Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Организация охраны здоровья 1 страница




1. Организация охраны здоровья осуществляется путем:

1) государственного регулирования в сфере охраны здоровья, в том числе нормативного правового регулирования;

2) разработки и осуществления мероприятий по профилактике возникновения и распространения заболеваний, в том числе социально значимых заболеваний и заболеваний, представляющих опасность для окружающих, и по формированию здорового образа жизни населения;

3) организации оказания первой помощи, всех видов медицинской помощи, в том числе гражданам, страдающим социально значимыми заболеваниями, заболеваниями, представляющими опасность для окружающих, редкими (орфанными) заболеваниями;

4) обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения;

5) обеспечения определенных категорий граждан Российской Федерации лекарственными препаратами, медицинскими изделиями и специализированными продуктами лечебного питания в соответствии с законодательством Российской Федерации;

6) управления деятельностью в сфере охраны здоровья на основе государственного регулирования, а также саморегулирования, осуществляемого в соответствии с федеральным законом.

2. Организация охраны здоровья основывается на функционировании и развитии государственной, муниципальной и частной систем здравоохранения.

3. Государственную систему здравоохранения составляют:

1) федеральные органы исполнительной власти в сфере охраны здоровья и их территориальные органы, Российская академия медицинских наук;

2) исполнительные органы государственной власти субъектов Российской Федерации в сфере охраны здоровья, органы управления в сфере охраны здоровья иных федеральных органов исполнительной власти (за исключением федеральных органов исполнительной власти, указанных в пункте 1 настоящей части);

3) подведомственные федеральным органам исполнительной власти, государственным академиям наук и исполнительным органам государственной власти субъектов Российской Федерации медицинские организации и фармацевтические организации, организации здравоохранения по обеспечению надзора в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека, судебно-экспертные учреждения, иные организации и их обособленные подразделения, осуществляющие деятельность в сфере охраны здоровья.

4. Муниципальную систему здравоохранения составляют:

1) органы местного самоуправления муниципальных районов и городских округов, осуществляющие полномочия в сфере охраны здоровья;

2) подведомственные органам местного самоуправления медицинские организации и фармацевтические организации.

5. Частную систему здравоохранения составляют создаваемые юридическими и физическими лицами медицинские организации, фармацевтические организации и иные организации, осуществляющие деятельность в сфере охраны здоровья.

Источники медицинского права. Глава 1, раздел 3 учебника, стр. 72-79

. Законодательство в сфере охраны здоровья основывается на Конституции Российской Федерации и состоит из настоящего Федерального закона, принимаемых в соответствии с ним других федеральных законов, иных нормативных правовых актов Российской Федерации, законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации.

2. Нормы об охране здоровья, содержащиеся в других федеральных законах, иных нормативных правовых актах Российской Федерации, законах и иных нормативных правовых актах субъектов Российской Федерации, не должны противоречить нормам настоящего Федерального закона.

3. В случае несоответствия норм об охране здоровья, содержащихся в других федеральных законах, иных нормативных правовых актах Российской Федерации, законах и иных нормативных правовых актах субъектов Российской Федерации, нормам настоящего Федерального закона применяются нормы настоящего Федерального закона.

4. Органы местного самоуправления в пределах своей компетенции имеют право издавать муниципальные правовые акты, содержащие нормы об охране здоровья, в соответствии с настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации.

5. В случае, если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем предусмотренные настоящим Федеральным законом правила в сфере охраны здоровья, применяются правила международного договора.

132. Система охраны здоровья граждан в РФ представлена государственной системой здравоохранения, муниципальной системой здравоохранения и частной системой здравоохранения, соответствующие формам собственности, закрепленным в Конституции РФ, по действующим в едином правовом поле, соответственно Законам РФ, в т.ч. и «Основам законодательства РФ об охране здоровья граждан». Предприятия, учреждения и организации государственной, муниципальной и частной систем здравоохранения могут осуществлять свою деятельность только при наличии лицензии на избранный вид деятельности.

 

регламентируют государственную систему здравоохранения.

