Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Понятие и признаки административного процесса




Административный процесс в широком смысле этого термина – это совокупность последовательных действий, урегулированных правовой нормой, обеспечивающих определенный порядок деятельности органа (должностного лица) исполнительной власти по применению и реализации административно-правовых норм.

В узком смысле – это урегулированная законом административно-процессуальная деятельность субъекта административной юрисдикции по применению норм материального права при разрешении административно-правового спора или при рассмотрении дел об административных или дисциплинарных правонарушениях1.

Следует отметить, что понятие «административный процесс» в научной литературе имеет много трактовок. Указанные выше определения объединяют разнообразие существующих мнений.

По мнению А.Е. Лунева, под административным процессом следует понимать порядок деятельности всех органов государственного управления по осуществлению их компетенции, порядок разрешения всех дел, возникающих в процессе управления, и применение норм материального административного права2.

«Реально административно-правовые отношения всегда воспринимаются как процессуальные»3, – считает Ю.М. Козлов.

Д.Н. Бахрах дает определение административных процессов, выделяя административно-правотворческий, административно-правонаделительный и административно-юрисдикционный процесс4.

Оригинальной трактовки, заслуживающей отдельного внимания, придерживается А.А. Демин. Основываясь на анализе научных работ отечественных и зарубежных юристов, А.А. Демин приходит к выводу о том, что административный процесс – это процедура трехстороннего разрешения административных и дисциплинарных споров (т.е. споров, вытекающих из властных отношений) в любом органе государства и при любом способе организации такого рассмотрения.

При отсутствии спора государственный орган действует не в рамках юридического процесса, а в рамках процедуры функционирования этого органа. Наличие административно-процессуальных отношений возможно только при трехстороннем характере отношений: две стороны и арбитр1.

Указ Президента РФ от 3 апреля 1997 г. №278 «О первоочередных мерах по реализации Послания Президента РФ Федеральному Собранию «Порядок во власти – порядок в стране»2 содержит поручение Администрации Президента РФ принять совместно с Правительством РФ участие в разработке Государственной Думой Федерального Собрания РФ проектов Административного кодекса и Административно-процессуального кодекса Российской Федерации. В 2007 году был разработан проект Кодекса административного судопроизводства РФ.

Таким образом, будущий Административно-процессуальный кодекс должен определить официальное понимание роли и назначения административного процесса и норм Кодекса в регулировании административно-правовых отношений.

 

62. Административно-процедурное производство: сущность и виды

Административно-процессуальная деятельность, исходя из широкого и узкого толкования термина «административный процесс», может рассматриваться в двух вариантах: административно-процедурном и административно-юрисдикционном3.

К административно-процедурной деятельности, или административно-процедурному производству, можно отнести:

- разрешительное;

- регистрационное;

- правотворческое (производство по принятию правовых актов управления).

Разрешение – это официальное санкционирование уполномоченными исполнительными органами (должностными лицами) определенных действий физических и юридических лиц.

Разрешительными полномочиями обладают органы внутренних дел (на приобретение, хранение, ношение и перевозку огнестрельного оружия, на осуществление частной детективной и охранной деятельности), специальные надзорные органы, государственные учреждения, оказывающие услуги населению.

Одной из форм разрешения является лицензия. В соответствии со ст. Федерального закона «О лицензировании отдельных видов деятельности»1 лицензия – это специальное разрешение на осуществление конкретного вида деятельности, а под лицензированием понимаются мероприятия, связанные с предоставлением лицензий, переоформлением документов, подтверждающих наличие лицензий, приостановлением и возобновлением действия лицензий, их аннулированием, а также контролем лицензирующих органов за соблюдением соответствующих лицензионных требований и условий.

Регистрацияправовое закрепление юридических фактов или удостоверение каких-либо фактических обстоятельств. Действующим законодательством предусмотрена государственная регистрация в соответствующих органах исполнительной власти актов гражданского состояния; регистрация юридических лиц и индивидуальных предпринимателей; регистрация права собственности, хозяйственного ведения и оперативного управления, сделок с недвижимостью и т.д.

Процедурой принятия правовых актов управления могут быть предусмотрены:

  • официально-коллегиальное принятие решения;
  • согласование проекта с заинтересованными сторонами;
  • реквизиты (штампы, печати, подписи, исполнители, сроки исполнения, контроль за исполнением).

Установленная процедура включает: подготовку проекта акта; обсуждение; визирование и правовую экспертизу; принятие; подписание; в необходимых случаях – государственную регистрацию; обнародование.

