Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Конституционные основы организации и функционирования публичной власти в РФ




Публичную власть в России осуществляет государственный аппарат. «Публичной она называется потому, что, не совпадая с обществом, выступает от его имени, от имени всего народа. Принципиальная особенность публичной (государственной) власти состоит в том, что она воплощается именно в чиновниках, т. е. в профессиональном сословии (разряде) управителей, из которых комплектуются органы управления и принуждения

ч.1 ст.1 К РФ «Российская Федерация - Россия есть демократическое федеративное правовое государство с республиканской формой правления».

Таким образом, РФ – государство с республиканской формой правления.

Статья 3 К РФ закрепляет принцип народовластия (народного суверенитета), который определяет основы организации демократического государства, принадлежность и основные формы осуществления в нем публичной власти. Носителем суверенитета в Российской Федерации является ее многонациональный народ, который выступает как единый субъект, объединяющий всех граждан. Народ осуществляет свою власть непосредственно, а также через органы государственной власти и органы местного самоуправления. Высшим непосредственным выражением власти народа являются референдум и свободные выборы.

В соответствии со ст.10 Конституции РФ государственная власть в Российской Федерации осуществляется на основе разделения на законодательную, исполнительную и судебную. Органы законодательной, исполнительной и судебной власти самостоятельны.

Государственную власть в Российской Федерации осуществляют Президент Российской Федерации, Федеральное Собрание (Совет Федерации и Государственная Дума), Правительство Российской Федерации, суды Российской Федерации (п.1 ст.11 Конституции РФ).

Система сдержек и противовесов согласно Конституции выглядит следующим образом. Законодательный орган - Федеральное Собрание - принимает законы, определяет нормативную базу деятельности всех органов государственной власти, влияет парламентскими способами на деятельность исполнительной власти (самый серьезный инструмент влияния - возможность постановки вопроса о доверии Правительству), в той либо иной форме участвует в формировании Правительства, судебных органов Российской Федерации.

Правительство Российской Федерации осуществляет исполнительную власть: организует исполнение законов, различными способами влияет на законодательный процесс (право законодательной инициативы, обязательность представления заключений Правительства на законопроекты, требующие привлечения дополнительных федеральных средств). Возможность выражения недоверия Правительству сбалансирована возможностью роспуска законодательного органа главой государства.

Президент Российской Федерации, являясь главой государства, фактически и юридически "присутствует" во всех властях. Глава государства издает нормативные указы (ст.90 Конституции РФ), которые в отдельных случаях выполняют роль первичных правовых регуляторов, контролирует Правительство Российской Федерации, выполняет отдельные квазисудебные функции (ст. 85 Конституции РФ).

Судебная власть включает в себя суды Российской Федерации. Конституционный, Верховный и Высший Арбитражный суды Российской Федерации имеют право законодательной инициативы. Эти суды в пределах своей компетенции рассматривают конкретные дела, сторонами которых являются другие федеральные органы государственной власти. В системе разделения властей на федеральном уровне особое место принадлежит Конституционному Суду Российской Федерации. Это проявляется в следующих полномочиях, закрепленных за ним Конституцией. Конституционный Суд России разрешает дела о соответствии Конституции федеральных законов, актов Президента, палат Федерального Собрания и Правительства Российской Федерации, разрешает споры о компетенции между федеральными органами государственной власти, дает толкование Конституции (ст. 125).

Государственную власть в субъектах Российской Федерации осуществляют образуемые ими органы государственной власти. Разграничение предметов ведения и полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Российской Федерации осуществляется настоящей Конституцией, Федеративным и иными договорами о разграничении предметов ведения и полномочий (п.3 ст.11 Конституции РФ).

Вернемся к рассмотрению принципа разделения властей по действующему законодательству РФ. Данный принцип конкретизируется ряде глав и статей Конституции, определяющих полномочия и характер взаимодействия Президента, Федерального Собрания и его палат, Правительства и судов Российской Федерации, а также разграничение предметов ведения и полномочий Российской Федерации и ее субъектов, в федеральных конституционных и федеральных законах, законах субъектов Российской Федерации.

