Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Закон устанавливает специальный порядок ликвидации юридического лица




Лица или органы, принявшие решение о ликвидации юридического лица, должны незамедлительно пись­менно сообщить об этом регистрирующему органу для внесения соответствующих сведений в государственный реестр (п. 1 ст. 62 ГК).

1 этап Ликвидация начинается с назначения лицами или органом, принявшими решение о ликвидации юридического лица, специальной ликвидационной комиссии (ликвидкома) или единоличного лик­видатора, к которым и переходят все полномочия по управлению делами юридического лица, включая выступление в суде от его имени (п. 2 и 3 ст. 62 ГК).

Главной задачей ликвидкома является выявление всех долгов юридического лица и осуществление расчетов с его кредиторами.

2 этап Поэтому на втором этапе ликвидком обязан опубликовать извещение о ликвидации юридического лица, а также о порядке и сроке заявления требований его кредиторами (причем такой срок не может быть менее двух месяцев с момента данной публикации) и письменно уведомить о ликвидации всех известных ему кредиторов. Помимо этого ликвид­ком принимает все другие возможные меры по выявлению кредиторов, а также по получению задолженности с должников ликвидируемого юридического лица (дебиторской задолженности).

По истечении срока для предъявления требований кредиторами ликвидком должен составить промежуточный ликвидационный баланс в котором отражаются сведения о фактическом составе имущества ликвидируемого юридического лица, перечне заявленных кредито­рами требований и результатах их рассмотрения (возможности удов­летворения или отклонения).

3 этап Если по данным промежуточного баланса у ликвидируемого юридического лица недостаточно денежных средств для удовлетво­рения заявленных кредиторами требований, ликвидком продает с публичных торгов иное его имущество (с тем чтобы выручить за него максимально возможные суммы). При недостатке и этого иму­щества в некоторых случаях возможно обращение с иском об удов­летворении оставшейся части требований за счет имущества лиц, несущих в соответствии с законом дополнительную (субсидиарную) ответственность по долгам ликвидируемого юридического лица (например, собственника имущества казенного предприятия или учреждения (п. 6 ст. 63 ГК). В таком случае кредитор не связан сроками утверждения ликвидационного баланса и работы ликвида­ционной комиссии.

Если же при принятии решения о ликвидации юридического лица или утверждении промежуточного баланса обнаружится недо­статочность его имущества для удовлетворения требований его кредиторов (несмотря на возможное принятие вышеназванных мер), ликвидация должна производиться только в порядке, предусмотрен­ном законодательством о несостоятельности (банкротстве) (абз. 2 п. 4 ст. 61 и п. 1 ст. 65 ГК, ст. 224 Закона о банкротстве). В этом случае ликвидком обязан обратиться с заявлением о признании ликвиди­руемого юридического лица банкротом в арбитражный суд, который открывает конкурсное производство, причем без применения предва­рительных процедур наблюдения, финансового оздоровления и внеш­него управления1.

4 этап: Со дня утверждения промежуточного ликвидационного баланса начинаются расчеты с кредиторами юридического лица, Они производятся в порядке очередности, установленной ст. 64 ГК. В соответствии с ней предус­мотрены четыре последовательно удовлетворяемых очереди привиле­гированных кредиторов, требования которых удовлетворяются пре­имущественно перед другими кредиторами. Имеется также пятая очередь, куда включены требования всех остальных (непривиле­гированных) кредиторов, выплаты которым начинаются лишь по ис­течении месяца со дня утверждения промежуточного ликвидацион­ного баланса. При этом требования каждой последующей очереди удовлетворяются только после полного удовлетворения требований предыдущей очереди (п. 2 ст. 64 ГК).

В первую очередь удовлетворяются требования залоговых кредиторов (по обязательствам юридического лица, обеспеченным залогом его имущества)

Во вторую очередь включены требования граждан к ликвидиру­емому юридическому лицу по возмещению вреда, причиненного их жизни или здоровью (при ликвидации банков или других кредит­ных учреждений, привлекающих средства граждан, в соответствии с п. 1 ст. 64 ГК в первую очередь подлежат удовлетворению любые требования граждан, являющихся их кредиторами, в том числе и тре­бования их вкладчиков).

В третью очередь входят требования граж­дан по оплате труда и вознаграждений по авторским договорам.

В четвертую очередь удовлетворяются требования по обязательным платежам в бюджет (налоги) и во внебюджетные фонды (пенсионный и т.п.).

Все остальные требования относятся к пятой очереди.

5 этап ликвидации начинается после заверше­ния всех расчетов с кредиторами. Ликвидком составляет окон­чательный ликвидационный баланс, который утверждается лицами или органом, принявшими решение о ликвидации юридического лица, по согласованию с регистрирующим органом (п. 5 ст. 63 ГК).

Остаток имущества передается учредителям или участникам юриди­ческого лица, а при ликвидации некоторых некоммерческих органи­заций используется на цели, предусмотренные законодательством и их учредительными документами. Ликвидация считается завер­шенной, а юридическое лицо — прекратившим существование с мо­мента внесения записи об этом в государственный реестр (п. 8 ст. 63 ГК) в соответствии с правилами Закона о регистрации юридических лиц.

ПРОЕКТ ГК РФ:

1) ст. 57 ГК РФ планируется дополнить новыми видами реорганизации комплексного характера -совмещенную реорганизацию, которая ранее была предусмотрена исключительно для акционерных обществ.

2) возможность реорганизации одновременно более двух юридических лиц, в том числе и в различной организационно-правовой форме. Ранее законодательство не предусматривало такой возможности.

3) запрет на преобразование коммерческого юридического лица в некоммерческое и наоборот. Ограничения были предусмотрены для унитарных предприятий, а также государственных и муниципальных учреждений, некоммерческих корпораций (кроме общественных организаций). Иные ограничения этого правила могут быть установлены федеральными законами.

4) специальное регулирование последствий признания реорганизации недействительной и несостоявшейся (ст. 60.1 и 60.2 ГК РФ в редакции Проекта).

5) новое регулирование ликвидации юридического лица.

Предусмотрен перечень оснований для ликвидации в судебном порядке.

Так, лицо может быть ликвидировано в следующих случаях:

· - признания государственной регистрации юридического лица недействительной, в том числе в связи с допущенными при его создании грубыми нарушениями закона, если эти нарушения носят неустранимый характер;

· - осуществления деятельности без надлежащего разрешения (лицензии) или при отсутствии обязательного членства в саморегулируемых организациях;

· - осуществления деятельности, запрещенной законом, либо с нарушением Конституции РФ, либо с иными неоднократными или грубыми нарушениями закона или иных правовых актов;

· - систематического осуществления общественной организацией, благотворительным и иным фондом, религиозной организацией деятельности, противоречащей ее уставным целям, а также в иных случаях, предусмотренных законом.

Во внесудебном порядке юридическое лицо может быть ликвидировано по решению его участников либо органа юридического лица, уполномоченного на то уставом.

6) Закреплена норма об исключении из государственного реестра недействующего юридического лица. Ранее такая норма содержалась только в ст. 21.1 Федерального закона от 08.08.2001 N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей".




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-05-10; Просмотров: 405; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.01 сек.