ответственных за подготовку указанного проекта, срок его подготовки, а при необходимости - организации, привлекаемые к этой работе.

В процессе работы над проектом нормативного правового акта должны быть изучены относящиеся к теме проекта законодательство Российской Федерации, договоры о разграничении предметов ведения и полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Российской Федерации, практика применения соответствующих нормативных правовых актов, научная литература и материалы периодической печати по рассматриваемому вопросу, а также данные социологических и иных исследований, если таковые проводились.

Одновременно с разработкой проекта нормативного правового акта должны быть подготовлены предложения об изменении и дополнении или признании утратившими силу соответствующих ранее изданных актов или их частей. Нормативные правовые акты, изданные совместно или по согласованию с другими федеральными органами исполнительной власти, изменяются, дополняются или признаются утратившими силу по согласованию с этими федеральными органами исполнительной власти.

Подготовленный проект нормативного правового акта до его подписания (утверждения) должен быть проверен на соответствие законодательству Российской Федерации, а также правилам русского языка и завизирован руководителем юридической службы федерального органа исполнительной власти. Нормативные правовые акты подписываются (утверждаются) руководителем федерального органа исполнительной власти или лицом, исполняющим его обязанности. Отдельные нормативные правовые акты могут подписываться (утверждаться) первыми заместителями (заместителями) руководителя федерального органа исполнительной власти, на которых в установленном порядке возложено руководство отраслевыми службами (блоками), сформированными в этих органах.

Государственной регистрации подлежат нормативные правовые акты, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, устанавливающие правовой статус организаций, имеющие межведомственный характер, независимо от срока их действия, в том числе акты, содержащие сведения, составляющие государственную тайну, или сведения конфиденциального характера. Государственная регистрация нормативных правовых актов осуществляется органом юстиции, который ведет Государственный реестр нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти.

Государственная регистрация нормативного правового акта включает в себя: юридическую экспертизу соответствия этого акта законодательству Российской Федерации; принятие решения о необходимости государственной регистрации данного акта; присвоение регистрационного номера; занесение в Государственный реестр нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти.

Требования к действию актов государственного управления во времени и пространстве, прежде всего, связаны со вступлением актов в законную силу. Статья 15 Конституции РФ устанавливает, что любые нормативные правовые акты, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, не могут применяться, если они не опубликованы официально для всеобщего сведения.

В соответствии с Указом Президента РФ от 23 мая 1996 г. № 763 «О порядке опубликования и вступления в силу актов Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации и нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти» указы и распоряжения Президента РФ, постановления и распоряжения Правительства РФ подлежат обязательному официальному опубликованию, кроме актов или отдельных их положений, содержащих сведения, составляющие государственную тайну, или сведения конфиденциального характера. Акты Президента РФ и Правительства РФ подлежат официальному опубликованию в «Российской газете» и Собрании законодательства Российской Федерации в течение 10 дней после дня их подписания. Они также могут быть опубликованы в иных печатных изданиях, доведены до всеобщего сведения по телевидению и радио, разосланы государственным органам, органам местного самоуправления, должностным лицам, предприятиям, учреждениям, организациям, переданы по каналам связи.

Акты Президента РФ, имеющие нормативный характер, вступают в силу одновременно на всей территории Российской Федерации по истечении 7 дней после дня их первого официального опубликования. Иные акты Президента РФ, в том числе акты, содержащие сведения конфиденциального характера, вступают в силу со дня их подписания.

Акты Правительства РФ, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, устанавливающие правовой статус федеральных органов исполнительной власти, а также организаций, вступают в силу одновременно на всей территории Российской Федерации по истечении 7 дней после дня их первого официального опубликования. Иные акты Правительства РФ - со дня их подписания. При этом в актах Президента РФ и Правительства РФ может быть установлен другой порядок вступления их в силу.

Нормативные правовые акты федеральных органов исполнительной власти, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, устанавливающие правовой статус организаций или имеющие межведомственный характер, прошедшие государственную регистрацию, подлежат обязательному официальному опубликованию (кроме актов, содержащих сведения, составляющие государственную тайну, или сведения конфиденциального характера) в «Российской газете» или в Бюллетене нормативных актов федеральных органов исполнительной власти в течение 10 дней после дня их регистрации.

Нормативные правовые акты федеральных органов исполнительной власти вступают в силу одновременно на всей территории Российской Федерации по истечении 10 дней после дня их официального опубликования, если самими актами не установлен другой порядок вступления их в силу. Нормативные правовые акты федеральных органов исполнительной власти, содержащие сведения, составляющие государственную тайну, или сведения конфиденциального характера и не подлежащие в связи с этим официальному опубликованию, вступают в силу со дня государственной регистрации и присвоения номера, если самими актами не установлен более поздний срок их вступления в силу.

Действие акта государственного управления может быть ограничено во времени прямым указанием на срок действия акта либо указанием на событие, с наступлением которого акт утратит силу. Однако, как правило, нормативно-правовые акты государственного управления действуют бессрочно, со временем сменяясь новыми документами по регулируемым ими вопросам.

Действие актов государственного управления в пространстве обусловлено территориальными границами компетенции издающего их органа и теми правилами разграничения предметов ведения и полномочий, которые действуют в отношениях между органами государственного управления различного уровня.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-05-10; Просмотров: 847; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.016 сек.