63. Административно-юрисдикционное производство

Административная юрисдикция может рассматриваться в двух аспектах:

во-первых, как урегулированная законом деятельность уполномоченного органа государственной власти (должностного лица) по разрешению индивидуальных административных дел (споров);

во-вторых, как урегулированная законом деятельность уполномоченных органов (должностных лиц) по рассмотрению дел об административныхправонарушениях и применению мер административной ответственности1.

Административно-правовые споры рассматриваются:

- должностными лицами органов исполнительной власти;

- судами общей юрисдикции;

- арбитражными судами.

Правила и порядок рассмотрения административных споров судами общей юрисдикции определены Гражданским процессуальным кодексом РФ от 14 ноября 2002г. №138-ФЗ2 (разд. II, подразд. III «Производство по делам, возникающим из публичных правоотношений»), нормами Закона РФ «Об обжаловании в суд действий и решений, нарушающих права и свободы граждан» от 27 апреля 1993 г.1, Арбитражным процессуальным кодексом РФ от 24 июля 2002г. №95-ФЗ2 (разд. III «Производство в арбитражном суде первой инстанции по делам, возникающим их административных и иных публичных правоотношений»).

Административно-юрисдикционными полномочиями по рассмотрению дел об административных правонарушениях и применению мер административной ответственности наделены судьи судов общей юрисдикции, гарнизонных военных судов, арбитражных судов, мировые судьи, комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав, органы исполнительной власти и др. Их перечень, порядок производства по делам об административных правонарушениях определен Кодексом РФ об административных правонарушениях от 30 декабря 2001 г., а также законами субъектов РФ.

64. Административная юстиция: практика зарубежных государств и формирование в России

Административная юстиция это термин, применяющийся в законодательстве зарубежных государств. Под ней понимается система специальных судебных и административных органов, главным направлением деятельности которых является контроль за законностью действий и решений органов исполнительной власти (администрации) при рассмотрении исков и жалоб граждан и организаций в связи с нарушением их прав и законных интересов.

Административная юстиция – необходимый элемент правового государства, появление которого в правовых системах зарубежных стран относится к XIX в. С учетом мировой практики можно выделить два ее вида: самостоятельная, независимая от судов общей юрисдикции, и система, при которой решения административных судов могут быть обжалованы в суд общей юрисдикции.

Трехступенчатая структура административной юстиции существует во Франции и ФРГ. Во Франции действуют региональные и специализированные административные трибуналы (первая инстанция), апелляционные трибуналы (вторая инстанция), Государственный совет (высший орган административной юстиции). Указанные органы независимы от судов общей юрисдикции. Административные трибуналы рассматривают жалобы на акты органов исполнительной власти (индивидуальные и нормативные). Трибунал может признать обжалуемый акт полностью или частично недействительным.

В Германии система административных судов представлена земельными административными судами, специализированными судами (патентный суд, суд по делам социального обеспечения) (первая инстанция); Высшим административным судом земли (кассационная инстанция по отношению к земельным административным судам) и Федеральным административным судом, который является высшей инстанцией административной юстиции.

В Великобритании система административной юстиции не выделена. Ее осуществляют независимые от администрации трибуналы, апелляции подаются в апелляционные трибуналы или в суды общего права, в Высокий суд, в Совет трибуналов, а затем - в Палату лордов.

В Соединенных Штатах Америки в ряде органов государственного управления созданы квазисудебные органы – административные судьи и апелляционные управления (советы). Кроме того, гражданин имеет право обжаловать действия администрации в суд общей юрисдикции.

Для формирования административной юстиции в Российской Федерации есть два юридических основания. Конституционное – судебная власть осуществляется посредством конституционного, гражданского, административного и уголовного судопроизводства (п. 2 ст. 118 Конституции РФ). Законодательное – допускается учреждение на основе закона специализированных федеральных судов по рассмотрению административных дел (ст. 26 Федерального конституционного закона «О судебной системе Российской Федерации»2).

В настоящее время на законодательном уровне ведется работа по формированию правовой основы деятельности административных судов. Пленум Верховного Суда РФ внес в Государственную Думу проект федерального конституционного закона, предусматривающего образование 500 межрайонных судов первой инстанции, а также 21 федерального окружного административного суда соответствующего судебного округа, объединяющего от двух до шести субъектов РФ. В Верховном Суде предполагается создание судебной коллегии по административным делам.

 

Тема 13: «Производство по делам об административных правонарушениях»

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-05-10; Просмотров: 723; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.01 сек.