Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Критерии благоприятной среды 2 страница




· иные нормативы качества окружающей среды.

 

При соблюдении этих нормативов обеспечивается благоприятная окружающая среда.

 

Нормативы допустимого воздействия на окружающую – нормативы, устанавливаемые в соответствии с показателями воздействия хозяйственной и иной деятельности на окружающую среду и при которых соблюдаются нормативы качества окружающей среды.

 

Нормативы допустимой антропогенной нагрузки на окружающую среду устанавливаются для субъектов хозяйственной и иной деятельности в целях оценки и регулирования воздействия всех стационарных, передвижных и иных источников воздействия на окружающую среду, расположенных в пределах конкретных территорий и (или) акваторий. Нормативы допустимой антропогенной нагрузки на окружающую среду устанавливаются по каждому виду воздействия хозяйственной и иной деятельности на окружающую среду и совокупному воздействию всех источников, находящихся на этих территориях и (или) акваториях.

 

Нормативы допустимых выбросов и сбросов химических веществ, в том числе радиоактивных, иных веществ и микроорганизмов - это нормативы, которые установлены для субъектов хозяйственной и иной деятельности в соответствии с показателями массы химических веществ, в том числе радиоактивных, иных веществ и микроорганизмов, допустимых для поступления в окружающую среду от стационарных, передвижных и иных источников в установленном режиме и с учетом технологических нормативов, и при соблюдении которых обеспечиваются нормативы качества окружающей среды.

 

Технологический норматив - норматив допустимых выбросов и сбросов веществ и микроорганизмов, который устанавливается для стационарных, передвижных и иных источников, технологических процессов, оборудования и отражает допустимую массу выбросов и сбросов веществ и микроорганизмов в окружающую среду в расчете на единицу выпускаемой продукции. Например, автомобильные стандарты «Евро». Это различные технические регламенты, ГОСТы либо стандарты.

 

Лимиты на выбросы и сбросы загрязняющих веществ и микроорганизмов (далее также - лимиты на выбросы и сбросы) - ограничения выбросов и сбросов загрязняющих веществ и микроорганизмов в окружающую среду, установленные на период проведения мероприятий по охране окружающей среды, в том числе внедрения наилучших существующих технологий, в целях достижения нормативов в области охраны окружающей среды.

 

Наилучшая существующая технология - технология, основанная на последних достижениях науки и техники, направленная на снижение негативного воздействия на окружающую среду и имеющая установленный срок практического применения с учетом экономических и социальных факторов.

 

В целях предотвращения негативного воздействия на окружающую среду хозяйственной и иной деятельности для юридических и физических лиц - природопользователей устанавливаются следующие нормативы допустимого воздействия на окружающую среду:

1. нормативы допустимых выбросов и сбросов веществ и микроорганизмов;

2. нормативы образования отходов производства и потребления и лимиты на их размещение;

3. нормативы допустимых физических воздействий (количество тепла, уровни шума, вибрации, ионизирующего излучения, напряженности электромагнитных полей и иных физических воздействий);

4. нормативы допустимого изъятия компонентов природной среды;

5. нормативы допустимой антропогенной нагрузки на окружающую среду;

6. нормативы иного допустимого воздействия на окружающую среду при осуществлении хозяйственной и иной.

 

Проблемы нормирования качества окружающей среды и нормировании воздействия на окружающую среду:

1. Используется только дифференцированный подход – нормируются только показатели в отношении дифференцированных объектов (воды, почвы и др.) – который не позволяет реализовать потенциал данной системы как превентивного организационно-правового механизма в сфере охраны окружающей среды. В полной мере такой потенциал может быть реализован только при условии обеспечения полноты правового регулирования нормирования и эффективности применения нормативов. Нормирование регулируется Лесным, Земельным, Водным кодексами и множеством федеральных законов (например, «Об охране озера Байкал»).

2. Система природоохранного нормирования, по мнению Красновой, используется в России в качестве основы для взимания платежей за загрязнение окружающей среды.

3. Проблема обеспечения регулируемого подхода к воздействию на окружающую среду.

