Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Критерии благоприятной среды 1 страница




 

Нормативы качества окружающей среды – закреплены в НА. При нарушении необходимо вмешательство государства. В ст. 11 ФЗ «Об охране окружающей среды» закреплены права: каждый гражданин имеет право на благоприятную окружающую среду, на ее защиту от негативного воздействия, вызванного хозяйственной и иной деятельностью, чрезвычайными ситуациями природного и техногенного характера, на достоверную информацию о состоянии окружающей среды, и на возмещение вреда окружающей среде.

ч. 2, ст. 11: Граждане имеют право:

1. создавать общественные объединения, фонды и иные некоммерческие организации, осуществляющие деятельность в области охраны окружающей среды;

2. направлять обращения в органы государственной власти Российской Федерации, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления, иные организации и должностным лицам о получении своевременной, полной и достоверной информации о состоянии окружающей среды в местах своего проживания, мерах по ее охране;

3. принимать участие в собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетировании, сборе подписей под петициями, референдумах по вопросам охраны окружающей среды и в иных не противоречащих законодательству Российской Федерации акциях;

4. выдвигать предложения о проведении общественной экологической экспертизы и участвовать в ее проведении в установленном порядке;

5. оказывать содействие органам государственной власти Российской Федерации, органам государственной власти субъектов Российской Федерации, органам местного самоуправления в решении вопросов охраны окружающей среды;

6. обращаться в органы государственной власти Российской Федерации, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления и иные организации с жалобами, заявлениями и предложениями по вопросам, касающимся охраны окружающей среды, негативного воздействия на окружающую среду, и получать своевременные и обоснованные ответы;

7. предъявлять в суд иски о возмещении вреда окружающей среде;

8. осуществлять другие предусмотренные законодательством права.

 

Обязанности граждан. Их так же можно разделить на общие и специальные.

 

Общие:

· сохранять природу и окружающую среду;

· бережно относиться к природе и природным богатствам;

· соблюдать иные требования законодательства (ч. 3 ст. 11 ФЗ).

 

Обязанности пожарной безопасности в лесах, санитарной безопасности в лесах, правила лесов восстановления и правила ухода за лесами, обязанности водопользователей, туристов, обязанности о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения (выполнять требования санитарного законодательства, заботиться о здоровье и гигиеническом обучении своих детей), обязанность возмещения вреда окружающей среде, в результате ее загрязнения, истощения, порчи уничтожения, нерационального использования природных ресурсов, деградации и разрушения естественных экосистем, природных комплексов и природных ландшафтов – вред возмещается в полном объеме (ст. 77 ФЗ «Об охране окружающей среды»).

 

Права и обязанности общественных и иных некоммерческих объединений, осуществляющих деятельность в области охраны окружающей среды (ст. 12). Найти 5 отличий между ст. 12 и 11.

 

Экологическое управление (в сфере охраны окружающей среды)

Что касается содержания, то здесь велись значительные споры.

Колбасов под государственным управлением понимал организующую деятельность компетентных государственных органов по практическому осуществлению целей и задач, стоящих перед советским государством и выраженных в законодательстве. Он же в более поздних работах определял государственное управление как систему учреждений и мер государственного воздействия на жизненно важные стороны общественного производства и бытия, влияющие на взаимодействие общества и окружающей среды.

Жмотов определял управление охраной природы как комплекс управленческих функций, которые зависят от управляемых объектов, а собственно государственное управление он понимал как практически организующую деятельность исполнительно-распорядительных органов государства. Дискуссия шла параллельно о понятии государственного управления и о понятии государственного управления в сфере охраны окружающей среды.

В частности Шемшученко отмечал, что суть управления в области охраны окружающей среды заключается в осуществлении экологической функции государства, которая состоит в практической реализации законодательства об охране окружающей среды и многогранной организаторской работе по управлению качеством данной среды и обеспечению экологических условий благоприятных для жизни и деятельности людей. В 80-90-ые гг. произошли смены основных инструментов управления органами государственной власти. С развитием науки в начале 90-ых гг. появились новые определения.

Так Бринчук под управлением природопользованием и охраной окружающей среды понимал совокупность предпринимаемых соответствующими субъектами действий, направленных на обеспечение исполнения требований законодательства об окружающей среде.

Красов рассматривал такое управление как подзаконную деятельность исполнительно-распорядительных государственных органов исполнительной власти и органов местного самоуправления, основной целью которой является организация обеспечения сохранения окружающей природной среды, ее восстановление и обеспечение экологической безопасности. Затем ученые стали развивать понятие экологического управления.

Галюченко под организационным механизмом в сфере охраны окружающей природной среды, охраны и устойчивого использования природных ресурсов, обеспечения экологической безопасности человека и других объектов понимает систему организационных мер воздействия на поведение людей в целях обеспечения охраны окружающей природной среды, рационального использования природных ресурсов, экологической безопасности человека и других объектов. Наличие правовых норм само по себе не обеспечивает упорядочивание общественных отношений, для этого необходимы еще и организационные действия со стороны органов государственной власти.

 

Что касается объекта управления, то, например, Шемшученко считает, что объектом управления является качество состояния окружающей среды.

 

Функции экологического управления

Очень спорной характеристикой являются функции экологического управления. Основные функции:

· Планирование охраны природы и рационального использования природных ресурсов.

· Материально-техническое обеспечение планов.

· Единая система государственного учета и регистрации пользования природными ресурсами.

· Государственный контроль в области использования природных ресурсов и охраны природы.

· Финансирование природоохранительных мероприятий.

· Подбор, подготовка и расстановка кадров.

· Координация деятельности государственных органов по охране природы.

· Издание подзаконных нормативно-правовых актов и актов применения права.

· Соблюдение законодательства об охране природы.

· Изучение состояния природных ресурсов, природных комплексов и природной среды в целом.

· Экологическое воспитание, просвещение, образование и пропаганда вопросов охраны природы.

· Руководство развитием научных исследований в области охраны природы.

· Прогнозирование возможных изменений окружающей среды.

· Установление стандартов качества.

· Установление общих правил пользования природными ресурсами.

· Надзор за использованием природных ресурсов и охраной окружающей среды.

 

Это были функции, которые выделялись в советское время. На сегодняшний день дискуссия продолжается.

 

Взять позицию любого ученого (например, Бринчука) и изучить Особенную часть экологического права с учетом функций – какие закреплены, какие нет.

 

В связи с реформами некоторые функции утратили свое значение, но так появились новые, в том числе проведение экологической экспертизы, экологическое лицензирование, экологическая сертификация, экологическое нормирование, функция ведения государственных кадастров в сфере охраны окружающей среды и другие. Каждая из этих функций на сегодняшний день представляет собой институт экологического права.

 

Принципы экологического управления

a.i.1. Комплексный подход к решении вопросов охраны окружающей среды.

a.i.2. Организация управления на основе сочетания бассейнового и административно-территориального деления страны. Объекты окружающей среды не ограничиваются территорией административно-территориальных образований.

a.i.3. Разделение хозяйственно-организаторских и контрольно-надзорных функций. Этот принцип достаточно долго обсуждался в рамках экологического права, что привело, в конце концов, к выделению природоресурсного права в отдельную отрасль права.

a.i.4. Принцип ответственности не только граждан перед государством, но и государства перед гражданами.

 

Функции экологического управления

 

Осуществление экологической экспертизы. Экологическая экспертиза была одним из центральных институтов нового экологического законодательства, которое стало формироваться в рамках нового права РФ в 90-ых годах, она была предусмотрена федеральным законом «Об охране окружающей природной среды». Был разработан нормативно-правовой акт, который был принят 1995 году. Он регулировал все вопросы, возникающие в этой области, причем таким образом, что государство могло эффективно осуществлять свою экологическую функцию.

 

Посмотреть первую редакцию закона (определение экологической экспертизы).

 

ФЗ «Об экологической экспертизе» регулирует отношения в области экологической экспертизы, направлен на реализацию конституционного права граждан РФ на благоприятную окружающую среду посредством предупреждения негативных воздействий хозяйственной и иной деятельности на окружающую среду. Соответственно, экологическая экспертиза – это установление соответствия документов и (или) документации, обосновывающих намечаемую в связи с реализацией объекта экологической экспертизы хозяйственную и иную деятельность, экологическим требованиям, установленным техническими регламентами и законодательством в области охраны окружающей среды, в целях предотвращения негативного воздействия такой деятельности на окружающую среду. Экспертиза проводится до начала строительства объекта.

 

Функции экологической экспертизы:

1. Предупредительный контроль экологической экспертизы – если на стадии до осуществления работ по строительству или реконструкции промышленного объекта будет выявлено то, что спроектированный результата приведет к нарушению требований регламентов, то разрешение на осуществление деятельности не будет дано.

2. Инструмент обеспечения выполнения экологических требований.

3. Выступает в качестве средства учета общественного мнения при принятии экологически значимых решений.

 

Как заставить учесть мнение общественности в рамках экологической экспертизы? Как обжаловать принятое решение?

 

Принципы экологической экспертизы (ст. 3 ФЗ):

1. Презумпция потенциальной экологической опасности любой намечаемой хозяйственной и иной деятельности. Необходимо отрицать все возможные отрицательные воздействия объекта экологической экспертизы на окружающую среду.

2. Обязательность проведения государственной экологической экспертизы до принятия решения о реализации объекта экологической экспертизы. Этот принцип отражает превентивный характер экологической экспертизы.

3. Принцип комплексности оценки воздействия на окружающую среду хозяйственной и иной деятельности, а также ее последствий. Этот принцип предполагает учет всех видов возможных негативных последствий реализации объекта в их взаимосвязи.

4. Принцип обязательности учета требований экологической безопасности при проведении экологической экспертизы.

5. Принцип достоверности и полноты информации, представляемой на экологическую экспертизу. Это обязанность заказчика. Эксперты вправе затребовать какую-либо информацию. Если заказчик ее не представляет – эксперты вправе не проводить экспертизу.

6. Независимость экспертов экологической экспертизы при осуществлении ими своих полномочий в области экологической экспертизы. Эксперт имеет право на свое особое мнение. Это делается для того, чтобы избежать давления на экспертов, чтобы не было ситуации обезличивания принятия решения.

7. Принцип научной обоснованности, объективности и законности заключений. Экологическая экспертиза проводится с использованием последних достижений науки и техники по единым методикам.

8. Принцип гласности, участия общественных организаций и объединений, учета общественного мнения.

9. Принцип ответственности участников экологической экспертизы и заинтересованных лиц за организацию, проведение, качество экологической экспертизы.

 

Виды экологической экспертизы:

· Государственная – проводится специально уполномоченным государственным органом в области экологической экспертизы. На сегодняшний день это 2 органа: Росприроднадзор и Ростехнадзор.

· Общественная – проводится общественными организациями. Здесь есть определенные особенности.

 

Объекты государственной экологической экспертизы (ст.ст. 11-12):

· Объекты федерального уровня.

o проекты нормативно-технических и инструктивно-методических документов в области охраны окружающей среды, утверждаемых органами государственной власти Российской Федерации;

o проекты федеральных целевых программ, предусматривающих строительство и эксплуатацию объектов хозяйственной деятельности, оказывающих воздействие на окружающую среду, в части размещения таких объектов с учетом режима охраны природных объектов;

o проекты соглашений о разделе продукции;

o материалы обоснования лицензий на осуществление отдельных видов деятельности, которые оказывают негативное воздействие на окружающую среду и лицензирование которых осуществляется в соответствии с Федеральным законом от 8 августа 2001 года N 128-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" (за исключением материалов обоснования лицензий на осуществление деятельности по сбору, использованию, обезвреживанию, транспортированию, размещению отходов) и законодательством в области использования атомной энергии федеральными органами исполнительной власти;

o проекты технической документации на новые технику, технологию, использование которых может оказать воздействие на окружающую среду, а также технической документации на новые вещества, которые могут поступать в природную среду;

