Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Международные нормы и принципы




Понятие внешней формы экологического права РФ. Классификация и система источников, опосредующих экологические отношения.

Вопрос фактически сводится к характеристике особенностей источников экологического права. Экологическое право – комплексная отрасль российского права. Источники права в теории рассматриваются в материальном и формальном аспектах. В материальном смысле источники экологического права уже были названы в предыдущих лекциях. Опасна ситуация, когда законодатель не обращает внимания на материальные источники права. Не соответствующая реально сложившимся общественным отношениям норма (формальный источник) работать не будет. Очевидна необходимость тесной связи материальных и формальных источников. Соотношение материальных и формальных источников – важнейшая задача изучения дисциплины экологического права.

Источники экологического права в формальном смысле – нормативно-правовые акты, регулирующие общественные отношения, составляющие предмет экологического права. Система источников экологического права отражена ФЗ «Об охране окружающей среды», а именно в ст.2 («Законодательство в области охраны окружающей среды»).

Особенности источников экологического права. Источники экологического права по предмету правового регулирования классифицируются на общие и специальные. К общим относятся те нормативно-правовые акты, которые регулируют как экологические, так и иные общественные отношения, а к специальным – специализированные акты, регулирующие отдельные институты экологического права.

· В соответствии с Конституцией РФ законодательство об охране окружающей среды отнесено к предмету совместного ведения Российской Федерации и субъектов РФ. Соответственно, особенность в том, что система источников экологического права включает в себя нормативно-правовые акты как федеральные, так и региональные. Поэтому всегда возникает вопрос о разграничении полномочий в пределах совместного ведения, а также об иерархии нормативно-правовых актов.

· Следующая особенность обусловлена тем, что экологическое право является комплексной отраслью. Соответственно, экологические нормы имеют «двойную прописку». Нормы экологического права могут содержаться как в специальном законодательстве об окружающей среде, так и в актах гражданского, конституционного, предпринимательского, уголовного и иного законодательства.

· Экологическое законодательство характеризуется очень значительным массивом нормативно-правовых актов, что порождает определенную сложность в его применении. При этом также количество подзаконных нормативно-правовых актов также значительно.

· В экологическом законодательстве достаточно часто используется специальная естественно-научная и техническая терминология. Кроме того, большое значение придается актам технического регулирования, которые также рассматриваются в качестве источников экологического права (см. ФЗ «О техническом регулировании»).

Систему источников экологического права образуют:

- Конституция РФ,

- федеративные договоры,

- международные договоры РФ, общепризнанные принципы и нормы международного права,

- федеральные законы,

- нормативные правовые акты Президента РФ,

- нормативные правовые акты Правительства РФ,

- нормативные правовые акты федеральных министерств и ведомств,

- конституции, законы, иные нормативные правовые акты субъектов РФ,

- нормативные правовые акты органов местного самоуправления,

- локальные нормативные правовые акты,

- судебные решения.

Классификация

1. По уровню органов, которые их приняли:

a. Федеральные

b. Региональные

c. Муниципальные

2. По сфере действия:

a. Общие

Распространяют свое действие на всю территорию РФ (например, Закон «об экологической экспертизе»)

b. Специальные

Обусловлены территориальным критерием их действия (например, ФЗ «Об охране озера Байкал», так как положение данного закона обеспечивают охрану непосредственно озера Байкал, а также примыкающую к нему территорию, что в совокупности образует Байкальскую природную территорию)

3. По юридической силе:

a. К РФ

Содержит нормы, определяющие начало экологического права и законодательства. В статье 42 К РФ получили закрепление основные экологические права граждан, в частности:

o Право на благоприятную окружающую среду;

o Право на достоверную информацию о состоянии окружающей среды;

o Право на возмещение ущерба, причиненного здоровью или имуществу граждан экологическим правонарушением

Эти права рассматриваются, как фундаментальные, основные и получают свое развитие на уровне отдельных нормативных актов.

В соответствии со статьей 72 К РФ к совместному ведению РФ и ее субъектов относится:

o Природопользование

o Охрана окружающей среды и обеспечение экологической безопасности особоохраняемой природной территории.

o Законодательство об охране окружающей среды (экологического законодательство); обеспечивает возможность в пределах своих полномочий и территорий самостоятельно разрабатывать и принимать законы и иные нормативные правовые акты, которые не должны противоречить федеральному законодательству.

b. В соответствии со статьей 15 К РФ общепризнанные нормы и принципы международного права и международные договоры являются составной частью ее правовой системы. В соответствии с ФЗ «О международных договорах» не могут быть ратифицированы РФ международные договоры, противоречащие К РФ. Международные договоры по вопросам охраны окружающей среды делятся на:

i. Межгосудартсвенные

ii. Межправитеьлственные

iii. Договоры межведомственного характера

c. ФКЗ, принимаемые по вопросам, предусмотренным в К РФ (например, ФКЗ «О Правительстве РФ»)

d. ФЗ, которые делятся на:

i. Кодифицированные

ii. Некодифицированные

e. Указы Президента РФ нормативного характера (например, Указ Президента РФ «О переходе РФ к устойчивому развитию»)

f. Постановления правительства РФ нормативно характера

g. Нормативно-правовые акты, принимаемые федеральными органами исполнительной власти

h. Нормативно-правовые акты субъектов РФ (например, закон Томской области «об экологической экспертизе», закон Томской области «об особо охраняемых природных территорий», закон «об экологическом аудите»)

