Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Тема 3: Граждане как субъекты гражданского права




Формируемые компетенции:

В результате изучения данной темы студент должен быть способен:

В области знания:

- дать определения гражданской правоспособности и дееспособности;

- назвать основания, порядок и последствия признания гражданина недееспособным и ограниченным в дееспособности;

- перечислить признаки и условия занятия предпринимательской деятельностью;

- описать виды дееспособности граждан и эмансипацию граждан;

- объяснить понятие, основания и последствия несостоятельности (банкротства) гражданина;

- сообщить различия между признанием гражданина безвестно отсутствующим и умершим. (ОК-3, ОК-4; ОК-7)

В области умения:

- сравнить дееспособность малолетних и несовершеннолетних;

- анализировать особенности предпринимательской деятельности граждан;

- сопоставить опеку и попечительство;

- составить исковые заявления о признании гражданина ограниченным в дееспособности, недееспособным, безвестно отсутствующим и умершим. (ОК-3, ОК-4, ПК-4, ПК-5, ПК-6, ПК-7)

В области ценностных ориентаций:

- анализировать социальную значимость признания граждан недееспособными и ограниченно дееспособными;

- осознавать роль опеки и попечительства для граждан и общества в целом;

- произвести оценку последствий признания граждан умершими и безвестно отсутствующими для самих этих граждан, их близких родственников, третьих лиц. (ОК-1, ОК-9)

Вопросы к занятию:

1. Что такое правоспособность граждан и каково ее содержание? Что понимается под правом граждан заниматься предпринимательской деятельностью?

2. Когда возникает и когда прекращается правоспособность граждан? Как понимать равенство и неотчуждаемость правоспособности?

3. Что такое дееспособность граждан, чем они отличается от правоспособности?

4. Каково содержание дееспособности малолетних и несовершеннолетних? Что такое эмансипация?

5. В каком порядке, и по каким основаниям может быть ограничена дееспособность гражданина? Каковы основания и порядок признания его недееспособным? Каковы последствия ограничения дееспособности и признания лица недееспособным?

6. Опека и попечительство: понятие, основания, порядок и последствия установления. Права и обязанности опекунов и попечителей. Патронаж.

7. Что такое место жительства гражданина? Каково его правовое значение? Какое значение имеет регистрация по месту жительства?

8. Когда и в каком порядке гражданин может быть признан безвестно отсутствующим и объявлен умершим? Какие юридические последствия при этом возникают?

9. Что такое несостоятельность (банкротство) гражданина? Каковы основания, порядок и последствия признания гражданина несостоятельным?

Методика занятия: комментирование; творческие задания - решение ситуационных задач, анализ конкретных юридических ситуаций; работа в малых группах.

Продолжительность занятия: 6 академических часов.

Рекомендуемые нормативные правовые акты:

1. ГК РФ, Часть 1, гл. 3.

2. Закон РФ от 22 декабря 1992 г. «О трансплантации органов и (или) тканей человека» (в ред. ФЗ от 9 февраля 2007 г.).

3. Закон РФ от 25 июня 1993 г. «О праве граждан РФ на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах РФ» (в ред. ФЗ от 18 июля 2006 г.).

4. Семейный кодекс РФ. Принят 29 декабря 1995 г. (в ред. от 21 июля 2007 г.).

5. ФЗ от 15 ноября 1997 г. «Об актах гражданского состояния» (в ред. ФЗ от 18 июля 2006 г.).

6. ФЗ от 8 августа 2001 г. «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» (в ред. ФЗ от 19 июля 2007 г.).

7. ФЗ от 26 октября 2002 г. «О несостоятельности (банкротстве)» (в ред. ФЗ от 19 июля 2007 г.).

8. ФЗ от 11 июня 2003 г. «О крестьянском (фермерском) хозяйстве» (в ред. ФЗ от 4 декабря 2006 г.).

9. ФЗ от 7 июля 2003 г. "О личном подсобном хозяйстве".

10. Правила регистрации и снятия граждан РФ с регистрационного учета по месту пребывания и месту жительства в пределах РФ. Утв. постановлением Правительства РФ от 17 июля 1995 г., в ред. от 22 декабря 2004 г.

11. Постановление Конституционного Суда РФ от 2 февраля 1998 г. «По делу о проверке конституционности п. 10, 12 и 21 Правил регистрации и снятия граждан РФ с регистрационного учета по месту пребывания и месту жительства в пределах РФ».

12. Постановление Пленума Верховного Суда РФ и Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ от 1 июля 1996 г. «О некоторых вопросах, связанных с применением части первой ГК РФ».

 

Рекомендуемая литература:

1. Гражданское право: В 3 т. Т. 1. - М.: Проспект, 2005. С.108-139.

2. Гражданское право: В 4 т. Т..1 - М.: Волтерс Клувер, 2006. С. 137-209.

3. Казарина А. Предпринимательство и несовершеннолетие: права и ответственность // Законность. 1996. № 9.

4. Медведев А. Что такое предпринимательская деятельность граждан? // Хозяйство и право. 2000. № 2. С. 65-73.

5. Моисеев М. Предпринимательская деятельность граждан: понятие и конститутивные признаки/ / Хозяйство и право. 1997. № 3.

6. Нечаева А.М. О правоспособности и дееспособности физических лиц // Государство и право. 2001. № 2. С. 29-34.

7. Раев В. Пределы прав несовершеннолетних эмансипированных граждан // Российская юстиция. 2001. № 8.

Материально-техническое обеспечение: задания для малых групп.

