Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Социальная политика и социальное право ЕС




 

Социальная политика является претворяемой в жизнь программой обеспечения социальной защиты населения, реализации его социальных прав, сохранения и улучшения его жизненного уровня.

Социальную политику наряду с экологической называют приоритетом 21 века. Именно они являются инициаторами и реализаторами таких концепций, как Концепция устойчивого развития и Концепция общего развития (КОР), где вопросы экономического роста увязываются с социальным развитием и учетом экологического фактора и, наряду с требованием конкурентного порядка, подчеркивается необходимость социальной ответственности бизнеса и государства.

Процесс расширения ЕС, развитие международных связей и глобализация в целом ведут к расширению диапазона действий социальной политики, интенсивному развитию ее внешнего измерения и правовому оформлению ее достижений.

Эти моменты по мере эволюции ЕС находят отражение в пересмотре его учредительных документов: Маастрихт (1992), Амстердам (1997), Ницца (2001). Хартия основных прав ЕС и Социальная повестка дня, одобренные Ниццским саммитом 2000 г.. Конституция ЕС определили направления развития социальной политики на 21 в.

 

Этапы формирования социальной политики:

1) Для Европейского Объединения угля и стали наиболее острой проблемой было резкое сокращение занятости в угольной и металлургической отраслях. Согл. Ст. 56 соответствующего договора, ЕОУС взяло на себя частичное финансирование пособий увольняемым шахтерам и металлургам, их профессиональной переподготовки, трудоустройства. В ст. 48, 68 и 69.4 оговаривались права профессиональных ассоциаций, гарантии против необоснованного снижения зарплаты и социальных выплат, а также права трудящихся, являющихся гражданами государств-членов ЕОУС.

2) Договор о Евратоме включал положения о нормах охраны труда работников этой опасной отрасли и отменял ограничения по национальному признаку на доступ к квалифицированной работе в ядреной энергетике.

3) Договор о ЕЭС определил общие контуры социальной политики Сообщества исходя из двух целей: связать экономическую интеграцию с социальным развитием и нейтрализовать ее негативные социальные последствия. Согласно ст. 18 Комиссия была уполномочена содействовать сотрудничеству между государствами-членами в вопросах занятости, трудового законодательства, условий труда, профессиональной подготовки, социального обеспечения и прав профсоюзов. Было введено свободно движение рабочей силы внутри Сообщества, запрещена дискриминация по национальному признаку. Договор учредил Европейский социальный фонд (ЕСФ).

4) Парижский саммит 1972 г. разработана первая масштабная Программа социальный действий на 1972-1974 гг. и поставлен вопрос о необходимости социального законодательства.

5) 80-ые гг. Правовая база социальной политики ЕС была расширена благодаря принятию двух важных документов: Единого европейского акта в 1986 г. и Хартии основных социальных прав трудящихся Сообщества в 1989 г. (обозначила цели социальной политики Евросоюза).

Единый европейский акт поставил задачу формирования единого социального пространства и внес дополнения в Договор о ЕЭС, закрепил ответственность государств-членов за решение социальных проблем.

Хартия содержала перечень основных социальных прав трудящихся на: свободное движение, обеспечивающее возможность выбора любого вида занятий при любой профессии на территории Сообщества, труд и достойное, справедливое вознаграждение за него; улучшение условий жизни и труда; социальную защиту; свободу ассоциаций и коллективных переговоров; профессиональную подготовку и переподготовку; охрану здоровья и безопасность на рабочем месте и т.д.

6) Маастрихтский договор 1992 г. был включен раздел «социальная политика, образование, профессиональное обучение и молодежь». За Советом ЕС было закреплено право устанавливать минимальные социальные стандарты и технические нормы труда.

7) Амстердамский саммит закрепил за руководящими институтами ЕС право на установление минимальных социальных стандартов и их изменение, подтвердил право государств-членов принимать более высокие нормативы и свои методы решения социальных проблем.

8) Ницца, саммит 2000 г., одобрена Хартия основополагающих прав граждан Евросоюза, которая расширила положения хартии 1989 г. В хартии использованы новые способы классификации основных прав и свобод. В отличие от подобного документа 1989 г. основанием классификации выступают ценности: человеческое достоинство, равенство, свобода и солидарность. Обеспечение же конкретных прав человека рассматривается как гарантия защиты провозглашенных ценностей. В текст договора о ЕС внесены дополнения по проблемам обеспечения благоприятной производственной среды, здоровья человека и безопасности на рабочем месте, модернизации систем социальной защиты трудящихся, согласования вопросов управления с трудовыми коллективами, борьбы с социальным отторжением и реинтеграции лиц, вытесненных с рынка труда. Учрежден Комитет по социальной политике с консультативным статусом при Еврокомиссии (основная цель – мониторинг социальной ситуации поддержка соцполитики в государствах-членах ЕС).

9) Саммит Ницца 2004 г. принял новую Социальную повестку дня, которая отражает приоритетные цели социальной политики: решение занятости и уменьшение безработицы, защита прав трудящихся в условиях меняющейся экономики, гендерное равноправие (половое), ликвидация бедности. Задачи: стимулирование активности и повышение качества рабочей силы, смягчение последствий демографических изменений, повышение активности женщин на рынке труда.

 

Социальная политика ЕС реализуется при помощи разветвленной системы институтов. Важнейшими структурами ЕС, обладающими полномочиями в социальной сфере, являются Европейский совет, Европарламент, Комиссия ЕС, суд Европейских сообществ и экономический и социальный комитет.

Европейский совет выполняет функцию стратегического планирования всех сфер деятельности ЕС, в т.ч. и социальной. Главная его задача – разработка и проведение в жизнь основных направлений коммунитарной политики.

Совет министров, является законодательным органом и собирается в составе министров государств-членов ЕС, отвечающих за ту область, которая рассматривается на сессиях, в данном случае речь идет о министрах, ответственных за социальные проблемы.

Комиссия является гарантом проведения в жизнь интересов Сообщества. Она пользуется правом законодательной инициативы в пределах компетенций, оговоренных Договорами. Деятельность комиссии в социальной сфере состоит из трех основных элементов: внедрения в жизнь документов социальной политики, управления Структурными фондами и управления социальным диалогом.

Целенаправленно занимается вопросами социальной политики генеральный Директорат 5 «занятость, промышленные отношения и социальные вопросы». К его компетенции относятся: промышленные отношения и социальный диалог, занятость и рынок труда, социальное обеспечение, социальная защита и условия жизни, Европейский социальный фонд и здравоохранение и безопасность.

Экономический и социальный комитет был создан по решению Договора о ЕЭС. Цель – в своих рамках обеспечивать представительство интересов различных категорий общества, адекватное их месту в экономической и социальной жизни. Состоит из представителей предпринимателей, потребителей, научных работников, ассоциаций по охране окружающей среды, лиц свободных профессий. Комитет разделен на секции, ответственные за те или иные области, обозначенные в договорах (например, социальные вопросы, вопросы семьи, образования). Наделен полномочиями давать рекомендации и заключения.

Структурные фонды в рамках Сообщества: Европейский социальный фонд, Европейский фонд регионального развития, секция ориентации ФЕОГА (фонд ориентаций и гарантий сельского хозяйства) и т.д.

Европейский социальный фонд поддерживает коммунитарные задачи (создание сети активных национальных рынков труда для борьбы с безработицей, содействие социальной реадаптации и обеспечение равенства возможностей на территории ЕС для всех его граждан).

Разрабатываются инициативные программы Сообщества, например, «Адепт», (способствование адаптации трудящихся к изменениям и вызовам в экономике, оказывать помощь предприятиям в сохранении конкурентоспособности). Существуют специальные программы ЕС, например, «Фаре», «Тасис», «Леонардо да Винчи»

Директивы № 93/88/ЕС, 90/679/ЕЕС и 93/103/ЕЕС, касающиеся охраны здоровья и безопасности на рабочем месте и на рыболовецких судах; № 91/382/ЕЕС о защите рабочих от рисков, связанных с использованием асбеста на рабочем месте.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-05-10; Просмотров: 964; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.012 сек.