 

 

19. Термин «референдум» происходит от лат. referendum – «то, что должно быть сообщено». Означает он голосование избирателей, посредством которого принимается государственное или самоуправленческое решение. В некоторых странах (например, в Югославии) референдумом называют любое голосование избирателей независимо от его последствий, однако такое понимание ныне – скорее исключение из правила.В отличие от выборов голосование на референдуме придает юридическую силу не мандату какого-либо лица, а решению какого-либо вопроса. Если соблюдены установленные конституцией и/или законом условия, то принятое путем референдума решение считается решением народа и его юридическая сила нередко выше юридической силы законов, принятых парламентом. Решение на референдуме может приниматься посредством утвердительного или отрицательного ответа избирателей на поставленный вопрос либо посредством выбора между разными вариантами предлагаемого решения (так называемый народный выбор, встречающийся довольно редко).

Голосование избирателей называют еще плебисцитом (от лат. plebiscitum – решение народа). С юридической точки зрения различий между референдумом и плебисцитом нет; это полные синонимы. Однако стилистическое различие имеется: плебисцитом называют референдум по вопросам, имеющим для страны или региона, как принято говорить, судьбоносный характер. Например, если голосованием избирателей формально и/или по существу решается вопрос о государственной принадлежности спорной территории, о форме правления, о дальнейшем существовании правящего режима, о доверии лидеру страны и т.п., то такой референдум нередко официально или неофициально называют плебисцитом.

Важным отличием выборов от референдума является то, что проведение выборов является обязательным и периодическим. Референдум же проводится только в тех случаях, когда возникает потребность в нем. В связи с этим в российском законодательстве существенно различаются правила определения результатов выборов и референдума.

В 1993–2006 годах на российских выборах (за небольшим числом исключений) действовал низкий порог явки – 20-25%, а с 2007 года порога явки вообще нет. В отличие от этого любой референдум считается состоявшимся только в том случае, если в нем приняло участие более половины граждан, имеющих право голоса.

На российских выборах преобладает мажоритарная система относительного большинства, когда для избрания достаточно получить больше голосов, чем другие кандидаты. На референдуме решение считается принятым, если за него проголосовало более половины граждан, принявших участие в референдуме.

 

20. Место Президента РФ в системе федеральных государствен-

ных органов власти определяется его статусом главы государства.

Должность Президента РФ была учреждена по результатам все-

народного референдума, проведенного 17 марта 1991 г. Прези-

дент РФ является согласно ст. 80 Конституции РФ главой государ-

ства. В установленном Конституцией РФ порядке он обеспечивает

охрану государственного суверенитета России, ее независимости и

государственной целостности, согласованное функционирование и

взаимодействие органов государственной власти, определяет основ-

ные направления внутренней и внешней политики государства.

Президент РФ является гарантом Конституции РФ, прав и сво-

бод человека и гражданина. Указом Президента РФ от 1 сентября

2000 г. № 16021 образован Государственный совет РФ, являющийся

совещательным органом, содействующим реализации полномочий

главы государства по вопросам обеспечения согласованного функ-

ционирования и взаимодействия органов государственной власти.

Президент РФ в соответствии с Конституцией РФ и федеральны-

ми законами определяет основные направления внутренней и внеш

 

21. Выборы Президента РФ проводятся на основе Конституции РФ и Федерального закона от 17 мая 1995 г. «О выборах Президента Российской Федерации». Кроме того, общие принципы организации и проведения выборов в России содержатся в Федеральном законе от 19 сентября 1997 г. (в редакции от 30 марта 1999 г.) «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации».

Президент РФ избирается гражданами Российской Федерации на основе всеобщего равного и прямого избирательного права при тайном голосовании.

Согласно п. «д» ч. 1 ст. 102 Конституции РФ, выборы Президента РФ назначает Совет Федерации Федерального Собрания. Днем выборов является первое воскресенье после истечения конституционного срока, на который был избран предыдущий Президент РФ.

Конституция РФ устанавливает ряд требований (цензов), которым должен отвечать кандидат на пост Президента РФ:

1) ценз гражданства. Кандидат в Президенты РФ должен быть обязательно гражданином Российской Федерации. Однако способ приобретения гражданства (по рождению, в результате признания, приема, восстановления и т. д.) по Конституции РФ не имеет юридического значения;

2) ценз оседлости (то есть требование постоянного проживания на территории страны в течение определенного срока) составляет не менее 10 лет;

3) возрастной ценз (ограничение нижнего возрастного предела) для кандидата на должность Президента РФ составляет не менее 35 лет. Верхнего возрастного предела настоящая Конституция не предусматривает.

Президент РФ избирается на шесть лет гражданами РФ на основе всеобщего равного и прямого избирательного права при тайном голосовании (ст. 81). Президентом РФ может быть избран гражданин РФ не моложе 35 лет, постоянно проживающий в РФ не менее 10 лет. Одно и то же лицо не может занимать должность Президента РФ более двух сроков подряд. Компетенция Президента РФ — совокупность его полномочий по предметам исключительного ведения Федерации и совместного ведения Федерации и ее субъектов. Президент России имеет большое влияние на формирование федеральных органов исполнительной власти. Президент РФ:

а) назначает с согласия Государственной Думы Председателя Прави-

тельства РФ;

б) имеет право председательствовать на заседаниях Правительства РФ;

в) принимает решение об отставке Правительства РФ;

г) представляет Государственной Думе кандидатуру для назначения на

должность Председателя Центрального банка РФ; ставит перед Го-

сударственной Думой вопрос об освобождении от должности Пред-

седателя Центрального банка РФ;

д) по предложению Председателя Правительства РФ назначает на

должность и освобождает от должности заместителей Председателя

Правительства РФ, федеральных министров;

е) представляет Совету Федерации кандидатуры для назначения на

должности судей Конституционного Суда РФ, Верховного Суда РФ,

Высшего Арбитражного Суда РФ, а также кандидатуру Генерально-

го прокурора РФ; вносит в Совет Федерации предложение об осво-

бождении от должности Генерального прокурора РФ; назначает су-

дей других федеральных судов;

ж) формирует и возглавляет Совет Безопасности РФ, статус которого

определяется федеральным законом;

з) утверждает военную доктрину РФ;

и) формирует Администрацию Президента РФ;

к) назначает и освобождает полномочных представителей Президен-

та РФ;

л) назначает и освобождает высшее командование Вооруженных

Сил РФ;

 

22. Конституция РФ в гл. 5 определяет статус Федерального Собрания как парламента РФ, представительного и законодательного органа РФ (ст. 94). Это постоянно действующий орган. Федеральное Собрание состоит из двух палат: Совета Федерации и Государственной Думы, которые заседают раздельно. Основная функция Федерального Собрания — принятие законов (ст. 95).

Принципом формирования Совета Федерации является представительство субъектов Федерации. Каждый из 84 субъектов независимо от их статуса представлен в Совете Федерации двумя членами: по одному от представительного и исполнительного органов осударственной власти. Государственная Дума состоит из 450 депутатов (ст. 95). Государственная Дума избирается сроком на пять лет

(ст. 96).

Каждая из палат имеет свои полномочия. К ведению Совета Федерации относятся следующие полномочия (ст. 102):

• утверждение изменения границ между субъектами Федерации;

• утверждение указов Президента РФ о введении военного положе-

ния и чрезвычайного положения;

• решение вопроса о возможности использования Вооруженных

Сил РФ за пределами территории РФ;

• назначение выборов Президента РФ;

• отрешение Президента РФ от должности;

• назначение на должность судей Конституционного Суда РФ, Вер-

ховного Суда РФ, Высшего Арбитражного Суда РФ;

• назначение на должность и освобождение от должности Генераль-

ного прокурора РФ;

• назначение на должность и освобождение от должности заместите-

ля Председателя Счетной палаты РФ и половины состава ее ауди-

торов.

Государственная Дума имеет следующие полномочия (ст. 103):

• дача согласия Президенту РФ на назначение Председателя Прави-

тельства РФ;

• решение вопроса о доверии Правительству РФ;

• назначение на должность и освобождение от должности Председа-

теля Центрального банка РФ, Председателя Счетной палаты и по-

ловины состава ее аудиторов, уполномоченного по правам челове-

ка, действующего в соответствии с федеральным конституционным

законом;

• объявление амнистии;

• выдвижение обвинения против Президента РФ для отрешения его

от должности.

Конституция перечисляет вопросы, по которым должны быть обязательно приняты законы, рассмотренные Советом Федерации(ст. 106). Это федеральный бюджет, федеральные налоги и сборы,

финансовое, валютное, кредитное, таможенное регулирование, денежная эмиссия, ратификация и денонсация международных договоров РФ, статус и защита государственной границы РФ, вопросы

войны и мира. В отношении других законов действует правило: если в течение четырнадцати дней Совет Федерации не приступил к рассмотрению закона, направленного ему Государственной Думой, закон считается принятым по умолчанию.

