КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Общее понятие управления. Управление как социальное явление
Административное право как отрасль правовой системы призвано регулировать общественные отношения, возникающие в процессе реализации исполнительной власти, т.е. в сфере государственного управления. Оно по своей изначальной сути является правом управления, или управленческим правом. Административно-правовые нормы регулируют общественные отношения, складывающиеся в связи с организацией и осуществлением государственного управления. Управление означает руководство чем-либо (или кем-либо). Однако такое определение требует раскрытия сущности данного руководства, его функционального назначения. Выделяют следующие виды управления: управление в неживой природе, т.е. в технических системах; управление в организмах (в биологических системах); управление в обществе (н социальных системах). Социальное управление, в том числе и государственное, Подставляет собой организованную деятельность людей, которая осуществляется для достижения определенных целей. Во-первых, социальное управление имеет место только в том случае, если осуществляется совместная деятельность людей. Во-вторых, социальное управление своей главной целью имеет упорядочивающее воздействие на участников совместной деятельности, придающее взаимодействию людей (организованный характер. В третьих-Возникают они прежде всего между субьектом и обьектом. В четвертых-Социальное управление основывается на поределенной соподчиненности воли участников.. В пятых-социальное упраление требует особого механизма реализации. Социальное управление делится: 1.Государственное управления 2.Общественное управление
2.Государственное управление, его основные черты,задачи на современном этапе государственного строительства.
По конституции 1994 г. государственная власть делится на законодательную, исполнительную и судебную. Законодательный орган- издание законов Органы исполнительной власти –реализовывают законы в жизнь (гос.управление) Судебный орган- Законоохранительная деятельность. 1.Государственное управление - конкретный вид деятельности по осуществлению единой государственной власти 2. Государственное управление имеет общегосударственный характер, т.е. охватывает все важные для государства стороны жизни общества. 3. Государственное управление представляет собой прежде всего деятельность исполнительно-распорядительного характера. Основным ее направлением является исполнение, т.е. проведение в жизнь законов и иных нормативных правовых актов. 4. Государственное управление носит государственно-властный характер. 5. Государственное управление - активная и целенаправленная подзаконная деятельность, осуществляемая на основе и во исполнение законов, применительно к важнейшим сферам жизни общества 6.Государственное управление является исполнительной деятельностью по отношению к деятельности, осуществляемой органами государственной власти - Советами депутатов. Специфические признаки: 1.Вертикальность(иерархичность) система исполнительно-распорядительных органов. 2.Юридически власные полномочия в системе гос. управления осуществляется во вне судебном порядке –административном. 3.Административное правотворчество возможно 4.Гос управление осуществляется только органами входящие в систему исполнительной власти, государственное управление проявляется везде где есть государственные элементы.
3.Принципы государственного управления. Принципы делятся на: 1.Общие 2.Организационные К общим относят:
1.Обьективность 2.Конкретность-осуществление управления в повседневной жизни на основе достоверной информации. 3. Эффективность- чтобы достичь цели управления можно меньшими затратами и средствами,временем. 4.Принцип приоретета и гарантированности прав личности –права человека признаются высшей ценностью. 5.Централизация и децентрализация- Централизация-подчиненность нижестоящих органов вышестоящим. Децентрализация- закрепление законодательством предметов ведения и полномочий за тем или иным органом, которые он должен осуществлять самостоятельно. 6.Законность и дисциплина- строгое и неуклонное соблюдение и исполнение субьектами и обьектами управления законов. Организационные принципы (построение и осуществления): Построение 1.Отраслевой – для осуществления управления в той или иной отрасли создается самостоятельная группа гос органов, которые наделяются соответствующими полномочиями. 2.Территориальный- формирование аппарата управления на территориальной основе 3.Линейный-осуществление исполнительной власти при которой каждый руководит в границе своей компетенции. 4.Функциональный- формируются специальные органы и апараты исполнительной власти которые осуществляют общие надведомственные функции управления. 5.Принцип двойного подчинения- сочитание линейного и функционального подчинения. Осуществление 1.Рациональное распределение полномочий между субьектами управления 2.Ответсвенность субьектов и исполнительной деятельности 3.Сочитание коллегиальности и единоначалия при решении вопросов гос. управления.
4.Понятие исполнительной власти.Механизм ее осуществления.Соотношение исполнительной власти и государственного управления.(ст.106 конституции) -Государственное управление является формой практической реализации исполнительной власти. -Органы гос управления это и субьекты исполнительной власти А исполнительные органы это сборный термин который может быть применен для обозначения всех субьектов государственной управленчесской деятельности.
5.Понятие и виды административно-правовых норм.
Административно-правовая норма – устанавливающийся или санкционируется государством правила поведения, регулирующая общественные отношения в сфере государственного управления, а также отношения управленческого характера, возникающие в иных областях государственной деятельности.
