КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Вопрос 49. Нормы бюджетного права
Норма бюджетного права – это санкционированное государством общеобязательное правило поведения, направленное на регулирование общественных отношений, связанных с бюджетом, внебюджетными фондами, закрепляющее права и обязанности соответствующих субъектов бюджетных правоотношений. Конкретно нормы бюджетного права устанавливают: — основы бюджетного устройства; — структуру бюджетной системы Российской Федерации; — роль и компетенцию каждого структурного звена этой системы; — объемы бюджетов и внебюджетных фондов на всех уровнях; — перечень, порядок и принципы формирования доходов и осуществления расходов, порядок их распределения между звеньями бюджетной системы; — правовое положение субъектов бюджетного права. Кроме того, данные нормы определяют бюджетный процесс, Нормы права, регулирующие отношения, связанные с бюджетом и внебюджетными фондами, занимают центральное место в системе финансового права. В зависимости от их назначения нормы бюджетного права делятся на: v регулятивно-правоустанавливающие; v охранительные. Назначение регулятивно-правоустанавливающих норм бюджетного права заключается в том, что в них содержатся правовые предписания, предоставляющие субъектам бюджетных правоотношений определенные права, возлагающие на них обязанности, и предписания, в целом регулирующие отношения в сфере бюджетного администрирования. Охранительные бюджетно-правовые нормы направлены на обеспечение эффективности функционирования бюджетной системы страны. Например, для этого нормами такого вида устанавливаются меры защиты бюджетных интересов государства и в целом - долженствующего быть правопорядка в сфере бюджетных правоотношений - меры юридической ответственности за нарушение бюджетного законодательства.
При классификации видов норм бюджетного права в зависимости от их содержания они могут подразделяться, например, на следующие виды: v регулирующие бюджетное устройство РФ; v определяющие порядок осуществления межбюджетных отношений; v регулирующие расходы и доходы бюджета; v регулирующие бюджетный процесс и определяющие основные положения о правовом статусе его участников; v определяющие порядок, формы и методы осуществления государственного и муниципального финансового контроля (бюджетного контроля); устанавливающие ответственность за совершение бюджетных правонарушений и т. д. При классификации видов норм бюджетного права в зависимости от порядка реализации прав и обязанностей участников регулируемых бюджетным правом общественных отношений бюджетно-правовые нормы делятся на две большие группы: v Материальные нормы устанавливают бюджетное устройство, систему, структуру доходов и расходов всех уровней, а также полномочия государственных органов по разграничению доходов и расходов внутри бюджетной системы. v Процессуальные нормы устанавливают процедуру, порядок составления, рассмотрения, утверждения и исполнения бюджета и отчетов об их исполнении, т.е. регламентируют бюджетный процесс. При классификации видов норм бюджетного права по методу воздействия на поведение субъектов (или по форме выражения государственной воли) они делятся на: v запрещающие; v обязывающие; v уполномачивающе-дозволительные; v стимулирующе-поощрительные.
Различают два варианта пределов действия норм во времени: v перспективное действие (например, закон о бюджете на очередной финансовый год); v действие с обратной силой (например, акт, устраняющий, смягчающий ответственность за совершение бюджетного правонарушения).
Классификация действия норм в пространстве выделяет v акты бюджетного законодательства, принятые федеральными органами власти, действующие на всей территории РФ; v акты субъектов РФ и органов местного самоуправления - распространяют свое действие лишь на территорию соответствующего субъекта РФ или муниципального образования. Классификация действия норм бюджетного права по кругу лиц подразумевает, что выраженные в них предписания адресованы определенным субъектам бюджетных правоотношений. Еще одним из оснований является классификация видов норм бюджетного права по их юридической силе. При этом следует учитывать, что юридическая сила бюджетно-правовых норм зависит от ветви власти (законодательная, исполнительная), к которой принадлежит орган, принявший акт, содержащий указанные нормы. Кроме того, различаются нормы законодательные (содержащиеся в актах законодательства) и подзаконные (помещенные в указах Президента РФ, постановлениях Правительства РФ и т. д.).
Дата добавления: 2015-05-10; Просмотров: 2811; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |