Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Методы реализации исполнительной власти




Тема 17

 

1. Сущность и назначение методов управления. Их соотношение с методом административно-правового регулирования.

Методы управления представляют собой способы и средства целенаправленного упорядоченного воздействия на участников управленческих отношений. Методы дают ответ на вопрос о том, как, каким способом наиболее эффективно, рационально и продуктивно можно решать задачи, стоящие перед органами исполнительной власти. Сущность методов управления отражается в характере связей между участниками конкретных административно-правовых отношений. Методы управления исполнительной деятельности, будучи во многом субъективными, однако не выбираются произвольно и, в конечном счете зависят от материальных условий жизни конкретной страны, состояния производительных сил, внедрения новых технологий, международных отношений и обязательств, политических, экономических, классовых, социальных интересов, зрелости интеллигенции, ее понимания общегосударственных задач и предопределены социально-экономическими и политическими условиями (финансовыми, организационными) реализацией функций управления, в целом культурой общества, его бытом. Определяющее воздействие оказывает политический режим в стране. К этому следует добавить состояние национальных, конфессиональных, региональных условий, наличие способных профессионалов-управленцев, развитость правовой системы, положительной активности населения. Нехватка финансовых, материальных ресурсов ведет к увеличению роли организационного воздействия. Вот почему проблема методов диалектична и непосредственно связана с более общей проблемой соотношения целей, задач, средств их достижения, функционирования и идеологических установок государства в конкретный период его развития, интересов физических и юридических лиц, бизнеса. Хотя методы управления во многом объективны, однако их соотношение и использование – субъективно. Недооценка, равно как и переоценка какого-либо метода и недоиспользование ресурсов другого – ведут к снижению эффективности и оптимальности управления. Новые задачи, цели, изменения в функциях управления, состоянии культуры общества и ее сердцевины – дисциплины, ресурсном обеспечении ведут к изменению в соотношении методов.

Методы управления и методы правового регулирования, приемы, способы регулирования нельзя отождествлять. Метод правового регулирования, являясь механизмом правового воздействия, содержит по существу набор правовых средств (нормы, правоотношения, нормативные и индивидуальные акты, правопонимание, правосознание и правовую культуру), с помощью которых осуществляется упорядочивающее, управленческое (регулятивное) воздействие на общественные отношения. Метод административно-правового регулирования есть функция административного права, метод управления есть функция субъекта исполнительной власти. Метод управления раскрывается через административно-правовой инструментарий (способы, средства, приемы). Среди них следует выделять: предписания, дозволения, поощрения, стимулирование, ограничение, запреты, т.е. правовые стимулы и правовые ограничения.

2. Виды методов управления: критерии классификации (любая классификация является всегда условной, абстрактной, но всегда схематично дает возможность в лаконичной форме представить административную политику, историю развития и современного состояния науки административного права), административно-правовое опосредствование. Классификация методов осуществляется по степени охвата регулируемых общественных отношений (общие, специальные методы); характеру воздействия на управляемые объекты (методы убеждения и принуждения, порой достаточно сложно провести четкую грань между убеждением и принуждением, позволяющую ограничить эти методы друг от друга; убеждение включает в себя определенный момент, аспект принуждения, и методы принуждения, правовые ограничения включает в себя как сдерживающие, так и определенные стимулирующие начала; угроза административного наказания – тем самым побуждает, стимулирует положительные поступки); в зависимости от среды, области управления – в сфере экономики, социально-культурной, административно-политической; формы выражения (организационные, правовые, общественные); по характеру и направлению организационного воздействия (правовые и неправовые, идеологические, неидеологические, психологические); по применяемым средствам (стимулирование, квоты, организация, согласование, разрешение, поощрение); по способу решения управленческих задач (коллегиальные, единоличные, научно-оперативное принятие решений – математическое моделирование, программно-целевой подход); по времени (стратегические, долгосрочные, среднесрочные, тактические, краткосрочные); по характеру воздействия на управляемый (регулируемый) объект (всеобщие и локальные, прямые и косвенные); по гибкости методов: устойчивые (регистрация, аккредитация, аттестация), подвижные (виды налогов, лицензирование); по механизму и используемым инструментам: метод иерархии (основа воздействия, вертикаль управления, указания руководителя, использующего вознаграждение, учет, контроль, порицание); метод культуры (выработка и признание объединением, коллективом духовных ценностей, социальных норм и установок); метод рынка (саморегуляция, равноправие отношений по горизонтали, но могут быть и по вертикали); метод определения социальной природы государственного воздействия (обеспечение устойчивого развития предприятий, организаций и учреждений, стабильность и развитие, нацеленное на успех, четкая координация и система организаторской работы); виды управленческих отношений (экономические, организационные, технические (технологические), идеолого-политические, правовые, социологические, психологические, воспитательные). В современном демократическом государстве России широко используются комбинированные способы воздействия со сложным сочетанием поощрений, обязательств, дозволений и запретов.

В процессе управления наряду с экономическими методами (материальное поощрение, предоставление имущественных и иных льгот, использование механизма налогов, кредита, страхования и т.д.) широко используются социологические методы (управление массовыми процессами, регулирование движения кадров, планирование развития коллективов, повышение социальной и групповой активности, преемственность определенных традиций, создание благоприятных условий для выполнения служебных обязанностей и долга, содействие развитию элементов творчества, новаторства, разумной инициативы, воспитание социальной ответственности) и психологические методы (комплектование малых групп и коллективов на основе психологической совместимости, гуманизация управленческого труда, воспитание доверия).

3. Административно-правовые методы: черты и классификация их.

Для административно-правовых методов характерно: 1) прямое воздействие на управляемый объект, быстрота решений, их однозначность; 2) односторонний выбор субъектом управления способа решения стоящих задач или конкретного поведении управляемых; 3) юридически обязательный характер актов управления; 4) защита прав осуществляется путем обращения в суд или вышестоящий орган исполнительной власти.

Эти методы классифицируются: во-первых, по юридическим свойствам (нормативные и индивидуальные правовые акты); во-вторых, по способу воздействия на поведение управляемых (обязывающие, уполномочивающие, стимулирующие, запрещающие); в-третьих, по форме предписания (категорические, поучительные, рекомендательные); в-четвертых, по внешней форме выражения (правовая форма и административно-организационная).

4. Методы и стиль управления. Типы и виды стиля управления. Авторитет должности и авторитет личности, деятельности. Психология управляющего. Личность, власть и менталитет. Административно-правовое закрепление стиля управления. Роль повседневной квалифицированной организаторской работы в укреплении правопорядка, законности и дисциплины в организациях, учреждениях и на предприятиях.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-05-10; Просмотров: 545; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.009 сек.