Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Контроль органов законодательной власти




Контроль Президента Российской Федерации

Государственный контроль и его виды

Контроль призван обеспечить строгое и неуклонное исполнение законов и подзаконных актов, соблюдение дисциплины органами исполнительной власти, должностными лицами, предприятиями, учреждениями, организациями, общественными объединениями и гражданами.

Сущность и назначение контроля:

1) объектом контроля является как законность, так и целесообразность деятельности подконтрольного объекта;

2) наблюдение за функционированием соответствующего подконтрольного объекта;

3) получение объективной и достоверной информации о состоянии законности и дисциплины в подконтрольном объекте;

4) принятие мер по предотвращению и устранению нарушений законности и дисциплины;

5) выявление причин и условий, способствующих правонарушениям;

6) принятие мер по привлечению к ответственности лиц, виновных в нарушении законности и дисциплины.

В зависимости от субъектов, его осуществляющих, и характера их полномочий можно выделить:

- контроль Президента РФ;

- контроль органов законодательной власти;

- контроль органов исполнительной власти;

- контроль органов судебной власти.

Президентский контроль в сфере управления осуществляется в двух основных формах:

1) непосредственный контроль Президента РФ. Он осуществляется в области подбора и расстановки кадров на федеральном уровне и на уровне субъектов РФ (представление кандидатуры Председателя Правительства РФ на рассмотрение и утверждение Государственной Думой, назначение на должность руководителей министерств и иных федеральных органов исполнительной власти, высшего командования Вооруженных Сил России; высших должностных лиц субъектов РФ и др.).

Президент РФ вправе председательствовать на заседаниях Правительства РФ, что позволяет участвовать в обсуждении различных вопросов, вносить предложения, непосредственно контролировать правильность, целесообразность и необходимость принятия соответствующих решений; он также вправе отменять постановления и распоряжения Правительства РФ, противоречащие Конституции РФ; принимать решение об отставке Правительства;

2) президентский контроль через соответствующие президентские структуры:

- Администрацию Президента РФ1. Ее важнейшая задача – обеспечение контроля Президента РФ за деятельностью органов исполнительной власти РФ;

- Контрольное управление Президента РФ2.

Являясь структурным подразделением Администрации Президента РФ, управление осуществляет свои функции и полномочия в соответствии с планами контрольных проверок или на основании отдельных поручений Президента РФ и руководителя его Администрации.

Основными задачами Управления являются:

1) контроль и проверка исполнения федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов РФ, а также организациями федеральных законов (в части, касающейся полномочий Президента, в том числе по обеспечению прав и свобод человека и гражданина), указов, распоряжений и иных решений Президента;

2) контроль за реализацией общенациональных проектов;

3) контроль и проверка исполнения поручений Президента РФ и Руководителя его Администрации;

4) контроль за реализацией ежегодных посланий Президента Федеральному Собранию, бюджетных посланий и иных программных документов Президента.

Для осуществления своих полномочий Управление вправе создавать комиссии с привлечением работников аппаратов полномочных представителей Президента РФ в федеральных округах, работников федеральных органов исполнительной власти и органов исполнительной власти субъектов РФ, сотрудников правоохранительных и контролирующих органов.

По результатам проверок Управление вправе вносить на рассмотрение Президента РФ свои предложения, направлять соответствующие материалы в Прокуратуру РФ и в различные контрольные органы РФ.

Должностные лица Управления имеют право присутствовать на заседаниях Правительства РФ, его Президиума, коллегий федеральных органов исполнительной власти, а также на совещаниях по вопросам контроля, проводимых федеральными органами исполнительной власти и органами исполнительной власти субъектов РФ.

Контрольное управление имеет право вносить предложения Президенту, в Правительство, руководителям федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов РФ о привлечении к дисциплинарной ответственности государственных служащих за неисполнение или ненадлежащее исполнение федеральных законов, указов, распоряжений и иных решений Президента, а также о временном отстранении государственных служащих, допустивших должностной проступок, от исполнения должностных обязанностей;

- полномочных представителей Президента в федеральных округах1.

Полномочные представители Президента РФ назначаются на должность по представлению руководителя Администрации Президента РФ главой государства, подчиняются ему и представляют его на территории федерального округа.

Полномочный представитель вправе осуществлять контроль за деятельностью органов исполнительной власти по выполнению решений федеральных органов государственной власти, за реализацией федеральных программ в федеральном округе; по результатам контроля он готовит и представляет Президенту РФ аналитические и иные материалы об экономических, социальных и политических процессах на территории соответствующего федерального округа и вносит свои предложения; вносит Президенту РФ предложения о приостановлении действия актов органов исполнительной власти субъектов РФ, находящихся в пределах федерального округа, в случае противоречия этих актов Конституции РФ, федеральным законам, международным обязательствам РФ или нарушения прав и свобод человека и гражданина.

 

Объем контрольных полномочий палат Федерального Собрания по отношению к органам федеральной исполнительной власти невелик (в основном они принадлежат Государственной Думе).

Это проявляется в том, что Государственная Дума дает согласие Президенту РФ на назначение Председателя Правительства РФ; решает вопрос о доверии Правительству РФ, осуществляет контроль за деятельностью Правительства РФ по разработке федерального бюджета; заслушивает отчет о его исполнении (Счетная палата Российской Федерации – постоянно действующий орган государственного финансового контроля, образуемый Федеральным Собранием РФ и подотчетный ему1).

Контрольные полномочия Федерального Собрания проявляются в назначении и освобождении от должности дипломатических представителей РФ в иностранных государствах, для чего требуется согласование с соответствующими комитетами и комиссиями обеих палат.

Федеральный закон «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов РФ»2 наделяет законодательный (представительный) орган государственной власти субъекта Российской Федерации контрольными полномочиями в области соблюдения и исполнения законов субъекта, исполнения бюджета субъекта, соблюдения установленного порядка распоряжения собственностью субъекта Российской Федерации. Особую группу его контрольных полномочий составляют полномочия участия в назначении на должность высшего должностного лица, в формировании высшего исполнительного органа, в утверждении или согласовании назначения на должность отдельных должностных лиц высшего исполнительного органа субъекта РФ.

 

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-05-10; Просмотров: 1401; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.016 сек.