Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Мониторинг окружающей среды и природных объектов




Отчетность в сфере природопользования и охраны окружающей среды

Статистическая отчетность ведется для последующего анализа динамики тех или иных процессов при сопоставлении двух и более равновременных периодов. Потребность в ведении статистического наблюдения имеется как в сфере природопользования, так и в области охраны окружающей среды. Для удобства пользования разрабатываются формализованные бланки статисти­ческого наблюдения, определяются субъекты, в обязанность которым вменя­ется заполнение таких бланков, а также устанавливается периодичность и порядок предоставления соответствующих сведений в специально уполномо­ченный государственный орган.

По своему характеру и целям формы статистического наблюдения можно разделить на федеральные государственные и ведомственные.

Формы федерального государственного статистического наблюдения ут­верждаются и вводятся в действие постановлениями Федеральной службы го­сударственной статистики (Росстата, ранее - Госкомстата России). В качестве примера можно привести формы № 4-ОС «Сведения о текущих затратах на ох­рану окружающей среды и экологических платежах» и № 1-П (рыба) «Сведе­ния об улове рыбы, добыче других водных биоресурсов и производстве рыб­ной продукции», утвержденные соответственно постановлением Госкомстата России от 01.09.2003 № 80 и постановлением Росстата от 30.12.2004 № 159.

В то же время в целях получения достоверных сведений о работе ниже­стоящих подразделений специально уполномоченные государственные орга­ны в сфере природопользования и охраны окружающей среды вводят собст­венные ведомственные формы статистического наблюдения. В качестве примера можно назвать утвержденные приказом МПР России от 12.03.2002 № 116 формы № 1-АР «Отчет о предоставлении участков лесного фонда в аренду» и № 17-АВИА-ЛХ «Сведения о выполнении мероприятий по проти­вопожарной профилактике».

Статья 63 Федерального закона «Об охране окружающей среды» опреде­ляет, что государственный мониторинг окружающей среды (государственный экологический мониторинг) осуществляется в целях наблюдения за состояни­ем окружающей среды, в том числе за состоянием окружающей среды в рай­онах расположения источников антропогенного воздействия и воздействием этих источников на окружающую среду, а также в целях обеспечения по­требностей государства, юридических и физических лиц в достоверной ин­формации, необходимой для предотвращения и (или) уменьшения неблаго­приятных последствий изменения состояния окружающей среды.

Изданным в развитие указанной нормы постановлением Правительства РФ от 31.03.2003 № 177 утверждено Положение об организации и осуществ­лении государственного мониторинга окружающей среды (государственного экологического мониторинга) [188], согласно п. 1 которого экологический мониторинг включает в себя мониторинг атмосферного воздуха, земель, ле­сов, водных объектов, объектов животного мира, уникальной экологической системы озера Байкал, континентального шельфа Российской Федерации, со­стояния недр, исключительной экономической зоны Российской Федерации, внутренних морских вод и территориального моря Российской Федерации.

Следует отметить, что во исполнение ст. 23 Федерального закона «Об охра­не атмосферного воздуха», ст. 67 Земельного кодекса РФ, ст. 69 Лесного ко­декса РФ, ст. 78 Водного кодекса РФ, ст. 15 Федерального закона «О животном мире» и норм ряда Других законодательных актов постановлениями Прави­тельства РФ утверждены процедуры осуществления мониторинга отдельных природных ресурсов. Среди таких документов можно назвать постановления Правительства РФ от 10.11.1996 № 1342 «О порядке ведения государственного учета, государственного кадастра и государственного мониторинга объектов животного мира» [124] и от 14.03.1997 № 307 «Об утверждении Положения о ведении государственного мониторинга водных объектов» [130].

Информация, полученная при осуществлении экологического мониторин­га, используется при:

- разработке прогнозов социально-экономического развития Российской ] Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образова­ний и принятия соответствующих решений;

- разработке федеральных программ в области экологического развития Российской Федерации, целевых программ в области охраны окружаю­щей среды субъектов Российской Федерации, инвестиционных программ, а также мероприятий по охране окружающей среды;

- осуществлении контроля в области охраны окружающей среды и прове­дении экологической экспертизы;

- прогнозировании чрезвычайных ситуаций и проведении мероприятий по их предупреждению;

- подготовке данных для ежегодного государственного доклада о состоянии и об охране окружающей среды. При проведении экологического мониторинга решаются следующие задачи:

- организация и проведение наблюдения за количественными и качествен­ными показателями, характеризующими состояние окружающей среды, в том числе за состоянием окружающей среды в районах расположения ис­точников антропогенного воздействия и воздействием этих источников на окружающую среду;

- оценка состояния окружающей среды, своевременное выявление и про­гноз развития негативных процессов, влияющих на состояние окружаю­щей среды, выработка рекомендаций по предотвращению вредных воз­действий на нее;

- информационное обеспечение органов государственной власти, органов местного самоуправления, юридических и физических лиц по вопросам состояния окружающей среды;

- формирование государственных информационных ресурсов о состоянии окружающей среды;

- обеспечение участия Российской Федерации в международных системах экологического мониторинга. Осуществление государственного экологического мониторинга в рамках установленной компетенции возложено на:

- Федеральную службу по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды;

• Федеральное агентство кадастра объектов недвижимости;

- Федеральное агентство по рыболовству и другие федеральные органы ис­полнительной власти, специально уполномоченные в сфере природополь­зования и охраны окружающей среды.

Близким по своему назначению к государственному экологическому мо­ниторингу является социально-гигиенический мониторинг, Положение о котором утверждено постановлением Правительства РФ от 02.02.2006 № 60'.

Задачами социально-гигиенического мониторинга являются:

- гигиеническая оценка (диагностика) факторов среды обитания человека и состояния здоровья населения:

• выявление причинно-следственных связей между состоянием здоро­вья населения и воздействием факторов среды обитания человека на основе системного анализа и оценки риска для здоровья населения;

• установление причин и выявление условий возникновения и распро­странения инфекционных и массовых неинфекционных заболеваний (отравлений), выработка предложений для принятия решений феде­ральными органами исполнительной власти, органами исполнитель­ной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления.

Проведение социально-гигиенического мониторинга на федеральном уровне, уровне субъектов Российской Федерации и муниципальном уровне осуществляется органами и учреждениями государственной санитарно-эпидемиологической службы Российской Федерации совместно с федераль­ными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-05-10; Просмотров: 745; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.028 сек.