Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Государственная служба: понятие, признаки, значение и правовые источники. 2 страница




Этапы реформы государственной службы.

1й этап (1992-1997 годы). В 1992 году была разработана концепция реформирования государственной службы, предусматривающая принятие рамочного закона о государственной службе, который послужил бы отправным этапом для дальнейшего нормативного правового регулирования в этой сфере. Однако закон не был принят.

Конституцией РФ 1993 года впервые были заложены основы законодательного регулирования института государственной службы как важнейшего элемента государственного управления. На протяжении последнего времени вся система российской государственной службы формируется на основе ее принципов.

В 1993 году Президент РФ издал Указ, утвердивший Положение о государственной службе только в государственных органах федерального уровня4. Данное Положение стало первым комплексным нормативным правовым актом о государственной службе. В нем впервые было дано определение государственной службы.

Впоследствии становилось очевидным, что одними указами и подзаконными актами нельзя отрегулировать всю сферу государственной службы. Необходимость принятия закона стала очевидной.

Принятый 31 июля 1995 года Федеральный закон "Об основах государственной службы РФ"6 (далее также – закон об основах государственной службы) стал этапом дальнейшего формирования нормативной правовой базы государственной службы в нашей стране. Этот закон уже имел более широкую сферу действия, охватывал службу в государственных органах федерального и регионального уровня. Федеральный закон установил правовые основы организации такой службы и основы правового положения российских государственных служащих.

Тем не менее, несмотря на бесспорно положительное значение указанного Федерального закона, комплексная, эффективная система обеспечения правового регулирования государственной службы в РФ окончательно не была сформирована. Военная и правоохранительная службы продолжали регулироваться отдельным законодательством, которое сформировалось значительно ранее7, развиваясь автономно.

В итоге российское законодательство о государственной службе в тот период характеризовалось хаотичностью и противоречивостью друг другу нормативных правовых актов о федеральной гражданской службе, о службе в отдельных государственных органах (органах прокуратуры, внутренних дел, таможенных органах).

2й этап (1996–1998 годы).

В сентябре 1996 года главе государства была представлена аналитическая записка «О проблеме слабой управляемости государственными процессами», где в качестве главной проблемы выделялась необходимость подготовки концепции нового правового порядка в государственном управлении8. В этот период было подготовлено 12 вариантов концепции административной реформы. Впервые были проанализированы системные недостатки существующей государственной службы и определены основные направления реформы – повысить профессионализм государственной службы и эффективность взаимодействия органов исполнительной власти и гражданского общества. 13 марта 1998 года в Администрации Президента России состоялось обсуждение проекта концепции административной реформы. Участники совещания высказали убеждение, что до 2000 года к ее практической реализации преступать нецелесообразно.

3й этап (к. 2000 г. – сер. 2001 г.).

Этот период ознаменовался утверждением Концепции реформирования системы государственной службы РФ и Планом первоочередных мероприятий по ее реализации. Концепция предусматривала кардинальное обновление федерального законодательства в сфере государственной гражданской службы.

Принципиальным положением этого документа явилось формирование единой системы государственной службы в нашей стране.

Главными целями реформирования государственной службы Концепция определила:

1. Повышение эффективности государственной службы в интересах развития гражданского общества и укрепления государства.

2. Создание целостной системы государственной службы с учетом исторических, культурных, национальных и других особенностей России.

Был издан Указ Президента РФ от 12 августа 2002 года № 885 "Об утверждении общих принципов служебного поведения государственных служащих".

4й этап (2002-2007 годы).

В 2002 году была принята федеральная программа «Реформирование государственной службы РФ (2003-2005 гг.)», реализация которой осуществлялась в 2003-2005 годы (далее – федеральная программа). Позже срок действия программы был продлен до 2007 года.

Данной программой было намечено повышение эффективности государственной службы в целом, ее видов и уровней, оптимизация затрат на государственное управление. К числу основных задач реформы были отнесены создание единой, стабильной и унифицированной законодательной базы государственной службы, обеспечение взаимосвязи между различными видами государственной службы, разграничение законодательной компетенции Федерации и ее субъектов.

В качестве инструментов решения этих задач значились:

o внедрение контракта (на основе должностных регламентов, включающих показатели эффективности оказания государственными гражданскими служащими услуг) вместо трудового договора;

o обеспечение конкурсности при замещении должностей государственной гражданской службы;

o внедрение механизмов выявления и разрешения конфликта интересов на государственной гражданской службе;

o законодательное регулирование профессиональной этики государственных гражданских служащих.

Принятые на федеральном уровне Концепция и федеральная программа явились базовыми документами, определяющими подходы к реформированию государственной службы.

27 мая 2003 года был принят Федеральный закон № 58-ФЗ "О системе государственной службы РФ", которым впервые юридически закреплена видовая классификация государственной службы и ее деление на самостоятельно обособленные виды (государственная гражданская служба; военная служба; правоохранительная служба). По своей сути данный закон явился базовым, который установил общие принципы и закрепил основы правового регулирования государственной службы в России.

В развитие указанного закона 27 июля 2004 года был принят Федеральный закон № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе РФ» (далее также – закон о гражданской службе), который регламентирует вопросы государственной гражданской службы как одного из видов государственной службы. Данный закон по своему предмету регулирования охватывает обширную сферу общественных отношений, определяет правила конкретного вида государственной службы: устанавливает правовые, организационные и экономические основы федеральной государственной гражданской службы и государственной гражданской службы субъектов РФ.

Современный этап. В результате осуществления мероприятий федеральной программы были выявлены сложные и комплексные проблемы в сфере государственной службы, необходимость постановки целей и задач следующего этапа реформирования и развития этого института. Ряд задач реформирования государственной службы остался нерешенным. Одной из принципиальных проблем является разграничение компетенции Федерации и ее субъектов в сфере правового регулирования в сфере государственной службы.

Все эти проблемы, как предполагается, должна решать новая федеральная программа «Реформирование и развитие системы государственной службы РФ (2009-2013 годы)». Реализация программы включает два этапа. На 1 - в 2009-2010 г. планируется усовершенствовать федеральное законодательство в сфере государственной службы, в частности разработать и внедрить механизмы противодействия коррупции (отчасти эта работа уже выполнена), завершить разработку современных кадровых, образовательных, информационных и управленческих технологий и механизмов, обеспечивающих результативность профессиональной служебной деятельности государственных служащих. На 2 этапе (2011 - 2013 г.) предстоит осуществлять мониторинг общественного мнения об эффективности государственной службы и результативности профессиональной служебной деятельности государственных служащих; провести комплекс мероприятий, направленных на повышение престижа государственной службы и т.д.

 

31. Государственная должность: понятие и основные положения теории. Должности государственной службы. Реестры должностей государственной службы. Классификация и реестры должностей государственной гражданской службы. Категории и группы должностей гражданской службы. Квалификационные требования к должностям гражданской службы.

В действующем российском законодательстве о государственной службе государственная должность определяется как должность в федеральных органах государственной власти, органах государственной власти субъектов РФ, а также в иных государственных органах, образуемых в соответствии с Конституцией РФ, с установленными кругом обязанностей по исполнению и обеспечению полномочий данного государственного органа, денежным содержанием и ответственностью за исполнение этих обязанностей.

Таким образом, законодательно закрепляются следующие составляющие этого понятия: 1) должность — это структурная единица государственных органов; 2) она учреждается в установленном законодательством порядке; 3) устанавливает круг обязанностей, соответствующий полномочиям государственного органа; 4) включает денежное содержание и ответственность за неисполнение либо ненадлежащее исполнение установленных обязанностей.

ФЗ «О системе государственной службы РФ» определяет государственная служба РФ как профессиональную служебную деятельность граждан РФ по обеспечению исполнения полномочий:

См. п.1 вопроса № 3.

Согласно п. 2 ст.8 ФЗ «О системе государственной службы РФ» должности государственной службы подразделяются на:

1) должности федеральной государственной гражданской службы;

2) должности государственной гражданской службы субъекта Российской Федерации;

3) воинские должности;

4) должности правоохранительной службы.

Должности гражданской службы можно классифицировать по категориям и г руппам.

