Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Защита прав потребителей при продаже товаров по договору розничной к/п




09.10.09

Г.

Виды договора розничной купли-продажи.

I По способу:

1. обычная РКП

2. продажа по образцам

3. дистанционно (каталоги, проспекты, буклеты, фотоснимки, средства связи).

4. продажа через автоматы

 

Форма договора. Порядок и особенности заключения.

В теории много вопросов о том – письменная и устная форма.

1 точка зрения - она м.б. устной в случаях, установленных ст. 159 ГК, иначе только письменная.

2 точка зрения – в устной в большинстве случаев, даже тогда, когда превышает размер, установленный в ст. 159 ГК.

Споры вызваны тем, что согласно общему правилу, договор РКП считается заключённым в надлежащей форме с момента выдачи продавцом покупателю кассового чека или иного документа, подтверждающего оплату. Отсутствие у покупателя кассового / товарного чека / иных документов, подтверждающих оплату, не лишает последнего ссылаться на свидетельские показания в подтверждение сделки и её условий.

Договором РКП условиями формуляров и иных стандартных форм, к которым присоединяется покупатель м.б. установлено, что договор РКП считается заключённым с другого момента.

Договор КП с использованием автоматов считается заключённым с момента совершения покупателями действий, необходимых для получения товара.

 

 

Особенности порядка заключения розничной К-П.

Особенность заключается в том, что публичной офертой, применительно к розничной К-П, признается предложение товара в его рекламе, каталогах и описаниях, обращенных к неопределенному кругу лиц, такое предложение д. содержать в себе все существенные условия договора розничной К-П. Цена не явл-ся существенным условием (ст.492 ГК), однако, если обратиться к п.2 ст.494 ГК, то его редакция дает основание полагать, что цена явл-ся существенным условием договора розничной К-П. Поскольку этот пункт содержит в себе формулировку: «цена и другие существенные условия договора К-П». Скорее всего этот п.2 ст.494 сформулирован недостаточно удачно и в принципе он не д. полагать, что цена – это существенное условие данного договора (т.зр. преподавателя).

Независимо от указания на цену или др. существенные условия договора розничной К-П, публичной офертой признается выставление в месте продажи (на прилавках, витринах и т.п.) товаров, демонстрация их образцов и предоставление средней о продаваемых товарах (описаний, каталогов, фотоснимков и т.п.) в месте их продажи. Для того чтобы эти действия не признавались публичной офертой, продавец д. явно определить, что выставленный в месте продажи товар или товар, указанный в каталоге или описании, не предназначен для продажи.

Общая характеристика договора розничной К-П – возмездный, консенсуальный, двухсторонний, синалагматический, этот договор публичный – в соответствующих условиях в случае отклонения продавца от заключения договора, м.б. подан иск о понуждении заключения договора. Существенные условия договора розничной К-П – по общему правилу явл-ся только предмет, цена также явл-ся существенным условием.

 

Права и обязанности сторон по договору розничной К-П.

Обязанности продавца: передать товар, в отличие от общих правил К-П, при розничной К-П продавец обязан предоставить покупателю информацию о товаре, если речь идет о розничной К-П, подпадающей под правовое регулирование ФЗ «О защите прав потребителей», то продавец также должен предоставить информацию об изготовителе и продавце. Информация д. доводиться до покупателя на русском языке и дополнительно м. доводиться на гос-ых языках субъектов РФ, а так же на языках народов РФ.

Правила продажи определенных видов товаров – Постановление Правительства.

При продаже товаров покупателю предоставляется возможность самостоятельно и с помощью продавца ознакомиться с необходимыми товарами. Продавец обязан обеспечить возможность осмотра предлагаемого товара, проверке свойств или демонстрация действия в присутствии покупателя, если это не исключено в виду характера товара и не противоречит правилам, принятым в розничной торговле. В случаях, когда законодательством РФ предусмотрено проведение проверок качества и безопасности товара, продавец обязан проводить такие проверки – ФЗ «О техническом регулировании», которое содержит правила о добровольной и обязательной сертификации, когда сертификация явл-ся обязательной в соответствии с этим законом, товар проходит проверку качества и безопасности, что подтверждается выдаваемым сертификатом, на товар, подлежащий обязательной сертификации, продавец д. обеспечить наличие в месте продажи наличия сертификатов, с которыми вправе знакомиться покупатели и проверяющий орган. Продавец обязан предоставить наличие единообразных и четко оформленных ценников с указанием наименования товара, его сорта, цены за вес и единицу товара, подписи материально ответственного лица или печати организации, даты оформления ценника. Обязанность продавца передать товар покупателю считается исполненной в тот же момент, что при обычной купле-продаже. Особенности установлены для продажи товара с условием о его принятии в определенный срок. Для продажи товаров по образцам, для продажи товаров с использованием автоматов, для продажи товаров с условием о его доставке покупателю. Для первого случая, если товар д. б. передан покупателю в определенный срок, до наступления этого срока продавец не имеет право передавать товар др. лицу, если срок наступил, а покупатель не явл-ся за товаром или не совершает действий, необходимых для его принятия, то такая неявка и не совершение действий явл-ся односторонним отказом от исполнения договора. Договор считается расторгнутым с момента неявки.

При дистанционном способе продажи товара или продажа товара по образцам, предусмотрены специальное общее правило, согласно которому обязанность продавца по передаче товара считается исполненной с момента доставки товара в место, указанное в договоре, а если договором место не определено, то по месту жительства покупателя - гражданина или по месту нахождения покупателя – ЮЛ, таким образом, законодатель изменяет общее правило, согласно которому продавец считается исполнившим обязанность по передаче товара с момента сдачи товара первому перевозчику (ст.458 ГК). При продаже товара по образцам или дистанционным способом покупатель вправе в любое время до передачи ему товара отказаться от исполнения договора, при этом он обязан возместить продавцу расходы, понесенные в связи с совершением действий по исполнению договора.

Продается товар с использованием автоматов, особенность заключается в том, что в силу самого хар-ра обязательства товар передается в месте нахождения самого автомата и передается незамедлительно, если этого не происходит, на продавца возлагается обязанность немедленно предоставить товар, либо вернуть деньги.

Продажа товара с условием по его доставке, условие по доставке товара покупателю д. содержаться в самом договоре розничной К-П, если оно там не содержится, то применяются общие правила о К-П, в целях определения момента, с которого продавец считается исполнившим свою обязанность по передаче товара. Если договором не предусмотрено место, куда необходимо доставить товар, а также, если покупатель не сделал каких-либо распоряжений на этот счет, товар д.б. доставлен по месту жительства гражданина или месту нахождения ЮЛ, договор при этом считается исполненным с момента вручения товара покупателю, особенность в том, что если покупателя нет на месте, то товар м.б. вручен любому лицу, которое предъявит квитанцию или иной документ, подтверждающий заключение договора или оформление доставки.

Продавец обязан передать товар надлежащего качества, требования к качеству определяются общим правилам о К-П, а требование покупателя, связанного с передачей товара, ненадлежащего качества, урегулированы специальным образом. Требования, которые м. заявить покупатель, дифференцируются в зависимости от того, явл-ся недостатки существенными или несущественными, а также в зависимости от того, явл-ся ли товар технически сложным или не явл-ся таковым.

Последствия передачи товара ненадлежащего качества, если товар не явл-ся технически сложным.

Покупатель вправе по своему выбору потребовать:

1) замены недоброкачественного товара товаром надлежащего качества,

2) соразмерного уменьшения покупной цены,

3) незамедлительного безвозмездного устранения недостатков товара, согласно общим правилам о К-П в аналогичной ситуации, покупатель м. требовать устранения недостатком товара в разумный срок,

4) возмещение расходов на устранение недостатков товаров,

5) отказаться от исполнения договора розничной К-П и потребовать возврата уплаченной за товар денежной суммы, при этом покупатель обязан вернуть товар по требованию продавца и за его счет.

Любое из вышеперечисленных требований м.б. заявлено в отношении товара, который не явл-ся технически сложным независимо от того имеют недостатки существенный характер или они несущественны.

Последствия передачи товара ненадлежащего качества, когда товар явл-ся технически сложным.

Существует Перечень технически сложных товаров, который утвержден Правительством РФ от 13 мая 1997г. №575, включает 8 позиций:

1) автотранспортные средства и номерные агрегаты к ним,

2) мотоциклы, мотороллеры,

3) снегоходы,

4) катера, яхты, лодочные моторы,

5) холодильники и морозильники,

6) стиральные машины автоматические,

7) персональные компьютеры с основными периферийными устройствами,

8) тракторы с/х, мотоблоки, мотокультиваторы.

В отношении технически сложных товаров при наличии несущественных недостатков, покупатель м. предъявить только следующие требования:

1) о соразмерном уменьшении покупной цены,

2) о незамедлительном безвозмездном устранении недостатков товара,

3) о возмещении расходов на устранение недостатков товара.

Если недостатки существенные, то покупатель вправе предъявить:

1) одно из требований, предъявляемое при наличие несущественных недостатков,

2) требование о замене товара ненадлежащего качества, товара надлежащего качества,

3) отказаться от договора и потребовать возврата уплаченной сумы.

Эти правила применяются, если иное не предусмотрено законом «О защите прав потребителей».

Специальные правила установлена для случаев, когда покупатель предъявляет требования о возврате денежной суммы, уплаченной за товар или требования о замене товара ненадлежащего качества на товар надлежащего качества. При возврате покупателю уплаченной за товар суммы, продавец не вправе удерживать из неё сумму, на которую понизилась стоимость товара из-за полного или частичного использования товара, потеря им товарного вида и др. обстоятельств. Возмещение разницы в цене при обмене товара: товар меняется на такой же; товар меняется на похожий, но другой, по размеру, фасону, сорту и др. признакам. Если товар заменяется на такой же, то продавец не имеет права требовать возмещения разницы м/у ценой товара, установленной договором и ценой, существующей в момент замены или вынесения судом решения о замене, если заявляется требования о замене на аналогичный, но др., тогда продавец вправе потребовать возмещения разницы м/у ценой заменяемого товара в момент замены и ценой товара, передаваемого взамен товара ненадлежащего качества.

Цена товара, который хочет заменить покупатель, определяется не по договору, а в соответствии с текущей ценой у данного продавца. Если требование покупателя удовлетворено в судебном порядке, то цена заменяемого товара и цена товара, передаваемого взамен, определяются на момент вынесения судебного решения. Специальные правила об определении цены установлены также на случай заявления покупателем требований о соразмерном уменьшении цены и о возврате сумм, уплаченных за товар. Если заявлено требование об уменьшении цены, то в расчет принимается цена товара на момент предъявления требования об уценке. Если требование добровольно не удовлетворено, то во внимание принимается цена на момент вынесения решения судом. В случае возврата продавцу товара ненадлежащего качества, покупатель вправе потребовать возмещения разницы м/у ценой товара, установленной договором, и ценой товара, существующей на момент добровольного удовлетворения требований покупателя или на момент вынесения судебного решения.

Обязанности покупателя.

Принять и оплатить товар. Покупатель обязан оплатить товар по цене, объявленной продавцом в момент заключения договора. Товар также по общему правилу подлежит оплате непосредственно до и непосредственно после передачи товара, если иное не предусмотрено договором. Иное м.б. предусмотрено в виде обязанности покупателем внести предварительную оплату или аванс, либо м.б. предусмотрено условие о продаже товара в кредит, с рассрочкой или без рассрочки платежей. Особенности: если договором предусмотрено условие о предоплате, то невнесение предоплаты покупателем рассматривается как отказ от исполнения договора, это означает, что договор считается расторгнутым с момента не внесения покупателем предоплаты, направление письменного отказа от исполнения договора с той либо др. стороны не требуется, это также означает, что продавец не вправе потребовать от покупателя внесения суммы предварительной оплаты в судебном порядке. Если договором предусмотрена продажа товара в кредит, в т.ч. и с рассрочкой платежа, и покупатель не исполняет свои обязательства по оплате, с него не м.б. взысканы % в соответствии с п.4 ст.488 и ст.395 ГК.

По договору розничной К-П у покупателя есть право на обмен товара надлежащего качества, это право м.б. реализовано в течение 14 дней с момента передачи товара, иной более длительный срок м.б. установлен продавцом, но сокращать этот срок продавец не вправе. Обмену подлежат только непродовольственные товары, которые не вошли в Перечень, утвержденный Постановлением Правительства РФ от 19 января 1998г. №55. Перечень явл-ся закрытым, содержит 14 пунктов: предметы личной гигиены, парфюмерно-косметические товары, текстильные товары, бытовая мебель, изделия из драгоценных металлов, автомобили, технически сложные товары бытового назначения, не периодические издания. Товар подлежит обмену в месте покупки и в иных местах, объявленных продавцом, м.б. заявлено только требование об обмене на аналогичный товар др. размера, формы, габарита, фасона, расцветки или комплектации и только если этот др. аналогичный товар у продавца отсутствует, покупатель вправе потребовать возврата уплаченной за товар денежной суммы, при этом он обязан возвратить приобретенный товар продавцу. Если м/у ценой товара, который покупатель хочет обменять, и ценой товара, на который производится обмен, существует разница, то продавец покупатель осуществляют перерасчет. Продавец м. отказать в удовлетворении требования об обмене товара надлежащего качества, если товар, возвращаемый покупателем б. в употреблении, утратил свои потребительские свойства, и у покупателя отсутствует доказательство приобретения товара у данного продавца (отсутствие чека или др. документа не явл-ся безусловным основание к отказу, т.к. факт приобретения товара у данного продавца м. б. доказан свидетельскими показаниями.

Особенности ответ-ти продавца по договору розничной К-П.

Основной особенностью явл-ся то, что в отличие от общих правил, установленных кодексом, в случае не исполнения продавцом своих обязательств, возмещение убытков и уплата неустойки не освобождает его от исполнения обязательства в натуре, таким образом, законодатель изменяет правило, установленное п.2 ст. 396 ГК. Также особенностью явл-ся наличие законной неустойки, установленной законом «О защите прав потребителей» на случай неисполнения, ненадлежащего исполнения своих обязанностей продавцом.

 

Отношения связанные с защитой прав потребителей регулир-ся гл 30 ГК РФ и законом РФ от 7 февраля 1992г №2300-1 «о защите прав потребителей» с последующими изменениями. Отдельные положения этого закона разъяснены приказом гос-го антимонопольного комитета РФ от 20.05.1998 №160. + разъяснения гос комитета по антимонопольной политике - март 1996 г. Существует обзор практики утвержденной ВС РФ о применении ФЗ «о защите прав потребителей». Особенность отношения, связанных с защитой прав потребителей – круг субъектов этих отношений значительно шире, чем круг субъектов правоотношения, возникающего на основании договора о розничной к/п. Субъекты правоотношения по дог-ру розничной к/п – продавец и покупатель, а субъекты правоотношения, связанного с защитой прав потребителя – потребитель(покупатель), продавец, изготовитель, уполномоченная изготовителем или продавцом организация или уполномоченный изготовителем или продавцом - ИП, импортер. Т.о. по договору розничной к/п покупатель может предъявлять свои требования только к продавцу. Если розничная к/п попадает под правовое регулирование закона о защите прав потребителей, то покупатель (потребитель) при определенных условиях может предъявлять свои требования не только продавцу, но и изготовителю, импортеру, уполномоченной организации, уполномоченному предпринимателю.

ИЗГОТ - > ИМПОРТЕР - > ПРОДАВЕЦ< - > ПОТРЕБИТЕЛЬ

Закон о защите прав потребителей также содержит понятие гарантийного срока, срока годности и срока службы. (ГК не содержит срока службы). Исходя из ст 5 закона о защите ПП – установление гарантийного срока – это право продавца или изготовителя. Изготовитель и продавец могут независимо друг от друга могут установить разные гарантийные сроки на товар. При это, если напр, гарантийные сроки установлены изготовителем, то продавец все равно обязан удовлетворять требования потребителей при обнаружении недостатков, несмотря на то, что сам продавец никаких гарантийных сроков не устанавливал. Понятие гарантийного срока, порядок его исчисления совпадают с общими положениями ГК. Срок годности в отличие от гарантийного срока обязательно должен быть установлен и такая обязанность возлагается на изготовителя. Срок годности устанавливается на продукты питания, парфюмерно косметические товары, медикаменты, товары бытовой химии и иные подобные товары. Срок годности – это период по истечении которого товар считается непригодным для использования по назначению. Срок службы – это период времени, в течение которого изготовитель обязуется обеспечивать потребителю возможность использования товара по назначению и нести ответственность за существенные недостатки этого товара. Изготовитель обязан обеспечивать ремонт и техническое обслуживание товара, а также выпуск и поставку необходимых для ремонта и обслуживания необходимых запасных частей, в течение всего срока производства товара и в течение срока службы после снятия товара с производства. Установление срока службы является правом изготовителя, но не его обязанностью. Если срок службы не установлен изготовителем, то тогда срок службы признается равным 10 годам. В течение всего срока службы использование товара должно быть безопасным.

В законе о защите ПП более подробно раскрывается обязанность изготовителя или продавца о предоставлении информации покупателю. Во-первых, изготовитель и(или) продавец обязан довести до потребителя информацию о своем наименовании, месте нахождения и режиме работы. Если деятельность изготовителя и (или) продавца подлежит лицензированию или аккредитации, то одновременно до сведений потребителя доводятся сведения о номере лицензии, номере свидетельства об аккредитации, сроках их действия, а также об органах, которые выбрали соответствующий документ. Помимо информации о себе изготовитель и (или) продавец обязаны предоставлять потребителю достоверную информацию о товаре. Эта информация должна обеспечивать возможность правильного выбора товара (перечент инфо – в ст 10 закона о защите ПП).

Важное значение имеет ответ-ть изготовителя и (или) продавца за ненадлежащую информацию о товаре. Здесь возможны 2 ситуации:

- когда потребитель еще не заключил договор и не может получить информацию

- когда потребитель уже заключил договор, но при этом информацию ему была не предоставлена до заключения дог-ра или была предоставлена, но в искаженном виде. В первом случае потребитель вправе требовать от продавца возмещения убытков причиненных необоснованным уклонением от заключения договора. Во втором случае, если договор уже заключен, то потребитель имеет право в разумный срок отказаться от его исполнения и потребовать возврата уплаченной за товар суммы. Также потребитель может требовать возмещение убытков. Кроме того, продавец, не предоставивший покупателю полной и достоверной информации о товаре несет ответственность за любые недостатки, которые возникли после передачи товара потребителю в связи с отсутствием у потребителя необходимой информации. Негативные последствия для продавца определяются пунктами 1 – 4 ст 18 закона о защите ПП.

 

Последствия передачи потребителю товара ненадлежащего качества.

Общие положения – ст 475 ГК

Специальные последствия о розничной к/п – 503 ГК

Еще более спец-е – ст 18 закона о защите ПП

Согласно ст18 закона о защите ПП последствия передачи товара ненадлежащего качества различаются в зависимости от того, является товар технически сложным или не является таковым. Если товар не является технически сложным, тогда потребитель в случае обнаружения в товаре недостатков, если они не были оговорены продавцом, вправе по своему выбору потребовать:

  1. замены на товар этой же марки, модели или артикула
  2. замены на товар, но другой марки или артикула с перерасчетом покупной цены.
  3. соразмерного уменьшения покупной цены
  4. незамедлительного безвозмездного устранения недостатков товара
  5. возмещение расходов на исправление недостатков потребителем или третьим лицом
  6. потребитель вправе отказаться от исполнения договора к/п и потребовать возврата уплаченной за товар суммы, при этом потребитель должен вернуть товар с недостатками только по требованию продавца и только за счет продавца.

Одновременно с одним из вышеуказанных требований потребитель может требовать возмещения убытков.

Если речь идет о технически сложном товаре, то потребитель может требовать замены товара на товар этой же марки или товар другой марки или имеет право отказаться от договора и потребовать возврата уплаченной суммы в следующих случаях:

  • со дня передачи товара покупателю не истек 15дневный срок, т.е.в пределах 15 дней можно обменять товар, потребовать возврата денег, независимо от недостатков товара. Если 15 дней уже истекли, то вышеуказанные требования подлежат удовлетворению в одном из след случаев:

- недостаток товара является существенным

- нарушены установленные законом о защите ПП сроки устранения недостатков товара

- невозможность использования товара в течение каждого года гарантийного срока в совокупности более, чем 30 дней, в следствие неоднократного устранения его различных недостатков.

Все вышеуказанные требования предъявляются продавцу, они также могут быть предъявлены уполномоченной организации или уполномоченному ИП. Требования о замене на товар этой же марки, модели или артикула, а также требования о незамедлительном безвозмездном устранении недостатков или возмещение расходов на их устранение могут быть предъявлены изготовителю или импортеру. Вместо предъявления этих требований изготовителю или импортеру потребитель вправе возвратить изготовителю или импортеру товар ненадлежащего качества и потребовать возврата уплаченной за него суммы. В связи с этим - Пункт 3 ст18 закона о защите прав потребителей вероятно содержит пробел, так как не предусматривает особенных случаев в отношении технически сложного товара.

Продавец, изготовитель и импортер или уполномоченная организация обязаны принять у потребителя товар ненадлежащего качества и в случае необходимости произвести проверку качества. Проверка качества – это НЕ экспертиза, в рамках этой процедуры не устанавливаются причины устранения недостатков, а только лишь фиксируется сам факт наличия этих недостатков. В случае спора о причинах возникновения недостатков продавец или иной субъект обязан провести экспертизу за свой счет, при этом закон не предоставляет дополнительных сроков для проведения экспертизы, т.е. экспертиза должна быть проведена в те же сроки, какие установлены законом для удовлетворения требований потребителя(это может быть незамедлительно либо может быть равен 7 дням, 10 дням и максимум 45 дням). Потребитель вправе присутствовать при проведении экспертизы. Если в результате этой экспертизы будет установлено, что недостатки товара возникли из-за обстоятельств, за которые продавец не отвечает, потребитель обязан возместить продавцу, во-первых, расходы на проведение экспертизы, а во-вторых, расходы на транспортировку и хранение товара. Указанное выше правило не противоречит общим положениям ГК о том, что при наличии договорной гарантии причину недостатков указывает продавец, а при ее отсутствии – покупатель, поскольку вышеуказанная экспертиза не является судебной, а проводится продавцом еще до возникновения самой возможности обращения в суд со стороны потребителя. После обращения в суд начинают действовать общие правила, а именно: при наличии договорной гарантии бремя доказывания - на продавце, а при отсутствии – на покупателе.

