Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Гражданское право: В 4 т. Том 1: Общая часть: Учебник 3-е издание, переработанное и дополненное. Под ред. Е.А.Суханова. М. Волтерс Клувер, 2008 47 страница




 

§ 3. Меры оперативного воздействия на нарушителя

гражданских прав

 

1. Понятие и особенности мер оперативного воздействия

 

Под мерами оперативного воздействия понимаются такие юридические средства правоохранительного характера, которые применяются к нарушителю гражданских прав и обязанностей непосредственно управомоченным лицом как стороной в гражданском относительном правоотношении, без обращения за защитой права к компетентным государственным органам <1>.

--------------------------------

<1> Эта дефиниция, по сути, воспроизводит определение В.П. Грибанова - автора теории мер оперативного воздействия. См.: Грибанов В.П. Пределы осуществления и защиты гражданских прав. С. 133.

 

Выделение мер оперативного воздействия в качестве самостоятельной классификационной группы мер защиты гражданских прав опирается на особые юридические свойства и признаки, присущие им. Меры оперативного воздействия, как и меры самозащиты, реализуются односторонними действиями самих управомоченных лиц. Однако они существенно различаются. Во-первых, меры самозащиты направлены на защиту определенной группы абсолютных имущественных прав и на защиту таких нематериальных благ, как жизнь, здоровье, личная неприкосновенность и свобода передвижения. Меры оперативного воздействия используются только для защиты относительных имущественных гражданских прав. Во-вторых, фактические действия по самозащите гражданских прав не преследуют юридических целей, то есть не являются сделками. В отличие от них действия по применению мер оперативного воздействия всегда являются односторонними сделками. Их применение в обязательном порядке влечет соответствующее изменение прав и обязанностей участников относительного гражданского правоотношения.

Основные особенности мер оперативного воздействия следующие. Во-первых, названные меры являются мерами правоохранительными. Правоохранительный характер этих мер находит свое выражение в том, что они применяются управомоченным лицом лишь тогда, когда обязанная сторона допустила те или иные нарушения, например не выполнила обязательства в установленный срок, уклоняется от выполнения тех или иных действий, систематически задерживает платежи и т.п. Поэтому односторонние действия управомоченных субъектов, не связанные с нарушением обязанностей его контрагентов по относительному правоотношению, нельзя относить к мерам оперативного воздействия, несмотря на их большое внешнее сходство. Таково, например, предусмотренное ст. 717 ГК право заказчика отказаться в любое время без объяснения причин от исполнения договора до сдачи ему результата работы с уплатой подрядчику части установленной цены пропорционально части работы, выполненной до получения извещения об отказе заказчика от исполнения договора.

Меры оперативного воздействия призваны осуществлять пресекательные и превентивные функции. Применение их управомоченным субъектом устраняет возможность возникновения у него убытков в будущем. Так, например, отказ от договора поставки товара в случае систематической просрочки поставки предотвращает убытки, которые могли бы возникнуть у покупателя в связи с утратой рынком интереса к этому товару.

Во-вторых, особенность мер оперативного воздействия состоит в том, что их применение носит односторонний характер. Они применяются к правонарушителю непосредственно самим управомоченным субъектом без обращения к государственным юрисдикционным органам. Поэтому они именуются мерами оперативного характера. Во всех случаях меры оперативного воздействия применяются управомоченным субъектом в качестве стороны относительного правоотношения.

В-третьих, односторонний характер мер оперативного воздействия определяет и особый характер гарантий их правильного применения. Это предполагает в первую очередь точное описание в законе или в договоре содержания каждой меры оперативного воздействия и условий их применения. Также требуется точное описание прав субъектов, по отношению к которым применяются меры оперативного характера.

В-четвертых, главная функция рассматриваемых мер состоит в обеспечении, стимулировании надлежащего исполнения обязанностей участниками гражданского оборота. Любая мера оперативного воздействия, оставаясь средством защиты интересов управомоченного субъекта, по своей сути выступает в качестве иного способа обеспечения надлежащего исполнения обязательств, помимо тех, которые указаны в ст. 329 ГК. Возьмем, к примеру, право продавца товара на приостановку передачи товаров, предусмотренное п. 5 ст. 486 ГК. Оно явно имеет своей целью обеспечение исполнения обязательства покупателя по полной оплате всех ранее переданных товаров.

