Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

В защиту Есенина

Афанасий Ботяновский

Многие современники Есенина (а некоторые представители интеллигенции и сегодня так делают) называли поэта человеком хитрым, честолюбивым, желающим прославиться любой ценой. Так говорил Сологуб, Бунин, отчасти Гиппиус и Мережковский. Кто-то отзывался о поэте более агрессивно, кто-то менее, но почти всех литераторов, писавших и говоривших о Есенине, роднило настороженное отношение к талантливому выходцу из крестьян. Маститые литераторы упрекали Есенина в хитрости, в честолюбии и в прочих смертных грехах, но хочется спросить: а судьи кто? Если уж говорить о грехах и пороках, то у всех литераторов дореволюционной поры (не только у Есенина) было, как говорится, рыльце в пушку. Да, никто из поэтов и писателей Серебряного века не был без греха. Кто-то нюхал кокаин, кто-то имел нетрадиционную ориентацию (как, например, Михаил Кузмин), кто-то был террористом, как Савинков, и так далее. Однако в дореволюционное время действовала политика двойных стандартов: аристократам, людям «белой кости», развлекаться и распутничать было позволительно, а вот крестьянину «быть хитрым мужичком» не разрешалось. Если говорить о молодом Есенине, только-только входящем в литературу, то в то время он не был тем хулиганом и дебоширом, каким стал впоследствии. Есенин дореволюционной поры был иным человеком, и был он чище и нравственно здоровее многих представителей «белой кости», занимавшихся литературой. Например, салонные поэтессы были не прочь поразвлечься с Есениным, но тот, по собственным воспоминаниям, их избегал, боясь заразиться «какой-нибудь нехорошей болезнью»…Позднее Есенин называл круг литераторов дореволюционной поры «салонным вылощенным сбродом», отношение к себе «снисходительностью дворянства», а о самой литературе того времени сказал, что «слишком в ней накурено». В этом отношении к «элите» чувствуется закваска крестьянина, человека, воспитанного на природе, не зашоренного, свободного, нравственно здорового и любящего правду.

 

Была ли хитрость у Есенина? Конечно, была. И это была хитрость разведчика в стане противника. Была ли робость и осторожность? Конечно, были. И это была вынужденная робость и осторожность. Иначе бы Есенин просто не выжил…

 

Представляю как было нелегко войти Есенину в литературу! Как было тяжело ему дышать в среде, где «слишком накурено», куда аристократы не желали пускать случайных, с их точки зрения, людей, где чувство превосходство аристократии перед представителями народа считалось нормой, чем-то само собой разумеющимся. Между тем следует понимать, что Бог наделяет талантом тех людей, которых сам хочет одарить, на свое усмотрение, не спрашивая мнения салонного общества.

Поведение юного Есенина это было поведение человека, который имел возможность чего-то добиться лишь только благодаря самому себе. В то же время поведение большинства аристократов было поведением холеных людей, которые уже все имеют от рождения и которым все всё должны. Приятно родиться аристократом и плохо родиться мужиком…Но что делать тому мужику, которого Бог одарил гениальностью?

 

Легко ли было крестьянину войти в мир искусства, когда в каждой дворянской семье обязательно кто-то играл на каком-нибудь музыкальном инструменте, рисовал, писал стихи? В среде интеллигенции искусством занимались все кому не лень, хотя зачастую это было то, что называют любительщиной, дилетантизмом. Лишь отдельные представители дворянства достигали в искусстве высот. Но эта была капля в море, если учесть, сколько процентов аристократии пробовало свои силы в области прекрасного. Дворянам разрешалось баловаться искусством в отличие от мужика, который не должен был страдать дурью, а обязан был пахать землю…Такова была ситуация до 1917 года. Естественно, кому мог понравиться крестьянский сын, одаренный большой поэтической силой, может быть, большей, чем у какого-нибудь дворянского отпрыска? Естественно, какому аристократу мог понравиться мужик, который пытался говорить с ним на равных?

 

Кстати, время показало, что Есенин оказался талантливей многих поэтов-дворян. Я имею в виду не только Мариенгофа и Рюрика Ивнева….

 

Поведение юного Есенина лично я считаю нормальным, приемлемым, если учесть те условия, в которые он был поставлен. Неизвестно, как бы себя вел какой-нибудь аристократ на его месте…

 

Предполагаю, что Сергей Александрович раздражал писателей-аристократов не только своей «хитростью и честолюбием», но и неуклюжестью. Приехав из деревни, Есенин никак не мог обладать шикарными манерами, это был его минус, но с другой стороны: а что такое манеры? Манеры это маска, за которую легко можно спрятаться. Само собой разумеется, что не иметь хороших манер еще не означает не иметь таланта…

 

Есенин, как и всякий гений, не оставляет людей к себе равнодушными. Есенина или обожают, или ненавидят. За что же ненавидят Есенина? Сергея Александровича не любят за то, что он разрушил стереотипы... разрушил те пижонские, поверхностные представления о народе, которые бытовали в определенных слоях дореволюционного общества. Есенин доказал: мужик талантлив. А порой и гениален.

 

У народа с интеллигенцией всегда были сложные отношения, но действительно ли лежит бездна между народом и интеллигенцией? Действительно ли не могут интеллигенты понять простого человека? Я считаю, что по-настоящему великие люди очень даже в состоянии понять народ. Примеры тому: Пушкин, Толстой, Блок, Тарковский… Но люди мелкие понять народ не способны. Для того, чтобы начать уважать потомка пахаря, нужно или быть великим или самому походить за плугом…Иначе будет наблюдаться искаженное восприятие. Иначе пред глазами вместо полноценной картины будет лубок.

 

О народе говорят адекватно прежде всего сами выходцы из народа. Та часть интеллигенции, которая не имеет корней в народе, часто искажает образ простого человека, наделяя его собственными привычками и чертами. Говоря о народе и его недостатках, интеллигенция порой больше говорит о себе и о своих пороках, чем о самом народе. Не каждый интеллигент способен подняться над своими обидами и комплексами, говоря о простых людях. Душу народа может выразить лишь законный его представитель. По этим причинам произведения Шукшина, Распутина и Астафьева читаются с наслаждением, а фильмы типа «Курочка Ряба» кажутся мелкими, издевательскими и вызывают отвращение.

 

Поведение юного Есенина актуально. До сих пор трудно юным поэтам (и не только поэтам) пробиться и занять достойное место в искусстве, так как в нем по-прежнему существует клановость и кумовство. В наше время Есенина назвали бы наглецом. Поэта бы снисходительно похлопали по плечу, а его негативную реакцию на снисходительность назвали бы наглостью, забыв при этом, что сами грешат высокомерием и спесью.

 

Сергей Есенин обошел все подводные рифы, не сел на мель, а занял достойное место в гавани литературы. Как говорится, Бог помог. И большинство русских людей, гордясь великим национальным поэтом, с радостью готовы воспринимать победу Есенина как собственную, личную победу.

 

3 февраля 2013

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Уважаемые коллеги! 1. Влияние обратных связей на качественные характеристики усилителей | Контрацепция
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-05-08; Просмотров: 312; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.008 сек.