Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Общая характеристика антимонопольного права ЕС.




Антимонопольное правовое регулирование - это комплекс правотворческих и правоприменительных мер, направленных на поддержание и создание условий для добросовестной конкуренции на товарных и финансовых рынках посредством целенаправленного установления и обеспечения соблюдения правил, определяющих запрещенные способы поведения на рынке.

Для конкурентного права ЕС характерно сравнительно мягкое регулирование монополистической деятельности. Нормы конкурентного права ЕС не предусматривают запрет монополизации рынка и любой деятельности, ведущей к такой монополизации запрета. Конкурентное право ЕС сосредотачивает внимание преимущественно на антиконкурентных соглашениях фирм. Контроль над структурой рынка, т.е. над тем, какие доли рынка имеют отдельные фирмы, играет в европейском праве меньшее значение.

Правовые нормы ЕС, посвященные антиконкурентным соглашениям, содержатся, прежде всего, в ст. 85 Римского Договора о создании ЕЭС (1957 г.), являющегося своеобразной конституцией ЕС. Более подробные нормы предусмотрены в предписаниях (регламентах) Совета ЕС, который наряду с Европейским парламентом является его законодательным органом. Среди них наибольшее значение имеет Предписание 17 от 6.02.1962 г. – Первое предписание по применению ст. 85 и 86 Договора.

Положения о защите конкуренции были включены в договор о ЕОУС 1951 г. И в Римский договор о ЕЭС 1957 г. Здесь нумерация статей приводится по версии договора о Европейском сообществе, введенной Амстердамским договором о ЕС 1997 г.

Основными мерами и способами защиты конкурентной среды, применяемыми в законодательстве государств-членов ЕС и в наднациональных правовых актах Союза являются меры, направленные на пресечение соглашений и согласованных действий, ограничивающих конкуренцию; меры, направленные на пресечение злоупотреблений доминирующим положением хозяйствующими субъектами на соответствующем рынке; меры, направленные на контроль сделок экономической концентрации; меры, направленные на пресечение действий органов государственной власти и соглашений с их участием, которые ограничивают конкуренцию; меры, направленные на пресечение недобросовестной конкуренции на рынке.

Цели национальной антимонопольной политики государств-членов ЕС существенно различаются, но Общий рынок создает основу для формирования своеобразного их консенсуса, отвечающего интересам как Союза в целом, так и его членов. К числу основных целей антимонопольного права ЕС на сегодняшний день относятся: достижение экономической эффективности и экономического роста; рост благосостояния потребителя и защита его прав при оптимальном распределении ресурсов; защита прав малых предприятий от крупных экономических объединений; содействие созданию единого Европейского рынка и предотвращение его разрушения от противоправной деятельности юридических лиц; защита экономических свобод; противодействие инфляционным процессам; обеспечение равноправного и справедливого участия субъектов экономических отношений на Общем рынке.

Часть 1 ст .85 Римского договора запрещает как несовместимое с Общим рынком следующее: все соглашения между предприятиями, решения ассоциаций предприятий и согласованные действия, которые могут причинить ущерб торговле между Государствами-членами и которые имеют своей целью или следствием предотвращение, ограничение или искажение конкуренции в пределах Общего рынка, и в частности которые:

1. прямо или косвенно устанавливают цены купли-продажи и любые иные условия торговли;

2. ограничивают или контролируют производство, торговлю, техническое развитие или инвестиции;

3. делят рынки или источники снабжения;

4. предусматривают различные оговорки к одинаковым сделкам с другими торговыми партнерами, ставя их тем самым в невыгодные конкурентные условия;

5. требуют при заключении контрактов принятия другими сторонами дополнительных обязательств, которые по своей природе или в соответствии с обычаями торговли не имеют связи с предметом таких контрактов. Перечень запретов не является исчерпывающим, и поэтому Комиссия и суды ЕС могут признавать антиконкурентными и другие виды соглашений, решений и действий.

Итак, положения ст.85 нарушаются в тех случаях, когда соглашения, решения и согласованные действия предприятий отвечают трем требованиям: 1) имеет место сговор в какой-либо форме между предприятиями; 2) сговор может нанести вред торговле стран-участниц; 3) он имеет целью или следствием ограничение конкуренции в пределах ЕС.

Под соглашением понимают обычно и прежде всего контракты гражданско-правового содержания. И если такой контракт предусматривает действие, запрещенное ст.85, он согласно ч. 2 ст.85 недействителен.

Антиконкурентными признаются и соглашения, не имеющие формы контракта.

Статья 85 запрещает соглашения, решения и действия, которые могут причинить ущерб торговле между странами ЕС.

Соглашение, решение или действие становится правонарушением, если оно подпадает под третье условие ст.85. а именно: «имеет своей целью или следствием устранение, ограничение или искажение конкуренции в пределах Общего рынка». Комиссии достаточно доказать одно: или цель или следствие, чтобы правонарушение существовало.

Последствия ограничения конкуренции должны быть заметны, ощутимы. В целях разъяснения предписаний об ощутимости последствий Комиссия ЕЭС сформулировала в 1970 г указания по малым соглашениям. Согласно этому указанию не преследуются такие соглашения, действия которых распространяется на товары и услуги, составляющие не более 5% всего рынка подобных товаров и услуг, и в которых участвуют предприятия с общим годовым товарооборотом, не превышающим 200 млн. европейских валютных единиц.

Но в ряде случаев положения части 1 ст.85 Римского договора не применяются. Они перечислены в части 3 ст.85, допускающей как индивидуальные, так и коллективные исключения: «Положения части 1 могут быть, однако, объявлены в качестве неприменимых в отношении:

· любого соглашения или категории соглашений между предприятиями;

· любого решения или категории решений ассоциаций предприятий;

· любого согласованного действия или категории согласованных действий, которые содействуют улучшению производства или распределению товаров либо техническому или хозяйственному прогрессу, одновременно обеспечивая потребителям справедливую долю итоговых благ, и которые

a. не налагают на соответствующие предприятия ограничений, ненужных для достижения указанных целей;

b. не предоставляют таким предприятиям возможность устранения конкуренции в отношении существенной части соответствующей продукции».

Немалую опасность для конкурентной среды в ЕС представляет государственная помощь.

В связи с этим ч. 1 ст. 87 Договора о Европейском сообществе предусматривает, что любая предоставляемая государствами-членами помощь в виде дотаций и т.д. будет рассматриваться как несовместимая с Общим рынком.

В качестве государственной помощи могут рассматриваться: прямые субсидии; льготы по налогам и иным платежам; льготные банковские проценты; безвозмездное предоставление права пользования землей или зданиями; гарантии по кредитам, предоставляемые на льготных условиях, и некоторые другие меры

Обстоятельства, при наличии которых Европейская Комиссия может признать государственную помощь правомерной:

1)если помощь оказывается с целью содействия экономическому развитию регионов, в которых уровень жизни ненормально низок или с высокой безработицей (п. «а» ч. 3 ст. 87 Договора о ЕС);

2)помощь, имеющая целью содействовать осуществлению проекта, имеющего общеевропейскую значимость или призванного выправить серьезные нарушения (п. «Ь» ч. 3 ст. 87 Договора о ЕС);

3) помощь, предоставляемая с целью стимулировать развитие некоторых видов экономической деятельности или некоторых экономических регионов, если она не оказывает вредного воздействия на условия торговли в такой степени, что это противоречит общим интересам.

 

58. Общая характеристика экологического права ЕС.

 

Право окружающей среды - совокупность основанных на эколого-правовых идеях норм, регулирующих общественные отношения в процессе взаимодействия общества и природы. Подобные отношения касаются вопросов собственности на природные ресурсы, обеспечения рационального использования природных ресурсов и охраны окружающей среды от вредных химических, физических и биологических воздействий в процессе хозяйственной или иной деятельности, охраны экологических прав и законных интересов физических и юридических лиц.

Этапы формирования экологического права ЕС:

1) 1958-1972 гг. начался с вступлением в силу 1 января 1958 г. Договора о ЕЭС и продолжался до 1972 г. Это был период, когда институты Сообщества не уделяли практически никакого внимания развитию экологической политики. Однако в отсутствие регулирования, государства начали принимать меры ад хок. Подобные меры становились барьером для свободного движения товаров на территории Сообщества. Стала очевидной необходимость регулирования экологической проблематики на наднациональном уровне.

2) 1972-1986 гг. связан с действительным началом формирования европейской экологической политики. В 1973 году Совет европейских Сообществ принял первую программу действий Сообщества по окружающей среде. Начиная с 1972 года принимаются директивы и регламенты, регулирующие различные аспекты охраны окружающей среды. Характерной чертой данного этапа была противоречивая тенденция принятия Сообществом правовых мер по реализации экологической политики на основании Договора, который не предоставлял еще Сообществу природоохранной компетенции.

3) 1987-1993 гг. начался 1 июля 1987 года с внесением поправок в Договор о ЕЭС Единым Европейским Актом 1986 года и продолжался до вступления в силу Договора о Сообществе. (включение целей европейской экологической политики)

4) 1993-1997 гг. или постмаастрихтский. Впервые термин «окруж.среда» был включен в ст. 2 и ст.3 Маастрихтского договора, что имело большое политическое и правовое значение.

5) Постамстердамский этап. Амстердамский договор 1997 года привнес ряд значительных изменений в правовые рамки европейской экологической политики. Прежде всего она получила конституционный статус в ст. 2, где отныне упоминается не только устойчивое развитие, но и высокий уровень защиты и улучшение качества окружающей среды.

6) Новый этап инкорпорации в национальное законодательство норм Сообщества.

 

Основные принципы экологической политики ЕС:

- принцип высокого уровня охраны окружающей среды

- принцип предосторожности

- принцип превентивных действий

- принцип устранения источников ущерба

- принцип загрязнитель платит.

 

Принцип высокого уровня охраны окружающей среды. Был введен Амстердамским договором. Применение ограничено большой разницей в возможностях государств-членов.

Принцип предосторожности означает, что если существует подозрение, что определенные действия могут иметь негативное влияние на окружающую среду, то лучше не совершать этих действий вовсе, чем дожидаться, когда научные исследования докажут причинную связь между данными действиями и негативными последствиями для окружающей среды. В соответствии с данным принципом Сообщество вправе устанавливать тот уровень защиты окружающей среды, здоровья людей, животных и растений, который имеет основание посчитать необходимым.

Принцип превентивных действий. Его смысл заключается в подходе, при котором лучше принять превентивные меры по охране окружающей среды, чем восстанавливать окружающую среду.

Принцип устранения источников ущерба. В соответствии с данным принципом ущерб окружающей среде должен по возможности устраняться в самом начале его возникновения. Принцип предусматривает предпочтение законодателем устанавливать стандарты выбросов и сбросов загрязняющих веществ, а не стандарты экологического качества продуктов, особенно когда речь идет о загрязнении воды и воздуха.

Принцип загрязнитель платит означает, что загрязнитель должен оплатить стоимость устранения причиненного им ущерба, что заставляет экологически небезопасные отрасли промышленности и отдельные предприятия использовать в производстве менее вредные вещества и технологии.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-05-10; Просмотров: 260; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.02 сек.