Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Вопрос №22. Компетенция Правительства РФ в системе ИВ




В компетенции Пр-ва есть 2 половинки:

- компетенция во внешнеаппаратных отношениях, связанная с руководством отдельными сферами жизнедеятельности населения, в рамках которой правительство принимает нормативные акты, регулирующие отдельные вопросы в тех или иных отраслях или межотраслевые отношения. (Указано в ФКЗ 13-22)

- компетенция по руководству ФОИВ. Правительство руководит всеми ОИВ, которые ему подведомственны – 61 ФОИВ, включая министерства, ведомства, агентства. В отношении органов, подчиненных Президенту РФ (20), Правительство осуществляет остаточное регулирование в то части, в которой руководство этими органами не урегулировано Указами Президента. Правительство всегда адресует свои акты всем органам власти. Если есть специфика в отношении органов, подчиненных президенту – учитывается.

 

Компетенционные блоки:

1 блок: кадровые полномочия Правительства. Правительство РФ назначает заместителей федеральных министров, руководителей федеральных служб и агентств из числа подведомственных правительству, членов коллегий федеральных министерств, а также руководителей органов и учреждений при правительстве.

2 блок: правительство утверждает положения о 61 ФОИВ – статутные акты, определяющие компетенцию ФОИВ. Помимо этого Правительство определяет в отношении подведомственных ему ОИВ предельное количество заместителей руководителя, предельное количество основных структурных подразделений, т.е. наиболее крупных структурных единиц в составе органа (департаменты, управления), определяет предельную штатную численность. Положения о ФОИВ утверждаются Постановлениями Правительства, а все остальные три вопроса – два варианта: в самом Постановлении Правительства, в котором утверждено Положение, или в Постановлении Правительства, которое называется «Вопросы….»

3 блок: Правительство вправе отменять, приостанавливать действие актов подведомственных ему ФОИВ.

4 блок: Правительство перераспределяет функции и полномочия между органами в случае их реорганизации. Но на основании Указа Президента, когда он изменяет структуру ОИВ.

5 блок: Правительство заслушивает отчеты и дает обязательные для исполнения указания.

6 блок: Правительство привлекает к дисциплинарной ответственности тех, кого оно назначает. Правительство нечасто пользуется этим полномочием, но периодически в отношении заместителей (гос.служащие). В отношении руководителей – не вариант.

7 блок: Правительство устанавливает правовые основы внутренней организации ФОИВ, основы взаимодействия ФОИВ друг с другом, требования к нормативному регулированию порядка исполнения ФОИВ возложенных на них гос.функций. В отношении первых двух – типовые регламенты. => типовой регламент внутренней организации ФОИВ и типовой регламент взаимодействий ФОИВ между собой. В отношении нормативного регулирования – Постановление Правительство «О порядке разработки и утверждения административных регламентов, исполнения гос.функций и предоставления гос.услуг.»


Вопрос №23. Система ФОИВ: понятие и общая характеристика, структура.

Разграничение понятий «система» и «структура

Данные термины имеют конституционно-правовую природу. => предмет рассмотрения Конституционного Суда по запросу ГД. ГД пыталась выяснить, не выходит ли Президент за рамки своих полномочий, утверждая ряд исп.органов. В ФЗ указано название органа, орган есть в перечне ФОИВ. Президент изменяет Перечень => необходимость внесения изменений в ФЗ. => может ли он так поступать? ПКС от 27.01.1999 года. => Под системой ФОИВ понимаются виды ФОИВ, т.е. те организационно-правовые формы, в которых ФОИВ м.б. созданы. (3 формы – министерства, службы и агентства). Под структурой понимается перечень конкретных ФОИВ, существующие на данный момент. => Создание и ликвидация ФОИВ осуществляется путем внесения изменений в структуру ФОИВ.