Сроки, в течение которых потребитель вправе предъявлять требования, связанные с недостатками товара: закон о защите ПП, как и ГК устанавливает, что эти требования могут быть предъявлены в течение гарантийного срока или срока годности. Порядок исчисления сроков такой же как и в ГК. Соотношение сроков на комплектующее изделие и на основное изделие также дублирует правила ГК. Единственное расхождение: согласно закону о защите прав потребителей – потребитель вправе предъявить требования, связанные с недостатками комплектующего изделия при их обнаружении в течение гарантийного срока на основное изделие, даже если на комплектующее договором установлен меньший гарантийный срок. Закон о защите ПП говорит, что это правило может быть изменено договором (абзац 2 п.3 ст.19 закона «о защите прав потребителей»), ГК эту же норму формулирует императивно (абзац 2 п.3 ст. 477 ГК). Исходя из п.3 ст 492 – необходимо применять ГК. Правила о соотношении законной гарантии и договорной такие же как в ГК. Закон о защите ПП устанавливает случай, когда требования, связанные с недостатками товара могут быть заявлены за пределами договорной или законной гарантии: речь о требовании о безвозмездном устранении недостатков. Оно может быть предъявлено потребителю, изготовителю, импортеру или уполномоченной организации, уполномоченному ИП в течение всего срока службы, а если срок службы не установлен, то в течение 10 лет, при этом недостатки должны быть существенными и потребитель должен доказать, что они возникли до передачи товара потребителю или по причинам, возникшим до этого момента. Если изготовитель, импортер, либо уполномоченная организация, уполномоченный ИП не удовлетворили указанные выше требования потребителя в течение 20 дней со дня его предъявления или недостаток является неустранимым по своей природе.

Покупатель по своему выбору вправе предъявить:

- требования о замене на товар той же марки, требования о возмещении расходов, об устранении недостатков потребителю или отказаться от исполнения договора, вернуть товар и потребовать возврата уплаченной за него суммы.

1. требование об устранении недостатков товара. Требования потребителя должны удовлетворяться в порядке и сроки, установленные законом.

2. требование о соразмерном уменьшении покупной цены, о возмещении расходов, понесенных на устранение недостатков, о возврате уплаченной за товар денежной суммы и о возмещении убытков, удовлетворяется в 10дневный срок со дня предъявления требований. Иначе – законная неустойка. В этот же срок и экспертиза.

3. требование об устранении недостатков должно быть удовлетворено незамедлительно, т.е. в минимальный срок, объективно необходимый для их устранения с учетом обычно применяемого способа.

Этот срок (в отл от предыдущего) может быть изменен договором, но не может быть более 45 дней.

В отношении товаров длительного пользования действует специальное правило на период их ремонта продавец (уполномоченная организация) обязан предоставить потребителю другой товар длительного пользования, обладающий такими же потребительскими свойствами. Эта обязанность возникает, если потребитель сам заявит о необходимости предоставления ему такого товара.

Срок исполнения обязанности – 3 дня.

п.2 ст 20 - существует перечень товаров длительного пользования, на которые это требование не распространяется. Утв Постановление Правительства от 19.01.98 №55 (автомобили, мотоциклы…, мебель).

Требование о замене товара ненадлежащего качества – осуществляется продавцом в течение 7 дней со дня предъявления требований. Если требования дополнительной проверки качества – то срок увеличивается до 20 дней, а если у продавца в момент предъявления требований отсутствует необходимый для замены товар, то замена осуществляется в течение месяца.

За нарушение сроков удовлетворения требований потребителя, лицо, допустившее такое нарушение несет ответственность в виде … неустойки.

Она является штрафной, т.е. взимание сверх убытков. Ее размер = 1 % от цены товара, за который день просрочки. При этом цена определяется не согласно договору, а в соотв с абзацем 2 п.1 ст23 Закона о защите прав потребителей.

Согласно этому правилу цена товара определяется исходя из его цены, существовавшей в том месте, в котором требование потребителя должно было быть удовлетворено в день добровольного удовлетворения такого требования или день вынесения судебного решения, если требование удовлетворено судом (на практике не применяется!).

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-05-10; Просмотров: 426; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.06 сек.