Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Билет 13. Понятие законности и правопорядка и их значение в современном обществе




Билет 12. Правовые отношения, понятие, элементы. Основания возникновения, изменения и прекращения правоотношений. Юридические факты, их понятие и виды.

Правовые отношения – это особая юридическая связь, участники которой наделены взаимными субъективными юридическими правами и обязанностями.

Структура:

· субъекты правоотношения (те, кто вступает в правоотношения);

· объект правоотношения (то, по поводу чего возникают правоотношения);

· содержание правоотношения (субъективное право, субъективная юридическая обязанность).

Юридические факты – конкретные жизненные обстоятельства, с которыми связано возникновение, изменение или прекращение правоотношений и установление и прекращение субъективных прав и обязанностей. Это может быть не только возникновение новых правоотношений, но также и прекращение уже существующих (например, со смертью одного из субъектов правоотношения) или их изменение (например, в связи с переводом ра­ботника на другую должность изменяется содержание трудового правоотношения). Поэтому по характеру вызываемых ими последствий юридические факты делятся на правообразующие, правоизменяющие и правопрекращающие. Юридические факты подразделяют также на события и действия. События — это факты, имеющие место независимо от воли тех субъектов, для которых наступают юридические последствия. Например, таким событием будет истечение установленного законом 10-дневного срока для подачи кассационной жалобы на приговор суда. Действия — это юридические факты, зависящие от воли субъектов правоотношения, совершенные по их воле. К ним относятся любые сделки, договоры, которые для того и совершаются, чтобы вызвать определенные юридические последствия. Например, заключение договора аренды какого-либо помещения — это юридический факт-действие, вызывающий к жизни имущественное (гражданское) правоотношение между субъектами: арендатором и арендодателем. Действия, в свою очередь, делятся на правомерные — соответствующие требованиям правовых норм, и неправомерные (их называют также противоправными правонарушениями) — это действия, которые противоречат требованиям правовых норм. При этом либо не исполняется юридическая обязанность (например, при неуплате налога), либо не соблюдается правовой запрет (например, совершается кража).

В юридической науке сложилась традиционная концепция законности, сущность которой заключается в строгом и неуклонном соблюдении и исполнении всеми субъектами правил действующего законодательства. Законность может быть рассмотрена в узком и широком смысле. В узком смысле под ней понимается принцип функционирования государственного аппарата, согласно которому все органы должны осуществлять свои функции в рамках закона, соблюдая права и свободы каждого члена общества. В широком смысле под законностью понимают такой требуемый государством образ поведения, когда все законы и подзаконные акты безусловно соблюдаются всеми. Следовательно, законность может быть рассмотрена как принцип, как метод осуществления власти (способ деятельности всех участников общественных отношений) и как режим общественной жизни, т. е. как система требований, предъявляемых к личности. Формирование демократического правового государства, реализация правовой реформы, развитие местного самоуправления ставят новые задачи по укреплению законности и дисциплины в нашем государстве. В связи с этим основное внимание должно уделяться вопросам правовой защиты личности, соблюдения гарантий осуществления политических, экономических, социальных прав и свобод граждан. Для этих целей государство должно надежно обеспечивать законность и дисциплину в деятельности своих органов и всего общества в целом. Укрепление законности неразрывно связано с повышением эффективности права, с выработкой наиболее совершенных законодательных актов, полностью отвечающих потребностям современного общества. Здесь следует выделить особую роль Конституции РФ, значение и действие которой выражается в закреплении основных начал, принципов осуществления государственной власти и управления. Конституционные принципы — наиболее общая и высшая форма юридического закрепления режима законности. Это объясняется тем, что она служит базой для построения всей системы законодательства, а все принимаемые в стране законы издаются на основе Конституции РФ и во исполнение ее установлений. В этом состоит ее верховенство по отношению к другим актам в государстве. Конституционные нормы, касающиеся принципа законности, распространяются на все три ветви государственной власти — законодательную, исполнительную и судебную и имеют особое значение в сфере государственного управления, что выражается в деятельности всех субъектов права. Это связывается с тем, что должностные лица, государственные служащие этих органов ежедневно связаны с решением дел, затрагивающих права и интересы граждан, государственных и иных организаций и учреждений. Законность обеспечивает единообразное понимание и применение правовых норм как управляющими, так и управляемыми. Она является объективным условием эффективности права и управления. Принцип законности закрепляется Конституцией РФ (ст. 4, 15) и характеризуется тем, что:

· — органы государственной власти, органы местного самоуправления, должностные лица, граждане и их объединения обязаны соблюдать Конституцию РФ и законы;

· — Конституция РФ и федеральные законы имеют верховенство на всей территории Российской Федерации;

· —.законы подлежат официальному опубликованию. Неопубликованные законы не применяются. Любые нормативные правовые акты, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, не могут применяться, если они не опубликованы официально для всеобщего сведения;

· — Российская Федерация признает приоритет общепризнанных принципов и международных договоров и обеспечивает соответствие им российского законодательства.

Соотношение законности и целесообразности. Органам управления, должностным лицам дается возможность и право в пределах своей компетенции самостоятельно выбирать наиболее целесообразные пути и конкретные меры по решению поставленных перед ними задач. Насколько они самостоятельны в своих действиях? Речь идет о проблеме соотношений законности и целесообразности. Целесообразность только тогда может приносить пользу обществу, государству и личности, когда она не противоречит законности. Соотношение законности и целесообразности определяется тем, что:

· — все нормативные и индивидуальные акты в то же время и целесообразны;

· — субъект права (орган управления или должностное лицо) в соответствии с законом избирает оптимальный, т. е. наиболее целесообразный вариант действия;

· — при наличии правовой нормы недопустимо руководствоваться целесообразностью, недопустимо противопоставление законности и целесообразности.

Принципы и гарантии законности. В законодательстве и юридической литературе выделяются следующие принципы и гарантии законности:

· — верховенство закона по отношению ко всем иным подзаконным актам. Согласно этому принципу акты органов власти, управления, следственных и судебных органов должны соответствовать закону и издаваться на его основе;

· —единство понимания и применения законов на всей территории государства и распространение их на всех членов общества. Это означает, что законы действуют и применяются на территории всей страны без какого-либо исключения;

· — равенство всех перед законом и судом. В этом принципе заключена неразрывная связь законности и демократии, устанавливающей широкие права и свободы для всех субъектов

права;

· — пресечение любых правонарушений. Любое правонарушение является нарушением законности, быстрое его выявление, пресечение и наказание за его совершение играют важную роль для стабильности и укрепления законности;

· — быстрое и эффективное рассмотрение жалоб и просьб граждан.

Осуществление этого принципа служит эффективным средством укрепления законности и реализацией конституционного права граждан вносить в государственные- органы и организации конкретные предложения, замечания и жалобы;

· — надзор и контроль за состоянием законности.

Законность и правопорядок. Законность представляет собой особый государственный и общественный режим, принцип поведения участников общественных отношений, к которым предъявляется основное требование — точно и неуклонно исполнять все законы и подзаконные акты. От законности необходимо отличать правопорядок, который можно определить как реально существующее в стране состояние общественных отношений, урегулированных правом. Этот фактический порядок проявляется в том, что: не нарушаются правовые запреты; беспрепятственно осуществляются права всех граждан; выполняются правовые обязанности; в случае нарушения права, неисполнения обязанности или правового запрета обязательно наступает юридическая ответственность. Вполне понятно, что правопорядок может быть оценен по-разному. Если все участники общественных отношений действуют строго в соответствии с законом, можно говорить о наличии в стране высокого уровня правопорядка. Следовательно, правопорядок есть результат осуществления законности. Его уровень показывает, в какой степени законность реализуется. Правопорядок реально осуществляется, воплощаясь в актах поведения конкретных людей. Если нормы права систематически нарушаются, преступления вовремя не пресекаются и не раскрываются, есть все основания говорить о низком уровне правопорядка. Именно от того, насколько точно и неуклонно соблюдаются законы, зависит слаженность и эффективность работы управленческих органов, их дисциплина, развитие партнерских и трудовых отношений между людьми. Прочный правопорядок — это гарантия осуществления демократии во всех звеньях государственной власти, обеспечения прав личности, участия граждан в управлении делами государства. Охрана пра­вопорядка — одна из основных внутренних функций социального государства.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-05-10; Просмотров: 1587; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.019 сек.