Категориями должностей гражданской службы являются:

1) руководители — должности руководителей и заместителей руководителей государственных органов и их структурных подразделений, должности руководителей и заместителей руководителей территориальных органов федеральных органов исполнительной власти и их структурных подразделений, должности руководителей и заместителей руководителей представительств государственных органов и их структурных подразделений, замещаемые на определенный срок полномочий или без ограничения срока полномочий;

2) помощники (советники) — должности, учреждаемые для содействия лицам, замещающим государственные должности, руководителям государственных органов, руководителям территориальных органов федеральных органов исполнительной власти и руководителям представительств государственных органов в реализации их полномочий и замещаемые на определенный срок, ограниченный сроком полномочий указанных лиц или руководителей;

3) специалисты — должности, учреждаемые для профессионального обеспечения выполнения государственными органами установленных задач и функций и замещаемые без ограничения срока полномочий;

4) обеспечивающие специалисты — должности, учреждаемые для организационного, информационного, документационного, финансово-экономического, хозяйственного и иного обеспечения деятельности государственных органов и замещаемые без ограничения срока полномочий.

К группам должностей гражданской службы относятся:

1) высшие должности гражданской службы;

2) главные должности гражданской службы;

3) ведущие должности гражданской службы;

4) старшие должности гражданской службы;

5) младшие должности гражданской службы.

Должности категорий «руководители» и «помощники (советники)» подразделяются на высшую, главную и ведущую группы должностей гражданской службы. Должности категории «специалисты» классифицируются на высшую, главную, ведущую и старшую группы должностей гражданской службы. Должности категории «обеспечивающие специалисты» законодатель разделяет на главную, ведущую, старшую и младшую должности гражданской службы.

Реестр. Федеральный закон «О системе государственной службы Российской Федерации» (ст. 9) устанавливает, что утверждаемый Президентом РФ реестр должностей федеральной государственной службы включает в себя перечни: 1) должностей федеральной государственной гражданской службы; 2) типовых воинских должностей; 3) типовых должностей правоохранительной службы.

Реестр должностей государственной гражданской службы субъекта РФ утверждается либо законом, либо иным нормативным правовым актом субъекта РФ.

Оба указанных реестра (реестр должностей федеральной государственной службы и реестры должностей государственной гражданской службы субъектов РФ) составляют Сводный реестр должностей государственной службы РФ. Указом Президента РФ от 31 декабря 2005 г. № 1574 утвержден Реестр должностей федеральной государственной гражданской службы. В соответствии с данным Указом руководителям государственных органов предложено привести наименования должностей федеральной государственной гражданской службы в этих органах, а также нормативные правовые акты этих органов в соответствие с упомянутым Указом. В Реестр должностей федеральной государственной гражданской службы входят: см. стр. 296-297 уч-ка.

Квалификационные требования к должностям государственной службы устанавливаются федеральными законами и законами субъектов РФ, а также федеральными и региональными нормативными правовыми актами. Федеральный закон «О государственной гражданской службе Российской Федерации» устанавливает квалификационные требования к должностям гражданской службы (ст. 12). В их число входят: требования к уровню профессионального образования, стажу гражданской службы (государственной службы иных видов) или стажу (опыту) работы по специальности, профессиональным знаниям и навыкам, необходимым для исполнения должностных обязанностей.

Понятие гос. службы регламентируется ФЗ «О системе государственной службы РФ» и ФЗ «О государственной гражданской службе РФ». Наиболее детально данное понятие установлено в ст. 1 ФЗ «О системе государственной службы РФ», где сказано:

Государственная служба РФ - профессиональная служебная деятельность граждан РФ по обеспечению исполнения полномочий:

· РФ;

· федеральных органов государственной власти, иных федеральных государственных органов (далее - федеральные государственные органы);

· субъектов РФ;

· органов государственной власти субъектов РФ, иных государственных органов субъектов РФ (далее - государственные органы субъектов РФ);

· лиц, замещающих должности, устанавливаемые Конституцией РФ, федеральными законами для непосредственного исполнения полномочий федеральных государственных органов (далее - лица, замещающие государственные должности РФ);

· лиц, замещающих должности, устанавливаемые конституциями, уставами, законами субъектов РФ для непосредственного исполнения полномочий государственных органов субъектов РФ (далее - лица, замещающие государственные должности субъектов РФ).

