Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Методические указания. Тема 2. 5. Правовой режим зон чрезвычайной экологической ситуации




Тема 2. 5. Правовой режим зон чрезвычайной экологической ситуации

Дайте понятие и виды экологически неблагоприятных ситуаций. Дайте понятие и укажите виды экологически неблагоприятных территорий. Дайте понятие и укажите правовой режим зоны чрезвычайной экологической ситуации. Дайте понятие и укажите правовой режим зоны экологического бедствия. Укажите эколого-правовой режим территорий, подвергшихся загрязнению радионуклидами в результате аварии на Чернобыльской АЭС.

В зависимости от плотности загрязнения почв радио­нуклидами и степени воздействия (величины эффектив­ной дозы) радиации на население территории подразделяются на пять зон:

1) зона эвакуации (отчуждения) — территория вокруг Чернобыльской АЭС, с которой в 1986 г. в соответствии с существовавшими нормами радиационной безопасности было эвакуировано население (30-километровая зона и тер­ритория, с которой проведено дополнительное отселение в связи с плотностью загрязнения почв стронцием-90 выше 3 Ки/кв. км и плутонием-238, 239, 240 выше 0,1 Ки/кв. км);

2) зона первоочередного отселения — территория с плотностью загрязнения почв цезием-137 от 40 Ки/кв. км либо стронцием-90, или плутонием-238, 239, 240 соответ­ственно 3,0; 0,1 Ки/кв. км и более;

3) зона последующего отселения — территория с плот­ностью загрязнения почв цезием-137 от 15 до 40 Ки/кв.км либо стронцием-90 от 2 до 3 Ки/кв. км, или плутонием-238, 239, 240 от 0,05 до 0,1 Ки/кв. км, на которых средне­годовая эффективная доза облучения населения может превысить (над естественным и техногенным фоном) 5 мЗв в год, и другие территории с меньшей плотностью загряз­нения вышеуказанными радионуклидами, где среднегодо­вая эффективная доза облучения населения может превы­сить 5 мЗв в год;

4) зона с правом на отселение — территория с плот­ностью загрязнения почв цезием-137 от 5 до 15 Ки/кв.км либо стронцием-90 от 0,5 до 2 Ки/кв. км, или плутони­ем-238, 239, 240 от 0,02 до 0,05 Ки/кв. км, на которых среднегодовая эффективная доза облучения населения может превысить (над естественным и техногенным фо­ном) 1 мЗв в год, и другие территории с меньшей плотностью загрязнения вышеуказанными радионуклидами, где среднегодовая эффективная доза облучения населения может превысить 1 мЗв в год;

5) зона проживания с периодическим радиационным контролем — территория с плотностью загрязнения почв!цезием-137 от 1 до 5 Ки/кв.км либо стронцием-90 от 0,15 'до 0,5 Ки/кв.км, или плутонием-238, 239, 240 от 0,01 до 0,02 Ки/кв.км, где среднегодовая эффективная доза облу­чения населения не должна превышать 1 мЗв в год.

Вопросы для самоконтроля:

1. Дайте понятие и виды экологически неблагоприятных ситуаций.

2. Дайте понятие и укажите виды экологически неблагоприятных территорий.

3. Дайте понятие и укажите правовой режим зоны чрезвычайной экологической ситуации.

4. Дайте понятие и укажите правовой режим зоны экологического бедствия.

5. Укажите эколого-правовой режим территорий, подвергшихся загрязнению радионуклидами в результате аварии на Чернобыльской АЭС.

 

В целях изучения материала темы обратитесь к следующим источникам:

Конституция Республики Беларусь 1994 г. (с изм. и доп. от 24.11.1996 г., 17.10.2004 г.)

Об особо охраняемых природных территориях: Закон республики Беларусь от 20 октября 1994г.

О правовом режиме территорий, подвергшихся радиоактивному загрязнению в результате катастрофы на Чернобыльской АЭС: Закон Республики Беларусь от 12 ноября 1991г. с изм. и доп.: Закон Республики Беларусь, 12 мая 1999г.

О радиационной безопасности: Закон республики Беларусь, 5 января 1998г.

О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера: Закон Республики Беларусь от 5 мая 1998г.

