Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Налоговое право РФ




Правовое регулирование государственных доходов

Государственные доходы представляют собой часть национального дохода страны, обращаемую в процессе его распределения и перераспределения через различные виды денежных поступлений в собственность и распоряжение государства с целью создания финансовой базы, необходимой для выполнения его задач по осуществлению социально-экономической политики, обеспечению обороны и безопасности страны, а также для функционирования государственных органов. Государственные и муниципальные доходы составляют единую систему, состоящую из многообразных видов доходов:

1) по экономическому признаку государственные и муниципальные доходы подразделяются на внутренние и внешние;

2) по юридическому признаку государственные и муниципальные доходы подразделяются на налоговые и неналоговые;

3) по праву собственности государственные и муниципальные доходы подразделяются на собственные и заемные;

4) в зависимости от порядка образования государственные и муниципальные доходы бывают централизованные и децентрализованные;

5) по территориальному уровню доходы подразделяются на федеральные, региональные и местные;

6) по характеру мобилизации государственные и муниципальные доходы подразделяют на обязательные и добровольные.

Неналоговые доходы государства и муниципальных образований – это поступающие в их распоряжение доходы от использования, продажи или иного возмездного отчуждения государственной или муниципальной собственности от оказания государственными органами и органами МСУ платных услуг, платежей эквивалентного и штрафного характера, доходы в виде финансовой помощи, а также средства, привлеченные на добровольных началах. Неналоговые платежи также как и налоговые устанавливаются исключительно законодательно.

Главным материальным источником доходов бюджета является национальный доход. Когда национального дохода не хватает для покрытия финансовых нужд, государство привлекает национальное богатство. Налоги являются главным методом перераспределения национального дохода, обеспечивающим преобладающую долю доходов бюджета. Исторически возникновение налогов относится к периоду разделения общества на социальные группы и появления государства. Государство без налогов существовать не может, поскольку они – главный метод мобилизации доходов в условиях частной собственности и рыночных отношений. В настоящее время налог имеет законодательно установленное содержание, основанное на достижениях правовой науки и практики и в значительной степени учитывающее взаимодействие частных и публичных имущественных интересов.

Под налогом понимается обязательный индивидуальный безвозмездный платеж, взимаемый с организаций и физических лиц в форме отчуждения принадлежащих им на праве собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления денежных средств в целях финансового обеспечения деятельности государства и (или) муниципальных образований.

1) Абсолютная императивность

2) Смена собственника

Нормативное определение налога содержит следующие юридические признаки:

1) обязательность

2) безвозвратность и индивидуальная безвозмездность

3) денежный характер

4) публичное предназначение

1. Бесспорный отличительный признак налогов – их обязательный характер, означающий юридическую обязанность перед государством. Налог устанавливается государством в одностороннем порядке без заключения договора с налогоплательщиком и взыскивается в случае отклонения от его уплаты в принудительном порядке. Ст.57 Конституции.

2. Безвозвратность и индивидуальная безвозмездность – законно уплаченные налоговые платежи не возвращаются обратно к налогоплательщику в виде тех же денежных сумм. Согласно действующему законодательству налоги передаются государству в собственность, и юридически государство не обязано конкретному гражданину за уплату налогов и не предусматривает никаких личных компенсаций за перечисленные обязательные платежи. Поэтому выполнение налогоплательщиком обязанности по уплате налогов не порождает у государства встречной обязанности по предоставлению конкретно определенному лицу каких-либо материальных благ или совершению в его пользу действий. Налогоплательщик не имеет прямой личной заинтересованности в уплате налогов, т.к., добросовестно уплатив налог, он не получает от государства дополнительных субъективных прав, но вместе с тем получает от государства публичную пользу, общие блага, отвечающие его частным интересам. Любой налогоплательщик является частью социума, оформленного в качестве государства, которое, действуя в интересах всего общества, реализует различные внутренние и внешние функции: социальную, экономическую, политическую, военную и т.д. Конечный результат деятельности государства распространяется на всех членов общества независимо от тех сумм налогов, которые каждый из них уплачивает.

3. Налог взимается посредством отчуждения денежных средств. В современных условиях все налоговые платежи уплачиваются только в денежной форме. Отчуждение в пользу государства каких-либо товаров, выполнение работ или оказание услуг в счет погашения налоговой обязанности не допускается. Налог уплачивается из денежных средств, принадлежащих налогоплательщику. Уплата налога производится в наличной или безналичной формах в валюте РФ.

4. Публичное предназначение. С древнейших времен налоги взимаются для финансового обеспечения деятельности государства и его органов.

Налоги необходимо отличать от сборов, пошлин и взносов. Юридическое содержание налогов и сборов не является тождественным. Одно из существенных различий между ними заключается в принципе возмездности. В отличие от налогов сборы взимаются в обязательном порядке за оказание частному субъекту определенных услуг. Сбор – это обязательный взнос, взимаемый с организаций и физических лиц, уплата которого является одним из условий совершения в интересах плательщиков сборов юридически значимых действий, включая предоставление определенных прав и выдачу разрешений и лицензий. То есть уплата сбора порождает встречное право, а уплата налога – нет. К общим признакам налога и сбора относятся:

1) обязательность уплаты;

2) адресное поступление в бюджеты или фонды, за которыми они закреплены;

3) изъятие на основе законодательно закрепленной формы и порядка;

4) возможность принудительного способа изъятия;

5) осуществление контроля единой системой налоговых органов;

Различия между налогом и сбором по юридическим признакам:

1) по значению;

2) по цели;

3) по обстоятельствам: налоги – это безусловные платежи, а сборы уплачиваются взамен на услугу.

4) по характеру: налог – это обязанность, а сбор характеризуется определенной добровольностью и часто не имеет государственного императива;

5) по периодичности: налогам свойственна периодичность (это регулярные платежи), сбор же обычно носит разовый характер.

Роль налогов проявляется в их функциях. Функции налогов являются производными от функций финансов и выполняют те же задачи, но в сравнительно более узких рамках. Исторически первой и наиболее последовательно реализуемой и в настоящее время является фискальная функция налогов. Сущность ее заключается в обеспечении государства и муниципальных образований финансовыми средствами. Формирование основной массы доходов бюджетной системы на постоянной и централизованной основе способствует развитию государства в качестве крупнейшего экономического субъекта. Своеобразным дополнением фискальной функции налогов служит регулирующая функция, которая затрагивает регулирование производства и регулирование потребления. Данная функция призвана способствовать решению задач налоговой политики государства через налоговый механизм. Третья основная функция налогов – контрольная функция, через которую государство осуществляет проверку финансово-хозяйственной деятельности физических и юридических лиц, контролирует источники их доходов и направления расходов, а также обеспечивает прозрачность финансовых потоков.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-05-10; Просмотров: 403; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.01 сек.