 

К государственной системе здравоохранения относится министерство здравоохранения РФ (Минздрав РФ), министерства здравоохранения республик в составе РФ, органы управления здравоохранения субъектов РФ, Российская академия медицинских наук (РАМН), Государственный комитет санитарно-эпидемиологического надзора РФ и находящиеся в государственной собственности и подчинении ее органам управления лечебно-профилактические учреждения (ЛПУ), научно-исследовательские учреждения (НИУ), образовательные учреждения, фармацевтические предприятия и организации, аптеки и иные предприятия и организации, а так же перечисленные учреждения, создаваемые другими министерствами, ведомствами и государственными организациями Российской Федерации.

 

Предприятия, учреждения и организации государственной системы здравоохранения являются юридическими лицами и осуществляют свою деятельность в соответствии с Законодательством РФ, правовыми актами субъектов РФ, нормативными актами органов управления здравоохранения.

 

К муниципальной системе здравоохранения относятся муниципальные органы управления здравоохранения и учреждения по перечисленной номенклатуре, находящиеся в муниципальной собственности. Они так же являются юридическими лицами, но в своей деятельности, помимо выше перечисленных обоснований, руководствуются нормативными актами органов местного самоуправления. Финансирование их деятельности осуществляется так же за счет бюджетов всех уровней, включая муниципальный.

 

К частной системе здравоохранения относятся учреждения, находящиеся в частной собственности, а так же лица, занимающиеся частной практической и частной медицинской деятельностью. Деятельность частной системы здравоохранения регламентируется всем выше перечисленным законодательством и нормативными актами.

 

Предприятия, учреждения и организации всех трех систем здравоохранения могут осуществлять свою деятельность только при наличии лицензии на избранный вид деятельности, а при оказании медицинской помощи по нескольким профилям в лицензии указывается отдельно каждый вид деятельности.

 

Основанием для получения лицензии служит сертификат соответствия условий деятельности установленным стандартам. Выдачу лицензий и сертификатов проводят лицензионные комиссии, создаваемые органами государственного управления субъекта РФ или, по его поручению, местной администрацией. При несоответствии условий деятельности учреждения любой системы здравоохранения установленным стандартам лицензия и сертификат не выдаются, или их действие приостанавливается. Порядок и условия выдачи лицензий определяются только Правительством РФ.

 

Лицензирование и сертификация медицинских учреждений и медицинских услуг направлены на защиту прав граждан в области охраны здоровья, в т.ч. при оказании медико-социальной помощи (разделы V и VI).

 

Финансирование охраны здоровья граждан в Российской Федерации.

 

Источниками финансирования охраны здоровья граждан в РФ являются:

 

1. средства бюджетов всех уровней;

2. средства, направленные на обязательное и добровольное страхование в соответствии с законом РФ «О медицинском страховании граждан в РФ»;

3. средства целевых фондов, предназначенных для охраны здоровья граждан;

4. средства государственных и муниципальных предприятий, организаций и других хозяйствующих субъектов, общественных объединений;

5. доходы от ценных бумаг;

6. кредиты банков и других кредиторов;

7. безвозмездные и (или) благотворительные взносы и пожертвования;

8. иные источники, не запрещенные законодательством РФ.

 

Перечисленные источники финансирования предназначены для обеспечения функционирования системы охраны здоровья граждан.

 

Из этих источников формируются финансовые средства государственной системы обязательного медицинского страхования за счет отчислений на него от страхователей.

 

Источником финансирования деятельности военных медицинских учреждений является государственный бюджет МО РФ, однако в современных экономических условиях все большее значение приобретает привлечение средств фондов обязательного и добровольного медицинского страхования через сотрудничество со страховыми компаниями, включая оказание платных медицинских услуг.

 

Для реализации государственной политики в области ОМС созданы федеральный и территориальные фонды ОМС, как самостоятельные некоммерческие финансово-кредитные учреждения. Территориальные фонды ОМС создаются органами власти субъектов РФ и осуществляют свою деятельность в соответствии с законодательством РФ и нормативными актами субъектов федерации. Фонды ОМС предназначены для аккумулирования финансовых средств на обязательное медицинское страхование, обеспечение финансовой стабильности государственной системы ОМС и выравнивания финансовых ресурсов на ее проведение. Финансовые фонды ОМС находятся в государственной собственности РФ, не входят в состав бюджетов, других фондов и изъятию не подлежат (ст. 13 Закона РФ «О медицинском страховании граждан»).

