Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Перевозка и транспортная экспедиция




 

Приступая к изучению данной темы, студентам следует иметь в виду, что Гражданский кодекс РФ регулирует только самые основные вопросы транспортных договоров. Детальная регламентация транспортных договоров содержится в транспортных уставах и кодексах:

• Транспортном уставе железных дорог РФ;

• Уставе внутреннего водного транспорта РФ;

• Кодексе торгового мореплавания РФ;

• Уставе автомобильного транспорта РСФСР;

• Воздушном кодексе РФ. Необходимо подчеркнуть, что перевозка грузов морем и воздухом, а также железнодорожным транспортом в настоящее время осуществляется частными компаниями (в основном акционерными обществами). В сфере автомобильного и речного транспорта также действует большое число коммерческих организаций. В настоящее время действует система лицензирования перевозочной деятельности на всех видах транспорта.

Далее необходимо рассмотреть конкретные виды договоров перевозки. В первую очередь, кратко охарактеризуем договор перевозки пассажиров и багаж а, в силу которого перевозчик обязуется перевезти пассажира в обусловленный пункт назначения, а в случае сдачи пассажиром багажа также доставить багаж в пункт назначения и выдать его управомоченному на получение багажа лицу, а пассажир обязуется уплатить установленную плату за проезд и в случае сдачи багажа – за провоз багажа. Договор является консенсуальным, взаимным, возмездным, может быть публичным (транспорт общего пользования); заключается в простой письменной форме (проездной билет, багажная квитанция). Сторонами договора являются пассажир (только гражданин) и перевозчик. В содержании договора значительное место уделено правам пассажира (занять место согласно билету; провозить бесплатно детей до установленного возраста; провозить бесплатно ручную кладь; сдать к перевозке багаж за плату; отказаться от перевозки, получив часть стоимости проезда; оформить претензию в течение 45 дней и др.). К обязанностям пассажира относятся оплата проезда (багажа) и хранение билета. Перевозчик несет ответственность за утрату, повреждение или недостачу багажа; а также ответственность при задержке отправления или прибытия.

Особое внимание следует уделить перевозке транспортом общего пользования. В Российской Федерации к перевозкам транспортом общего пользования относятся перевозки, осуществляемые коммерческой организацией, если из закона, иных правовых актов или выданного этой организации разрешения (лицензии) вытекает, что эта организация обязана осуществлять перевозки по обращению любого гражданина или юридического лица. Перечень перевозчиков общего пользования должен публиковаться в порядке, установленном законом. В настоящее время такого порядка нет, поэтому перевозчиками общего пользования следует считать транспортные организации, обязанные в силу транспортных уставов и кодексов заключать договоры перевозки с любыми обратившимися к ним гражданами или юридическими лицами (публичные договоры).

Далее необходимо рассмотреть правовые особенности договора перевозки грузов. По договору перевозки грузов перевозчик обязуется доставить вверенный ему отправителем груз в пункт назначения и выдать его управомоченному на получение груза лицу (получателю), а отправитель обязуется уплатить за перевозку груза установленную плату. При ответе следует выделить особенности договора перевозки грузов:

• договор перевозки грузов является двусторонним и возмездным;

• наличие в договоре третьего лица (получателя груза), который не участвует в заключении договора, однако наделяется определенными правам (право требовать от перевозчика выдачи груза) и обязанностями (обязанность принять груз и доплатить провозную плату). Грузополучателем также может быть грузоотправитель или его экспедитор;

• сам по себе договор перевозки грузов является реальным, то есть он считается заключенным с момента передачи груза перевозчику. Обязанности же по предоставлению транспорта (у перевозчика) и по передаче груза (у грузоотправителя) обычно возникают из договора об организации работ по обеспечению перевозок грузов;

• договор перевозки грузов обычно заключается не путем подписания единого документа, а путем составления квитанций, накладных, коносаментов, иных документов, предусмотренных транспортным законодательством;

• провозная плата часто жестко регулируется тарифами, установленными нормативно-правовыми актами.

Продолжает тему классификация договоров перевозки грузов. По виду транспорта различают:

• договоры перевозки транспортом общего пользования: а) договоры перевозки железнодорожным транспортом; б) договоры перевозки внутриводным транспортом;

• договоры перевозки воздушным транспортом;

• договоры перевозки внутриводным транспортом;

• договоры перевозки морским транспортом: а) международные морские перевозки; б) перевозки внутри страны (каботажные перевозки), в том числе малый каботаж (перевозки между портами одного моря) и большой каботаж (перевозки между портами разных морей).

По числу транспортных организаций, выступающих на стороне перевозчика, различают: перевозки в местном сообщении, когда на стороне перевозчика выступает одна транспортная организация; перевозки в прямом сообщении, осуществляемые несколькими транспортными организациями одного вида транспорта по одному транспортному документу; перевозки в прямом смешанном сообщении, осуществляемые несколькими транспортными организациями разных видов транспорта по одному транспортному документу. Согласно Гражданскому кодексу РФ должен быть принят специальный закон о прямых смешанных перевозках. В настоящее время до его принятия прямые смешанные перевозки регулируются Транспортным уставом железных дорог.

По договору прямой (в том числе и смешанной) перевозки грузов каж-дый перевозчик несет ответственность за выполнение всего договора пере-возки в целом, а впоследствии перевозчики производят между собой необходимые взаиморасчеты. Однако по общему правилу требования грузоотправителя или грузополучателя могут быть предъявлены лишь перевозчиком пункта отправления и пункта назначения.

На железнодорожном транспорте в зависимости от количества груза различают:

• мелкие перевозки (до десяти тонн);

• повагонные перевозки;

•помаршрутные перевозки (перевозки целыми железнодорожными составами).

На морском транспорте различают:

• линейные регулярные перевозки, осуществляемые на определенные направления по твердому расписанию;

• трамповые (нерегулярные) перевозки, осуществляемые на основании сво-бодного соглашения сторон, обычно с составлением чартера.

Договор фрахтования (чартер) особенно широко применяется на морском и воздушном транспорте. По договору фрахтования (чартеру) фрахтовщик обязуется предоставить фрахтователю за плату всю или часть вместимости одного или нескольких транспортных средств на один или несколько рейсов для перевозки грузов, пассажиров и багажа.

На морском и внутриводном транспорте применяются договоры буксировки и тайм- чартера.

По договору буксировки владелец одного судна обязуется за вознаграждение буксировать другое судно или иной плавучий объект на определенное расстояние или в течение определенного времени либо для выполнения маневра.

По договору тайм-чартера (фрахтования судна на время) судовладелец обязуется предоставить судно за вознаграждение (арендную плату) другой стороне (фрахтователю, арендатору) на определенный срок для перевозки грузов, пассажиров или иных целей. По своей сути договор фрахтования является договором не транспортного, а арендного типа.

Договоры об организации работы по обеспечению перевозок груза заключаются между перевозчиками и грузовладельцами при осуществлении систематических перевозок грузов или между транспортными организациями для рациональной организации перевозок грузов и являются скорее договорами организационного, а не транспортного типа.

Завершает тему характеристика экспедиционных обязательств. Дого-вор транспортной экспедиции представляет собой соглашение, по которому одна сторона (экспедитор) обязуется за вознаграждение и за счет другой стороны (клиента) выполнить или организовать выполнение определенных работ, связанных с перевозкой груза. Юридическая характеристика договора: взаимный, возмездный, консенсуальный или реальный. Сторонами договора выступают клиент (отправитель, получатель груза, перевозчик) и экспедитор (предприниматель, осуществляющий лицензируемый вид деятельности). Договор заключается в простой письменной форме и при необходимости сопровождается выдачей доверенности.

Предмет договора – услуги, связанные с перевозкой груза. В содержании договора можно выделить следующие особенности:

- клиент обязан предоставить груз, принять его от экспедитора после прибытия и уплатить соответствующее вознаграждение;

- экспедитор обязан сдать груз органам транспорта в целях его отправки и принять груз по его прибытии в пункт назначения. Дополнительно экспедитор обязан проверять груз, сопровождать, обеспечивать сохранность, погрузку-выгрузку и составлять акт.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-05-10; Просмотров: 433; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.008 сек.