o материалы комплексного экологического обследования участков территорий, обосновывающие придание этим территориям правового статуса особо охраняемых природных территорий федерального значения, зоны экологического бедствия или зоны чрезвычайной экологической ситуации;

o объекты государственной экологической экспертизы, указанные в Федеральном законе от 30 ноября 1995 года N 187-ФЗ "О континентальном шельфе Российской Федерации", Федеральном законе от 17 декабря 1998 года N 191-ФЗ "Об исключительной экономической зоне Российской Федерации", Федеральном законе от 31 июля 1998 года N 155-ФЗ "О внутренних морских водах, территориальном море и прилежащей зоне Российской Федерации";

o проектная документация объектов, строительство, реконструкцию которых предполагается осуществлять на землях особо охраняемых природных территорий федерального значения, а также проектная документация особо опасных, технически сложных и уникальных объектов, объектов обороны и безопасности, строительство, реконструкцию которых предполагается осуществлять на землях особо охраняемых природных территорий регионального и местного значения, в случаях, если строительство, реконструкция таких объектов на землях особо охраняемых природных территорий допускаются законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации;

o проектная документация объектов, связанных с размещением и обезвреживанием отходов I - V класса опасности;

o проектная документация искусственных земельных участков (?), создание которых предполагается осуществлять на водных объектах, находящихся в собственности Российской Федерации;

o объект государственной экологической экспертизы, указанный в настоящей статье и ранее получивший положительное заключение государственной экологической экспертизы, в случае:

· доработки такого объекта по замечаниям проведенной ранее государственной экологической экспертизы;

· реализации такого объекта с отступлениями от документации, получившей положительное заключение государственной экологической экспертизы, и (или) в случае внесения изменений в указанную документацию;

· истечения срока действия положительного заключения государственной экологической экспертизы;

· внесения изменений в документацию, получившую положительное заключение государственной экологической экспертизы.

 

· Объекты регионального уровня (уровня субъектов РФ).

 

Порядок проведения государственной экологической экспертизы

На сегодняшний день экспертизу осуществляют Ростехнадзор и Росприроднадзор. Государственная экологическая экспертиза проводится при условии ее предварительной оплаты заказчиком документации, подлежащей государственной экологической экспертизе, в полном объеме. Государственная экологическая экспертиза проводится экспертной комиссией, образованной федеральным органом исполнительной власти в области экологической экспертизы или органами государственной власти субъектов Российской Федерации для проведения экологической экспертизы конкретного объекта. Экспертом государственной экологической экспертизы является специалист, обладающий научными и (или) практическими познаниями по рассматриваемому вопросу.

 

1. Представление материалов на экспертизу. Материалы должны содержать материалы оценки воздействия на окружающую среду хозяйственной деятельности, которая подлежит государственной экологической экспертизы, должны содержать положительные заключения или документы согласований органов федерального надзора и контроля, органов местного самоуправления, получаемых в установленном порядке. Необходимо заключение государственных органов исполнительной власти по объекту государственной экологической экспертизы в случае его рассмотрения указанными органами и заключения общественной экологической экспертизы в случае ее проведения, а также иные документы, в том числе материалы обсуждений объекта государственной экологической экспертизы с гражданами и общественными организациями, объединениями, организованных органами местного самоуправления (публичные слушания).

2. Регистрация материалов в уполномоченном государственном органе, а также проверка полноты и достаточности представленных материалов.

3. Формирование экспертной комиссии. В состав экспертной комиссии государственной экологической экспертизы включаются внештатные эксперты, по согласованию с ними, и в случаях, определенных нормативными правовыми актами федерального органа исполнительной власти в области экологической экспертизы, могут включаться в качестве экспертов государственной экологической экспертизы его штатные сотрудники и штатные сотрудники органов государственной власти субъектов Российской Федерации. Определяются сроки проведения экологической экспертизы в зависимости от ее сложности.

4. Работа экспертной комиссии, подготовка заключения.

