Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Соотношение экологического права с другими отраслями права. Классификация экологических правоотношений




Классификация экологических правоотношений

Субъекты и объекты экологических правоотношений

В Конституции РФ записано, что земля и другие природные ресурсы используются и охраняются как основа жизни и деятельности народов, проживающих на соответствующей территории. Государство гарантирует защиту экологических прав человека и гражданина. Из этих положений следует, что непременным участником экологических правоотношений является государство как субъект в лице своего компетентного органа.

С другой стороны, субъектом экологических отношений становится юридическое или физическое лицо, воздействующее на природную среду с целью ее потребления, использования, воспроизводства либо охраны. Такими субъектами являются граждане, в том числе иностранные, и хозяйствующие субъекты.

Под хозяйствующими субъектами понимаются предприятия, учреждения, организации, воздействующие на природную среду, в том числе граждане, занимающиеся предпринимательской деятельностью, а также граждане, осуществляющие общее или специальное природопользование.

Государственные органы в составе экологического правоотношения выступают в качестве носителей полномочий по управлению и контролю в области охраны окружающей природной среды. Государственные органы определяют порядок и условия использования и охраны окружающей природной среды и ее отдельных объектов.

Хозяйствующие субъекты, граждане, в том числе иностранные юридические и физические лица, несут на себе обязанности по выполнению экологических предписаний.

Объектами экологических правоотношений являются природные объекты. В качестве таковых могут выступать отдельные природные объекты - земля, недра, воды, леса, животный мир, атмосферный воздух, естественная среда обитания в целом.

Кроме того, объектами правоотношений при определенных обстоятельствах, указанных в законе, становятся природные комплексы - заповедники, национальные природные парки, заказники, памятники природы, зеленые, лечебно-оздоровительные зоны и т. д.

От вида объекта правоотношения, его особенностей зависят те права и обязанности, которые возникают у субъектов правоотношений. Например, при наличии такого объекта правоотношения, как природные заповедники, в составе правоотношений преобладают запретительные нормы; при хозяйственном же использовании земель на первое место становятся предупредительные, разрешительные меры, восстановительные требования.

Классификацию экологических правоотношений целесообразно проводить по видам экологических общественных отношений. С этой целью выявляются нижеследующие виды экологических правоотношений.

Экологические правоотношения в сфере государственного регулирования природопользования. Это наиболее обширная и сложная группа, включающая в себя следующие их разновидности:

q экологические правоотношения в сфере учета природных ресурсов. Сюда включаются правоотношения по ведению экологического государственного мониторинга, земельного (ст. 118 Земельного кодекса РФ), лесного (ст. 68 Лесного кодекса РФ), водного (ст. 79 Водного кодекса РФ) кадастров, кадастра объектов животного мира (ст. 14 Закона "О животном мире") и др.;

q экологические правоотношения в сфере разрешительной системы природопользования. Сюда можно отнести правоотношения по регистрации прав на природные объекты (ст. 131 ГК) и сделок с ними (ст. 164 ГК); по регистрации прав на осуществление тех или иных видов предпринимательской деятельности в сфере природопользования (статьи 23, 51 ГК); по лицензированию водопользования (ст. 48 ВК РФ), лесопользования (ст. 31 ЛК) и др.;

q экологические правоотношения в сфере контроля за природопользовани ем, в котором, наряду с общим экологическим контролем, выделяются правоотношения по осуществлению специальных видов контроля (земельного, водного, лесного и др.);

q экологические правоотношения в сфере охраны государством режима экологического благополучия, которые выражаются в применении судебной или административной защиты прав как природопользователей, так и государства и его органов.

Особенностью правоотношений данного вида является обязательное участие в них, в качестве одного из субъектов, государства и его органов, которые совершают пресекательные и восстановительные действия по обеспечению экологического благополучия в стране.

Экологические правоотношения в сфере осуществления правомочий собственности на природные ресурсы включают в себя:

q правоотношения по приобретению природных объектов или определенных элементов этих объектов в собственность;

q правоотношения по осуществлению собственником своих правомочий по эксплуатации земельного участка и находящихся на нем природных ресурсов;

q правоотношения по прекращению права собственности на тот или иной природный объект, осуществляемые путем сделок купли-продажи, мены и других сделок, а также изъятием и принудительным выкупом нерационально используемых земель.

Особенностью этих правоотношений является то, что одной из сторон в них всегда является собственник земельного участка или находящихся на нем природных ресурсов.

Экологические правоотношения в сфере вещных прав на землю и находящихся на ней природных ресурсов выражаются либо в праве пожизненного наследуемого владения земельным участком, либо в праве постоянного (бессрочного) пользования им, либо в праве сервитута (права ограниченного пользования) соседним земельным участком (статьи 216, 277 ГК).

В отличие от экологических правоотношений, складывающихся в сфере осуществления правомочий собственника, данная группа правоотношений не относится к числу абсолютных правоотношений. Правомочия землевладельцев и землепользователей в отношении своих земель и расположенных на них природных ресурсов значительно уже правомочий собственника.

Независимо от того, в какой сфере складываются экологические правоотношения, они подразделяются на материальные и процессуальные.

Материальные экологические правоотношения складываются по поводу конкретных материальных объектов, находящихся под эколого-правовой охраной. В частности, к числу материальных можно отнести экологические правоотношения по осуществлению противопожарных мероприятий, поскольку их объектом является лесной массив и противопожарная безопасность в нем.

Процессуальные экологические правоотношения складываются по поводу обеспечения порядка природоохранительной деятельности Так, следует отнести к числу процессуальных экологические правоотношения, возникающие по согласованию лесопользователей с органами управления лесным хозяйством планов противопожарных мероприятий.

Независимо от сферы, в которой складываются экологические правоотношения, их можно подразделить на регулятивные и охранительные.

К числу регулятивных следует отнести экологические правоотношения, складывающиеся непосредственно в сфере осуществления природоохранительных мероприятий.

К числу же охранительных экологических правоотношений следует отнести такие, которые связаны с применением ответственности за невыполнение установленных законом правил по охране окружающей природной среды

 

Фундаментальные отрасли права являются базой для формирования основных норм и институтов экологического права. В то же время нормы экологического права представляют собой основу для экологизации других отраслей права, так или иначе связанных своими институтами или отдельными нормами со сферой взаимодействия общества и природы

В области государственного (конституционного) права предметом внимания служат конституционные нормы об охране окружающей природной среды, основные положения, закрепляющие деятельность представительных и исполнительных органов власти

Институты административного права (управление, контроль, административное пресечение, административная ответственность) являются составными частями эколого-правового механизма охраны окружающей природной среды. Экологическое право использует эти институты административного права в охране окружающей среды путем ее экологизации, то есть внесения в нормы, регулирующие административные отношения, экологических требований по охране природной среды.

Гражданское право по отношению к экологическому выполняет охранительную и компенсационную функции. Поэтому для экологических правоотношений основополагающее значение имеет институт возмещения вреда. По мере совершенствования экологических отношений на базе рыночной экономики серьезную перспективу имеют нормы договорного права, призванные внедрить гражданско-правовой договор как эффективную форму охраны окружающей среды и рационального природопользования.

Вместе с административным и гражданским охранительную функцию по отношению к экологическому праву выполняет уголовное право. Его нормы закрепляют составы экологических преступлений как виды общественно опасных деяний, причиняющих вред окружающей природной среде.

Соотношение экологического права с международным правом базируется на Законе РФ "Об охране окружающей природной среды". Согласно ст. 3 этого Закона сочетание национальных мер по охране окружающей среды с международными является принципом охраны окружающей природной среды. В соответствии со ст. 93 Закона устанавливается примат международных норм, принятых с участием России, над внутренним правом.

В соотношении экологической и природно-ресурсных отраслей права различаются два периода.

Первый относится к монополии государственной собственности на природные ресурсы, сопровождающейся полным изъятием земли и других ресурсов природы из гражданского оборота. Здесь не было принципиальных особенностей правового регулирования использования и охраны природных объектов. Единство одного собственника предопределяло и единство хозяйственной и экологической сторон в использовании и охране объекта.

Второй период связан с ликвидацией государственной монополии на землю, установлением многообразия форм использования природных ресурсов.

Денационализация и приватизация земель, включение земель в хозяйственный оборот усилили экономический элемент в земельных отношениях. Земельное право в этой своей части постепенно начинает соединяться с гражданским, хозяйственным, предпринимательским правом Закон РФ "О недрах" подчеркивает подобные экономические тенденции в правовом регулировании использования недр. Значительное место гражданско-правовой элемент в форме арендных отношений будет занимать в лесных и водных правоотношениях. В этих условиях в рамках экологического права остается лишь экологическая часть земельного права, включающая земельноохранительные и экологические отношения. Аналогично решается вопрос и о соотношении с недренным, лесным и водным правом.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-05-10; Просмотров: 4966; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.026 сек.