Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Судебный контроль




Основное содержание судебного контроля за законно­стью деятельности публичной администрации заклю­чается в проверке законности изданных (принятых) адми­нистративно-публичными органами и их должностными лицами нормативных и ненормативных (индивидуальных) правовых актов, созданных ими в ходе осуществления административной деятельности, властных действий (без­действия), которая осуществляется на основании соответ­ствующих заявлений (жалоб) физических и юридических лиц, оспаривающих названные правовые акты, действия (бездействие).

Проверку законности изданных нормативных и индивидуальных правовых актов органами публичной администрации, осуществляют в пределах своей компетенции все виды дей­ствующих в России судов: Конституционный Суд РФ, Вер­ховный Суд РФ и нижестоящие суды общей юрисдикции, арбитраж­ные суды, конституционные (уставные) суды субъектов РФ.

Конституционный Суд РФ на основании запросов субъ­ектов, перечисленных в Конституции РФ, рассматривает дела о соответствии Конституции РФ нормативных право­вых актов Правительства РФ и органов исполнительной власти субъектов РФ.

В случае признания проверяемого нормативного право­вого акта в целом или его отдельного положения не соответ­ствующим Конституции РФ данный нормативный правовой акт или его соответствующее положение утрачивают силу и не подлежат применению на территории РФ.

Суды общей юрисдикции и арбитражные суды осущест­вляют проверку законности правовых актов (решений), дей­ствий (бездействия) органов публичной администрации и их должностных лиц в процессе рассмотрения соответствующих дел, возникающих из административных и иных публичных правоотношений, в рамках административного судопроиз­водства, регулируемого в настоящее время гл. 23—25 ГПК и гл. 23-24 АПК.

Верховный Суд РФ и нижестоящие суды общей юрис­дикции на основании соответствующих заявлений физиче­ских лиц и организаций рассматривают дела о соответствии федеральным законам и законам субъектов РФ норматив­ных и индивидуальных правовых актов (решений), издава­емых (принимаемых) административно-публичными орга­нами (их должностными лицами), а также совершаемых ими административно-правовых действий (бездействия).

Гражданин, организация, считающие, что принятым и опубликованным в установленном порядке нормативным правовым актом органа государственной власти, органа мест­ного самоуправления или должностного лица нарушаются их права и свободы, гарантированные Конституцией РФ, зако­нами и другими нормативными правовыми актами, а также прокурор в пределах своей компетенции вправе обратиться в соответствующий суд общей юрисдикции с заявлением о признании этого акта противоречащим закону полностью или в части.

В судах общей юрисдикции рассматриваются дела об оспаривании нормативных правовых актов, кроме тех, проверка законности которых отнесена законодательством к исключительной компетенции Конституционного Суда РФ (в частности, актов Президента и Правительства РФ), а также к подведомственности арбитражных судов. К делам, подведомственным судам общей юрисдикции в сфере дея­тельности публичной администрации, относятся, например, дела о признании противоречащими федеральным законам нормативных правовых актов федеральных министерств, иных федеральных органов исполнительной власти (рассма­триваются Верховным Судом РФ), нормативных правовых актов глав республик, губернаторов иных субъектов РФ, нормативных правовых актов исполнительных органов госу­дарственной власти субъектов РФ, нормативных правовых актов органов местного самоуправления (рассматриваются верховными судами республик, судами краев, областей, автономных округов).

Если суд общей юрисдикции установит, что оспаривае­мый нормативный правовой акт или его часть противоречат федеральному закону либо другому нормативному право­вому акту, имеющим большую юридическую силу, он при­знает этот акт недействующим полностью или в соответ­ствующей части со дня его принятия или с иного указанного судом момента.

Гражданин или организация вправе оспорить в суде общей юрисдикции решение (правовой акт), действие (без­действие) органа исполнительной власти, органа местного самоуправления, должностного лица указанных органов, в том числе государственного или муниципального служа­щего, если считают, что этим решением (правовым актом), действием (бездействием) нарушены их права и свободы.

Суд, признав заявление гражданина или организации обоснованным, принимает решение о возложении на соот­ветствующий орган, должностное лицо, государственного или муниципального служащего обязанности устранить в полном объеме допущенное нарушение прав и свобод граж­данина или препятствие к осуществлению гражданином его прав и свобод.

Арби­тражные суды на основании соответствующих заявлений юридических лиц и индивидуальных предпринимателей рас­сматривают дела о соответствии действующему законода­тельству РФ нормативных и ненормативных (индивидуаль­ных) правовых актов, решений, издаваемых (принимаемых) административно-публичными органами, совершаемых ими действий (бездействия), затрагивающих права и законные интересы заявителей в сфере предпринимательской или иной экономической деятельности.

Перечень дел об оспаривании нормативных правовых актов, подведомственных арбитражным судам, определен п. 1 ч. 1 ст. 29 АПК.

Граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействую­щим нормативного правового акта, принятого государствен­ным органом, органом местного самоуправления, иным орга­ном, должностным лицом, если полагают, что оспариваемый нормативный правовой акт или отдельные его положения не соответствуют закону или иному нормативному право­вому акту, имеющим большую юридическую силу, и нару­шают их права и законные интересы в сфере предпринима­тельской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности или создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.

Прокурор, государственные органы, органы местного самоуправления и иные органы также вправе обратиться в арбитражный суд в случаях, предусмотренных ст. 52, 53, 192 АПК, с заявлениями о признании нормативных право­вых актов недействующими, если полагают, что эти оспари­ваемые акты или отдельные их положения не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту, имеющим большую юридическую силу, и нарушают права и законные интересы граждан, организаций, других лиц в сфере пред­принимательской или иной экономической деятельности.

В случае установления несоответствия оспариваемого нормативного правового акта полностью или в части поло­жениям нормативного правового акта, обладающего большей юридической силой, арбитражный суд принимает решение о признании его недействующим полностью или в соответ­ствующей части. Нормативный правовой акт или отдельные его положения, признанные арбитражным судом недейству­ющими, не подлежат применению с момента вступления в законную силу решения суда и должны быть приведены органом или лицом, принявшим оспариваемый акт, в соот­ветствие с законом или иным нормативным правовым актом, имеющим большую юридическую силу.

Согласно ч. 1 ст. 198 АПК граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) орга­нов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц указанных органов, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездей­ствие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской или иной экономической дея­тельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязан­ности, создают иные препятствия для осуществления пред­принимательской и иной экономической деятельности.

В силу ч. 2 ст. 198 АПК прокурор, а также органы, осу­ществляющие публичные полномочия, вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействи­тельными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) иных органов, осущест­вляющих публичные полномочия, их должностных лиц, если они полагают, что оспариваемые ненормативные правовые акты, решения и действия (бездействие) указанных органов и должностных лиц не соответствуют закону или иному нор­мативному правовому акту и нарушают права и законные интересы граждан, организаций, иных лиц в сфере предпри­нимательской и иной экономической деятельности, неза­конно возлагают на них какие-либо обязанности, создают другие препятствия для осуществления предприниматель­ской и иной экономической деятельности.

В том случае, если арбитражный суд установит, что оспа­риваемый ненормативный правовой акт (его часть), решение и действия (бездействие) государственного органа, осущест­вляющего публичные полномочия, его должностного лица не соответствуют закону или иному нормативному право­вому акту и нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской или иной экономической дея­тельности, он принимает решение о признании оспаривае­мых ненормативного правового акта недействительным пол­ностью или в соответствующей части, решения или действия (бездействия) незаконными. Со дня принятия арбитражным судом решения о признании недействительным ненорматив­ного правового акта полностью или в части указанный акт или отдельные его положения не подлежат применению.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-05-10; Просмотров: 403; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.011 сек.