5. Заключение государственной экологической экспертизы – это документ, подготовленный экспертной комиссией государственной экологической экспертизы, содержащий обоснованные выводы о соответствии документов и (или) документации, обосновывающих намечаемую в связи с реализацией объекта экологической экспертизы хозяйственную и иную деятельность, экологическим требованиям, установленным техническими регламентами и законодательством в области охраны окружающей среды, одобренный квалифицированным большинством списочного состава указанной экспертной комиссии и соответствующий заданию на проведение экологической экспертизы, выдаваемому федеральным органом исполнительной власти в области экологической экспертизы или органами государственной власти субъектов Российской Федерации. К заключению, подготовленному экспертной комиссией государственной экологической экспертизы, прилагаются особые обоснованные мнения ее экспертов, не согласных с принятым этой экспертной комиссией заключением. Заключение, подготовленное экспертной комиссией государственной экологической экспертизы, подписывается руководителем этой экспертной комиссии, ее ответственным секретарем и всеми ее членами и не может быть изменено без их согласия. Заключение, подготовленное экспертной комиссией государственной экологической экспертизы, после его утверждения федеральным органом исполнительной власти в области экологической экспертизы или органами государственной власти субъектов Российской Федерации приобретает статус заключения государственной экологической экспертизы. Утверждение заключения, подготовленного экспертной комиссией государственной экологической экспертизы, является актом, подтверждающим соответствие порядка проведения государственной экологической экспертизы требованиям настоящего Федерального закона и иных нормативных правовых актов Российской Федерации.

 

Положительное заключение государственной экологической экспертизы является условием финансирования и реализации объекта государственной экологической экспертизы. Оно имеет юридическую силу в течение срока, определенного уполномоченным государственным органом.

 

Заключение государственной экологической экспертизы направляется заказчику. Для осуществления соответствующих контрольных функций информация о заключении государственной экологической экспертизы направляется территориальным органам федерального органа исполнительной власти в области охраны окружающей среды (в случае проведения государственной экологической экспертизы федеральным органом исполнительной власти в области экологической экспертизы), органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органам местного самоуправления и в случаях, определяемых федеральным органом исполнительной власти в области экологической экспертизы, - кредитным организациям, которые осуществляют финансирование реализации объекта государственной экологической экспертизы.

 

Общественная экологическая экспертиза

Такая экспертиза проводится по инициативе граждан, общественных объединений и органов местного самоуправления, общественными организациями, зарегистрированными в установленном законом порядке, основным направлением деятельности которых в соответствии с уставом является проведение общественной экологической экспертизы. Такая экспертиза может проводиться в отношении любых объектов, за исключением тех, сведения о которых составляют государственную, коммерческую и иную охраняемую законом тайну. Общественная экологическая экспертиза проводится до проведения государственной экологической экспертизы или одновременно с ней.

 

Общественные организации (объединения), осуществляющие общественную экологическую экспертизу в установленном настоящим Федеральным законом порядке, имеют право:

· получать от заказчика документацию, подлежащую экологической экспертизе;

· знакомиться с нормативно-технической документацией, устанавливающей требования к проведению государственной экологической экспертизы;

· участвовать в качестве наблюдателей через своих представителей в заседаниях экспертных комиссий государственной экологической экспертизы и участвовать в проводимом ими обсуждении заключений общественной экологической экспертизы.

 

Общественная экологическая экспертиза осуществляется при условии государственной регистрации заявления общественных организаций (объединений) о ее проведении. При наличии заявлений о проведении общественной экологической экспертизы одного объекта экологической экспертизы от двух и более общественных организаций (объединений) допускается создание единой экспертной комиссии. Орган местного самоуправления в семидневный срок со дня подачи заявления о проведении общественной экологической экспертизы обязан его зарегистрировать или отказать в его регистрации.