На данный момент система ФОИВ регулируется Указом Президента от 9.03.2004 г. «О системе и структуре ФОИВ». А структура урегулирована Указом Президента от 12.05.2008 г. «Вопросы системы и структуры ФОИВ». Такое разделение обусловлено тем, что изначально в Указе от 2004 г была и структура и система. Потом начали вносить изм-я в структуру, потом в систему => так и получилось.

Основной задачей Указа Президента от 9.03.2004 было установить виды организационно-правовые форм. До этого никаких критериев, почему 1 орган – министерств, др. – федеральный надзор, не было. В условиях отсутствия этих критериев наименование определялось как бог на душу положит. П: Фед. Комиссии – коллегиальный орган. Комитеты м.б. и коллегиальные, и единоличные.

Критериями систематизации были избраны гос.функции. Указом Президента было выделено 4 гос.функции, если точнее – 4 вида гос.функций:

- издание НА. К данной функции отнесено издание внешнеаппаратных НА, т.е. актов, затрагивающих права и обязанности граждан и организаций. НА, регулирующие собственную организацию органа, орган может принимать без указания наличия такой функции. А внешнеаппаратные акты – только если указано, что могут. Только министерства.

- контроль и надзор. Несколько блоков:

∞ осуществление контроля и надзора за соблюдением общеобязательных правил поведения, установленных как для властных, так и для невластных субъектов

∞ выдача разрешений, лицензий на осуществление опред.вида деятельности или отдельных действий гражданам и организациям

∞ осуществление регистрации и издание иных индивидуальных актов. Только федеральные службы.

- функция по управлению гос.имуществом: осуществление полномочий собственника в отношении фед.имущества, в т.ч. переданного унитарным предприятиям и учреждениям, а также управление акциями. Только фед.агентства.

- функция по оказанию государственных услуг. К ним относятся исполнение ОИВ или через подведомственные им предприятия и учреждения безвозмездно или по регулируемым гос.органами ценам услуг в области образования, здравоохранения, соц.защиты и в иных областях. Только фед.агентства.

 

Когда говорим о ФОИВ, о том, что не может существовать ни одного фед. органаа, не включенного в структуру, имеем в виду ЦЕНТРАЛЬНЫЕ ФОИВ. П: территориальный орган ФНС – в структуру не включаются.

Понятием, которое объединяет в себе ЦФОИВ (МВД и т.д.) и подведомственные им территориальные органы (управление МВД), является ведомство

С практической точки зрения законодательство не содержит четкой дифференциации.

 

Закрепив функции за органами, предполагалось, что каждый вид органа может осуществлять только те функции, которые закреплены для этого вида. При этом не может осуществлять контроль/надзор. Идея была в том, чтобы разделить нормотворчество и правоприменительные функции, и контроль и надзор. Указ Президента от 2004 года был написан за 3 дня. В день утверждения ликвидировали все ФОИВ. С марта и до осени 2004 года ФОИВ реально полномочия не осуществляли. С точки зрения управленческой деятельности – катаклизм.

Выяснилось, что в отношении некоторых органов созданная конструкция не применима вообще. П: для министерства обороны, для МВД. В отношении них никаких разделений функций не было.

Недостатки разделения функций => больше инстанций, дольше принимаются решения и т.д. В результате, начиная с 2004 года и до настоящего момента, идет постепенный отказ от тех принципов, которые были заложены в Указе от 2004 года.

Общий вывод касательно реформы – свою эффективность на практике она не подтвердила.

Разделение по функциям – принципы. Но нужно смотреть, работают ли в отношении конкр. органа данные принципы. => смотреть Положение.


Вопрос №24. Правовое положение федеральных министерств: руководство, структура, компетенция.

Министерство – единственный вид ФОИВ, который имеет хотя бы косвенную легитимацию в Конституции.

– В рамках системы ФОИВ главенствующая роль принадлежит министерствам. Министерства координируют деятельность служб и агентств.

 

За министерством закреплено 4 основных вида функций:




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-05-10; Просмотров: 497; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.011 сек.