Материальные-правила поведения Процессуальные состоит: А)административная-юрисдиционная Б)административно-процедурная Юрисдикция- установленая законом совокупность полномочий соответствующих гос органов и должносных лиц по разрешения правовых споров и рассматривает административно правовые дела. -Регулятивные -Правоохранительные -Обязывания -Запрещающие -Управомочивающие -Стимулирующие -Рекомендательный -Общие – приминяются во всех сферах -Отраслевые- применены к отдельным отраслям -Межотраслевые -Местные- на определенной территории По адресату: -Адресованы гос предприятиям -адресованы общественным обьединения -адресованы комерческим и частным -адресовано гражданам
6.Структура административно-правовой нормы, ее специфика. Структура правовой нормы - это внутреннее строение, взаимосвязь необходимых ее элементов (гипотезы, диспозиции, санкции). Логическую структуру нормы права можно абстрактно сформулировать следующим образом: «если имеют место предусмотренные нормой обстоятельства (гипотеза), то субъект обязан (имеет право) совершать или не совершать определенные действия (диспозиция), в противном случае могут наступить установленные нормой неблагоприятные для него последствия (санкция)». Гипотеза - часть номы, предусматривающая условия, обстоятельства, при наступлении которых следует руководствоваться установленным ею правилом. Диспозиция - часть нормы права, в которой содержится указание на то, каким должно быть поведение в случае наступления условий и обстоятельств, предусмотренных ее гипотезой. Санкция - часть нормы, в которой указываются неблагоприятные юридические последствия невыполнения предписания, содержащегося в диспозиции.
7.Понятие административно-правовых отношений, их специфика и элементы.
-это разновидность правовых отношений представляющих собой урегулированные нормами административного права общественные отношения которые складываются в сфере осуществления исполнительной власти, в сфере гос управления. Структура: субьект,обьект,содержание Специфика: 1.Админис правоотношения строяться на принципе власть подчинения, сдесь одна сторона властвует,и др подчиняется. 2.Известно только одна сторона –субьект управления тот кто наделен власными полномочиями. 3.Являются организационными 4.Апри разрешении споров возможных в области админ правовых отношениях не прибигают к правосудию т.е возмождны административная юрисдикция. 5.В адм правовых отношениях ответственность наступает ни перед другой стороной а перед государством в лице гос органов, либо должносного лица.
8.Административная правосубьектнасть. Административная правоспособнасть- способнасть субьекта административного права преобретать комплекс прав и обязанностей в сфере гос управления закрепленные и обеспеченные нормами административного права. Административная дееспособнасть- способнасть субьекта своими действиями реализовать в правоотношениях свою административную правоспособнасть. Административная деликтоспособнасть- способнасть субьекта самостоятельно нести ответсвенность в области гос управления.
9.Виды административно-правовых отношениях. Основные и неосновные. Основные проявляются – во взаимодействии между субьектом и обьектом управления т.е, и строятся по формуле команда- исполнение. Неосновные – проявляются во взаимодействиями отношениях между самими субьектами управления. Субординационные-строяться на гласности,подчинения,властности. Координационные- без проявления властной авторитарности представляет собой согласовоность деятильности. Вертикальные-Не равенство своего правового положения. Признаки вертикальности: 1.не равенство участников 2. подчинение одного участника другого по схеме-власть-подчинение Горизонтальные-стороны фактически и юридически явл равноправными.
10.Понятие и предмет административного права как отрасли права. Административное право-представляет собой отрасль права явл. Совокупностью взаимодествия,взаимосвязи,и взаимобусловлености норм которые регулируют общественные отношения возникающие в процесе осуществления государственно управленческой деятельности. Предмет административного права - это совокупность общественных отношений, складывающихся в процессе организации и деятельности исполнительной власти (органов управления). Эти общественные отношения непосредственно связаны с государственно-управленческой деятельностью, поэтому и называются управленческими. В зависимости от субъектов управленческих отношений представляется возможным выделить следующие виды общественных отношений: между вышестоящими и нижестоящими органами государственного управления (например, между Советом Министров Республики Беларусь и любым министерством); • между различными органами государственного управления, не связанными отношениями подчиненности (например, между двумя министерствами); • • между органами государственного управления и подчиненными, а также не подчиненными им предприя тиями, организациями, учреждениями По объему административной деятельности можно выделить управленческие отношения в сфере: • общего управления (руководство комплексом отраслей государственного управления); • специального управления (руководство по отдельным вопросам межотраслевого характера); • отраслевого управления (руководство отдельной отраслью государственного управления). По содержанию выделяют отношения, связанные с: • осуществлением централизованного руководства или непосредственного оперативного управления; • государственным регулированием деятельности общественных организаций и сотрудничества органов управления с последними; • осуществлением органами управления деятельности по удовлетворению нужд и запросов граждан, охране их прав. По областям административной деятельности следует выделить управленческие отношения в области управления экономикой, социально-культурным строительством, административно-политическим строительством
11.Метод административного правового регулирования. Метод правового регулирования- это система юридических средст, с помощью которых государство оказывает необходимое воздействие на волевое поведение участников общественных отношений. Любая отрасль права используется в качестве средств правового регулирования 3 юридической возможности: 1.Предписанные- возложение прямой юридической обязанности совершить те или иные деяния. 2.Запреты-возложение прямой юридической обязанности не совершать ие или иные действия. 3.Дозволения- юр разрешение совершать действия, или совершать по своему усмотрени. Поэтому методы правового регулирования едины для всех отраслей права. Особенности метода адм права: 1.одной стороне отношений предоставлен определенный обьем юр власти полномочий адресуемых другой стороне которая должна подчиниться 2.у управляющего есть власные полномочия 3.адм метод проявляется и там где возникают в области гос управления имущественные отношения 4.Власность и односторонность наиболее существенные признаки адм правового регулирования.