4. Компоненты природной среды используются в целом: они могут использоваться в рамках технологического процесса, а могут использоваться для питьевого процесса. Возникает вопрос, как нормативы устанавливать и для чего. Поэтому разнообразие видов использования компонентов природной среды приводит к разнообразию нормативов. Так, например, в отношении водных ресурсов есть целый ряд санитарно-эпидемиологических нормативов.

5. На сегодняшний день нормативы допустимой антропогенной нагрузки на окружающую среду не применяются для нормирования негативного воздействия на нее.

 

Экономико-правовой механизм охраны окружающей среды

В рамках советского законодательства идея экономического стимулирования приживалась очень плохо потому что в условия планового хозяйства субъектом, получающим доходы от использования окружающей среды, и субъектом правонарушений было одно и то же лиц - государство. Тем не менее, в середине 80-ых эта идея была воспринята законодателем и был реализована в Законе РСФСР «Об охране окружающей природной среды». Документом, который был принят в 1988 году, предусматривалось совершенствование природоохранного механизма.

 

Под экономическим механизмом охраны окружающей среды принято понимать совокупность предусмотренных нормативными правовыми актами экономических мер обеспечения рационального природопользования и охраны окружающей среды. Одна из основных составляющих экономического механизма – стимулирование субъектов к сохранению окружающей среды путем создания условий экономической заинтересованности. Так, в частности, стимулирующую роль играют платежи за пользование природными ресурсами и за негативное воздействие на окружающую среду. Налоговые и кредитные льготы и в известной мере экологическое страхование. Экономико-правовой механизм охраны окружающей среды нашел свое закрепление в ФЗ «Об охране окружающей среды», а также в ФЗ «О недрах», Лесном и Водном кодексах, а также в других актах.

 

Методы экономического регулирования в области охраны окружающей среды (ст. 14)

К методам экономического регулирования в области охраны окружающей среды относятся:

1. разработка государственных прогнозов социально-экономического развития на основе экологических прогнозов;

2. разработка федеральных программ в области экологического развития Российской Федерации и целевых программ в области охраны окружающей среды субъектов Российской Федерации;

3. разработка и проведение мероприятий по охране окружающей среды в целях предотвращения причинения вреда окружающей среде;

4. установление платы за негативное воздействие на окружающую среду; Изучить историю с Постановлением Правительства РФ от 12.06.2003 N 344 "О нормативах платы за выбросы в атмосферный воздух загрязняющих веществ стационарными и передвижными источниками, сбросы загрязняющих веществ в поверхностные и подземные водные объекты, размещение отходов производства и потребления" (решения судов).

5. установление лимитов на выбросы и сбросы загрязняющих веществ и микроорганизмов, лимитов на размещение отходов производства и потребления и другие виды негативного воздействия на окружающую среду;

6. проведение экономической оценки природных объектов и природно-антропогенных объектов;

7. проведение экономической оценки воздействия хозяйственной и иной деятельности на окружающую среду;

8. предоставление налоговых и иных льгот при внедрении наилучших существующих технологий, нетрадиционных видов энергии, использовании вторичных ресурсов и переработке отходов, а также при осуществлении иных эффективных мер по охране окружающей среды в соответствии с законодательством Российской Федерации; Каких?

9. поддержка предпринимательской, инновационной и иной деятельности (в том числе экологического страхования), направленной на охрану окружающей среды;

10.возмещение в установленном порядке вреда окружающей среде;

11.иные методы экономического регулирования по совершенствованию и эффективному осуществлению охраны окружающей среды.

 

Экологическое страхование (ст. 18)

 

Значение:

1. У клиента (застрахованного) есть ресурс для возмещения вреда, причиненного окружающей среде.

2. Позволяет снизить риск наступления таких последствий. Осуществляя предпринимательскую деятельность, страховые компании заинтересованы в получении прибыли, следовательно, в их интересе сокращение числа случаев наступления вредных последствий, для чего они устанавливают требования к клиенту, выполнив которые, он получит минимальный тариф для страхования.

 

Экологический аудит

Экологический аудит - независимая, комплексная, документированная оценка соблюдения субъектом хозяйственной и иной деятельности требований, в том числе нормативов и нормативных документов, в области охраны окружающей среды, требований международных стандартов и подготовка рекомендаций по улучшению такой деятельности.