 

145. Понятие и возмещение вреда здоровью и жизни, причиненного ненадлежащим оказанием медицинской помощи. Механизмы разрешения правовых конфликтов

Фактическим основанием ответственности медицинского учреждения - врача является вред, причиненный жизни и здоровью пациента. Помимо вреда как основания возникновения деликтного обязательства закон определяет условия наступления деликтной ответственности медицинского учреждения - врача: противоправность поведения непосредственного причинителя вреда в форме неисполнения или ненадлежащего исполнения медицинским работником профессиональных обязанностей; причинная связь между вредом и противоправным поведением (ненадлежащим лечением и вредом здоровью); правовая связь в форме трудовых отношений медицинского работника, причинившего вред, с медицинским учреждением.

Рассмотрим условия наступления деликтной ответственности медицинского учреждения - врача.

Противоправность поведения непосредственного причинителя вреда в форме неисполнения или ненадлежащего исполнения медицинским работником профессиональных обязанностей. Применительно к субъектам, оказывающим медицинскую услугу, признаки противоправных действий заключаются в следующем: совершение деяний, не отвечающих полностью или частично официальным требованиям (закону, инструкциям и т.д.); несоответствие медицинской услуги стандарту, условиям договора или обычно предъявляемым требованиям.

Для оценки действий (бездействия) работников медицинского учреждения или врача как противоправных исходным моментом является анализ объема и содержание их обязанностей, предусмотренных применительно к тому или иному медицинскому случаю.

В соответствии с п. п. 1, 3 ст. 1064 ГК РФ причинение вреда личности или имуществу гражданина считается противоправным, пока не доказано обратное, т.е. его причинение правомерными действиями. Обязанность по доказыванию правомерности своих действий, повлекших причинение вреда здоровью пациента, возлагается на медицинское учреждение - врача.

Причинная связь между вредом и противоправным поведением (ненадлежащим лечением и вредом здоровью). Установление причинной связи идет в ретроспективном плане, т.е. от следствия к причине. В одних случаях расстройство здоровья или смерть пациента является прямым последствием ненадлежащей медицинской услуги (повреждение органа при операции, применение недопустимых для данного пациента медикаментов и т.д.), в других - непрофессиональные действия медицинского работника, например отказ в госпитализации, усугубили неблагоприятное течение заболевания, чем причиняется вред здоровью. Причинная связь может быть очевидной (как уже отмечалось, повреждение органа пациента при операции), таки неочевидной, когда неблагоприятный результат не следует непосредственно после неправомерных действий, или порождает целый ряд отрицательных факторов, усложняющих оценку состояния здоровья пациента. В этом случае оценку причинения вреда и причинную связь с противоправным поведением медицинского работника определяет эксперт.

Вина причинителя вреда (медицинского учреждения - врача). В гражданском праве под виной понимаются "непринятие правонарушителем всех возможных мер по устранению неблагоприятных последствий своего поведения, необходимых при той степени заботливости и осмотрительности, которая требовалась от него по характеру лежащих на нем обязанностей и конкретным условиям гражданского оборота" <3>. Ответственность по неисполненным или исполненным ненадлежащим образом обязательствам медицинское учреждение несет, как правило, при наличии вины. При осуществлении медицинской деятельности медицинский работник является субъектом оказания медицинской услуги, а учреждение, с которым он связан трудовыми отношениями, - субъектом ее предоставления. Неблагоприятные для здоровья пациента последствия непрофессиональных действий медицинского работника влекут как его персональную ответственность, так и имущественную ответственность учреждения, в котором он работает.

Вред, причиненный вследствие недостатков работы или услуги, подлежит возмещению, если он возник в течение установленного срока пользования услугой или работой, а если такой срок не установлен, то в течение десяти лет со дня производства услуги или работы. Независимо от времени причинения вред подлежит возмещению, если в нарушение требований закона срок годности или срок службы не установлен; лицо, которому была выполнена работа или оказана услуга, не было предупреждено о необходимых действиях по истечении срока годности или срока службы и возможных последствиях при невыполнении указанных действий либо ему не была предоставлена полная и достоверная информация о товаре (работе, услуге) (ст. 1097 ГК РФ).

В соответствии со ст. 13 Закона "О защите прав потребителей" за нарушение прав потребителей исполнитель несет ответственность, предусмотренную Законом или договором. Убытки, причиненные потребителю, подлежат возмещению в полной сумме сверх неустойки (пени), установленной настоящим Законом или договором. Уплата неустойки (пени) и возмещение убытков не освобождают исполнителя услуги от исполнения возложенных на него обязательств в натуре перед потребителем. Исполнитель освобождается от ответственности за неисполнение обязательств или за ненадлежащее исполнение обязательств, если докажет, что неисполнение обязательств или их ненадлежащее исполнение произошло вследствие непреодолимой силы, а также по иным основаниям, предусмотренным Законом. Требования потребителя об уплате неустойки (пени), предусмотренной Законом или договором, подлежат удовлетворению исполнителем в добровольном порядке. При удовлетворении судом требований потребителя, установленных Законом, суд взыскивает с исполнителя за несоблюдение в добровольном порядке удовлетворения требований потребителя штраф в размере пятидесяти процентов от суммы, присужденной судом в пользу потребителя.

Согласно ст. 14 Закона "О защите прав потребителей" вред, причиненный жизни, здоровью или имуществу потребителя вследствие конструктивных, производственных, рецептурных или иных недостатков услуги, подлежит возмещению в полном объеме. Право требовать возмещения вреда, причиненного вследствие недостатков работы или услуги, признается за любым потерпевшим независимо от того, состоял ли он в договорных отношениях с исполнителем или нет. Вред, причиненный жизни, здоровью или имуществу потребителя, подлежит возмещению, если он причинен в течение установленного срока службы или срока годности работы. Вред, причиненный вследствие недостатков работы или услуги, подлежит возмещению исполнителем. Исполнитель несет ответственность за вред, причиненный жизни, здоровью или имуществу потребителя в связи с использованием материалов, оборудования, инструментов и иных средств, необходимых для оказания услуг, независимо от того, позволял уровень научных и технических знаний выявить их особые свойства или нет. Исполнитель освобождается от ответственности, если докажет, что вред причинен вследствие непреодолимой силы или нарушения потребителем установленных правил использования услуги.

В связи с изложенным можно сделать вывод о распространении этой нормы на некачественное оказание медицинской услуги, причинившей вред жизни и здоровью пациента, при этом исполнитель медицинской услуги несет ответственность за некачественное, ненадлежащее выполнение своих договорных обязанностей по оказанию возмездных медицинских услуг независимо от его вины, за исключением случаев невозможности исполнения обязательства вследствие непреодолимой силы.

В последние годы пользуется наибольшим спросом и активно развивается страхование ответственности медицинских учреждений и частнопрактикующих врачей <6>. Ранее действовавшие Основы законодательства об охране здоровья граждан в п. 7 ст. 63 предусматривали право медицинских работников на страхование профессиональной ошибки <7>, не связанной с небрежным или халатным выполнением ими профессиональных обязанностей, в результате которых причинен вред жизни или здоровью гражданина <8>. Оказание медицинских услуг всегда связано для врача с риском возложения на него ответственности в случае, если лечение не привело к желаемому для пациента результату. Необходимо отметить, что процессу лечения предшествует диагностика и консультирование пациента. Результат консультации для пациента зачастую является решающим для принятия им решения на тот или иной метод лечения (операционное вмешательство и т.д.). Эта проблема в настоящее время остро ощущается представителями отдельных профессий в сфере медицинских услуг, что заставляет их искать способы и методы разрешения конфликтов <9>. Так, предметом договора страхования профессиональной ответственности в соответствии с Примерным договором страховой компании "Альфа-страхование" (Санкт-Петербургский филиал) является предоставление страховой защиты страхователю, а объектом страхования по договору страхования профессиональной ответственности медицинских работников - физический ущерб, возникший в результате непреднамеренной ошибки врача.

. Разрешение конфликта - это то или иное положительное действие (решение) самих субъектов конфликта либо третьей стороны, прекращающее противоборство мирными средствами либо путем разрешения противоречия, лежащего в основе конфликта, либо путем согласования интересов противоборствующих сторон, либо путем императивного предписания соответствующего органа. Управляемый конфликт имеет больше шансов на разрешение.

