Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Административно-правовой статус государственных служащих




Понятие и классификация государственных служащих

Понятие и классификация должностей государственной службы

Понятие, система и принципы государственной службы Российской Федерации

Государственные служащие как субъекты административного права.

1. Понятие, система и принципы государственной службы Рос­сийской Федерации.

2. Понятие и классификация должностей государственной службы.

3. Понятие и виды государственных служащих.

4. Административно-правовой статус государственных служащих.

5. Прохождение государственной службы.

6. Поощрение, награждение и ответственность государственных служащих.

7. Противодействие коррупции в системе государственной службы.

 

Государственная служба Российской Федерации – это профессиональная служебная деятельность граждан по обеспечению исполнения полномочий: Российской Федерации; федеральных органов государственной власти, иных федераль­ных государственных органов; субъектов Федерации; органов государственной власти субъектов Федерации, иных государственных органов субъектов Федерации; лиц, замещающих должности, устанавливаемые Конституци­ей РФ, федеральными законами для непосредственного исполнения полномочий федеральных государственных органов; лиц, замещающих должности, устанавливаемые конституция­ми, уставами, законами субъектов Федерации для непосредственного исполнения полномочий государственных органов субъектов.

Как и любой правовой институт, институт государственной службы базируется на определенных принципах, которые являются основополагающими в его деятельности. Следует отметить, что данные принципы закреплены не в одном нормативном акте. Н-Р: Конституция, З-н о «Государственной гражданской службе», плюс специальные принципы, которые касаются отдельных видов гос. службы. Мы рассмотрим основные из них.

Принципы государственной службы.

1. Принцип федерализма (обеспечивает единство систе­мы государственной службы и соблюдение конституционного раз­граничения предметов ведения и полномочий между федеральными органами государственной власти и органами государственной власти субъектов Федерации).

2. Принцип законности (означает, что исполнительные органы и должностные лица при осуществлении своих задач и функций обя­заны строго соблюдать законы и иные нормативные правовые акты о государственной службе).

3. Принцип приоритета прав и свобод человека и гражданина, их непосредственное действие, обязательность признания, соблюдения и защиты представляет собой новое явление в российском законода­тельстве. В правовом государстве права личности должны являться высшей ценностью, а все государственные служащие должны нести предусмотренную законодательством РФ ответственность за деяния, нарушающие права и законные интересы граждан.

4. Принцип равного доступа граждан к государственной служ­бе (закреплен в ст. 32 Конституции. Это соответствует ст. 25 Международного пакта о гражданских и политических правах от 16 декабря 1966 г. Сущность принципа заключается в том, что при приеме на государственную службу не допускается каких бы то ни было прямых или косвенных ограничений в зависимости от расы, пола, национальности, языка, социального происхождения, имуще­ственного и должностного положения, места жительства, наличия или отсутствия гражданства субъекта Федерации, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям).

5. Принцип единства правовых и организационных основ го­сударственной службы (предполагает законодательное закрепление единого подхода к организации государственной службы на уровне как федеральном, так и субъектов Федерации).

6. Принцип взаимосвязи государственной и муниципальной службы (так как едины основные квалификационные требования для замещения должностей на обоих видах служб и иные требования, условия оплаты труда, пенсионных выплат и т.д.).

7. Открытость государственной службы и ее доступность общественному контролю, объективное информирование общества о деятельности государственных служащих.

8. Принцип профессионализма и компетентности государствен­ных служащих (имеет первостепенное значение при отборе кандидатов для замещения должностей государственной службы, и означает, что государственные служащие обязаны обладать определенным уровнем профессионализма, опыта и объемом знаний, необходимых для выполнения своих обязанностей, а также постоянно повышать свой профессиональный уровень).

9. Принцип защиты государственных служащих от неправомерного вме­шательства в их профессиональную служебную деятельность (это необходимо для обеспечения нормальной деятельности государственных органов, исключения фактов корруп­ции и принятия незаконных решений).

 

Система государственной службы Российской Федерации включает в себя следующие виды:

· военная служба;

· Государственная гражданская служба Российской Федерации;

· правоохранительная служба.

 

 

Согласно ФЗ «О системе государственной службы Российской Федерации» в федеральных государственных органах могут быть учреждены должности, имеющие следующий правовой статус:

1. Государственные должности Российской Федерации, которые устанавливаются Конституцией РФ, федеральными законами для непосредственного исполнения полномочий федеральных госу­дарственных органов. Эти должности не относятся к должностям государственной службы, а замещающие их лица не являются госу­дарственными служащими (например, в федеральном министерстве таким лицом является только федеральный министр).

2. Должности государственной службы, которые учреждаются федеральными законами или иными нормативными правовыми актами Российской Федерации и предназначены для замещения го­сударственными служащими.

К их числу относятся:

а) должности федеральной государственной гражданской службы;

б) воинские должности;

в) должности в органах внутренних дел.