Последняя стадия законодательного процесса — подписание и обнародование федерального закона. Президент подписывает закон в течение четырнадцати дней. Если в течение этого времени он отклонит закон, то Государственная Дума и Совет Федерации повторно, в установленном порядке, будут рассматривать закон. В случае одобрения его в ранее принятой редакции большинством не менее двух третей членов Совета Федерации и депутатов Государственной Думы закон должен быть подписан в течение семи дней и обнародован. Федеральный конституционный закон подлежит обязательному подписанию Президентом РФ и не может быть им отклонен.

Депутаты Государственной Думы и члены Совета Федерации обладают особым статусом. Они имеют права, позволяющие им активно работать в палатах Федерального Собрания, несут обязанности,

обладают неприкосновенностью.

 

23. Законы Российской Федерации принимаются в определенном порядке, который осуществляется в законодательном процессе – совокупности действий, через которые осуществляется законодательная деятельность Федерального Собрания РФ. Законодательный процесс в Российской Федерации, таким образом, состоит из нескольких стадий.

Первой стадией законодательного процесса является законодательная инициатива – внесение на рассмотрение Государственной Думы законопроекта. Право на совершение такого процесса называют правом законодательной инициативы.

Конституция РФ определяет две группы субъектов права законодательной инициативы: 1) субъекты, право законодательной инициативы которых не связано какими-либо компетенционными рамками. В соответствии с Конституцией РФ правом законодательной инициативы обладают Президент РФ, Совет Федерации, члены Совета Федерации, депутаты Государственной Думы, Правительство РФ, законодательные (представительные) органы субъектов РФ; 2) субъекты, которые пользуются правом законодательной инициативы лишь по вопросам их ведения. Это право принадлежит Конституционному Суду РФ, Верховному Суду РФ и Высшему Арбитражному Суду РФ.

Согласно Регламенту Государственной Думы право законодательной инициативы имеет также группа депутатов, составляющих комитет Государственной Думы.

В соответствии со ст. 104 Конституции РФ законопроекты вносятся в Государственную Думу. Причем законопроекты о введении или отмене налогов, освобождении от их уплаты, о выпуске государственных займов, об изменении финансовых обязательств государства, другие законопроекты, предусматривающие расходы, восполняемые за счет федерального бюджета, могут быть внесены лишь при наличии заключения Правительства РФ.

Законопроекты, исходящие от государственных органов, общественных объединений, граждан, не обладающих правом законодательной инициативы, могут быть внесены в Государственную Думу субъектами права законодательной инициативы.

Право законодательной инициативы осуществляется в форме:

1. законопроектов и поправок к законопроектам; законодательных предложений о разработке и принятии новых федеральных конституционных законов и федеральных законов;

2. законопроектов о внесении изменений и дополнений в действующие законы РФ либо признании этих законов утратившими силу;

3. предложений о поправках и пересмотре положений Конституции Российской Федерации.

Вторая стадия – предварительное рассмотрение законопроектов.

Законопроект, подлежащий рассмотрению Государственной Думой, направляется Советом Государственной Думы в соответствующий комитет палаты, который назначается ответственным по законопроекту.

Третья стадия законодательного процесса включает в себя рассмотрение законопроектов в Государственной Думе. Это рассмотрение осуществляется в трех чтениях, если Государственной Думой применительно к конкретному законопроекту не будет принято другое решение.

Четвертая стадия законодательного процесса – принятие закона.

Совет Государственной Думы назначает в отведенный для этого день недели третье чтение законопроекта для голосования с целью его принятия в качестве закона. При третьем чтении законопроекта уже не допускается внесение в него поправок и возвращение к его обсуждению в целом либо по отдельным статьям, главам, разделам. Федеральный закон принимается Государственной Думой большинством голосов (2/3) от общего числа депутатов.

 

24. Органы исполнительной власти — это, как правило, назначаемые органы. Главная задача исполнительных органов власти выполнять положения Конституции, федеральных законов, иных нормативных актов. Органы исполнительной власти действуют на основе сочетания единоначалия с коллегиальностью.

Место органов исполнительной власти в механизме государства – выполнение правоприменительных, оперативно-исполнительных, функций. Органы государственного управления - это исполнительно-распорядительные органы, ведущие повседневную оперативную работу по государственному управлению общественными процессами в интересах общества или его части (политическими силами, стоящими у власти).

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-05-10; Просмотров: 2461; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.068 сек.