Принципами гражданской службы являются:

1) приоритет прав и свобод человека и гражданина;

2) единство правовых и организационных основ федеральной гражданской службы и гражданской службы субъектов РФ;

3) равный доступ граждан, владеющих государственным языком РФ, к гражданской службе и равные условия ее прохождения независимо от пола, расы, национальности, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, а также от других обстоятельств, не связанных с профессиональными и деловыми качествами гражданского служащего;

4) профессионализм и компетентность гражданских служащих;

5) стабильность гражданской службы;

6) доступность информации о гражданской службе;

7) взаимодействие с общественными объединениями и гражданами;

8) защищенность гражданских служащих от неправомерного вмешательства в их профессиональную служебную деятельность.

Основное значение принципов государственной службы заключается в том, что они определяют «юридическую судьбу», жизнеспособность, практическую организацию и реальное функционирование государственной службы.

Источники. Регулирование отношений, связанных с гражданской службой, осуществляется:

1) Конституцией РФ;

2) Федеральным законом "О системе государственной службы РФ";

3) настоящим Федеральным законом;

4) другими федеральными законами, в том числе федеральными законами, регулирующими особенности прохождения гражданской службы;

5) указами Президента РФ;

6) постановлениями Правительства РФ;

7) нормативными правовыми актами федеральных органов исполнительной власти;

8) конституциями (уставами), законами и иными нормативными правовыми актами субъектов РФ;

9) н/п/а государственных органов.

33. Понятие и содержание государственно-служебного правоотношения. – WTF?

Государственно-служебные отношения - отношения, складывающиеся в процессе выполнения в пределах полномочий и прерогатив государственной власти и управления закрепленных совокупностью правовых, социальных и организационных норм, стандартов, традиций по реализации конституции и законов государства, его политических, экономических и социальных условий и задач.

Это публично-правовые отношения между государством и государственным служащим по поводу условий, методов и результатов служения государству и обществу.

Государственно-служебные отношения это отношения, возникающие в связи с организацией и функционированием государственной службы.

Государственно-служебные отношения это отношения, складывающиеся при осуществлении кадровой политики.

Общие черты государственно-служебных правоотношений.

1. Урегулированы нормами служебного права (Служебное право – одна из подотраслей АП, нормы которой регулируют организацию и прохождение государственной службы. Термин еще не получил общего признания в юриспруденции РФ).

2.Соответствуют системе государственной службы.

3. Как правоотношения комплексной отрасли регулируются нормами различных отраслей права.

4. Общественные отношения, связанные с управлением и организацией государственной службы.

5. Среди групп отношений урегулированных нормами служебного права главенствующими являются отношения административно-правового и административно-процессуального характера.

Возможны различные классификации государственно-служебных отношений. Основополагающей является классификация в зависимости от функциональной направленности отношений.

1. Общественные отношения в сфере кадровой политики.

2. Общественные отношения по формированию государственно-служебных отношений.

3. Общественные отношения по функционированию гос-й службы.

4. Общественные отношения по реализации принципов гос-й службы.

5. Общественные отношения по формированию и реализации статуса гос-го служащего.

6. Общественные отношения по прохождению госслужбы гос-ми служащими.

7. Общественные отношения по прекращению госслужбы.

8. Общественные отношения по управлению госслужбой.

9. Общественные отношения по проведению реформы госслужбы.

Структура государственно-служебных правоотношений выгладит как связь взаимодействующих прав и обязанностей двух его участников.

Общепризнанные видовые разделения структуры: одно- и двусторонние правоотношения.

В двусторонних правоотношениях каждая из сторон несет права и обязанности в отношении другой, т.е. праву одной стороны соответствует обязанность другой и наоборот.

В односторонних отношениях участвуют два индивида, один из которых несет обязанность по отношению к другому, а у второй стороны возникает права на основе обязанности первого.

Правоотношения, составляющие базис гос-й службы носят субординационный характер.

Объем служебной правосубъектности служащего, который и составляет содержание правоотношений, реализуется в служебных отношениях и определяется занимаемой им должностью в гос-м органе. Служащие обладаю не одинаковым объемом правосубъектности. Права и обязанности гос-го служащего комбинируются в различных сочетаниях в зависимости от занимаемой должности.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-05-10; Просмотров: 1050; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.057 сек.