3. В федеральном государственном органе могут быть предус­мотрены также должности, не относящиеся к должностям государ­ственной службы. На лиц, замещающих такие должности, действие Федерального закона «О системе государственной службы Российской Федерации» и других нормативных правовых актов о государственной службе не распространяется. Их трудовая деятельность регулируется законодательством Российской Федерации о труде (обслуживающий персонал: буфетчицы, повара, технички и тд.)

Под должностью государственной службы понимается учрежденная в установленном порядке первичная структурная (организационная) единица государственного органа (учреждения), определяющая функциональное предназначение, полномочия и ответственность замещающего ее лица, а также расходы его нанимателя (государства, субъекта РФ) на его содержание и создание условий для выполнения им должностных обязанностей. Без должности фактически нет государственной службы, в каждом гос. органе штатное расписание предусматривает определенный перечень должностей с конкретными обязанностями, полномочиями, компетенцией и т.д.

Признаки должности государственной службы.

1. Круг наименований должностей гос. службы, указывающих на их функциональное предназначение, точно очерчен соответствующими реестрами. Реестр должностей федераль­ной государственной службы образуют перечни: должностей феде­ральной государственной гражданской службы; типовых воинских должностей; типовых должностей службы в органах внутренних дел. эти перечни утверждаются Президентом РФ либо отдельными н-п актами, в зависимости от «важности» гос. органа.

Реестр должностей федеральной государственной службы и ре­естры должностей государственной гражданской службы субъектов Федерации составляют Сводный реестр должностей государственной службы Российской Федерации.

3. Объем полномочий по конкретной должности, ограничен тем кругом обязанностей, которые вы­текают из полномочий того или иного федерального государственного органа (службы, учреждения). Для определения объема полномочий используется деление должностей государственной службы на ка­тегории и группы. В соответствии с категорией и группой должно­стей устанавливаются различные квалификационные требования к гражданам для замещения этих должностей, порядок назначения па должности, присвоения классных чинов, дипломатических рангов, воинских и специальных званий, а также порядок решения многих других вопросов прохождения службы.

4. Оплата труда осуществляется за счет средств, предусмотренных соответ­ственно федеральным бюджетом и бюджетами субъектов Федерации.

 

Должности гражданской службы подразделяются на следующие категории:

1) руководители — должности руководителей и заместителей руководителей государственных органов и их структурных подраз­делений, должности руководителей и заместителей руководителей территориальных органов федеральных органов исполнительной власти и их структурных подразделений, должности руководителей и заместителей руководителей представительств государственных ор­ганов и их структурных подразделений, замещаемые на определенный срок полномочий или без ограничения срока полномочий;

2) помощники (советники) — должности, учреждаемые для со­действия лицам, замещающим государственные должности, руково­дителям государственных органов, руководителям территориальных органов федеральных органов исполнительной власти и руководи­телям представительств государственных органов в реализации их полномочий и замещаемые на определенный срок, ограниченный сроком полномочий указанных лиц или руководителей;

3) специалисты — должности, учреждаемые для профессиональ­ного обеспечения выполнения государственными органами уста­новленных задач и функций и замещаемые без ограничения срока полномочий;

4) обеспечивающие специалисты — должности, учреждаемые для организационного, информационного, документационного, финансово-экономического, хозяйственного и иного обеспечения деятельности государственных органов и замещаемые без ограниче­ния срока полномочий.

Должности гражданской службы подразделяются на следующие группы:

1) высшие должности гражданской службы;

2) главные должности гражданской службы;

3) ведущие должности гражданской службы;

4) старшие должности гражданской службы;

5) младшие должности гражданской службы

Следует сказать что военные должности и должности в правоохранительных органах имеют свое специальное деление (например в зависимости от званий) и регулируются специальными законами.

 

 

Государственных служащих можно разделить на отдельные группы в зависимости от разных критериев. Мы коснемся основных их них.

 

1. В соответствии с конституционным принципом разделения властей различаются государственные служащие органов законо­дательной (представительной), исполнительной и судебной власти.

2. По масштабу деятельности органов государственной власти, где они служат, делятся на федеральных государственных служащих и государственных гражданских служа­щих субъектов Федерации.

3. По видам государственной службы: государствен­ные гражданские служащие, военнослужащие, сотрудники органов внутренних дел.

4. По объему должностных полномочий: делятся на должностных лиц и служащих, не являющихся должностными ли­цами. (Понятие должностного лица дано в ст. 24 КоАП).

5. В зависимости от звания: (этих званий очень много, и каждое имеет свои отличия). Т.Е. классифицируются госслужащие также в зависимости от классных чинов, дипломатических рангов, воинских и специальных званий.

6. В зависимости от срока службы: следует различать госслужащие, назначаемые на должности на неопределенный срок, на определенный срок, а также на срок обучения в образовательном учреждении профессионального образования и на определенный срок государственной службы после его окончания.

