Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

I. Составление протокола об административном правонарушении 1 страница




Возбуждение дела об административном правонарушении, способы возбуждения дела. Протокол об административном правонарушении, правила составления, порядок устранения недостатков протокола.

Общие принципы и задачи производства по делам об административных правонарушениях. Участники производства, их классификация и характеристика. Доказательства, виды доказательств.

Под общими принципами производства по делам об административных правонарушениях следует понимать те его основополагаю­щие начала, которые определяют весь смысл и назначение дан­ного вида административно-юрисдикционного производства. В числе таких принципов традиционно выделяют: принцип за­конности, принцип объективной (материальной) истины, прин­цип (презумпция) невиновности, принцип оперативности, прин­цип устности и непосредственности, принцип равенства сторон, принцип состязательности, принцип публичности, принцип гласности, принцип государственного и национального языка, принцип двуступенчатости и принцип диспозитивности.

Законность как принцип производства находит свое отраже­ние в том, что применение любых мер административного при­нуждения допустимо только на основаниях и в порядке, прямо предусмотренном законом, действующем во время и по месту производства по делу об административном правонарушении, что применение мер административного воздействия произво­дится только уполномоченными на это органами и должност­ными лицами в пределах их компетенции и в строгом соответ­ствии с законом и др.

Принцип объективной (материальной) истины как принцип про­изводства по делам об административных правонарушениях прояв­ляется в необходимости всестороннего, полного и объективного выяснения всех обстоятельств каждого дела, в том числе и по­средством сбора необходимых по делу доказательств и их оценки. Никакие доказательства не могут иметь заранее установленную силу (ст. 26.11 КоАП РФ). Судья, члены коллегиального органа или должностное лицо, осуществляющие производство по делу и его рассмотрение должны оценивать доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном и объективном исследовании всех обстоятельств дела в их со­вокупности. Доказательства, полученные с нарушением закона, признаются не имеющими юридической силы (ст. 34 Деклара­ции прав и свобод человека и гражданина).

Принцип (презумпция) невиновности как принцип производства по делам об административных правонарушениях тесно связан с принципом объективной истины и означает, что привлекаемое к ответственности лицо не обязано доказывать свою невиновность, хотя, и имеет на это право. Обязанность доказывания лежит на субъекте административной юрисдикции, который должен вы­яснить, виновно ли лицо, привлекаемое к ответственности, в со­вершении правонарушения или нет, и доказать это. Кроме того, важное социально-правовое и нравственное значение в этом смысле имеет закрепленное в ст. 51 Конституции РФ положе­ние о том, что никто не обязан свидетельствовать против самого себя, своего супруга и близких родственников.

Принцип оперативности производства по делам об администра­тивных правонарушениях связан с относительной краткостью материально-правовых и процессуальных сроков в сфере административной юрисдикции. Среди таковых можно назвать срок давности привлечения к ответственности и назначения админи­стративных наказаний (по общему правилу — не позднее двух месяцев со дня совершения или обнаружения правонарушения, ч. 1 ст. 4.5 КоАП РФ), сроки рассмотрения дела по существу (по общему правилу — в течение пятнадцати дней со дня получения судьей, органом или должностным лицом протокола и других материалов дела, ч. 1 ст. 29.6 КоАП РФ), сроки исполнения по­ становлений по делам об административных правонарушениях (см. нормы главы 32КоАП_РФ1и_др. Принцип устности и непосредственности состоит в том, что в производстве по делам об административных правонарушениях все разбирательство хотя и ведется устно, но в обязательном по­рядке должно быть непосредственно отражено в материалах дела: составляется протокол об административном правонарушении, в нем фиксируются объяснения привлекаемого к ответственности лица и иных лиц, устно разъясняются их права и обязанности, что также должно быть отражено непосредственно в материалах дела и т. д. Кроме того, дела об административных правонару­шениях рассматриваются с учетом устных объяснений участни­ков процесса, хотя и с записью их в соответствующем протоколе или фиксацией их сущности непосредственно в постановлении по делу.

Равенство сторон и состязательность как принципы произ­водства по делам об административных правонарушениях, так же, как и ряд иных принципов имеют под собой конституцион­ную основу (в ст. 123 Конституции РФ сказано, что судопроиз­водство осуществляется на основе состязательности и равнопра­вия сторон). Принцип равенства — равенства перед законом и органом, рассматривающим дело, всех лиц независимо от пола, расы, национальности, языка и других условий — сформулиро­ван, кроме того, в ст. 19 Конституции РФ и отражен в ст. 1.4 КоАП РФ. А состязательность как принцип производства проявляется в том, что лица, привлекаемые к ответственности, потерпевшие, их законные представители, защитники, прокурор и иные участ­ники производства наделены между собой равными правами и свободны в выборе предусмотренных законом доказательств и средств доказывания (это отражено в нормах главы 25 КоАП РФ). Причем указанные положения закона о правомочиях участников производства обязывают органы, рассматривающие каждое дело об административных правонарушениях по существу, учитывать позицию всех участников процесса и мотивировать в постанов­лении по делу принимаемое решение с учетом их мнения, хотя, конечно же, отсутствие в настоящее время квалифицированной юридической помощи по делам об административных правона­рушениях, как это имеет место быть по гражданским и уголов­ным делам, практически на «нет» сводит состязательность административно-юрисдикционного процесса как объективную реальность (но не как принцип производства).

Публичность как принцип производства по делам об админи­стративных правонарушениях находит свое проявление в том, что применение законодательства об административных правонару­шениях осуществляется в интересах государства, от имени госу­дарства и органами (должностными лицами), уполномоченными на это государством.

Гласность как принцип производства проявляется в том, что все дела об административных правонарушениях рассматриваются открыто, за исключением случаев, когда это может привести к разглашению государственной, военной, коммерческой или иной охраняемой законом тайны, а равно когда закрытого рас­смотрения требуют интересы безопасности либо защиты чести и достоинства лиц, участвующих в производстве по делу, членов их семей и близких, что прямо отражено в ч. 1 ст. 24.3 КоАП РФ. Статья 24.1. Задачи производства по делам об административных правонарушениях

1. Производство по делам об административных правонарушениях является одной из сторон административно-процессуальной деятельности, осуществляемой широким кругом исполнительных органов, а также представляющих их должностных лиц. Субъектами такой деятельности являются и судебные органы, функции которых постоянно расширяются, что свидетельствует об усилении процессуальных гарантий прав и интересов лиц, подвергаемых административной ответственности.

2. Процессуальный характер производства свое основное выражение получает в реализации санкций правовых норм, устанавливающих административную ответственность физических и юридических лиц за совершаемые ими административные правонарушения, предусмотренные в Особенной части КоАП. Соответственно определяются и задачи производства, главная из которых состоит в обеспечении всестороннего, полного, объективного и своевременного рассмотрения полномочными судьями, органами и должностными лицами каждого дела об административном правонарушении с целью разрешения его в соответствии с законом.

3. Разрешение дела находит выражение в принятии по итогам его рассмотрения мотивированного постановления о назначении административного наказания (либо в отказе от его назначения) и его исполнении. Естественно, что в процессе производства выделяются причины и условия, способствовавшие совершению административных правонарушений.

4. В интересах выполнения задач производства КоАП регламентирует важнейшие его процессуальные проявления: порядок производства, права и обязанности участников производства, виды и порядок составления процессуальных документов (протоколы, определения и т.п.), виды и порядок использования доказательств, порядок применения специальных мер процессуального обеспечения производства (например, административное задержание, осмотр помещений, территорий и находящихся там документов и вещей, принадлежащих юридическому лицу или индивидуальному предпринимателю и т.п.) и др.

В отличие от уголовного, гражданского и арбитражного производства, каждое из которых оснащено процессуальными кодексами, производство по делам об административных правонарушениях регламентируется не специальным Административно-процессуальным кодексом, а нормами КоАП, составляющими содержание его разд.IV (гл.24-30). Фактически к процессуальной части настоящего Кодекса можно отнести также и разд.III, поскольку в нем содержится юридическая характеристика судей, органов и должностных лиц, уполномоченных рассматривать дела об административных правонарушениях, без которых невозможно производство. Поскольку в число задач производства по делам об административных правонарушениях входит обеспечение исполнения вынесенного постановления, постольку исполнительное производство также является составной частью комплекса административно-процессуальных действий. В то же время исполнение вынесенных постановлений не относится к полномочиям судей, органов и должностных лиц, рассматривающих конкретные дела; это функция иных органов и должностных лиц. В силу этого вопросы, связанные с исполнительным производством, выделены в разд.V КоАП (гл.31 и 32).