12.Источники административного права как отрасли права. В специальном юридическом смысле источники административного права - это конкретные формы выражения норм соответствующей отрасли. К числу источников административного права относится, во-первых, Конституция Республики Беларусь 1994г. (с изменениями и дополнениями). Многие из содержащихся в ней общих норм имеют прямую административно-правовую направленность, например конституционные нормы, определяющие основы формирования деятельности органов исполнительной власти (ст. 106, 107, 117), закрепляющие основные права и свободы граждан в сфере государственного управления (ст. 22-51) и др. Во-вторых, административно-правовые нормы содержатся также в законодательных актах. Источником административного права являются также нормативные указы и распоряжения Президента, имеющий обязательную силу на всей территории Республики Ииларусь, а также декреты, имеющие силу законов (ст. 85 К. институции). К числу источников административного права относятся также постановления Правительства Республики Беларусь (ст. 106 Конституции), например постановление Кабинета Министоов Республики Белаоусь от 4 янваоя 1996 г. В межотраслевом и отраслевом масштабе в качестве источников административного права служат нормативные акты государственных комитетов, министерств Административно-правовые нормы могут найти свое выражение и в межгосударственных соглашениях, которые в таких случаях следует рассматривать в качестве источников административного права. Наконец, источниками административного права внут-риорганизационного характера можно назвать нормативные акты руководителей государственных корпораций, концернов, объединений, предприятий и учреждений (или акты их коллективных органов).
13.Виды систематизации норм административного права,проблемы кодификации. Систематизация норм адм права осуществляется по 2 напрвлениям 1.Инкорпорация, т.е упорядочение сведения воедино действующих нормативных актов без изменения их содержания в определеноом систематическом порядке. Второе направление - кодификация, т.е. качественная переработка действующих юридических норм, устранение несогласованностей и противоречий правового регулирования, восполнение пробелов и отмена устаревших норм. В процессе кодификации законодательства осуществляется объединение действующих нормативных актов по отраслям права (законодательства), приведение их в стройную, внутренне согласованную систему. Кодификация законодательства может быть всеобщей (переработке подвергается все законодательство), отраслевой (проводятся кодификационные работы в пределах определенной отрасли законодательства) или специальной (охватываются нормы определенного правового института, например нормы об охране животного мира)
14.Понятие, предмет, система и источники науки административного права. 15.Метод науки административного права и связь ее с другими науками. административного права - это система научных представлений, знаний и теоретических положений о закономерностях, действующих в сфере административного права, как совокупности соответствующих правовых норм и их применения органами и должностными лицами исполнительной власти. Предметом науки административного права является исследование государственного управления (исполнительно-распорядительной, административной деятельности), складывающихся в его сфере общественных отношений административно-правовых норм, регулирующих эти ' отношения. Наука административного права исследует: • правовое положение граждан (физических лиц) в сфере государственного управления; 1 правовой статус органов государственного управления; • правовое положение негосударственных объединений н сфере управления предприятий, учреждений, организаций, юридических лиц; • административно-правовой статус государственных и общественных служащих; • правовые формы и методы управления • способы обеспечения законности и дисциплины в государственном управлении; • административный процесс и его виды; -систему общего,отраслевого и межотраслевого управления. Система науки административного права шире системы отрасли права. Во-первых, система науки административного права представляет собой не только сумму научных знаманий о действующем административном праве и его и нститутах, но также знания о наиболее общих категориях (понятиях) административного права: о предмете, методе и принципах административного права, об административно-правовых нормах и административно-правовых отношениях, их видах, о субъектах и объектах этих отношений, об исполнительной власти, о ее признаках и функциях. •'то базисные категории первого уровня. Во-вторых, система науки административного права ' троится на началах, характерных для построения системы любой науки: разрозненный и хаотически расположенный материал систематизируется и превращается в логически тройное единое целое. Систематизация различает метод распределения научного материала на части (в соответствии с правовыми институтами) и метод организации его «целостное образование, доступное для познания и практического использования. В-третьих, система науки административного права интегрирует материал о системах административного права -институционный, процессуальный, отраслевой- в единую систему знаний об административном праве. Система преподавания административного права призвана обеспечить полное и точное усвоение данной науки, понимание административно-правовых категорий и действующего административного права. Обучение отличается от науки тем, что поставлено в строго ограниченные рамки учебной программы. Преподавание административного права принимает от науки только основной материал, необходимый для его понимания, формирования профессионального мышления и предстоящей практической деятельности...
Дата добавления: 2015-05-10; Просмотров: 1285; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |