КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Предмет и метод финансового права
Предметом финансового права являются общественные отношения, возникающие в процессе осуществления государством и местным самоуправлением финансовой деятельности, т. е. деятельности по образованию, распределению и использованию фондов денежных средств. Итак, предмет финансового права — это общественные отношения, возникающие в процессе деятельности государства по планомерному образованию, распределению и использованию централизованных и децентрализованных денежных фондов в целях реализации его задач. Основной метод финансово-правового регулирования — государственно-властные предписания одним участникам финансовых отношений со стороны других, выступающих от имени государства и наделенных в связи с этим соответствующими полномочиями. Такой метод свойственен и другим отраслям права, например, административному. Но в финансовом праве он имеет специфику в своем конкретном содержании, а также в круге органов, уполномоченных государством на властные действия. Особенности метода: решение любого вопроса осуществляется волей одной стороны, властность -реализуется компетенция установленная законом, комформизм- отсутствие правовой инициативы у участников фин.правоотношений(пр, обратиться за налоговой льготой, юридическое неравенство субъектов. Особенности финансового права раскрываются полнее при его сопоставлении и отграничении от других отраслей права. В связи с тем, что финансовое право распространяется на одну из областей деятельности государства, оно тесно соприкасается с государственным (конституционным) и административным правом, которое охватывает своим воздействием организацию и деятельность государства в целом. Существует взаимосвязь между ними и по видам государственной деятельности, на которые распространяется регулирование со стороны этих отраслей права.
Государственное (конституционное) право закрепляет основы организации и деятельности представительных и исполнительных органов власти. Так, государственное (конституционное) право — ведущая отрасль в системе права. Она закрепляет основы общественного строя и политики Российской Федерации, правового положения личности, федеративное государственное устройство, принципы организации и деятельности органов государственной власти и органов местного самоуправления, базируется и развивается на этих основах. Конституционное право содержит также нормы, непосредственно относящиеся к финансовому праву. Они закрепляют основы организации финансовой деятельности государства. В качестве примера можно указать нормы, устанавливающие компетенцию Государственной Думы по принятию законов о федеральном бюджете, налогах и сборах и по другим вопросам финансовой деятельности государства Административное право регулирует общественные отношения в области государственного управления, осуществляемого органами исполнительной власти. Финансовое право распространяется на оба этих вида государственной деятельности, поскольку финансовая деятельность может осуществляться и теми и другими органами. Связь финансового права с муниципальным обусловлена комплексным характером последнего, концентрирующим в себе нормы многих отраслей права, регулирующие отношения, возникающие в процессе формирования и деятельности органов местного самоуправления в целом.* В их круг вошли и нормы финансового права, предметом которого являются отношения органов местного самоуправления в области их финансовой деятельности. Финансовое право находится в тесной связи с гражданским правом, поскольку в его предмет среди имущественных отношений входят и денежные отношения. Кроме того, государственные органы, в том числе финансово-кредитные органы, осуществляя государственное регулирование и управление в сфере финансов, одновременно выступают в качестве юридических лиц. Поэтому в связи с выполнением ими функций по мобилизации и распределению государственных денежных средств они вступают в отношения на основе договора (например, договор ссуды, договор хранения и др.). Для таких отношений характерно равенство, экономическая обособленность сторон, и в предмет финансово-правового регулирования они не входят.
3. Система и источники финансового права. система российского финансового права — это объективно обусловленное системой общественных финансовых отношений внутреннее его строение, объединение и расположение финансово-правовых норм в определенной последовательности. В системе финансового права выделяются части, разделы, подотрасли, институты. Наиболее крупные подразделения российского финансового права — части: Общая и Особенная. Обоснование необходимости их выделения в финансовом праве и определение содержания каждой из них относится к важным достижениям отечественной правовой науки.* Однако работа в этом направлении требует продолжения и углубления, с учетом новых явлений в жизни общества и государства. К Общей части относятся нормы финансового права, которые закрепляют основные общие принципы, правовые формы и методы финансовой деятельности государства и муниципальных образований, систему государственных органов, осуществляющих финансовую деятельность, и разграничение их полномочий в этой области, основные черты финансово-правового положения других субъектов, с которыми они вступают во взаимоотношения, общие положения организации финансового контроля, его формы и методы и другие подобные им финансово-правовые нормы. Они действуют в масштабе всей финансовой деятельности государства и имеют для нее общее значение.*
Нормы Общей части финансового права конкретизируются в его Особенной части. Особенная часть состоит из нескольких разделов, подотраслей, включающих в себя соответствующие финансово-правовые институты.* Каждое из этих подразделений представляет собой совокупность финансово-правовых норм, регулирующих группу однородных финансовых отношений. Финансово-правовой институт объединяет правовые нормы, регулирующие более узкую и близкую по содержанию группу финансовых отношений, чем раздел или подотрасль. В последние по признаку однородности регулируемых отношений входит несколько финансово-правовых институтов. Всем этим отношениям свойственны общие отличительные черты.
В последнее время некоторые крупные подразделения финансового права стали именоваться его подотраслями — бюджетное право, налоговое право. При этом подотрасли могут входить в раздел, например налоговое право — в раздел «Правовое регулирование государственных и муниципальных доходов», состоящий как из институтов налогового права, так и из институтов неналоговых доходов. Однако в целом по финансовому праву такой последовательной группировки правовых норм по разделам, подотраслям, институтам пока еще не имеется. В Особенную часть финансового права входят разделы, в которых сгруппированы нормы, регулирующие отношения в области: а) бюджетной системы; б) внебюджетных государственных и муниципальных денежных фондов; в) финансов государственных и муниципальных предприятий; г) государственных и муниципальных доходов; д) государственного и муниципального кредита; е) организации имущественного и личного страхования; ж) государственных и муниципальных расходов; з) банковского кредитования; и) денежного обращения и расчетов; к) валютного регулирования. В системе финансового права находит отражение финансовая система Российской Федерации как объективно существующая экономическая категория. Единство финансов получило правовое выражение в Общей части. Построение Особенной части отражает состав финансовой системы, выделение в ней нескольких звеньев. В результате бюджетная система, государственный, муниципальный и банковский кредит, организация страхования получили правовое оформление в виде соответствующих разделов финансового права.
Источниками финансового права являются нормативно-правовые акты, в которых содержатся правовые нормы, регулирующие финансовые отношения. В зависимости от юридической силы актов, содержащих правовые нормы, источники финансового права можно разделить на следующие группы. Акты федеральных органов подразделяются на Законы Российской Федерации и подзаконные федеральные акты. Законы РФ: а) Конституция РФ. Конституция РФ имеет высшую юридиче скую силу, прямое действие и применяется на всей террито рии РФ. Законы и иные правовые акты, принимаемые в РФ, не должны противоречить Конституции РФ. б) Акты Федерального Собрания РФ: федеральные конституционные законы.; федеральные законы., акты Федерального Собрания (декларации, положения, постановления и др.). Подзаконные федеральные акты: • указы, распоряжения Президента РФ; • •постановления, распоряжения Правительства РФ; нормативное акты министерств и других центральных органов; приказы, постановления, инструкции иных федеральных органов исполнительной власти. Акты субъектов РФ подразделяются на Законы и подзаконные акты субъектов РФ. Законы субъектов РФ: конституции, уставы субъектов федерации; законы субъектов федерации. Подзаконные акты субъектов РФ: указы, распоряжения Президентов (губернаторов); постановления, распоряжения правительств субъектов РФ; нормативные акты министерств субъектов РФ; приказы, постановления иных органов субъектов РФ. Акты органов местного самоуправления - нормативные акты местной администрации, которые действуют только на территории края, области, города, района, сельской местности. Виды актов местного самоуправления: распоряжения; решения., Общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры РФ, ратифицированные Россией, являются составной частью ее правовой системы. Если международным договором РФ установлены иные правила, чем предусмотренные законом, то применяются правила международного договора (ч. 4 ст. 15 Конституции РФ). Совокупность нормативных актов, содержащих нормы финансового права, принято определять как финансовое законодательство. Финансовое законодательство РФ составляют: Конституция РФ; Указ Президента РФ "О Министерстве Российской Федерации по налогам и сборам" от 23.12.98 № 1635 (в ред. от 09.08.2000 № 1476); Налоговый кодекс РФ - часть первая от 31.07.98 № 146-ФЗ (в ред. от 07.07.2003 № 104-ФЗ) и часть вторая от 05.08.2000 № 117-ФЗ (в ред. от 08.12.2003 № 163-ФЗ); Гражданский кодекс РФ Федеральный закон "О рынке ценных бумаг" Федеральный закон "О защите прав и законных интересов инвесторов на рынке ценных бумаг" Федеральный закон "Об особенностях эмиссии и обращения государственных и муниципальных ценных бумаг" Федеральный закон "О Счетной палате Российской Федерации" от; Указ Президента РФ "О Федеральном казначействе"; Федеральный закон "Об аудиторской деятельности"
4. Финансово-правовые нормы и финансовое правоотношение: общая характеристика, особенности.
Финансово-правовая норма — это установленное государством и обеспеченное мерами государственного принуждения правило поведения в отношениях, возникающих в.процессе образования, распределения и использования денежных фондов государства и муниципальных образований. Финансово-правовые нормы имеют общие признаки характерные для всех юридических норм и специфические, свойственные финансового права. К общим признакам финансово-правовой нормы относятся: · это писаные правила поведения установленные государством, а поэтому исполнение обеспечивается принудительной силой государства; · правило поведения, рассчитанное на неоднократное применение; · это правило поведения общего характера, обращенное ко всем участникам регулируемых ею общественных отношений; · возлагает на участников отношений юридические обязанности и предоставляет им субъективные права; · имеет формализованный характер - всегда выражена в каком-либо правовом нормативном акте — законе, указе, постановлении, приказе, инструкции, принятом компетентным государственным органом или органом местного самоуправления. Специфические признаки финансово-правовой нормы обусловлены особенностями предмета и метода финансово-правового регулирования. Специфические особенности финансово-правовой нормы проявляются в: а) регулируемых правоотношений – финансовые; б) содержании финансово-правовых норм; в) характере установленных в них предписаний; г) мере ответственности за нарушение предусмотренных правил; д) способах защиты прав участников финансовых отношений. 1. Финансово-правовые нормы отличаются по своему непосредственно целевому назначению, которое определяется отношениями, возникающими в процессе финансовой деятельности государства и муниципальных образований по регулированию образования, распределения и использования государственных и муниципальных фондов, денежных средств. 2. Финансово-правовые нормы редко возникают как фактические, т.е. в общественной жизни редко складываются правила поведения, являющиеся прототипом финансово-правовой нормы. Ф инансово-правовые нормы не имеют своего прототипа в общественной жизни. Однако в редких случаях такие ситуации встречаются. Финансовые отношения не существуют и не возникают сами по себе, в чистом виде. Они объективно обусловлены общественными потребностями, масштабами государственной деятельности, социальными задачами на данном этапе и т.д., проявляются только в формах, установленных государством и муниципальным образованием. Сначала создается фактическая модель поведения, а затем она оформляется нормой права. Так, на уровне субъектов Федерации порядок предоставления налоговых льгот, зачисляемых в бюджеты субъектов РФ, долгое время существовал фактически и лишь в последние годы был закреплен в праве. 3. Финансово-правовые нормы являются средством реализации общественных, т.е. публичных, а не частных интересов. Это обусловлено принадлежностью финансового права к праву публичному, особенностями предмета финансово-правового регулирования. Финансово-правовые нормы являются средством реализации интересов всего общества, различных классов, социальных групп и т.д., а также интересов самого государства. Этим они отличаются от норм частного права (гражданского, семейного, трудового и т.д.), являющихся средством реализации интересов отдельных субъектов хозяйствования, физических лиц и др.
Дата добавления: 2015-05-10; Просмотров: 920; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |