Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Коллективные трудовые споры: понятие и порядок их рассмотрения. 1 страница




ПОНЯТИЕ И СОДЕРЖАНИЕ ОХРАНЫ ТРУДА КАК ИНСТИТУТА ТРУДОВОГО ПРАВА.

Статья 209. Основные понятия

Охрана труда - система сохранения жизни и здоровья работников в процессе трудовой деятельности, включающая в себя правовые, социально-экономические, организационно-технические, санитарно-гигиенические, лечебно-профилактические, реабилитационные и иные мероприятия.

Условия труда - совокупность факторов производственной среды и трудового процесса, оказывающих влияние на работоспособность и здоровье работника.

Вредный производственный фактор - производственный фактор, воздействие которого на работника может привести к его заболеванию.

Опасный производственный фактор - производственный фактор, воздействие которого на работника может привести к его травме.

Безопасные условия труда - условия труда, при которых воздействие на работающих вредных и (или) опасных производственных факторов исключено либо уровни их воздействия не превышают установленных нормативов.

Рабочее место - место, где работник должен находиться или куда ему необходимо прибыть в связи с его работой и которое прямо или косвенно находится под контролем работодателя.

Средства индивидуальной и коллективной защиты работников - технические средства, используемые для предотвращения или уменьшения воздействия на работников вредных и (или) опасных производственных факторов, а также для защиты от загрязнения.

Сертификат соответствия организации работ по охране труда - документ, удостоверяющий соответствие проводимых работодателем работ по охране труда государственным нормативным требованиям охраны труда.

(в ред. Федерального закона от 30.06.2006 N 90-ФЗ)

Производственная деятельность - совокупность действий работников с применением средств труда, необходимых для превращения ресурсов в готовую продукцию, включающих в себя производство и переработку различных видов сырья, строительство, оказание различных видов услуг.

Требования охраны труда - государственные нормативные требования охраны труда, в том числе стандарты безопасности труда, а также требования охраны труда, установленные правилами и инструкциями по охране труда.

(часть десятая введена Федеральным законом от 30.06.2006 N 90-ФЗ, в ред. Федерального закона от 24.07.2009 N 206-ФЗ)

Государственная экспертиза условий труда - оценка соответствия объекта экспертизы государственным нормативным требованиям охраны труда.

(часть одиннадцатая введена Федеральным законом от 30.06.2006 N 90-ФЗ)

Аттестация рабочих мест по условиям труда - оценка условий труда на рабочих местах в целях выявления вредных и (или) опасных производственных факторов и осуществления мероприятий по приведению условий труда в соответствие с государственными нормативными требованиями охраны труда. Аттестация рабочих мест по условиям труда проводится в порядке, установленном федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере труда.

(часть двенадцатая введена Федеральным законом от 30.06.2006 N 90-ФЗ)

Стандарты безопасности труда - правила, процедуры, критерии и нормативы, направленные на сохранение жизни и здоровья работников в процессе трудовой деятельности и регламентирующие осуществление социально-экономических, организационных, санитарно-гигиенических, лечебно-профилактических, реабилитационных мер в области охраны труда.

. Раздел X (главы 33 - 36) ТК объединяет нормы института охраны труда. Это один из важнейших институтов трудового права, обеспечивающий безопасные и здоровые условия работы. В комментируемой статье Кодекса закреплены основные понятия данного института: "охрана труда", "условия труда", "вредный производственный фактор", "опасный производственный фактор", "безопасные условия труда", "рабочее место", "средства индивидуальной и коллективной защиты работников", "сертификат соответствия работ по охране труда (сертификат безопасности)", "производственная деятельность".

Охрана труда - это система сохранения жизни и здоровья работника в процессе трудовой деятельности, включающая в себя правовые, социально-экономические, организационно-технические, санитарно-гигиенические, лечебно-профилактические, реабилитационные и иные мероприятия.

Итак, охрана труда - это создание здоровых и безопасных условий работы различными средствами. В зависимости от последних охрану труда различают в широком и в узком смысле. В широком понимании охрана труда - это система мер по сохранению жизни и здоровья работников в процессе трудовой деятельности, включающая правовые, социально-экономические, организационно-технические, санитарно-гигиенические, лечебно-профилактические, реабилитационные и иные мероприятия. Данное понятие охраны было закреплено в ст. 1 Федерального закона "Об основах охраны труда в Российской Федерации" от 17 июля 1999 г. (СЗ РФ. 1999. N 29. Ст. 3702) (в дальнейшем - Закон об охране труда) и ст. 209 ТК. В настоящее время он утратил силу.

В узком смысле охрана труда представляет собой комплекс мер по направлениям: правовому, экономическому, организационно-техническому (безопасность техники, средств производства), лечебно-профилактическому и др. Поэтому в соответствующих вузах изучают отдельные направления охраны труда. В юридических вузах акцент делается на правовом институте охраны труда как системы правовых норм, обеспечивающих здоровье и безопасные условия труда, закрепленных в указанном Законе об охране труда и в главах 33 - 36, 41, 42 и 57 ТК, а также в других законах и нормативных актах, в коллективных договорах и соглашениях.

Но лишь охрана труда в широком ее понимании способна обеспечить здоровые и безопасные условия работы. Если хотя бы какой-то ее компонент (т.е. компонент охраны труда в узком понимании) не обеспечивается должным образом, вся система охраны труда практически не обеспечена. Так, если станки, оборудование, инструменты, машины (технический компонент) небезопасны для жизни и здоровья работающих, неизбежны несчастные случаи, производственный травматизм, который, кстати, за последние годы из-за изношенности оборудования значительно вырос.

Если правовой аспект охраны труда нарушается, также нарушается вся система охраны труда. То же происходит и при нарушении социально-экономического или медицинского ее компонентов. Следовательно, всесторонняя охрана труда лишь тогда будет обеспечена, когда соблюдены все ее компоненты в широком понимании.

§ 2. Раздел X ТК в соответствии со ст. 37 Конституции РФ направлен на сохранение жизни и здоровья работников в процессе их труда. Они закрепили основные направления (принципы) государственной политики в области охраны труда, государственное управление охраной труда, право работников на охрану труда и ее гарантии, меры по обеспечению охраны труда. О специальных правилах по охране труда женщин, несовершеннолетних и лиц с семейными обязанностями см. комментарии к главам 41, 42, 57 ТК, а также Федеральный закон "Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний" от 2 июля 1998 г.

В ч. 1 ст. 209 ТК РФ охрана труда определена как система сохранения жизни и здо-ровья работников в процессе трудовой деятельности, включающая в себя правовые, социально-экономические, организационно-технические, санитарно-гигиенические, лечебно-профилактические, реабилитационные и иные мероприятия. Перечисленные мероприятия призваны оградить работников в процессе трудовой деятельности от воздействия вредных производственных факторов и опасных производственных факторов. Под вредным производственным фактором понимается воздействие на работника условий труда, которое может привести к его профессиональному заболеванию. Опасным производственным фактором является воздействие на работника условий труда, которое может привести к травме.

Государственная деятельность в сфере охраны труда, которая призвана создать систему мероприятий по сохранению жизни и здоровья работников в процессе трудовой деятельности, должна протекать по следующим направлениям: 1) обес-печение приоритета сохранения жизни и здоровья работников; 2) принятие и реа-лизация нормативных правовых актов РФ и ее субъектов об охране труда, а также федеральных целевых, ведомственных целевых, территориальных целевых программ улучшения условий и охраны труда; 3) государственное управление охраной труда; 4) государственный надзор и контроль за соблюдением государственных нормативных требований охраны труда; 5) государственная экспертиза условий труда; 6) установление порядка проведения аттестации рабочих мест по условиям труда и порядка подтверждения соответствия организации работ по охране труда государственным нормативным требованиям охраны труда; 7) содействие общест-венному контролю за соблюдением прав и законных интересов работников в области охраны труда; 8) профилактика несчастных случаев и повреждения здоровья работников; 9) расследование и учет несчастных случаев на производстве и про-фессиональных заболеваний; 10) защита законных интересов работников, постра-давших от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, а также членов их семей на основании обязательного социального страхования работников от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболе-ваний; 11) установление компенсаций за работу с вредными и (или) опасными условиями труда; 12) координация деятельности в области охраны труда, охраны окружающей среды и других видов экономической и социальной деятельности; 13) распространение передового отечественного и зарубежного опыта работы по улучшению условий и охраны труда; 14) участие государства в финансировании

мероприятий по охране труда; 15) подготовка и повышение квалификации спе-циалистов по охране труда; 16) организация государственной статистической от-четности об условиях труда, а также о производственном травматизме, профес-сиональной заболеваемости и об их материальных последствиях; 17) обеспечение функционирования единой информационной системы охраны труда; 18) междуна-родное сотрудничество в области охраны труда; 19) проведение эффективной на-логовой политики, стимулирующей создание безопасных условий труда, разработку и внедрение безопасной техники и технологий, обеспечивающих безопасность труда, производство средств индивидуальной и коллективной защиты работников; 20) установление порядка обеспечения работников средствами индивидуальной и коллективной защиты, а также санитарно-бытовыми помещениями и устройствами, лечебно-профилактическими средствами за счет средств работодателей.

Перечисленные направления государственной деятельности в сфере труда обес-печиваются путем принятия нормативных правовых актов органами государственной власти РФ и ее субъектов, органами местного самоуправления, а также заключения соглашений и коллективных договоров. Реализация этих нормативных правовых актов происходит в конкретных организациях и работодателями — физическими лицами. Контроль за соблюдением содержащихся в указанных актах положений должны осуществлять государственные органы, органы местного самоуправления и представители работников в лице профессиональных союзов в пределах имеющихся у них полномочий.

Деятельность государственных органов и органов местного самоуправления в перечисленных направлениях обеспечивается не только путем издания и реализации нормативных правовых актов в сфере охраны труда, но и выделением соответствующих материальных средств, проведением организационных и иных мероприятий. В связи с чем можно сделать вывод о том, что охрана труда как систе-ма мероприятий по сохранению жизни и здоровья работников в процессе трудовой деятельности выходит за рамки правовой деятельности. Тогда как охрана труда как институт трудового права представляет собой совокупность норм, создающих правовую основу для проведения мероприятий по сохранению жизни и здоровья работников в процессе трудовой деятельности. Правовая составляющая в системе мероприятий по охране труда должна занимать ведущее место, поскольку созда-ваемые полномочными органами правила поведения призваны сохранить жизнь и здоровье работников в процессе трудовой деятельности. Хотя внедрение новых способов защиты жизни и здоровья людей во многом зависит от материального по-ложения работодателей, с которыми они состоят в трудовых отношениях, а также от их желания оградить работников от воздействий вредных и опасных производ-ственных факторов. Поэтому материальное положение и поведение работодателей оказываются на современном этапе общественного развития решающими факторами в области охраны труда.

Введение обязательного социального страхования работников от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний привело к тому, что обязанность по выплате возмещения вреда жизни и здоровью работников, который причинен в процессе трудовой деятельности, перешла от работодателей к органам Фонда социального страхования РФ. До принятия и введения в действие норма-тивных правовых актов об обязательном социальном страховании работников

от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний обязан-ность по возмещению вреда жизни и здоровью, причиненного при исполнении трудовых обязанностей, возникала у работодателей. Изменение порядка возмещения данного ущерба привело к тому, что у работодателей стало меньше материальной заинтересованности в сохранении жизни и здоровья работников. Многие современные работодатели вообще склонны к тому, чтобы избежать страхования работников от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболе-ваний, а также возмещения пострадавшим вреда. Очевидно, что в силу первого направления государственной деятельности, призванного создавать приоритетные условия для защиты жизни и здоровья работников, пострадавшие не должны нести бремя неблагоприятных последствий за нарушения работодателем действующего законодательства, в частности по оформлению трудовых отношений и уплате стра-ховых взносов по страхованию данного вида. Поэтому бремя неблагоприятных последствий при нарушении работодателем своих обязанностей перед работником и государством должно быть возложено именно на работодателя, который должен выплатить не только страховые взносы за весь период трудовой деятельности ра-ботника, но и соответствующие штрафные санкции и компенсировать работнику моральный вред. Отсутствие у полномочных государственных органов возможности обеспечить выплату работодателем соответствующих сумм по страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний не должно служить основанием для лишения пострадавших права на получение страхового возмещения. В подобной ситуации бремя неблагоприятных последствий должно быть возложено на государство, органы которого не смогли обеспечить соблюдение работодателем законодательства в области охраны труда. Данное правило вытекает из ст. 2 Конституции РФ, правовой позиции Постановления КС РФ от 18 июля 2007 г. № 9П, в которых реализация прав граждан, в том числе в сфере охраны труда, вменена в обязанность государственных органов. Следовательно, невыполнение данной обязанности является основанием для возложения ответственности на государство. В связи с чем пострадавший от неправомерных действий работодателя должен при любых обстоятельствах получать страховое возмещение. В свою очередь Фонд социального страхования РФ имеет право потребовать соответствующего возмещения понесенных расходов от государственных органов, которые не обеспечили выполнение работодателем своих обязанностей перед работником и органами Фонда социального страхования РФ.

Следует отметить, что правомерное поведение работодателя в сфере охраны труда может быть обеспечено через деятельность не только полномочных государственных органов, но и самих работников, которые могут отказаться от выполнения трудовых обязанностей до устранения работодателем нарушений законодательства, в частности по страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний.

Таким образом, правовой институт охраны труда состоит из норм, которые соз-дают правовую основу для проведения мероприятий по сохранению жизни и здо-ровья работников в процессе трудовой деятельности. Нормы данного института реализуются работодателями, органами Фонда социального страхования РФ под контролем полномочных государственных органов, органов местного самоуправ-ления, полномочных представителей работников, а также при осуществлении

работниками самозащиты своих прав в сфере охраны труда, в том числе и права на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний.

Как уже отмечалось, нормы института охраны труда призваны создавать условия трудовой деятельности, исключающие воздействие на работника вредных и опасных производственных факторов. В связи с чем нормы рассматриваемого института трудового права следует разделить на два подинститута. Первый по-динститут состоит из совокупности правил по технике безопасности, которые призваны оградить работника от воздействия опасных факторов. Второй подин-ститут составляют правила по производственной санитарии, которые направлены на то, чтобы оградить работников от воздействия вредных факторов. Деление норм института охраны труда на подинституты имеет не только теоретическое, но и практическое значение. Контроль за соблюдением правил по технике безопасности и производственной санитарии осуществляют специальные государственные органы. Поэтому принудительное воздействие на работодателя с целью выполнения правил по технике безопасности осуществляют специально уполномоченные органы, полномочные проводить государственный надзор за соблюдением норм этого подинститута трудового права. Контроль за соблюдением правил по произ-водственной санитарии также осуществляют специально уполномоченные на это государственные органы, в частности Госсанэпиднадзора, находящегося в ведении Роспотребнадзора.

Нарушение норм рассматриваемых подинститутов может привести к различным правовым последствиям. В частности, несоблюдение правил по технике безопасности приводит к несчастным случаям на производстве, то есть к получению работником травмы. Нарушение правил по производственной санитарии может привести к профессиональному заболеванию. В связи с изложенным должны использоваться различные способы и средства защиты от воздействия на работников вредных и опасных производственных факторов. Следовательно, применение норм указанных подинститутов имеет свои правовые особенности.

Таким образом, охрана труда как институт трудового права представляет собой совокупность норм, которые создают правовую основу для сохранения жизни и здоровья работников в процессе трудовой деятельности. Он состоит из двух подинститутов: правил по технике безопасности и производственной санитарии, которые призваны оградить работников соответственно от воздействия опасных и вредных производственных факторов. Нормы данного института реализуются через деятельность работодателей, Фонда социального страхования РФ, специально уполномоченных государственных органов, работников и их законных пред-ставителей

Виды коллективных трудовых споров. Коллективные тру­довые споры могут классифицироваться по различным основаниям. По предмету споры делятся на:

/ не связанные с коллективно-договорным регулированием;

/ возникающие по поводу заключения или выполнения коллек­тивных договоров, соглашений.

♦ Первая группа споров возникает по поводу установления или изменения условий труда, определяемых работодателем (едино­лично или с учетом мнения представительных органов работни­ков), а также по поводу отказа работодателя учесть мнение пред­ставительного органа работников при принятии локального норма­тивного акта. Предметом разногласий в этом случае являются тре­бования работников установить (изменить) те или иные условия труда. Сторонами спора об установлении или изменении условий труда, учете мнения представительного органа работников высту­пают работодатель и соответствующий представительный орган работников. Иными словами, такие споры могут иметь место в конкретной организации. На уровне отрасли, региона, территории они не могут возникнуть.

Этот вид коллективных трудовых споров следует отнести к спо­рам интересов (экономическим спорам), т.е. конфликт возникает из-за столкновения противоположных интересов работников и работо­дателя. Каждая из сторон стремится установить выгодные для нее условия труда (принять локальный нормативный акт соответствую­щего содержания), однако ни у одной из них нет юридического пра­ва настаивать на выполнении своих требований

Вторая группа споров с развитием механизма социального партнерства приобретает большую значимость и чаще встречается на практике. Эти споры объединены тем, что возникают в связи с коллективно-договорным процессом, однако они неоднородны и их, в свою очередь, можно разделить на две категории:

•возникающие по поводу заключения или изменения коллек-тивных договоров, соглашений;

•возникающие по поводу выполнения условий и обязательств, предусмотренных коллективно-договорными актами.

Коллективные трудовые споры о заключении или изменении кол-лективных договоров, соглашений связаны с проведением коллек-тивных переговоров. Предметом такого спора является одно или несколько условий коллективно-договорного акта, он может быть связан с определением процедуры коллективных переговоров, со-става комиссии по ведению переговоров и т.д.

Такие споры носят преддоговорный характер и относятся к конфликтам интересов. Они могут возникнуть на любой стадии коллективных переговоров и на любом уровне (отраслевом, про-фессиональном, федеральном, региональном и т.д.). В зависимости от уровня, на котором возникает коллективный трудовой спор, его сторонами выступают: работодатель и представительный орган работников либо работодатели отрасли, региона, территории и т.п., интересы которых представляет объединение работодателей (иные представители), и соответствующие профессиональные союзы (их объединения).

Споры по поводу выполнения коллективного договора и соглаше-ний являются конфликтами права (юридическими конфликтами). Они возникают при невыполнении работодателем принятых на себя обязательств или при толковании норм коллективно-договорного акта, т.е. из нарушения (реального или мнимого) прав работников, предусмотренных коллективным договором, соглашением. Их сто-ронами выступают работодатель, допустивший неисполнение или ненадлежащее исполнение условий коллективно-договорного акта, и соответствующий представительный орган работников.

Конфликты права могут возникнуть лишь на уровне организации, поскольку обязательства по соблюдению условий как коллективного договора, так и соглашения несут конкретные работодатели, а не их представители на коллективных переговорах. Это подчеркивается в ст. 25 ТК, которая называет в качестве стороны (т.е. полномочного субъекта соответствующих общественных отношений) социального

партнерства работодателей, а не их объединения или иных предста­вителей. Поэтому коллективный спор о невыполнении отраслевого соглашения или его отдельных положений должен разрешаться на уровне конкретной организации.

Возможны ситуации, когда отраслевое соглашение не выполня­ется несколькими или даже большинством работодателей отрасли. Безусловно, в этом случае возможны согласованные действия ра­ботников, например, одновременное выдвижение требований, про­ведение предупредительной забастовки во всех организациях отрас­ли, пикетирование и т.д. Однако порядок выдвижения требований и, главное, субъект, ответственный за выполнение соглашения, не ме­няется.

> 2. Примирительные процедуры. В отличие от многих зару­бежных моделей разрешения коллективных трудовых споров рос­сийское законодательство устанавливает единую процедуру для всех категорий споров («конфликтов права» и «конфликтов инте­ресов»). Все они должны быть урегулированы с использованием примирительных процедур, которые в большинстве стран с ры­ночной экономикой применяются лишь к «конфликтам интере­сов». В судебном порядке нельзя восстановить нарушенные трудо­вые права, если они предусмотрены коллективным договором или соглашением.

Установление единого порядка для разрешения всех видов кол­лективных трудовых споров в определенной мере носит «переход­ный» характер. Завершение судебной реформы и создание специа­лизированных трудовых судов, возможно, даст толчок к разделению процедур разрешения споров интересов и споров права. Последние, как нам представляется, должны рассматриваться судебными орга­нами.

Разрешение коллективного трудового спора в настоящее время осуществляется в примирительном порядке (с использованием при­мирительных процедур). Решающее значение придается достиже­нию компромисса, соглашению сторон, которое может быть заклю­чено на любой стадии разрешения спора. Принудительное исполне­ние решения не применяется.

Примирительные процедуры, предусмотренные законом, пред­ставляют собой особый способ разрешения спора, нацеленный на достижение согласованного решения. Для использования таких про­цедур создаются специальные примирительные органы

Принципы их создания и функционирования определены Реко­мендацией МОТ № 92 «О добровольном примирении и арбитраже» (1951).

Органы по примирению, создаваемые на смешанной основе, т.е. из представителей сторон, должны включать в себя равное число представителей работников и работодателей.

Примирительная процедура должна быть бесплатной и оператив­ной: сроки рассмотрения спора должны сводиться к минимуму.

В ходе разрешения коллективного спора с помощью примири­тельных органов МОТ рекомендует воздержаться от применения си­ловых методов (проведения забастовок), что вполне соответствует назначению примирительных процедур.

Российский законодатель выделяет три органа по примирению сторон:

/примирительную комиссию;

/ посредника;

/трудовой арбитраж.

Примирительная комиссия образуется представителями сто­рон. При выборе посредника и создании трудового арбитража ра­ботникам и работодателям оказывает содействие Федеральная служ­ба по труду и занятости (Роструд), на которую возложена функция оказания государственных услуг в сфере урегулирования коллек­тивных трудовых споров1.

Роструд осуществляет свою деятельность непосредственно и через свои территориальные органы (органы исполнительной вла­сти субъектов РФ, участвующие в урегулировании коллективных трудовых споров, которые входят в систему государственных ор­ганов по урегулированию коллективных трудовых споров) на ос­нове Положения, утвержденного постановлением Правительства РФ от 30.06.2004 № 324.

Для реализации возложенных на нее задач Служба имеет право:

давать юридическим и физическим лицам разъяснения по вопро­сам, отнесенным к компетенции Службы;

запрашивать и получать сведения, необходимые для принятия решений по вопросам, отнесенным к компетенции Службы;

привлекать в установленном порядке для проработки вопросов установленной сферы деятельности научные и иные организации, ученых и специалистов;

применять предусмотренные законодательством РФ меры ог­раничительного, предупредительного и профилактического харак­тера, направленные на недопущение и (или) ликвидацию послед­ствий нарушений юридическими лицами и гражданами обязатель­ных требований в установленной сфере деятельности.

Территориальными органами Федеральной службы по труду и занятости являются управления Службы по субъекту РФ.

Роструд и ее территориальные органы не являются органами, рассматривающими коллективные трудовые споры и выносящими обязательные для сторон решения. Она призвана оказывать содейст­вие их разрешению путем организации примирительных процедур. Это ее основная задача.

Кодекс прямо указывает, на каких стадиях спора и путем прове­дения каких мероприятий Роструд участвует в разрешении коллек­тивного трудового спора.

Роструд содействует разрешению коллективных трудовых споров и организует подготовку трудовых арбитров, специализирующихся в разрешении коллективных трудовых споров1. Органы исполнитель­ной власти субъектов РФ, участвующие в урегулировании коллектив­ных трудовых споров, производят уведомительную регистрацию кол­лективных трудовых споров (за исключением споров по поводу за­ключения, изменения и выполнения отраслевых соглашений, заключаемых на федеральном уровне) и содействуют урегулированию указанных коллективных трудовых споров. Государственные органы по урегулированию коллективных трудовых споров на федеральном уровне и уровне субъекта РФ проверяют полномочия представителей сторон коллективного трудового спора, оказывают методическую помощь сторонам коллективного трудового спора на всех этапах его рассмотрения, организуют финансирование примирительных проце­дур.

Основная задача названных органов — содействие работникам и работодателям в организации примирительных процедур.

Закон прямо указывает, на каких стадиях спора и путем проведе-ния каких мероприятий они участвуют в разрешении коллективного трудового спора.

Уже при выдвижении требований представители работников мо-гут обратиться в соответствующий государственный орган по урегу-лированию коллективных трудовых споров. На этом этапе коллек-тивного трудового спора еще нет, и Роструд или исполнительный орган субъекта РФ лишь проверяет получение требований другой стороной (ст. 399 ТК). В случае необходимости работники указан-ных органов могут разъяснить представителям сторон порядок раз-решения спора, их права и обязанности в соответствии с законода-тельством. После начала коллективного трудового спора любая из сторон может обратиться в соответствующий государственный ор-ган по урегулированию коллективных трудовых споров для уведо-мительной регистрации (ст. 407 ТК).




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-05-10; Просмотров: 422; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.056 сек.