146. Правовая и социальная защита медицинских работников

Медицинские и фармацевтические работники имеют право на:

1) обеспечение условий их деятельности в соответствии с требованиями охраны труда:

2) работу по трудовому договору (контракту), в том числе за рубежом;

3) защиту своей профессиональной чести и достоинства;

4) получение квалификационных категорий в соответствии с достигнутым уровнем теоретической и практической подготовки;

5) совершенствование профессиональных знаний;

 

6) переподготовку за счет средств бюджетов всех уровней при невозможности выполнять профессиональные обязанности по состоянию здоровья, а также в случаях высвобождения работников в связи с сокращением численности или штата, ликвидации предприятий, учреждений и организаций;

7) страхование профессиональной ошибки, в результате которой причинен вред или ущерб здоровью гражданина, не связанный с небрежным или халатным выполнением ими профессиональных обязанностей:

8) беспрепятственное и бесплатное использование средств связи, принадлежащих предприятиям, учреждениям, организациям или гражданам, а также любого имеющегося вида транспорта для перевозки гражданина в ближайшее лечебно-профилактическое учреждение в случаях, угрожающих его жизни;

9) первоочередное получение жилых помещений, установку телефона, предоставление их детям мест в детских дошкольных и санаторно-курортных учреждениях, приобретение на льготных условиях автотранспорта, используемого для выполнения профессиональных обязанностей при разъездном характере работы, и иные льготы, предусмотренные законодательством Российской Федерации, республик в составе Российской Федерации, правовыми актами автономной области, автономных округов, краев, областей, городов Москвы и Санкт-Петербурга. Врачи, провизоры, работники со средним медицинским и фармацевтическим образованием государственной и муниципальной систем здравоохранения, работающие и проживающие в сельской местности и поселках городского типа, а также проживающие с ними члены их семей имеют право на бесплатное предоставление квартир с отоплением и освещением в соответствии с действующим законодательством. Порядок переподготовки, совершенствования профессиональных знаний медицинских и фармацевтических работников, получения ими квалификационных категорий определяется в соответствии с настоящими Основами Министерством здравоохранения Российской Федерации, министерствами здравоохранения республик в составе Российской Федерации совместно с профессиональными медицинскими и фармацевтическими ассоциациями.

147. Правовое регулирование медицинских экспертиз: судебных и несудебных.

Экспертиза бывает судебной и внесудебной (досудебной).

Судебная экспертиза – исследование, проводимое экспертом (лицом, обладающим специальными знаниями) по поручению суда, следствия или органов дознания с целью ответа на поставленные перед экспертом вопросы, способствующие установлению обстоятельств, подлежащих доказыванию и дачей «Заключения эксперта». Порядок производства экспертизы регламентирован законодательством РФ.

Федеральный закон "О государственной судебной экспертной деятельности в Российской Федерации" № 73-ФЗ от 31.05.01. Согласно ст. 41. указанного закона: "В соответствии с нормами процессуального законодательства Российской Федерации судебная экспертиза может проводиться вне государственных судебно-экспертных учреждений лицами, обладающими специальными знаниями в области науки, техники, искусства или ремесла, но не являющимися государственными судебными экспертами".

 

Внесудебная (досудебная) экспертиза – это аналогичное исследование, которое проводится специалистом (лицом, обладающим специальными знаниями) по поручению любого физического или юридического лица с выдачей заключения. Порядок проведения внесудебной независимой экспертизы не регламентирован законодательством РФ.

 

148. Правосознание и правовая культура врача

 

Групповая правовая культура складывается под влиянием правовой культуры личностей, образующих ту или иную группу. Правовая культура социальной группы во многом определяется тем, насколько тесно связана с правом профессиональная деятельность представителей той или иной группы.

 

Например, деятельность медицинских работников во многих областях регламентируется правовыми нормами: помимо Основ законодательства о здравоохранении, существуют многочисленные приказы Министерства здравоохранения (например, утверждающие перечень медикаментов, отпускаемых только по рецепту врача), правила ведения индивидуальных карт больного, постановки на учет, выдачи листков временной нетрудоспособности, регистрации летальных исходов и т.д. Знание и практическое использование всех этих предписаний составляет неотъемлемую часть профессиональной подготовленности медработников. Поэтому правовая культура медиков характеризуется достаточно высоким уровнем по сравнению с иными группами населения хотя бы уже потому, что врачи значительно более осведомлены в правовых вопросах. Их правовая культура характеризуется не только знанием комплекса нормативных предписаний, но и поведением в соответствии с требованиями закона, уважением права, т.е. достаточно высоким уровнем всех показателей правовой культуры. В противоположность этому лица, не связанные в силу профессиональной деятельности с правовой сферой

149. Юридическая ответственность медицинских работников: понятие, виды. Характерные черты, сходства и отличия видов юридической ответственности

Юридическая ответственность – это установленные законом меры воздействия на правонарушителя, содержащие неблагоприятные для него последствия, применяемые государственными органами в порядке, установленном государством.

Юридическая ответственность, являясь одной из форм социальной ответственности, в то же время по целому спектру признаков отличается от всех других видов:

– она всегда оценивает прошлое: это ответственность за действие (бездействие), которое уже имело место, произошло, то есть юридическая ответственность – ответственность ретроспективная. Этим юридическая ответственность отличается от организационной, политической и других видов ответственности, обращенных в будущее (например, в постановлении какой-либо общественной организации определяется, что «товарищ К. отвечает за проведение мероприятия». Здесь налицо либо организационная, либо политическая ответственность и речь идет об ответственности товарища К. в будущем, если это мероприятие будет сорвано);

 

– юридическая ответственность устанавливается за нарушение правовых требований, а не за их выполнение. Весьма часто можно встретить штампы, когда «прописывают» в законопроектах ответственность за соблюдение правовых положений: за достоверную информацию (а надо за недостоверную), за выполнение договорных обязательств (а надо за нарушение и т. п.);

 

– связь юридической ответственности с государством: только государство устанавливает меры этой ответственности, и только органы государства их осуществляют в порядке, который также устанавливается государством;

 

– юридическая ответственность сочетается с государственным осуждением, порицанием поведения правонарушителя. Именно государственное осуждение помогает вызвать такие чувства, которые могут оказать существенное воспитательное воздействие на лиц, допустивших противоправное деяние. Например, помещение больного в психиатрическую больницу, или таможенный досмотр лиц, пересекающих границы государств, или изъятие имущества его собственником у добросовестного приобретателя не сопровождаются осуждением, порицанием этих лиц, хотя и носят не совсем благоприятный для них характер.

 

Юридическая ответственность характеризуется следующими признаками:

1) опирается на государственное принуждение, на особый аппарат; это конкретная форма реализации санкций, предусмотренных нормами права;

2) наступает за совершение правонарушения, связана с общественным осуждением;

3) выражается в определенных отрицательных последствиях для правонарушителя личного, имущественного, организационно-физического характера;

4) воплощается в процессуальной форме.

Указанные признаки юридической ответственности являются обязательными: отсутствие хотя бы одного из них свидетельствует об отсутствии юридической ответственности и позволяет отграничивать ее от других правовых и неправовых категорий.

Таким образом, юридическая ответственность представляет собой возникшее из правонарушений правовое отношение между государством в лице его специальных органов и правонарушителем, на которого возлагается обязанность претерпевать соответствующие лишения и неблагоприятные последствия за совершенное правонарушение, за нарушение требований, которые содержатся в нормах права.

 

Основанием возникновения юридической ответственности медицинских работников и организаций являетсяправонарушение, выражающееся в неисполнении, ненадлежащем исполнении своих обязанностей по профилактике, диагностике, лечению заболеваний лиц, обратившихся за медицинской помощью. М.Ю. Федорова указывает, что «обязанности медицинских учреждений и работников корреспондируют правам пациента, поэтому можно говорить, что основанием ответственности является нарушение прав пациента» [9]. Нарушения таких прав могут носить разнообразный характер, в связи с этим предпринимаются попытки классифицировать нарушения прав пациента по видам, например: нарушения права на доступную медицинскую помощь; нарушения права на качественную квалифицированную медицинскую помощь; нарушение права пациента на самоопределение, т. е. оказание медицинской помощи без согласия гражданина (кроме случаев, указанных в законе) либо без надлежащего его оформления, а также нарушение права пациента на отказ от медицинской помощи; нарушение информационных прав пациента; нарушение права пациента на достоинство, например, неприменение обезболивания, неуважительное отношение к больному и т. д. [9].




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-05-10; Просмотров: 719; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.061 сек.