 

 

Известно, что административно-правовой статус государственных служащих включает в себя комплекс прав, обязанностей и ограничений, связанных с принятием, прохождением и прекращением государственной службы. Мы рассмотрим основные из них, которые касаются непосредственно государственной гражданской службы. Так как специальные виды гос. служащих, безусловно наделены еще отдельными своими специальными правами (н-р на ношение оружия), несут специальные обязанности и имеют правоограничения (например запрет на выезд за границу для отдельных категорий госслужащих)

Основные права:

Каждый гражданский служащий имеет право на:

- обеспечение надлежащих организационно-технических условий, необходимых для исполнения должностных обязанностей, а также ознакомление с должностным регламентом и иными документами, определяющими его права и обязанности по замещаемой должности гражданской службы, кри­териями оценки эффективности исполнения должностных обязанно­стей, показателями результативности профессиональной служебной деятельности и условиями последовательного должностного роста;

- на отдых;

- на получение в установленном порядке информации и материалов, необходимых для исполнения должност­ных обязанностей, а также на внесение предложений о совершенство­вании деятельности государственного органа;

- доступ в установленном порядке к сведениям, составляющим государственную тайну, если исполнение должностных обязанностей связано с использованием таких сведений;

- доступ в установленном порядке в связи с исполне­нием должностных обязанностей в государственные органы, органы местного самоуправления, общественные объединения и иные ор­ганизации.

- ознакомление с отзывами о своей профессиональной служебной деятельности и другими доку­ментами до внесения их в его личное дело, материалами личного дела, а также на приобщение к личному делу его письменных объяснений и других документов и материалов;

- защиту сведений о гражданском служащем;

- должностной рост на конкурсной основе;

- профессио­нальную переподготовку, повышение квалификации и стажировку в порядке, установленном федеральными законами;

- членство в про­фессиональном союзе;

- рассмотрение индивидуальных служебных споров в соответствии с федеральными законами; проведение по его заявлению служебной проверки;

- защиту своих прав и законных интересов на гражданской службе, включая обжалование в суд их нарушения;

- медицинское страхование; государственную защиту жизни и здоровья своего и членов семьи, а также принадлежащего ему имущества;

- государственное пенсионное обеспечение.

Основные обязанности:

Каждый гражданский служащий обязан:

- соблюдать Конституцию, законодательство РФ и обеспечивать их исполнение;

- исполнять должностные обязанности в соответствии с должностным регламентом;

- исполнять поручения соответствующих руководителей, данные в пределах их полномочий, установленных законодательством РФ.

- соблюдать при исполнении должностных обязанностей права и законные интересы граждан и организаций;

- соблюдать служебный распорядок государственного органа.

- поддерживать уровень квалификации, необходимый для надлежащего исполнения должностных обязанностей;

- не допускать разглашения сведений, составляющих государственную и иную охраняемую федеральным законом тайну, а также сведения, ставшие ему известными в связи с исполнением должностных обязанностей, в том числе сведения, касающиеся частной жизни, здоровья граждан или затрагивающих их честь и достоинство.

- беречь государственное имущество, в том числе предоставленное ему для исполнения должностных обязанностей;

- представлять в установленном порядке предусмотренные законом сведения о себе и о членах своей семьи, сведения о полученных им доходах, имуществе, об обязательствах имущественного характера.

- сообщать о выходе из гражданства РФ или о приобретении гражданства другого государства в тот же день;

- соблюдать ограничения, выполнять обязательства и требования к служебному поведению, не нарушать запреты, которые установлены федеральны­ми законами, а также сообщать представителю нанимателя о личной заинтересованности при исполнении служебных обязанностей, которая может привести к конфликту интересов, принимать меры по предотвращению такого конфликта.

(Конфликт интересов на государственной гражданской службе (достаточно новое понятие) - это ситуация, при которой личная заинтересованность государственного гражданского служащего влияет или может повлиять на надлежащее (объективное) исполнение им должностных обязанностей и при которой возникает или может возникнуть противоречие между личной заинтересованностью государственного гражданского служащего и правами и законными интересами граждан, организаций, общества или государства, способное привести к причинению вреда указанным правам и законным интересам.

Под личной заинтересованностью государственного гражданского служащего понимается возможность получения им при исполнении должностных обязанностей доходов в денежной либо натуральной форме, доходов в виде материальной выгоды непосредственно для государственного гражданского служащего, членов его семьи или лиц, находящихся с ним в состоянии близкого родства или свойства, а также для граждан или организаций, с которыми гражданский служащий связан финансовыми или иными обязательствами.)

 

Гражданский служащий не вправе исполнять данное ему неправо­мерное поручение. При получении от соответствующего руководителя поручения, являющегося, по мнению гражданского служащего, не­правомерным, он должен представить в письменной форме обоснование неправомерности данного поручения с указанием положений законодательства РФ, которые могут быть нарушены при исполнении указанного поручения, и получить от руководителя подтверждение этого поручения в письменной форме. В случае подтверждения ру­ководителем данного поручения в письменной форме гражданский служащий обязан отказаться от его исполнения.

Гражданские служащие подлежат обязательной дактилоскопиче­ской регистрации в случаях и порядке, установленных федеральным законом.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-05-10; Просмотров: 1036; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.058 сек.