 

Раздел III. Специальная часть

Методические указания:

Раскройте принципы международного взаимодействия и сотрудничества в сфере охраны окружающей природной среды. Укажите субъекты международно-правовой охраны окружающей природной среды. Укажите международные договоры, соглашения, конвенции и иные акты, направленные на охрану окружающей природной среды. Раскройте формы международного сотрудничества со странами Европейского Союза, Восточной Европы и СНГ в сфере охраны окружающей природной среды. Охарактеризуйте международно-правовую ответственность за нарушение международных договоров, конвенций и соглашений в сфере охраны окружающей природной среды.

Стокгольмская конференция ООН по окружающей человека природной среде 1972 г. стала важнейшим шагом к пересмотру приоритетов международного сообщества. Конференцией был принят целый ряд документов, включая Декларацию принципов, выражающих отношение государств к проводимой природоохранной политике. Отличительная особенность специальных принципов международного экологического права заключается в том, что они сформулированы специально и целиком применительно к потребностям международного природоохранного сотрудничества.

К наиболее существенным принципам можно отнести: право человека на благоприятные условия жизни в окружающей среде, качество которой позволяет вести достойную и процветающую жизнь, сохранение природных ресурсов на благо нынешних и будущего поколений, избавление человека и окружающей его среды от последствий применения ядерного оружия.

Начиная с 1972 г. большинство демократических государств, в том числе и Республика Беларусь, закрепили на конституционном уровне право человека на благоприятную окружающую среду. Впервые на конституционном уровне экологическая политика нашла свое закрепление в 1990 г. в принятой Верховным Советом Белорусской ССР Декларации о государственном суверенитете Белорусской ССР, закрепившей приоритет обеспечения экологических прав граждан наряду с другими задачами государственной политики.

Конституция Республики Беларусь закрепляет право каждого человека на благоприятную окружающую среду и на возмещение вреда, причиненного нарушением этого права.

Беларусь является одной из наиболее экологически уязвимых стран с переходной экономикой и до сих пор сталкивается с трудностями ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС. Очевидно, в условиях экологического кризиса и кризиса природопользования происходит резкое обострение всех социальных проблем. Поэтому государство должно не только гарантировать своим гражданам безопасность в указанной сфере, но и защищать их экологические права и интересы, обеспечивать стабильное социально-экономическое развитие общества, рациональное использование имеющихся ресурсов при сохранении благоприятной окружающей среды.

Согласно положениям Стокгольмской декларации ключевым признается основополагающий принцип международного права — принцип суверенных прав государств на использование природных ресурсов и охрану окружающей среды, который гласит: «в соответствии с Уставом Организации Объединенных Наций и принципами международного права государства имеют суверенное право разрабатывать свои собственные ресурсы согласно своей политике в области окружающей среды и несут ответственность за обеспечение того, чтобы деятельность в рамках их юрисдикции или контроля не наносила ущерба окружающей среде других государств или районов за пределами национальной юрисдикции».

Декларация Рио-де-Жанейро по окружающей среде от 14 июня 1992 г., принятая на Конференции ООН по окружающей среде и развитию, содержит 27 основополагающих принципов международно-правовой охраны окружающей природной среды и использования природных ресурсов. Один из принципов закрепляет также положение о суверенном праве государств на использование своих собственных ресурсов в осуществлении своей политики в области окружающей среды и развития. Особый акцент в вышеуказанной Декларации сделан на сокращение и ликвидацию нерациональных моделей производства и потребления (принцип 8), а также на введение в действие эффективного законодательства в сфере экологии на уровне каждого из государств (принцип 11).

Следует подчеркнуть, что в первой Программе действий в интересах окружающей среды 1973 г., положившей начало разработке политики Европейского экономического сообщества (ЕЭС) в области экологической рационализации и безопасности, были сформулированы 11 принципов, широко применяемых в настоящее время. Одним из важнейших принципов является необходимость совершения природоохранных действий на том уровне — местном, региональном, общенациональном, ЕЭС и международном, — на котором конкретная природоохранная задача может быть решена оптимальным образом.

Пятая экологическая программа действий в интересах окружающей среды ЕЭС выделяла принципы устойчивого развития, предотвращения ущерба, осторожного подхода и разделяемой ответственности. При этом реализация последнего принципа должна быть неотделима от принципа субсидиарности.