Производство по делам об административных правонарушениях - одна из форм административного процесса, основной чертой которого, позволяющей провести грань между ним и гражданским и уголовным процессом, является его преимущественно внесудебный порядок. Административно-процессуальные действия, внешне сходные с уголовно-процессуальными и гражданско-процессуальными, осуществляются, как правило, органами и должностными лицами, представляющими исполнительную власть. И то, что одним из субъектов данного процесса является судья (мировой судья), не лишает этот процесс административного характера, поскольку в рамках производства по делам об административных правонарушениях судья действует не на основе уголовно-процессуальных или гражданско-процессуальных норм, а на основе административно-процессуальных норм.

Административно-процессуальную деятельность отличают от иных видов процесса такие черты, как известная упрощенность и ускоренность отдельных процессуальных действий, множественность субъектов, уполномоченных на назначение административных наказаний и т.п. Вместе с тем административно-процессуальное производство имеет немало качеств, которые обычно характеризуют процессуальную деятельность на основе УПК, ГПК, АПК.

Производство по делам об административных правонарушениях, равно как и иные формы процессуальной деятельности, в своей основе является админстративно-деликтным. В нем находит соответствующее процессуальное выражение негативная реакция государства и общества на противоправные деяния, совершаемые в сфере государственного управления или реализации задач и функций исполнительной власти - административные деликты, или административные правонарушения. Последние, как известно, являются основанием административной ответственности, реализуемой в административно-процессуальной форме.

По своей сути производство по делам об административных правонарушениях нацелено на разрешение административно-правовых споров, возникающих между сторонами административно-процессуальных отношений, по поводу правомерности или неправомерности применения мер административной ответственности. Причем эти споры (конфликты) разрешаются чаще всего уполномоченными на это исполнительными органами (должностными лицами).

Полномочия по разрешению правовых споров (конфликтов) и по применению в случае негативного их разрешения установленных правовых санкций (уголовное или административное наказание) характеризуются как юрисдикционные. Применительно к производству по делам об административных правонарушениях юрисдикция означает определение круга уполномоченных на рассмотрение и разрешение правовых вопросов исполнительных органов (должностных лиц), а также перечня конкретных дел, отнесенных к компетенции каждого из них. Она вытекает из административной право- и дееспособности, а также их функциональной обязанности применять нормы материально-административного права к конкретным ситуациям, возникающим в подведомственной им сфере общественных отношений.

Производство по делам об административных правонарушениях оснащено процессуальными нормами, по характеру которых можно судить о его организационной структуре. Имеется в виду совокупность последовательно осуществляемых процессуальных действий, совершаемых в интересах эффективного достижения тех задач, которые поставлены перед ним КоАП.

Соответственно можно выделить определенные стадии производства, каждая из которых имеет свое процессуальное назначение, закрепленное в нормах КоАП. В них как в этапах данного вида административно-процессуальной деятельности, фактически проявляется собственно производство.

В КоАП РСФСР эти стадии специально не выделялись, хотя об их существовании можно было догадаться. Новый Кодекс дает основания для этого. К числу стадий относятся вытекающие непосредственно из задач производства по делам об административных правонарушениях следующие его основные этапы, в рамках каждого из которых осуществляются предусмотренные административно-процессуальными нормами действия судей, органов, должностных лиц, уполномоченных на рассмотрение и разрешение подобных дел.

К числу обязательных стадий относится:

возбуждение дела об административном правонарушении (гл.28);

рассмотрение дела об административном правонарушении (гл.29);

вынесение постановления по делу об административном правонарушении. Фактически это стадия разрешения дела в точном соответствии с требованиями административно-процессуальных норм. Следует иметь в виду, что в КоАП она не обозначена как самостоятельная; вынесение мотивированного постановления по делу входит в содержание стадии рассмотрения дела. Тем не менее, поскольку речь идет об издании индивидуального правового акта, имеются основания для выделения данной стадии как в наибольшей степени юридизированной;

исполнение постановления по делу об административном правонарушении (гл.31 и 32).

КоАП предусматривает еще одну стадию производства, а именно - пересмотр постановлений и решений по делам об административных правонарушениях (гл.30). Процессуальное ее назначение несомненно, так как в ее рамках возможно опротестование или обжалование постановления о назначении административного наказания. Поскольку все здесь зависит от инициативы лица, в отношении которого применена мера административной ответственности, и прокурора, а этой инициативы может и не быть, данную стадию производства характеризуют как факультативную.

7. Порядок производства по делам об административных правонарушениях, включая установление мер обеспечения производства, а также порядок исполнения постановлений о назначении административных наказаний, КоАП относит к ведению Российской Федерации в области законодательства об административных правонарушениях (ст.1.3). Это означает, что установление производства по таким делам - централизованный в масштабе всей страны предмет ведения.

8. В качестве определенного итога следует указать на то, что производство по делам об административных правонарушениях есть нормативно урегулированный вид процессуальной деятельности юрисдикционного характера, осуществляемый как в судебном, так и во внесудебном порядке в особых процессуальных формах, закрепленных в КоАП.

Задачами производства до делам об админист­ративных правонарушениях являются всесторон­нее, полное, объективное и своевременное выясне­ние обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений. Дела об ад­министративных правонарушениях подлежат от­крытому рассмотрению, за исключением случаев, если это может привести к разглашению государ­ственной, военной, коммерческой или иной охра­няемой законом тайны, а также в случаях, если этого требуют интересы обеспечения безопасности, защиты чести и достоинства лиц участвующих в производстве по делу об административном право­нарушении, членов их семей, их близких.

К участникам производства по делам об адми­нистративных правонарушениях относятся: 1) лицо, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении; 2) по­терпевший; 3) законные представители физическо­го лица; 4) законные представители юридическо­го лица; 5) защитник и представитель; 6) свидетель; 7) понятой; 8) специалист; 9) эксперт; 10) пере­водчик; 11) прокурор.

Лицо, в отношении которого ведется производ­ство по делу об административном правонаруше­нии, вправе знакомиться со всеми материалами дела, давать объяснения, представлять доказатель­ства, заявлять ходатайства и отводы, пользовать­ся юридической помощью защитника, а также иными процессуальными правами.

Дело об административном правонарушении рас­сматривается с участием лица, в отношении кото­рого ведется производство по делу. В его отсутствие дело может быть рассмотрено лишь в случаях, если имеются данные о надлежащем извещений лица о месте и времени рассмотрения дела и если от лица не поступило ходатайство об отложении рассмотре­ния дела либо если такое ходатайство оставлено без удовлетворения. При рассмотрении дела об адми­нистративном правонарушении, влекущем админи­стративный арест или административное выдворе­ние за пределы Российской Федерации иностран­ного гражданина либо лица без гражданства, присутствие лица, в отношении которого ведется производство по делу, является обязательным.

Потерпевшим считается физическое лицо или юридическое лицо, которым административным правонарушением причинен физический, имуще­ственный или моральный вред. Потерпевший вправе знакомиться со всеми материалами дела об административном правонарушении, давать объяс­нения, представлять доказательства, заявлять хо­датайства и отводы, пользоваться юридической помощью представителя, обжаловать постановле­ние по данному делу, пользоваться иными процес­суальными правами.

Дело об административном правонарушении рас­сматривается с участием потерпевшего. В его отсут­ствие дело может быть рассмотрено лишь в случа­ях, когда имеются данные о надлежащем извеще­нии потерпевшего о месте и времени рассмотрения дела и если от потерпевшего не поступило ходатай­ство об отложении рассмотрения дела либо когда такое ходатайство оставлено без удовлетворения.

Законные представители физического лица осуществляют защиту прав и законных интересов физического лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном право­нарушении, или потерпевшего, являющихся: а) несовершеннолетними; б) по своему физическо­му или психическому состоянию лишенными воз­можности самостоятельно реализовать свои права.

Законными представителями физического лица могут быть:

1)его родители;

2)усыновители;

3)опекуны или попечители.

Законные представители физического лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, и потер­певшего имеют права и несут обязанности, предус­мотренные в отношении представляемых ими лиц.

Законные представители юридического лица. Защиту прав и законных интересов юридического лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, или юридического лица, являющегося потерпев­шим, осуществляют его законные представители. Законные представители юридического лица — его руководитель, а также иное лицо, признанное в соответствии с законом или учредительными до­кументами органом юридического лица. Дело об административном правонарушении, совершенном юридическим лицом, рассматривает­ся с участием его законного представителя или защитника. В отсутствие указанных лиц дело мо­жет быть рассмотрено лишь в случаях, если име­ются данные о надлежащем извещении лиц, о ме­сте и времени рассмотрения дела и если от них не поступило ходатайство об отложении рассмот­рения дела либо если такое ходатайство оставле­но без удовлетворения.

Защитник и представитель. Для оказания юридической помощи лицу, в отношении которо­го ведется производство по делу об административ­ном правонарушении, в производстве по делу об административном правонарушении может уча­ствовать защитник, а для оказания юридической помощи потерпевшему —представитель. В каче­стве защитника или представителя в производстве по делу об административном правонарушении может выступать адвокат или иное лицо.

Защитник и представитель вправе участвовать в производстве по делу об административном право­нарушении с момента составления протокола об административном правонарушении. В случае ад­министративного задержания физического лица в связи с административным правонарушением за­щитник допускается к, участию в деле с момента административного задержания. Защитник и представитель могут знакомиться со всеми мате­риалами дела, представлять доказательства, заяв­лять ходатайства и отводы, участвовать в рассмот­рении дела, обжаловать применение мер обеспече­ния производства по делу, постановление по делу. Они пользуются и иными процессуальными пра­вами.

Понятой вправе делать замечания по поводу совершаемых процессуальных действий. Замеча­ния понятого подлежат занесению в протокол. В случае необходимости понятой может быть оп­рошен в качестве свидетеля.

Специалист. В качестве специалиста для учас­тия в производстве по делу об административном правонарушении может быть привлечено любое не заинтересованное в исходе дела совершеннолетнее лицо, обладающее познаниями,4необходимыми для оказания содействия в обнаружении, закреплении и изъятии доказательств, а также в применении технических средств (например, познаниями в об­ласти автотехники, пожарной безопасности, эколо­гии, строительства, энергетики, финансов и т.д.).

Специалист обязан: 1) явиться по вызову судьи, органа, должностного лица, в производстве кото­рых находится дело об административном право­нарушении; 2) участвовать в проведении действий, требующих специальных познаний, в целях обна­ружения, закрепления и изъятия доказательств, давать пояснения по поводу совершаемых им дей­ствий; 3) удостоверить своей подписью факт совер­шения указанных действий, их содержание и ре­зультаты.

Специалист вправе: 1) знакомиться с материа­лами дела об административном правонарушении, относящимися к предмету действий, совершаемых с его участием; 2) с разрешения судьи, должност­ного лица, лица, председательствующего в заседа­нии коллегиального органа, в производстве кото­рых находится дело об административном право­нарушении, задавать вопросы, относящиеся к предмету соответствующих действий, лицу, в* от­ношении которого ведется производство по делу, потерпевшему и свидетелям; 3) делать заявления и замечания по поводу совершаемых им действий.

Эксперт. В качестве эксперта может быть при­влечено любое не заинтересованное в исходе дела совершеннолетнее лицо, обладающее специальны­ми познаниями в науке, технике, искусстве или ремесле, достаточными для проведения эксперти­зы и дачи экспертного заключения.

Эксперт обязан: 1) явиться по вызову судьи, органа, должностного лица, в производстве кото­рых находится дело об административном право­нарушении; 2) дать объективное заключение по поставленным перед ним вопросам, а также тре­буемые объяснения в связи с содержанием заклю­чения.

Эксперт имеет право отказаться от дачи заклю­чения, если поставленные вопросы выходят за пределы его специальных познаний или если пре­доставленных ему материалов недостаточно для дачи заключения.

Эксперт вправе: 1) знакомиться с материалами дела об административном правонарушении, отно­сящимися к предмету экспертизы, заявлять хода­тайства о предоставлении ему дополнительных материалов, необходимых для дачи заключения; 2) с разрешения судьи, должностного лица, лица, председательствующего в заседании коллегиально­го органа, в производстве которых находится дело об административном правонарушении, задавать вопросы, относящиеся к предмету экспертизы, лицу, в отношении которого ведется производство по делу, потерпевшему и свидетелям; 3) указывать в своем заключении имеющие значение $ля дела обстоятельства, которые установлены при проведе­нии экспертизы и по поводу которых ему не были поставлены вопросы.

Переводчик. В качестве переводчика может быть привлечено любое не заинтересованное в исходе дела совершеннолетнее лицо владеющее языками или навыками сурдоперевода (т. е. понимающее знаки немого или глухого), необходимыми для пе­ревода или сурдоперевода при производстве по делу об административном правонарушении. Перевод­чик обязан явиться по вызову судьи, органа, долж­ностного лица, $ производстве которых находится дело об административном правонарушении, вы­полнить полно и точно порученный ему перевод.

Прокурор. Генеральный прокурор РФ и' назна­чаемые им прокуроры осуществляют в пределах своей компетенции надзор за соблюдением Консти­туции РФ и исполнением действующих на терри­тории Российской Федерации законов при произ­водстве по делам об административных правона­рушениях, за исключением дел, находящихся в производстве суда.

Прокурор в пределах своих полномочий впра­ве: 1) возбуждать производство по делу об адми­нистративном правонарушении; 2) участвовать в рассмотрении дела об административном правона­рушении, заявлять ходатайства, давать заключения по вопросам, возникающим во время рассмотрения дела; 3) приносить протест на постановление по делу об административном правонарушении (неза­висимо от того, участвует он в деле или нет), а также совершать иные предусмотренные федераль­ным законом действия.

Субъекты, имеющие личный интерес в деле, — лицо, привлекаемое к ответственности, потерпевший и его законные представители (родители, усыновители, опекуны, попечители, адвокаты). 1) Лицо, привлекаемое к административной ответственности, имеет право знакомиться с материалами дела, давать объяснения, представлять доказательства, заявлять ходатайства; при рассмотрении дела пользоваться юридической помощью адвоката; выступать на родном языке и пользоваться услугами переводчика, если не владеет языком, на котором ведется производство; обжаловать постановление по делу. Дело об административном правонарушении рассматривается в присутствии лица, привлекаемого к административной ответственности. В отсутствие этого лица дело может быть рассмотрено лишь в случаях, когда имеются данные о своевременном его извещении о месте и времени рассмотрения дела и если от него не поступило ходатайство об отложении рассмотрения дела. При рассмотрении некоторых категорий дел присутствие лица, привлекаемого к ответственности, обязательно: мелкое хулиганство, распитие спиртных напитков в общественных местах или появление в пьяном виде, оскорбляющем человеческое достоинство и общественную нравственность, в общественных местах и др. В случае его уклонения от явки по вызову органа, рассматривающего дело, это лицо может быть подвергнуто приводу. 2) Потерпевшим является лицо, которому административным правонарушением причинен моральный, физический или имущественный вред. Потерпевший вправе знакомиться с материалами дела, заявлять ходатайства, приносить жалобу на постановление об административном правонарушении. 3) Законные представители (родители, опекуны, попечители, усыновители) вправе представлять законные интересы лица, привлекаемого к административной ответственности, и потерпевшего, являющихся несовершеннолетними, или если в силу своих психических и физических недостатков они не могут сами осуществлять свои права по делу об административном правонарушении. 4) Адвокат (защитник и представитель) может участвовать в рассмотрении дела об административном правонарушении для оказания юридической помощи лицу, привлекаемому к административной ответственности. Полномочия адвоката удостоверяются ордером, выдаваемым юридической консультацией. Адвокат имеет право знакомиться с материалами дела, заявлять ходатайства; по поручению лица, пригласившего его, приносить от его имени жалобы на постановления по делу. Субъекты, не имеющие личного интереса в деле, — свидетель, эксперт, специалист, переводчик и понятой. 1) Свидетелем по делу об административном правонарушении может быть вызвано любое лицо, которому могут быть известны какие-либо обстоятельства, подлежащие установлению по данному делу. Свидетель обязан явиться по вызову органа (должностного лица), в производстве которого находится административное дело, и дать правдивые показания. 2) Эксперт назначается органом (должностным лицом), в производстве которого находится дело об административном правонарушении, в случае, когда возникает необходимость в специальных познаниях. Он имеет право знакомиться с материалами дела, присутствовать при рассмотрении дела, заявлять ходатайства и др. 3) Переводчик назначается органом (должностным лицом), в производстве которого находится дело об административном правонарушении. Переводчик обязан явиться по вызову органа (должностного лица) и выполнить полно и точно порученный ему перевод. 4) Понятой – это лицо удостоверяющее законность, ход и результаты определенных процессуальных действий, очевидцем которых он являлся. Потерпевшим, свидетелям, экспертам и переводчикам возмещаются в установленном порядке расходы, понесенные ими в связи с явкой в орган (к должностному лицу), в производстве которого находится дело об административном правонарушении. За лицами, вызываемыми в качестве потерпевших, свидетелей, экспертов и переводчиков, сохраняется в установленном порядке средний заработок по месту их работы за время отсутствия в связи с явкой в орган (к должностному лицу), в производстве которого находится дело об административном правонарушении. Лицам, не являющимся рабочими или служащими, выплачивается вознаграждение за отрыв их от обычных занятий. Эксперт и профессиональный переводчик имеют право на вознаграждение за выполнение своих обязанностей, кроме тех случаев, когда эти обязанности выполнялись в порядке служебного задания.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-05-10; Просмотров: 1268; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.036 сек.