В-пятых, применение мер оперативного воздействия не может вызвать возникновение на стороне правонарушителя юридически обязательных обременительных имущественных последствий. Вместе с тем применение мер оперативного воздействия может вызвать юридически необязательные имущественные потери. Так, в результате отказа покупателя от договора поставки по причине недоброкачественности купленного товара у поставщика могут возникнуть большие убытки, связанные с возвратом оплаты за товар, с необходимостью дополнительных складских и транспортных расходов и т.п. Но эти убытки не носят для правонарушителя характера юридически обязательных и не вытекают из содержания такой меры оперативного воздействия, как отказ от договора.

 

2. Виды мер оперативного воздействия

 

Меры оперативного воздействия многочисленны и разнообразны. Они могут быть подразделены на следующие виды. Первый вид - это меры оперативного воздействия, связанные с исполнением обязательств за счет должника. Общая норма, касающаяся данного вида мер оперативного воздействия, установлена ст. 397 ГК. Согласно ей, если должник не исполняет обязательства по изготовлению и передаче вещи в собственность (в хозяйственное ведение или оперативное управление), либо по передаче вещи в пользование кредитору, либо по выполнению для него определенной работы или оказанию ему услуги, то кредитор вправе в разумный срок поручить выполнение обязательства третьим лицам за разумную цену либо выполнить его своими силами (если иное не вытекает из закона, иных правовых актов, договора или существа обязательства) и потребовать от должника возмещения понесенных им необходимых расходов и других убытков.

В нормах, касающихся отдельных видов обязательств, содержание и условия применения указанных мер оперативного воздействия конкретизируются. Так, если во время выполнения работы станет очевидным, что она будет выполнена ненадлежащим образом, заказчик вправе назначить подрядчику разумный срок для устранения недостатков. При неисполнении подрядчиком в назначенный срок этого требования заказчик вправе поручить исправление работ другому лицу за счет подрядчика (п. 3 ст. 715 ГК).

Второй вид - это меры оперативного воздействия, связанные с обеспечением встречного удовлетворения. Целью данных мер является либо понуждение неисправного контрагента к предоставлению встречного удовлетворения, либо обеспечение возможности кредитора получить удовлетворение за счет имущества должника, находящегося во владении кредитора. Функционирование указанной группы мер оперативного воздействия опирается на два принципиальных предписания действующего законодательства.

Первое из них гласит, что в случае непредставления обязанной стороной обусловленного договором исполнения либо наличия обстоятельств, очевидно свидетельствующих о том, что такое исполнение не будет произведено в установленный срок, сторона, на которой лежит встречное исполнение, вправе приостановить исполнение своего обязательства. Если обусловленное договором исполнение обязательства произведено не в полном объеме, сторона, на которой лежит встречное исполнение, также вправе приостановить исполнение своего обязательства (п. 2 ст. 328 ГК).

Данное общее положение конкретизируется в многочисленных нормах, регламентирующих отдельные виды обязательства. Так, в случаях, когда продавец по договору купли-продажи обязан передать покупателю не только товары, которые покупателем не оплачены, но и другие товары, продавец вправе приостановить передачу этих товаров до полной оплаты всех ранее переданных товаров, если иное не предусмотрено законом, иными правовыми актами или договором (п. 5 ст. 486 ГК). В случаях, когда нарушение заказчиком обязанностей по договору подряда (в частности, непредоставление материала, оборудования, технической документации, вещи, подлежащей переработке или обработке) препятствует исполнению договора подрядчиком, а также при наличии обстоятельств, очевидно свидетельствующих о том, что исполнение указанных обязанностей не будет произведено в установленный срок, подрядчик вправе не приступать к работе, а начатую работу приостановить (ст. 719 ГК).

Второе принципиальное нормативное положение сформулировано в ст. 359 ГК. В соответствии с ним кредитор, у которого находится вещь, подлежащая передаче должнику либо лицу, указанному должником, вправе в случае неисполнения должником в срок обязательства по оплате этой вещи или возмещения кредитору связанных с нею издержек и других убытков удерживать ее до тех пор, пока соответствующее обязательство не будет исполнено. Это положение тоже конкретизируется в многочисленных нормах. Так, заказчику предоставляется право на удержание результата работ (ст. 712 ГК); комиссионер вправе удерживать находящиеся у него вещи, подлежащие передаче комитенту. Данные права направлены на обеспечение прав подрядчика и комиссионера по их денежным требованиям к контрагентам по обязательствам.