Совещание по безопасности и сотрудничеству в Европе, проведенное в Хельсинки в августе 1975 г., приняло Заключительный акт, где окружающей среде был посвящен пятый раздел, раскрывающий такие области международного экологического сотрудничества, как борьба с загрязнением атмосферы, охрана вод от загрязнения, охрана почвы, заповедников, окружающей среды в городах.

Конвенция о трансграничном загрязнении воздуха на большие расстояния от 13 ноября 1979 г., а также Венская конвенция об охране озонового слоя от 22 марта 1985 г. явились основой принятия нормативных правовых актов об охране атмосферного воздуха в Республике Беларусь (Закон Республики Беларусь «Об охране атмосферного воздуха»).

Конвенция о международной торговле видами дикой фауны и флоры, находящимися под угрозой исчезновения, от 3 марта 1973 г. была положена в основу правового регулирования использования лесных ресурсов, особо охраняемых природных территорий, животного мира, развития законодательства, регулирующего лицензирование и платность природопользования.

Конвенция об оперативном оповещении о ядерной аварии от 26 сентября 1986 г. предусматривает незамедлительное оповещение о любой ядерной аварии и предоставлении помощи с целью минимизации ее последствий. Ее нормы также сыграли важное значение при разработке национального законодательства в рассматриваемой сфере. Усиление глобальных экологических проблем и проблем, связанных с использованием природных ресурсов, привело к возникновению мировой идеи устойчивого развития (устойчивого роста), которая заключается в сбалансированном и всестороннем решении политических, социально-экономических и экологических задач в интересах настоящего и будущего поколений. Модель устойчивого развития (устойчивого роста) предусматривает стабильное функционирование и сбалансированное поступательное движение политической, экономической, социальной и экологической сфер и позволяет не только учитывать потребности человека в благоприятной окружающей среде, но и поддерживать устойчивость естественных и преобразованных экосистем.

Республика Беларусь заключила ряд международных соглашений в природоохранной сфере и сфере природопользования с Россией, Украиной, Таджикистаном, Польшей, Латвией и иными государствами. Республика Беларусь является стороной как двусторонних, так и многосторонних соглашений в области охраны окружающей среды (например, Соглашения о сотрудничестве между Министерством природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Беларусь и Министерством природных ресурсов Российской Федерации, вступившего в силу 14 марта 2000 г.). Особое место среди многосторонних договоров в области охраны окружающей среды и природопользования занимают общие многосторонние договоры, т. е. посвященные вопросу, представляющему интерес для международного сообщества государств в целом, направленные на создание общепризнанных норм международного права, предназначенные для участия всех государств.

Необходимо отметить, что реализация норм международного права включает не только заключение, ратификацию международных соглашений и приятие соответствующих законодательных актов на национальном уровне конкретного государства (в соответствии с Законом Республики Беларусь «О международных договорах»), но и обмен информацией между государствами по вопросам природопользования, организацию конференций, совместные разработки по решению проблем в данной области.

Следует помнить, что природные системы, составляющие в своей совокупности биосферу, обладают ограниченными возможностями для того, чтобы служить интересам человека. В каждом государстве при осуществлении любой человеческой деятельности, использовании конкретного ресурса или объекта природы следует, прежде всего, установить, какой отрицательный эффект может оказать эта деятельность на экологические системы и другие природные ресурсы, а затем предпринять все возможные меры для того, чтобы избежать либо сделать минимальным возможный экологический ущерб.

Основными целями экологической политики Республики Беларусь являются обеспечение экологически безопасных условий для проживания людей, рациональное использование и охрана природных ресурсов, выработка правовых и экономических основ охраны окружающей среды в интересах настоящего и будущих поколений.

Вопросы для самоконтроля:

1. Дайте понятие, укажите предмет, принципы и объекты международного экологического права.

2. Укажите основные источники международного экологического права.

3. Определите формы участия Республики Беларусь в международной охране окружающей среды.

 

В целях изучения материала темы обратитесь к следующим источникам:

Конституция Республики Беларусь 1994 г. (с изм. и доп. от 24.11.1996 г., 17.10.2004 г.)

Балашенко С.А., Демичев Д.М. Экологическое право: Учеб. пособие.

Сапогин А.Н. Экологическое право Республики Беларусь: Учебник

Балашенко С.А., Макарова Т.И. Международно-правовая охрана окружающей среды и права человека: Учебное пособие. Минск: «World Wide Printing».





Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-05-10; Просмотров: 302; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.019 сек.