Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Органов исполнительной власти




Административно-правовой статус

Тема 10

 

1. Понятие и основы правового статуса органов исполнительной власти.

Орган исполнительной власти обладает следующими чертами: орган государственной власти; публичное учреждение, созданное для осуществления функций исполнительной власти; наделен юридически-властными, государственно-властными полномочиями для проведения в жизнь законодательства РФ; коллектив государственных служащих, осуществляющих целенаправленное воздействие; самостоятельность; обладает компетенцией; территориальный масштаб деятельности; в пределах своей компетенции издает правовые акты и обеспечивает их выполнение; постоянная, конкретная непосредственно организаторская деятельность, которая по своему характеру является исполнительно-распорядительной; имеет определенную организационную структуру (функциональные подразделения) и штаты; наименование; несет ответственность, юридическое лицо, бюджетное финансирование; гербовая печать.

Компетенция: цель, задачи, функции, полномочия, права и обязанности, организационные, правовые формы и методы деятельности, ответственность. Компетенция предоставляется органу исполнительной власти в целом, внутри органа она распределяется между структурными подразделениями. Усмотрение в гранитных берегах законности.

Административно-правовой статус органов исполнительной власти характеризуется следующими чертами: подзаконный характер деятельности; обладание правом издания правовых актов; подотчетность и подконтрольность нижестоящих органов вышестоящим; оперативная самостоятельность в пределах их компетенции.

2. Виды органов исполнительной власти и их классификация.

- по роли и территориальному масштабу деятельности (федеральные, субъектов РФ, местные);

- по уровню их нахождения в структуре исполнительной власти;

- по порядку образования (избираемые, образуемые, назначаемые);

- по основаниям образования (образование которых предусмотрено Конституцией РФ: Правительство РФ; Совет Безопасности РФ; Администрация Президента РФ; создаваемые на основе текущего законодательства и подзаконных актов – министерства, федеральные службы, федеральные агентства, департаменты, комитеты, управления, службы, отделы);

- по характеру компетенции (общей, межотраслевой, отраслевой, внутриотраслевой, специальной);

- по сферам и отраслям управления; по порядку принятия решений и разрешения подведомственных вопросов (коллегиальные и единогласные).

Наименование органа исполнительной власти, его структурного подразделения должно быть адекватным порученным функциям. За спорами о названиях стоят глубинные организационно-правовые проблемы. Определенное наименование органически связано и призвано отражать содержание и объем исполнительно-распорядительной деятельности, порядок образования и его юридическое наименование. Другими словами, необходимо стремиться к тому, чтобы по наименованию органа исполнительной власти, органа государственного управления можно было судить о его месте и основе административно-правового статуса.

3. Принципы организации и деятельности органов исполнительной власти:

1. организационно-политические:

· законность и государственная дисциплина;

· федерализм; равноправие национальностей;

· независимость и самостоятельность от других ветвей власти;

· ответственность, научность;

2. организационно-технические построения аппарата (функциональный, отраслевой, территориальный, линейный);

3. организационно-техническая деятельность органов управления (авторитет и власть; дисциплина; разделение труда и его нормирование; единство руководства, распорядительства; координация и согласование деятельности; контроль и учет; эффективная связь, коммуникации; объективная и своевременная информация; подбор и расстановка кадров; обеспечение единства персонала и эффективной его работы.

4. Полномочия Президента РФ в сфере исполнительной власти.

Административно-правовой статус и структура Администрации Президента РФ. Правовое положение полномочного представителя Президента в Федеральном округе.

5. Правительство Российской Федерации.

Исполнительную власть в Российской Федерации осуществляет Правительство РФ, которое является одним из высших органов государственной власти, т.е. волеформирующим политико-правовым учреждением, будучи центром государственного управления и регулирования по подведомственным вопросам. Состав Правительства РФ. Полномочия Правительства РФ в области экономики; в области социально-культурной; в области охраны окружающей среды; в области обеспечения законности и правопорядка; в области обеспечения государственной безопасности и обороны; в области внешнеэкономической деятельности.

Правовые акты Правительства РФ.

6. Административная реформа органов исполнительной власти.

7. Структура федеральных органов исполнительной власти.

I. Федеральные министерства, федеральные службы и федеральные агентства, руководство деятельностью которых осуществляет Президент Российской Федерации, федеральные службы и федеральные агентства, подведомственные этим федеральным министерствам.

II. Федеральные министерства, руководство которыми осуществляет Правительство Российской Федерации, федеральные службы и федеральные агентства, подведомственные этим федеральным министерствам.

III. Федеральные службы и федеральные агентства, руководство которыми осуществляет Правительство Российской Федерации.

8. Правовое положение министерств, федеральных служб и федеральных агентств.

9. Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации.

10. Территориальные органы исполнительной власти.

11. Внутренняя организационная структура органов исполнительной власти, органов государственного управления. Типы руководства и их административно-правовое закрепление. Административно-правовой аспект подготовки управляющих. Выбор внутренней структуры. Функциональная, линейная, производственно-отраслевая, территориальная, продуктовая структура управления. Управление по результатам. Иерархическая структура. Административно-правовой механизм устранения отрицательных черт бюрократизма. Адаптирование структуры, механические структуры. Экспериментальная структура. Постоянные и временные структуры. Интегрированные структуры. Сила и положительные свойства интеграции, объединения. Инспекционное звено. Факторы, влияющие на структуру органа исполнительной власти, органа государственного управления. Оптимальность, рациональность, продуктивность структуры органа исполнительной власти. Подвижность среды и адаптированность структуры органов государственного управления (регулирования).

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-05-10; Просмотров: 316; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.016 сек.