Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Возврат неправомерно взысканных сумм налогов




Переплата, возникшая в результате действий самого налогоплательщика

Зачет и возврат излишне уплаченных налогов, сборов, пеней, штрафов. Возврат сумм излишне взысканных налогов, сборов, пеней, штрафов.

Регулируется ст.78 НК. Налогоплательщик, установив у себя переплату, должен направить соответствующее заявление в налоговый орган и поставить вопрос о возврате излишне уплаченных сумм или их зачёте в счёт предстоящих платежей. Заявление подлежит рассмотрению в течение одного месяца. Если заявление неправомерно оставлено без удовлетворения либо не рассмотрено, то после прошествия месячного срока закон предусматривает начисление процентов в пользу налогоплательщика (проценты начисляются в размере, равном ставке рефинансирования Центрального Банка) за неправомерное удержание принадлежащих ему сумм.

Например: налогоплательщик ставит вопрос о зачёте и не платит налоги в следующем периоде => начисляются пени (1/300 ставки рефинансирования) и одновременно по истечение месячного срока с момента подачи заявления в его пользу начисляются проценты (в размере, равном ставке рефинансирования). В накладе останется налогоплательщик.

Согласно судебной практике сам факт переплаты налога в бюджет является основанием для того, чтобы не производить начисление пени.

Закон устанавливает определённый срок давности для обращения с просьбой о зачёте или возврате излишне уплаченных сумм налога – 3 года. Этот срок действует в отношении обращений как в налоговый орган, так и в суд.

Ст.78 и ст.79 НК говорят о том, что если налоговый орган не предпримет действий, то налогоплательщик вправе обратиться в суд с соответствующим исковым заявлением. Однако это положение не учитывает изменений, происшедших в АПК и ГПК: исковое заявление – это способ гражданско-правовой защиты, в суд в данном случае направляются жалобы и обращения.

Хотя эти отношения не являются публичными (основанными на власти), но это имущественные отношения => предъявление иска о возврате сумм из бюджета не совсем вписывается в действующее процессуальное законодательство.

Возврат неправомерно излишне взысканных сумм налогов производится по решению налогового органа и решению суда.

Однако действующая редакция ст.79 НК не учитывает некоторые случаи. Например: налоги были взысканы по судебному решению, прошло 5 дней, налогоплательщик подаёт заявление в налоговый орган о возврате (зачёте) ему излишне уплаченных сумм. В этом случае проигнорировать решение суда невозможно. Ст.79 НК нельзя применять тогда, когда взыскание налогов было произведено на основании судебного решения.

Когда взыскание осуществляется с организаций.

Здесь иначе определяется срок, с которого начисляется процент в пользу налогоплательщика – с момента взыскания налога.

Заявление не является обязательным документом. Формально сам налоговый орган должен, установив переплату, информировать об этом налогоплательщика и предложить ему произвести зачёт или возврат излишне уплаченных сумм налогов.

Иногда эти отношения возникают в силу специфики начисления налога. Например, применение налоговых вычетов (налоговой ставки) НДС. Здесь правила ст.78, 79 НК не применяются, а применяются специальные правила, содержащиеся в гл.21 НК (ст.171, 172, 176 НК).

 

78.Налоговая декларация: понятие, порядок предоставления; порядок внесения дополнений и изменений.

Налоговая декларация представляет собой письменное заявление или заявление, составленное в электронном виде и переданное по телекоммуникационным каналам связи с применением электронной цифровой подписи, налогоплательщика об объектах налогообложения, о полученных доходах и произведенных расходах, об источниках доходов, о налоговой базе, налоговых льготах, об исчисленной сумме налога и (или) о других данных, служащих основанием для исчисления и уплаты налога.

Налоговая декларация представляется каждым налогоплательщиком по каждому налогу, подлежащему уплате этим налогоплательщиком, если иное не предусмотрено законодательством о налогах и сборах.

Расчет авансового платежа представляет собой письменное заявление или заявление, составленное в электронном виде и переданное по телекоммуникационным каналам связи с применением электронной цифровой подписи, налогоплательщика о базе исчисления, об используемых льготах, исчисленной сумме авансового платежа и (или) о других данных, служащих основанием для исчисления и уплаты авансового платежа. Расчет авансового платежа представляется в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом применительно к конкретному налогу.

Расчет сбора представляет собой письменное заявление или заявление, составленное в электронном виде и переданное по телекоммуникационным каналам связи с применением электронной цифровой подписи, плательщика сбора об объектах обложения, облагаемой базе, используемых льготах, исчисленной сумме сбора и (или) о других данных, служащих основанием для исчисления и уплаты сбора, если иное не предусмотрено НК РФ.

Налоговый агент представляет в налоговые органы расчеты, предусмотренные частью второй настоящего Кодекса. Указанные расчеты представляются в порядке, установленном частью второй настоящего Кодекса применительно к конкретному налогу.

Не подлежат представлению в налоговые органы налоговые декларации (расчеты) по тем налогам, по которым налогоплательщики освобождены от обязанности по их уплате в связи с применением специальных налоговых режимов, в части деятельности, осуществление которой влечет применение специальных налоговых режимов, либо имущества, используемого для осуществления такой деятельности.

Лицо, признаваемое налогоплательщиком по одному или нескольким налогам, не осуществляющее операций, в результате которых происходит движение денежных средств на его счетах в банках (в кассе организации), и не имеющее по этим налогам объектов налогообложения, представляет по данным налогам единую (упрощенную) налоговую декларацию.

Форма единой (упрощенной) налоговой декларации и порядок ее заполнения утверждаются федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов, по согласованию с Министерством финансов Российской Федерации.