 

Творческие задания:

Задачи [3]

1.Романов выдал своей супруге Семиной расписку в том, что он при составлении завещания на принадлежащее ему имущество не упомянет в нем детей от своего первого брака. Через год после этого Романов умер. При оглашении текста нотариально удостоверенного завещания выяснилось, что все принадлежащее ему имущество он завещает в равных долях двум своим дочерям от первого брака. Обойденная в завещании Семина обратилась в суд с иском о признании этого завещания недействительным, ссылаясь на то, что при его составлении Романов нарушил состоявшееся между ними соглашение, оформленное выданной им распиской.

Какое решение должен принять суд? Какое юридическое значение имеет расписка, выданная Романовым?

2.Супруги Ибрагимовы, решив расторгнуть брак, составили письменное соглашение о том, что Ибрагимов не будет претендовать на раздел квартиры, покинет Санкт-Петербург и будет постоянно проживать со своей матерью в Твери. Ибрагимова, со своей стороны, обязалась не вступать в новый брак до окончания института их дочерью – студенткой первого курса. За удостоверением достигнутого соглашения Ибрагимовы обратились к нотариусу. Последний отказался удостоверить соглашение, которое, по его мнению, противоречит законодательству.

Прав ли нотариус?

3.Десятилетний Олег Соловьев с письменного согласия своих родителей заключил договор банковского вклада. Олег неоднократно пополнял вклад небольшими суммами, сэкономленными из денег, которые он получал от родителей для различных мелких покупок. Когда на счете оказалось 20 тыс. рублей, он решил снять эту сумму и приобрести для себя игровую компьютерную приставку. Операционист банка отказалась выдать ему указанную сумму, сообщив, что Олег сможет получить деньги со своего вклада только по достижении совершеннолетия.

Прав ли операционист? Какие права имеют несовершеннолетние в отношении вкладов в кредитных учреждениях?

4.Пятнадцатилетний учащийся технического колледжа Кудрин с одобрения родителей стал собирать деньги на покупку компьютера. Через год накопленная сумма составила 20 000 рублей. Из этой суммы 5000 рублей были отложены со стипендии, 5000 рублей подарены дедом, 10000 рублей Кудрин заработал самостоятельно на строительстве гаражей, работая летом с бригадой «шабашников». Не поставив родителей в известность, Кудрин приобрел у своего товарища, шестнадцатилетнего Бабаева подержанный компьютер за 15000 рублей, а на оставшуюся сумму открыл вклад в Сберегательном банке.

Родители Кудина, считавшие, что их сын совершил явно невыгодную сделку, к тому же без их на то согласия, обратились к матери Бабаева с требованием вернуть уплаченные за компьютер деньги. Мать Бабаева, в свою очередь, потребовала, чтобы компьютер был возращен ее сыну, поскольку был подарен ему в день рождения его дядей, а сын продал его, не посоветовавшись с родителями. Между тем сами подростки заявили, что сделкой довольны и не собираются ее расторгать. Тогда родители обратились в суд с требованием о признании договора между их детьми недействительным на основании ст. ст. 26 и 175 ГК РФ.

Подлежит ли иск удовлетворению?

5.Гражданин Глотов в течение 6 лет занимался мелкооптовой торговлей так называемыми «дикоросами»: скупал у населения отдаленных сел грибы и ягоды, с помощью наемных работников производил первичную их переработку и поставлял на консервные предприятия г. Новосибирска. Занимался он этим бизнесом на свой «страх и риск», без какой - либо государственной регистрации. Осенью 2000г. он не смог выполнить своего обязательства по поставке переработанных грибов перед консервным заводом. Завод обратился с иском в арбитражный суд, требуя взыскать с Глотова сумму причиненных заводу убытков и неустойку. Возражая против иска, Глотов пояснил, что не является предпринимателем, а напротив, состоит на учете в службе занятости как безработный, наличных средств для удовлетворения требования кредитора у него нет. Кроме того, неисполнение им обязательства было вызвано тем, что у него не оказалось в достаточном количестве тары для перевозки грибов, а следовательно, его вины в ненадлежащем исполнении обязательства нет.

Решите спор. Каковы последствия осуществления предпринимательской деятельности без государственной регистрации?

6. Шестилетнему Борису Орлову достались в наследство от деда зимняя дача и автомобиль. В связи с предстоящим переездом в другой город родители Бориса продали зимнюю дачу соседу. Прокурор района обратился в суд с иском о признании недействительными договора купли-продажи дачи и акта государственной регистрации перехода права собственности, поскольку сделкой нарушены имущественные интересы несовершеннолетнего и, кроме того, на продажу дачи не было разрешения органа опеки и попечительства. Мать Бориса, возражая против иска, заявила, что сын еще слишком мал, чтобы иметь собственное имущество, к тому же такое дорогое. К тому же, ее сын не находится под опекой, а следовательно, и согласия органов опеки и попечительства на распоряжение его имуществом не требуется.

Решите спор. Подлежит ли иск прокурора удовлетворению? Обоснованны ли возражения матери?

7. Кассир коммерческого банка Розенберг присвоил денежные средства банка в размере 500 000 долларов США и скрылся. Был объявлен его федеральный розыск. Супруга Розенберга обратилась в суд с заявлением о признании мужа безвестно отсутствующим. В своем заявлении она указала, что в отношении Розенберга возбужденно уголовное дело и есть основания полагать, что он находится за пределами Российской Федерации и на родину вряд ли вернется. Заявительница также просила суд расторгнуть их брак и передать ей оставшееся имущество мужа, чтобы она могла им распорядиться в интересах детей.

Подлежит ли данное требование удовлетворению? Каков порядок признания гражданина безвестно отсутствующим, и в чем значение этой процедуры? Каковы последствия признания гражданина безвестно отсутствующим?

 

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-05-10; Просмотров: 812; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.009 сек.