Охрана окружающей среды – это одна из самых актуальных проблем человечества, особенно на современном этапе его развития. Это обуславливает возрастающее с каждым годом внимание правительственных и неправительственных организаций к проблемам качества окружающей среды. Но даже высокая эффективность природоохранительной деятельности на национальном уровне не обеспечивает полного решения проблемы охраны окружающей среды и рационального использования природных ресурсов в пределах планеты. Во-первых, имеются природные ресурсы, которые интенсивно эксплуатируются и подвергаются воздействию мирового сообщества, и при том они находятся вне пределов национальной юрисдикции какого-либо из государств. Это, например, Мировой океан, Антарктика, ближний космос и др.). Для сохранения благоприятного состояния природы этих районов мировое сообщество осуществляет международное сотрудничество в области охраны и использования природных ресурсов. Во-вторых, в процессе хозяйственной и иной деятельности на территории одного государства, может оказываться негативное воздействие на состояние окружающей среды соседних государств, что также обуславливает необходимость международного сотрудничества. И, наконец, в-третьих, для повышения эффективности природоохранительной деятельности на национальном уровне государства вынуждены принимать согласованные меры по охране собственной окружающей среды. В настоящее время особую заботу мирового сообщества представляют глобальные экологические проблемы. Среди них: изменение климата, сокращение озонового слоя, кислотные дожди, опустынивание, сохранение биологического разнообразия, рост населения, который обуславливает рост потребления и нагрузки на природные ресурсы, а также ресурсный кризис.

Международное право окружающей среды представляет собой совокупность международно-правовых норм и правоотношений в сфере обеспечения рационального использования природных ресурсов Земли и охраны глобальной окружающей среды от вредных воздействий в интересах настоящего и будущего поколений людей. Предметом международного права окружающей среды являются международные экологические отношения, то есть отношения в сфере взаимодействия человечества с природой.

Для международного экологического права в настоящее время характерны следующие принципы:

1. Принцип предусмотрительности, который реализуется в защите людей от снижения качества окружающей среды, от вредных факторов среды обитания и выражается в необходимости управления рисками их минимизации.

2. Принцип компенсации, который способствует охране окружающей среды путем соединения потребительских интересов граждан.

3. Принцип полного возмещения вреда за экологический ущерб.

4. Принцип ответственности государства за использование им природных ресурсов и окружающей среды перед Мировым Сообществом. Этот принцип тесно связан с принципом равенства прав различных поколений, а именно – нынешнего и будущих. Равенство внутри поколения – равенство между развитыми и развивающимися странами, что выражается в частности в запрете ввоза для захоронения опасных отходов и веществ.

5. Обязательность учета экологических интересов общества и участия общественности в принятии экологически значимых решений.

6. Принцип интегрированного сочетания охраны окружающей среды и экономического развития. Декларация 1992 года в Рио-де-Жанейро:

· Предметом основной заботы и главными проводниками устойчивого развития являются люди. Они имеют право на здоровый и продуктивный образ жизни в согласии с природой.

· В соответствии с Уставом ООН и принципами международного права государства имеют суверенное право использовать свои собственные ресурсы в осуществлении собственной политики в области окружающей среды и развития и несут ответственность за то, чтобы деятельность в пределах их юрисдикции или контроля не наносила ущерба окружающей среде других государств или районов, находящихся за пределами национально юрисдикции.

· Право на развитие должно осуществляться таким образом, чтобы справедливо удовлетворять потребности нынешнего и будущих поколений в области развития и окружающей среды.

· В целях достижения устойчивого развития защита окружающей среды должна составлять неотъемлемую часть процесса развития и не может рассматривать в отрыве от него.

· Все государства и все народы должны сотрудничать в осуществлении важнейшей задачи искоренения бедности как необходимого условия устойчивого развития с тем, чтобы сократить разрыв с уровнем жизни и лучше удовлетворять потребности большинства людей в мире.

· Самое первоочередное внимание должно уделяться особому положению и потребностям развивающихся стран, в частности наименее развитых и наиболее уязвимых в экологическом отношении. Международные действия в области окружающей среды и развития должны также учитывать интересы и потребности других стран.

· Государства должны сотрудничать в духе глобального партнерства с целью сохранения, защиты и восстановления здоровья и целостности экосистемы Земли. Ввиду различного вклада в ухудшение состояния окружающей среды глобальной окружающей среды государства несут общую, но дифференцированную ответственность. Развитые страны признают ответственность, которую они несут в международных условиях по обеспечению устойчивого развития ввиду давления, которое их общества оказывают на глобальную окружающую среду и тех технологий и финансовых ресурсов, которыми они располагают.

· В целях достижения устойчивого развития и более высокого качества жизни для всех людей государства должны сократить и ликвидировать нерациональные модели производства и потребления и проводить в жизнь надлежащую демографическую политику.