Единая (упрощенная) налоговая декларация представляется в налоговый орган по месту нахождения организации или месту жительства физического лица не позднее 20-го числа месяца, следующего за истекшими кварталом, полугодием, 9 месяцами, календарным годом.

Налоговая декларация (расчет) представляется в налоговый орган по месту учета налогоплательщика (плательщика сбора, налогового агента) по установленной форме на бумажном носителе или по установленным форматам в электронном виде вместе с документами, которые в соответствии с настоящим Кодексом должны прилагаться к налоговой декларации (расчету). Налогоплательщики вправе представить документы, которые в соответствии с настоящим Кодексом должны прилагаться к налоговой декларации (расчету), в электронном виде.

Налогоплательщики, среднесписочная численность работников которых за предшествующий календарный год превышает 100 человек, а также вновь созданные (в том числе при реорганизации) организации, численность работников которых превышает указанный предел, представляют налоговые декларации (расчеты) в налоговый орган по установленным форматам в электронном виде, если иной порядок представления информации, отнесенной к государственной тайне, не предусмотрен законодательством Российской Федерации.

Сведения о среднесписочной численности работников за предшествующий календарный год представляются налогоплательщиком в налоговый орган не позднее 20 января текущего года, а в случае создания (реорганизации) организации - не позднее 20-го числа месяца, следующего за месяцем, в котором организация была создана (реорганизована). Указанные сведения представляются по форме, утвержденной федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов, в налоговый орган по месту нахождения организации (по месту жительства индивидуального предпринимателя).

Бланки налоговых деклараций (расчетов) предоставляются налоговыми органами бесплатно.

Налоговая декларация (расчет) может быть представлена налогоплательщиком (плательщиком сбора, налоговым агентом) в налоговый орган лично или через представителя, направлена в виде почтового отправления с описью вложения или передана в электронном виде по телекоммуникационным каналам связи.

Налоговый орган не вправе отказать в принятии налоговой декларации (расчета), представленной налогоплательщиком (плательщиком сборов, налоговым агентом) по установленной форме (установленному формату), и обязан проставить по просьбе налогоплательщика (плательщика сбора, налогового агента) на копии налоговой декларации (копии расчета) отметку о принятии и дату ее получения при получении налоговой декларации (расчета) на бумажном носителе либо передать налогоплательщику (плательщику сбора, налоговому агенту) квитанцию о приеме в электронном виде - при получении налоговой декларации (расчета) по телекоммуникационным каналам связи.

При отправке налоговой декларации (расчета) по почте днем ее представления считается дата отправки почтового отправления с описью вложения. При передаче налоговой декларации (расчета) по телекоммуникационным каналам связи днем ее представления считается дата ее отправки.

Налоговая декларация (расчет) представляется с указанием идентификационного номера налогоплательщика, если иное не предусмотрено НК РФ.

Налогоплательщик (плательщик сбора, налоговый агент) или его представитель подписывает налоговую декларацию (расчет), подтверждая достоверность и полноту сведений, указанных в налоговой декларации (расчете).

Если достоверность и полноту сведений, указанных в налоговой декларации (расчете), в том числе с применением электронной цифровой подписи при представлении налоговой декларации (расчета) в электронном виде, подтверждает уполномоченный представитель налогоплательщика (плательщика сбора, налогового агента), в налоговой декларации (расчете) указывается основание представительства (наименование документа, подтверждающего наличие полномочий на подписание налоговой декларации (расчета). При этом к налоговой декларации (расчету) прилагается копия документа, подтверждающего полномочия представителя на подписание налоговой декларации (расчета).

При представлении налоговой декларации (расчета) в электронном виде копия документа, подтверждающего полномочия представителя на подписание налоговой декларации (расчета), может быть представлена в электронном виде по телекоммуникационным каналам связи.

Налоговая декларация (расчет) представляется в установленные законодательством о налогах и сборах сроки.

Формы и порядок заполнения форм налоговых деклараций (расчетов), а также форматы и порядок представления налоговых деклараций (расчетов) в электронном виде утверждаются федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов, по согласованию с Министерством финансов Российской Федерации.

Федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный по контролю и надзору в области налогов и сборов, не вправе включать в форму налоговой декларации (расчета), а налоговые органы не вправе требовать от налогоплательщиков (плательщиков сборов, налоговых агентов) включения в налоговую декларацию (расчет) сведений, не связанных с исчислением и (или) уплатой налогов и сборов, за исключением:

1) вида документа: первичный (корректирующий);

2) наименования налогового органа;

3) места нахождения организации (ее обособленного подразделения) или места жительства физического лица;

4) фамилии, имени, отчества физического лица или полного наименования организации (ее обособленного подразделения);

5) номера контактного телефона налогоплательщика.

Закон предусматривает право налогоплательщика в течение одного месяца представить уточнённую декларацию, т.е. исправить ошибки, допущенные в первоначально поданной декларации. Предусмотрено, что в случае если данное право реализуется, налогоплательщик не несёт ответственности за неверное исполнение первоначальной декларации при условии, что одновременно с подачей исправленной декларации должно быть произведено погашение недоимки (если последняя имеет место).

Данное право сохраняется за налогоплательщиком и по истечение месячного срока – в это случае подлежит дополнительному уяснению вопрос о том, что было побудительной причиной предоставления уточнённой декларации, т.е. выясняется вопрос о добросовестности налогоплательщика (например: декларация будет принята и налогоплательщик не будет нести ответственность в том случае, если у него не было информации о том, что его первоначальная налоговая декларация уже проверена налоговым органом и по ней назначена налоговая проверка и т.п.)

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-05-10; Просмотров: 546; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.009 сек.