 

В государственной регистрации заявления о проведении общественной экологической экспертизы может быть отказано в случае, если:

· общественная экологическая экспертиза ранее была дважды проведена в отношении объекта общественной экологической экспертизы;

· заявление о проведении общественной экологической экспертизы было подано в отношении объекта, сведения о котором составляют государственную, коммерческую или иную охраняемую законом тайну;

· копия документа, подтверждающего государственную регистрацию общественной организации (объединения), не была представлена;

· устав общественной организации (объединения), организующей и проводящей общественную экологическую экспертизу, не соответствует требованиям статьи 20 Федерального закона;

· требования к содержанию заявления о проведении общественной экологической экспертизы, предусмотренные статьей 23 настоящего Федерального закона, не выполнены.

 

Общественные организации (объединения), организующие общественную экологическую экспертизу, обязаны известить население о начале и результатах ее проведения. Заключение общественной экологической экспертизы направляется федеральному органу исполнительной власти в области экологической экспертизы или органу государственной власти субъекта Российской Федерации, осуществляющему государственную экологическую экспертизу, заказчику документации, подлежащей общественной экологической экспертизе, органам, принимающим решение о реализации объектов экологической экспертизы, органам местного самоуправления и может передаваться другим заинтересованным лицам.

 

Заключение общественной экологической экспертизы приобретает юридическую силу после утверждения его федеральным органом исполнительной власти в области экологической экспертизы или органом государственной власти субъекта Российской Федерации.

 

Ответственность за нарушение законодательства об экологической экспертизе

Закон содержит перечень правонарушений в ст. 30 ФЗ «Об экологической экспертизе», но перечень не закрытый. Лица, виновные в нарушении законодательства об экологической экспертизе привлекаются к уголовной, административной, материальной и гражданско-правовой ответственности. Субъектами правонарушений могут быть:

· заказчики и заинтересованные лица;

· руководители органов в области экологической экспертизы при нарушении порядка проведения экспертизы;

· руководители экспертной комиссии и эксперты;

· должностные лица органов государственных органов исполнительной власти и органов федерального надзора и контроля, а также органов местного самоуправления являются;

· кредитные организации, их должностные лица, иные юридические лица, а также граждане, финансирующие и осуществляющие кредитование реализации объекта экологической экспертизы без положительного заключения государственной экологической экспертизы.

 

Необходимо разграничивать применение ФЗ «Об экологической экспертизе» и Градостроительного кодекса РФ, поскольку последним предусмотрено проведение государственной экспертизы проектной документации (ст. 49). Предметом государственной экспертизы проектной документации является оценка соответствия проектной документации требованиям технических регламентов, в том числе санитарно-эпидемиологическим, экологическим, требованиям государственной охраны объектов культурного наследия, требованиям пожарной, промышленной, ядерной, радиационной и иной безопасности, а также результатам инженерных изысканий.

 

Нормирование в области охраны окружающей среды

Существуют нормативы качества окружающей среды (ст. 21 ФЗ «Об охране окружающей среды») и нормативы допустимого воздействия на окружающую среду (ст. 22). Первые устанавливаются для всей РФ, вторые – для каждого субъекта отдельно.

 

Нормирование в области охраны окружающей среды осуществляется в целях государственного регулирования воздействия хозяйственной и иной деятельности на окружающую среду, гарантирующего сохранение благоприятной окружающей среды и обеспечение экологической безопасности. Нормирование в области охраны окружающей среды заключается в установлении нормативов качества окружающей среды, нормативов допустимого воздействия на окружающую среду при осуществлении хозяйственной и иной деятельности, иных нормативов в области охраны окружающей среды, а также нормативных документов в области охраны окружающей среды.

 

К нормативам качества окружающей среды относятся:

· нормативы, установленные в соответствии с химическими показателями состояния окружающей среды, в том числе нормативы предельно допустимых концентраций химических веществ, включая радиоактивные вещества;

· нормативы, установленные в соответствии с физическими показателями состояния окружающей среды, в том числе с показателями уровней радиоактивности и тепла;

· нормативы, установленные в соответствии с биологическими показателями состояния окружающей среды, в том числе видов и групп растений, животных и других организмов, используемых как индикаторы качества окружающей среды, а также нормативы предельно допустимых концентраций микроорганизмов;




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-05-10; Просмотров: 304; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.098 сек.