· Государства должны сотрудничать в целях укрепления эндогенного потенциала для устойчивого развития путем улучшения научного понимания посредством обмена научно-техническими знаниями и путем содействия развитию, адаптации, распространения и передачи технологий, в том числе новых и новаторских.

· Вопросы экологии лучше всего решаются при участии всех заинтересованных граждан на соответствующем уровне. На национальном уровне каждый человек должен иметь надлежащий доступ к информации, касающейся окружающей среды, которой располагают государственные органы, включая информацию об опасных материалах и деятельности, проводимой в их общинах, а также иметь возможность участвовать в процессе принятия решения. Государства должны содействовать информированности и участию населения путем обеспечения широкого доступа к информации. Должен быть гарантирован эффективный доступ к судебному и административному разбирательству, в том числе к внутренним средствам правовой защиты.

· Государства должны ввести в действие эффективное законодательство в сфере экологии. Экологические стандарты, цели и приоритеты в сфере управления должны отражать условия в области окружающей среды и развития, к которым они применяются. Стандарты, применяемые в одних странах могут быть непригодны или сопряжены с чрезмерными социально-экономическими издержками в других странах, в особенности в развивающихся.

· Государства должны сотрудничать с целью содействовать созданию поддерживающей и открытой международной экономической системы, которая вела бы к экономическому росту и устойчивому развитию во всех странах в целях более эффективного решения проблем ухудшения окружающей среды. Меры в области торговой политики, принимаемые в целях защиты окружающей среды, затрагивающие транснациональные или глобальные экологические проблемы должны быть по возможности основаны на международном консенсусе.

· Государства должны разработать национальный закон, касающийся ответственности за загрязнение и другой экологический ущерб и компенсации его жертвам. Государства должны эффективно и решительно сотрудничать с целью дальнейшего развития международного права, касающегося ответственности и компенсации за неблагоприятные последствия экологического ущерба, причиненного деятельностью в пределах их юрисдикции или контроля района, находящегося за пределами их юрисдикции – проблема трансграничного причинения вреда.

· Государства должны эффективно сотрудничать с тем, чтобы не поощрять или предотвращать перемещение или передачу в другие государства любых видов деятельности и материалов, которые ведут к серьезному ухудшению окружающей среды или оказываются вредными для здоровья человека.

· В целях защиты окружающей среды государства должны в соответствии со своими возможностями широко применять меры предосторожности. В случае угроз причинения серьезного или невосполнимого ущерба отсутствие полной научной определенности не должно использоваться как предлог для отсрочки принятия рентабельных мер в целях предотвращения экологической деградации.

· Национальные органы должны стремиться способствовать интернализации экологических издержек и использованию экономических механизмов, принимая во внимание тот подход, что принцип «загрязнитель платит» осуществляется с должным учетом государственных интересов и без ущерба для международной торговли и инвестирования.

· В качестве национального инструмента следует использовать оценку экологических последствий предполагаемых видов деятельности, которые могут оказать значительное неблагоприятное воздействие на окружающую среду и осуществление которых подлежит решению компетентного национального органа.

· Государства немедленно уведомляют другие государства о любых стихийных бедствиях или иных чрезвычайных ситуациях, способных оказать внезапные пагубные последствия для окружающей среды этих государств. Международное сообщество должно принимать все меры для оказания помощи затронутым государствам. Государства предоставляют заблаговременно и своевременно потенциально затронутым государствам уведомления и информацию о деятельности, которая может иметь значительные неблагоприятные последствия для окружающей среды, и проводят консультации с такими государствами на ранней стадии и в духе доброй воли.

· Женщины играют важнейшую роль в освоении окружающей среды и развитии, следовательно, для достижения устойчивого развития важное значение имеет их полное участие в этих процессах.

· Для установления глобального партнерства в целях достижения устойчивого развития и обеспечения лучшего будущего для всех необходимо мобилизовать молодежь творческие возможности, идеалы и мужество молодежи мира.

· Коренное население и его общины, а также другие местные общины играют жизненно важную роль в освоении окружающей среды и развитии в силу их знаний и традиционной практики. Государства должны признавать и должным образом поддерживать их самобытность, культуру и интересы и обеспечить их эффективное участие в деле достижения устойчивого развития.

· Подлежат защите окружающая среда и природные ресурсы народа, живущего в условиях угнетения, господства и оккупации.

· Война по своей сути пагубна для устойчивого развития, поэтому государства должны уважать международное право, предусматривающее защиту окружающей среды в период вооруженного конфликта и сотрудничать в деле его дальнейшего развития по мере необходимости.

· Мир, развитие и защита окружающей среды взаимосвязаны и неделимы.

· Государства разрешают все свои экологические споры мирными средствами и с помощью механизмов, предусмотренных Уставом ООН.

· Государства и народы сотрудничают в духе доброй воли и партнерства в осуществлении принципом, воплощенных в декларации и в дальнейшем развитии международного права в области устойчивого развития.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-05-10; Просмотров: 765; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.032 сек.