Весьма интересная мера обеспечения подобного рода предусмотрена ст. 30 УЖД РФ от 10 января 2003 г. <1>. Согласно этому правилу до внесения грузополучателем всех причитающихся перевозчику платежей вагоны и контейнеры, не выданные грузополучателю, находятся на его ответственном простое на железнодорожной станции назначения и с него взимается плата за пользование этими вагонами и (или) контейнерами.

--------------------------------

<1> См.: СЗ РФ. 2003. N 2. Ст. 170.

 

Третий вид - это меры оперативного воздействия, связанные с отказом от совершения определенных действий в интересах неисправного контрагента (меры отказного характера). К ним относятся:

а) отказ от договора;

б) отказ от принятия ненадлежащего исполнения;

в) отказ во встречном удовлетворении.

Отказ от договора как мера оперативного воздействия направлен на прекращение обязательства между управомоченным субъектом и его неисправным контрагентом. Отказ от договора приравнивается законом к одностороннему отказу от исполнения договора. Согласно п. 3 ст. 450 ГК в случае одностороннего отказа от исполнения договора полностью или частично, когда такой отказ допускается законом или соглашением сторон, договор считается соответственно расторгнутым или измененным. Следовательно, при отказе от договора должны учитываться правила ст. 310 ГК о том, что односторонний отказ от исполнения обязательства и одностороннее изменение его условий не допускаются, за исключением случаев, предусмотренных законом. Односторонний отказ от исполнения обязательства, связанного с осуществлением его сторонами предпринимательской деятельности, и одностороннее изменение условий такого обязательства допускаются также в случаях, предусмотренных договором, если иное не вытекает из закона или существа обязательства.

Примером отказа от договора могут служить следующие нормативные ситуации. Если продавец отказывается передать покупателю проданный товар, покупатель вправе отказаться от исполнения договора купли-продажи (п. 1 ст. 463 ГК). Если во время выполнения работы станет очевидным, что она не будет выполнена надлежащим образом, заказчик вправе назначить подрядчику разумный срок для устранения недостатков и при неисполнении подрядчиком в назначенный срок этого требования отказаться от договора подряда (п. 3 ст. 715 ГК).

Отказ от принятия ненадлежащего исполнения и отказ во встречном удовлетворении по причине ненадлежащего исполнения обязательства существенно отличаются от отказа от договора. Их применение не влечет прекращения относительного правоотношения между управомоченным субъектом и лицом, по отношению к которому они применяются, в то время как отказ от договора влечет прекращение договорных правоотношений.

Отказ от принятия ненадлежащего исполнения и отказ во встречном удовлетворении по причине ненадлежащего исполнения обязательства возможны, например, в случае передачи продавцом предусмотренных договором купли-продажи товаров в ассортименте, не соответствующем договору. Если это произойдет, покупатель вправе отказаться от их принятия и оплаты (п. 1 ст. 468 ГК).

Меры отказного характера весьма многочисленны в нашем гражданском законодательстве. Субъекты предпринимательской деятельности могут определять в договорах иные случаи, служащие основанием для применения мер отказного характера (ст. 310 ГК).

 

§ 4. Государственно-принудительные меры

правоохранительного характера

 

1. Понятие и виды государственно-принудительных мер

правоохранительного характера

 

Возможность обратиться к компетентным государственным органам за защитой права - важнейший элемент содержании принадлежащего управомоченному лицу права на защиту. И хотя обеспечительную сторону права нельзя сводить только к применению мер государственного принуждения, следует признать, что подключение управомоченным лицом к реализации своего права аппарата государственного принуждения - важное условие реальности и гарантированности прав граждан и юридических лиц.

К мерам правоохранительного характера, применяемым к нарушителям гражданских прав компетентными государственными органами, относятся те способы защиты гражданских прав, которые реализуются в юрисдикционной форме - в судебном или административном порядке. Эти меры можно разделить на две группы:

а) государственно-принудительные публичные меры защиты гражданских прав;

б) собственно гражданско-правовые государственно-принудительные меры защиты гражданских прав, не обладающие признаками гражданско-правовой ответственности.

 

2. Государственно-принудительные публичные меры защиты

гражданских прав

 

К данной группе мер можно отнести следующие способы защиты гражданских прав:

а) признание недействующим нормативного акта государственного органа, органа местного самоуправления или должностного лица (ст. 13 ГК);

б) признание недействительным ненормативного акта, решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, нарушающих права и свободы лица;

в) выдача предписаний внесудебными административными органами, обладающими правоприменительными (юрисдикционными) полномочиями.

Порядок признания недействующими нормативных актов государственных органов, органов местного самоуправления или должностных лиц определен действующим законодательством.

Федеральные законы, нормативные акты Президента РФ, Совета Федерации, Государственной Думы, Правительства РФ могут быть признаны не соответствующими Конституции РФ только Конституционным Судом Российской Федерации. Признание перечисленных правовых актов не соответствующими Конституции РФ осуществляется в порядке, определенном Федеральным конституционным законом от 21 июля 1994 г. "О Конституционном Суде РФ" <1>. Признание Конституционным Судом РФ правового акта не соответствующим Конституции РФ полностью или в части соответственно означает, что он утрачивает силу (перестает действовать) полностью или в части. Это весьма эффективная мера защиты гражданских прав. Так, благодаря Постановлению Конституционного Суда РФ от 14 мая 1999 г. N 8-П <2> "По делу о проверке конституционности положений части первой статьи 131 и части первой статьи 380 Таможенного кодекса РФ <3>" и его расширительному толкованию в Определении от 27 ноября 2001 г. об официальном разъяснении Постановления Конституционного Суда РФ от 14 мая 1999 г. N 8-П <4> была прекращена практика, при которой приобретенные по договорам купли-продажи транспортные средства, в отношении которых таможенное оформление не было завершено, подлежали конфискации даже у добросовестных приобретателей.

--------------------------------

<1> См.: СЗ РФ. 1994. N 13. Ст. 1447.

<2> См.: СЗ РФ. 1999. N 21. Ст. 2669.

<3> Речь идет о Таможенном кодексе РФ от 18 июня 1993 г. // ВСНД РФ и ВС РФ. 1993. N 31. Ст. 1224. В настоящее время действует Таможенный кодекс РФ от 25 апреля 2003 г. // СЗ РФ. 2003. N 22. Ст. 2066.

<4> СЗ РФ. 1999. N 21. Ст. 2669.

 

Нормативные акты иных государственных органов, органов местного самоуправления и должностных лиц при их несоответствии федеральным законам признаются недействующими судами общей юрисдикции и арбитражными судами в порядке, предусмотренном нормами главы 24 ГПК и главы 23 АПК. Предметом оспаривания в указанных случаях являются подзаконные нормативные акты. Граждане и юридические лица вправе обратиться в суд с заявлением о признании недействующим нормативного правового акта, принятого государственным органом, органом местного самоуправления, должностным лицом, если полагают, что:

- оспариваемый нормативный правовой акт или отдельные его положения не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту, обладающему большей юридической силой, и нарушают их гражданские свободы, права и законные интересы;

- незаконно возлагают на них какие-либо обязанности или создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной деятельности (п. 1 ст. 251 ГПК, п. 1 ст. 192 АПК).

Установив, что оспариваемый нормативный правовой акт или его часть противоречит федеральному закону либо другому нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу, суд признает нормативный правовой акт недействующим (не подлежащим применению) полностью или в части (п. 2 ст. 253 ГПК, п. 5 ст. 195 АПК).

Признание недействующим (недействительным) нормативно-правового акта играет двоякую роль. С одной стороны, пресекаются имеющиеся нарушения прав и свобод, с другой стороны, превентивно исключается их совершение в будущем. Например, при признании судом недействительным нормативного акта о ценах на продукцию (услуги) естественных монополий пресекаются злоупотребления доминирующим положением на рынке со стороны такой монополии и одновременно исключается нарушение прав потребителей их продукции (услуг) в будущем.

Признание недействительными ненормативных актов, решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных или муниципальных служащих, нарушающих права и свободы лица, составляет вторую группу рассматриваемых мер защиты гражданских прав.

Согласно ст. 13 ГК ненормативный акт государственного органа или органа местного самоуправления, не соответствующий закону или иным правовым актам и нарушающий гражданские права и охраняемые законом интересы гражданина или юридического лица, может быть признан судом недействительным. Следовательно, по буквальному тексту ст. 13 ГК объектом обжалования является ненормативный акт. Однако системное толкование норм ст. ст. 16, 1069 ГК, норм главы 25 ГПК РФ и норм главы 24 АПК показывает, что предметом обжалования являются как облеченные в письменную форму решения (указания, распоряжения, приказы, предписания), так и действия (бездействие) государственного органа или органа местного самоуправления, должностных лиц и муниципальных служащих. Указанные формы актов являются административно-правовыми, вытекают из отношений власти и подчинения, но зачастую служат возникновению, изменению или прекращению гражданских прав и обязанностей. Поэтому их оспаривание в суде также есть мера защиты гражданских прав и свобод.

Ненормативные акты, решения, действия (бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных или муниципальных служащих, нарушающих права и свободы лица, могут быть признаны недействительными как в судебном, так и в административном порядке.

Судебное признание недействительными ненормативных актов, решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных или муниципальных служащих, нарушающих права и свободы лица, осуществляется судами общей юрисдикции и арбитражными судами в порядке, предусмотренном нормами главы 25 ГПК и главы 24 АПК.

Граждане и юридические лица вправе оспорить в суде ненормативные акты, решения, действия (бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных или муниципальных служащих при условии их несоответствия закону. Иными словами, основанием их оспаривания выступает то обстоятельство, что эти акты нарушают гражданские свободы, права и законные интересы указанных лиц, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной деятельности (п. 1 ст. 254 ГПК, п. 1 ст. 198 АПК).

Заявление о признании недействительными указанных актов должно быть подано в суд в течение трех месяцев со дня, когда лицу стало известно о нарушении его прав и свобод (п. 1 ст. 256 ГПК, п. 4 ст. 198 АПК). Пропуск данного трехмесячного срока не является для суда основанием для отказа в принятии заявления. Причины пропуска срока выясняются в судебном заседании и при неуважительности могут явиться основанием для отказа в удовлетворении заявления.

Суд, признав заявление обоснованным, принимает решение и обязывает в нем соответствующий орган государственной власти или орган местного самоуправления устранить в полном объеме допущенное нарушение прав и свобод заявителя. Решение суда в порядке, установленном законом, направляется для устранения допущенного нарушения закона руководителю органа государственной власти или органа местного самоуправления.

Признание недействительными ненормативных актов, решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных или муниципальных служащих, нарушающих права и свободы лица, не только пресекает нарушение прав и свобод, но и восстанавливает правовое положение, существовавшее до их появления. Допустим, что постановлением правительства субъекта РФ утверждается инвестиционный проект по строительству элитного жилья и в нем определяются инвестор, застройщик и земельный участок, подлежащий застройке. Впоследствии выясняется, что данный земельный участок в соответствии с Указом Президента РФ подлежал передаче третьему лицу, которое на момент выхода постановления инициировало в установленном законом порядке процесс оформления прав на участок. Третье лицо может в судебном порядке оспорить постановление правительства субъекта РФ. Если суд признает его недействительным, то нарушение прав третьего лица прекратится. Будет восстановлено правовое положение, существовавшее до выхода постановления, и исключена возможность нарушения его прав в будущем. Аналогичные функции реализуются, например, при признании незаконными действий судебного пристава, органа по регистрации прав на недвижимое имущество, безосновательно отказавшего в регистрации перехода права собственности на нежилое помещение, и т.п.

При признании незаконности ненормативных актов, решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных или муниципальных служащих нарушенные права подлежат восстановлению способами, предусмотренными в ст. 12 ГК.

Третьим видом из группы рассматриваемых мер защиты гражданских прав являются предписания, выдаваемые внесудебными административными органами, обладающими правоприменительными (юрисдикционными) полномочиями. Такие предписания могут выдаваться названными органами в случаях, указанных в законе.

Так, право на выдачу подобных предписаний предоставлено Федеральной антимонопольной службе и ее территориальным органам. По результатам рассмотрения дел о нарушении субъектами предпринимательской деятельности запретов на злоупотребление доминирующим положением и правил добросовестной конкуренции они вправе выдать хозяйствующим субъектам следующие обязательные для исполнения предписания:

- о недопущении действий, создающих угрозу нарушения антимонопольного законодательства;

- об устранении последствий нарушения антимонопольного законодательства;

- о восстановлении положения, существовавшего до нарушения антимонопольного законодательства;

- о принудительном разделении коммерческой организации или некоммерческой организации либо о выделении из их состава одной или нескольких организаций;

- об изменении условий или о расторжении договоров и иных сделок;

- о заключении договоров с хозяйствующими субъектами;

- об изменении или ограничении использования фирменного наименования;

- о выполнении экономических, технических, информационных и иных требований, направленных на предупреждение создания дискриминационных условий;

- о совершении действий, направленных на обеспечение конкуренции <1>.

--------------------------------

<1> См.: ст. 12 Закона "О конкуренции и монополистической деятельности на товарных рынках".

 

Обязательность отмеченных предписаний обеспечивается штрафными санкциями, установленными на случай их неисполнения антимонопольным законодательством, законодательством об административных правонарушениях, а также возможностью судебного принуждения субъектов к их исполнению. Несомненно, что реализация подобных предписаний служит защите гражданских прав и свобод граждан и юридических лиц.

 

3. Гражданско-правовые государственно-принудительные меры

защиты гражданских прав, не обладающие признаками

гражданско-правовой ответственности

 

К таким мерам защиты можно отнести:

- признание права;

- негаторный и виндикационный иски;

- признание оспоримой сделки недействительной и применение последствий ее недействительности;

- восстановление положения, существовавшего до нарушения права;

- применение последствий ничтожной сделки;

- присуждение к исполнению обязанности в натуре;

- прекращение или изменение правоотношения;

- истребование неосновательного обогащения;

- иски об освобождении имущества от ареста (исключение из описи);

- истребование имущества собственником, явившимся после объявления его умершим;

- отказ в защите права при совершении злоупотребления правом;

- иные меры, предусмотренные законом.

Данные меры являются собственно гражданско-правовыми, потому что они, во-первых, применяются судом только к участникам гражданских правоотношений, в которых правонарушитель и потерпевший находятся в отношениях равенства, а не субординации, и, во-вторых, их применение по общему правилу возможно только по инициативе субъекта, права и законные интересы которого нарушаются или могут быть нарушены.

Признание права как самостоятельный способ обычно используется для защиты исключительных прав. В авторском и патентном праве присутствуют нормы, позволяющие действительному автору произведения или изобретения требовать от нарушителя признания своего исключительного авторского права на произведение или изобретение (ст. 49 Закона об авторском праве и смежных правах, ст. 31 Патентного закона). Иначе говоря, если автор сталкивается с плагиатом (литературным воровством), в результате которого произведение, созданное им и переданное для прочтения другому лицу, вдруг оказывается опубликованным за именем последнего, он может требовать в суде от нарушителя признания своего авторского права.

При защите иных имущественных прав признание права может быть как самостоятельным способом защиты, так и необходимым составным элементом других способов защиты. Например, если гражданин, который совместно с другими гражданами, но без должного оформления договорных отношений с ними, принимал участие в строительстве дома, вкладывая в это свой труд и деньги, не будет зарегистрирован сособственником дома, то он может заявить в качестве самостоятельного иска требование о признании права собственности на дом.

Однако чаще признание права является составным элементом многих способов защиты. Так, при решении вопроса о виндикации вещи суд в первую очередь должен признать право собственности истца на эту вещь и уже потом решать вопрос о наличии или отсутствии условий для ее виндикации. При предъявлении негаторного иска судом решается аналогичная задача. Ведь закон говорит, что именно собственник может требовать устранения всяких нарушений своего права, хотя бы эти нарушения и не были соединены с лишением владения (ст. 304 ГК).

Допустим, гражданин, принявший в качестве наследства квартиру умершего отца, вселившись в нее, узнает, что третье лицо по подложным документам зарегистрировало в государственном реестре себя как собственника квартиры. Очевидно, что требование гражданина о признании недействительным акта государственной регистрации права собственности на квартиру на третье лицо будет сопряжено с требованием о признании своего права собственности. Иначе говоря, решая вопрос о законности или незаконности акта регистрации, суд первоначально должен решить вопрос о том, является или не является гражданин собственником квартиры.

Признание права также является элементом иска об освобождении имущества от ареста (исключении из описи). Такой иск применяется в следующих случаях. При аресте имущества должника судебным приставом-исполнителем, произведенном в целях обеспечения требований истца, в составе арестованного имущества может оказаться имущество, принадлежащее на праве собственности не должнику, а другому лицу. При таких обстоятельствах действительный собственник предъявляет иск об освобождении имущества от ареста (исключении из описи) к должнику и взыскателю. В случае если арест имущества произведен в связи с конфискацией имущества, в качестве ответчиков привлекаются лицо, чье имущество подлежит конфискации, и соответствующий государственный орган. В случае если арестованное или включенное в опись имущество уже реализовано, иск предъявляется также к приобретателю имущества. Очевидно, что иск об освобождении имущества от ареста (исключении из описи) может быть удовлетворен только при признании судом права собственности истца на незаконно арестованное имущество.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-05-10; Просмотров: 339; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.069 сек.