 

Аудит осуществляется в рамках предпринимательской деятельности для:

· Привлечения инвесторов.

· Для страхования (если предусмотрено страховщиком).

· Для участия в аукционе на право пользования природными ресурсами.

· См. закон Томской области «Об экологическом аудите».

 

Стандартизация – разработка стандартов. Сертификация – установление соответствия товаров, работ и услуг требованиям стандартов.

 

Экологический мониторинг (ст. 63)

Государственный экологический мониторинг (государственный мониторинг окружающей среды) осуществляется в рамках единой системы государственного экологического мониторинга (государственного мониторинга окружающей среды) федеральными органами исполнительной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации в соответствии с их компетенцией, установленной законодательством Российской Федерации, посредством создания и обеспечения функционирования наблюдательных сетей и информационных ресурсов в рамках подсистем единой системы государственного экологического мониторинга (государственного мониторинга окружающей среды), а также создания и эксплуатации уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти государственного фонда данных.

 

Государственный экологический мониторинг (государственный мониторинг окружающей среды) - комплексные наблюдения за состоянием окружающей среды, в том числе компонентов природной среды, естественных экологических систем, за происходящими в них процессами, явлениями, оценка и прогноз изменений состояния окружающей среды, а также за потенциально опасными для окружающей среды, здоровья людей видами деятельности, производственными и иными объектами.

 

В РФ существует Единая система государственного экологического мониторинга. Задачами единой системы государственного экологического мониторинга (государственного мониторинга окружающей среды) являются:

1. регулярные наблюдения за состоянием окружающей среды, в том числе компонентов природной среды, естественных экологических систем, за происходящими в них процессами, явлениями, изменениями состояния окружающей среды;

2. хранение, обработка (обобщение, систематизация) информации о состоянии окружающей среды;

3. анализ полученной информации в целях своевременного выявления изменений состояния окружающей среды под воздействием природных и (или) антропогенных факторов, оценка и прогноз этих изменений;

4. обеспечение органов государственной власти, органов местного самоуправления, юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, граждан информацией о состоянии окружающей среды.

 

Виды

 

В зависимости от масштаба:

· Глобальный – осуществляется на основании международных соглашений. Создана система станций наблюдения, расположенных в различных точках Земли, осуществляется обмен получаемой информации. На этом уровне отслеживается изменение климата, осуществляется прогноз развития свойств окружающей среды и их воздействия на человека.

· Национальный – Единая система государственного экологического мониторинга.

· Региональный – на территории субъекта, его части или на территории нескольких субъектов, характеризующихся общностью природных процессов либо подвергающихся антропогенному воздействию из одних и тех же источников. Локальный экологический мониторинг осуществляется на обособленном производственном объекте, объекте природопользования, отдельном участке территории, постоянно (особо охраняемая природная территории) или временно (зона экологического бедствия) имеющей особый режим.

· Локальный.

 

По уровню фиксированных изменений окружающей среды:

· Фоновый – система наблюдений за явлениями и процессами в окружающей среде, подвергшейся минимальному антропогенному воздействию. Осуществляется станциями, расположенными в биосферных заповедниках.

· Импактный – система наблюдений за источниками антропогенного воздействия на окружающую среду в специально выделенных зонах, где осуществляется деятельность, связанная с повышенными экологическими рисками.

 

По объекту мониторинга Единая система государственного экологического мониторинга (государственного мониторинга окружающей среды) делится на подсистемы (ч. 3 т. 63):

· государственного мониторинга состояния и загрязнения окружающей среды;

· государственного мониторинга атмосферного воздуха;

· государственного мониторинга радиационной обстановки на территории Российской Федерации;

· государственного мониторинга земель;

· государственного мониторинга объектов животного мира;

· государственного лесопатологического мониторинга;

· государственного мониторинга состояния недр;

· государственного мониторинга водных объектов;

· государственного мониторинга водных биологических ресурсов;

· государственного мониторинга внутренних морских вод и территориального моря Российской Федерации;

· государственного мониторинга исключительной экономической зоны Российской Федерации;

· государственного мониторинга континентального шельфа Российской Федерации;

· государственного экологического мониторинга уникальной экологической системы озера Байкал;

· государственного мониторинга охотничьих ресурсов и среды их обитания.

 

Как граждане могут пользоваться результатами мониторинга? Какая информация платная, а какая бесплатная?

 

В РФ в соответствии с законом существует Государственный фонд данных государственного экологического мониторинга, который включает информацию, содержащуюся в базах данных подсистем Единой системы, кроме того, он включает результаты производственного контроля в области охраны окружающей среды и государственного экологического надзора, а также данные государственного учета объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду. Информация, включаемая в этот фонд подлежит использованию органами государственной власти, местного самоуправления, юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, а также гражданами при планировании и осуществлении хозяйственной и иной деятельности.

 

Государственный экологический надзор и государственный экологический контроль

Изучить различные позиции по поводу соотношения контроля и надзора.

 

Контроль в области охраны окружающей среды (экологический контроль) - система мер, направленная на предотвращение, выявление и пресечение нарушения законодательства в области охраны окружающей среды, обеспечение соблюдения субъектами хозяйственной и иной деятельности требований, в том числе нормативов и нормативных документов, в области охраны окружающей среды.

 

Под государственным экологическим надзором понимаются деятельность уполномоченных федеральных органов исполнительной власти и органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, направленная на предупреждение, выявление и пресечение нарушений органами государственной власти, органами местного самоуправления, а также юридическими лицами, их руководителями и иными должностными лицами, индивидуальными предпринимателями, их уполномоченными представителями (далее - юридические лица, индивидуальные предприниматели) и гражданами требований, установленных в соответствии с международными договорами Российской Федерации, настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и принимаемыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации в области охраны окружающей среды (далее - обязательные требования), посредством организации и проведения проверок указанных лиц, принятия предусмотренных законодательством Российской Федерации мер по пресечению и (или) устранению последствий выявленных нарушений, и деятельность уполномоченных органов государственной власти по систематическому наблюдению за исполнением обязательных требований, анализу и прогнозированию состояния соблюдения обязательных требований при осуществлении органами государственной власти, органами местного самоуправления, юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями и гражданами своей деятельности.

 

Государственный экологический надзор включает в себя:

· государственный надзор за геологическим изучением, рациональным использованием и охраной недр;

· государственный земельный надзор;

· государственный надзор в области обращения с отходами;

· государственный надзор в области охраны атмосферного воздуха;

· государственный надзор в области охраны водных объектов;

· государственный экологический надзор на континентальном шельфе Российской Федерации;

· государственный экологический надзор во внутренних морских водах и в территориальном море Российской Федерации;

· государственный экологический надзор в исключительной экономической зоне Российской Федерации;

· государственный экологический надзор в области охраны озера Байкал;

· федеральный государственный лесной надзор;

· федеральный государственный надзор в области охраны, воспроизводства и использования объектов животного мира и среды их обитания;

· федеральный государственный контроль (надзор) в области рыболовства и сохранения водных биоресурсов;

· федеральный государственный охотничий надзор;

· государственный надзор в области охраны и использования особо охраняемых природных территорий.

 

Государственный экологический надзор организуется и осуществляется с учетом категорий объектов хозяйственной и иной деятельности, осуществляемой юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями и гражданами, и с учетом перечня нарушений законодательства Российской Федерации в области охраны окружающей среды, представляющих угрозу причинения вреда окружающей среде.

 

Критерии и (или) показатели негативного воздействия объектов хозяйственной и иной деятельности на окружающую среду, в том числе показатели высокого и экстремально высокого химического и радиационного загрязнения окружающей среды, на основании которых устанавливаются для целей государственного экологического надзора категории хозяйственной и иной деятельности, осуществляемой юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями и гражданами, и перечень нарушений законодательства Российской Федерации в области охраны окружающей среды, представляющих угрозу причинения вреда окружающей среде, устанавливаются Правительством Российской Федерации.

 

Права должностных лиц при осуществлении государственного экологического надзора установлены в ст. 66 ФЗ «Об охране окружающей среды».

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-05-10; Просмотров: 271; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.072 сек.