КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Киселев И. Я. 249
В организации коллективных переговоров можно выделить две модели: американскую и европейскую. Специфика американской модели заключается в следующем. Предварительным условием проведения коллективных переговоров признается формирование коллективно-договорной единицы. Правила образования коллективно-договорной единицы устанавливаются в США Национальным управлением по трудовым отношениям (НУТО)1, которое проводит в соответствии с установленной в законе процедурой выборы коллективно-договорного представителя. На основании заявления, поступившего от работников или от профсоюзной организации (заявление должно быть подписано, как правило, не менее чем 30% работников), НУТО проводит выборы коллективно-договорного представителя (путем тайного голосования) и удостоверяет их результаты. Решение НУТО о проведении выборов коллективно-договорного представителя может быть принудительно исполнено судом. Организация работников (в том числе профсоюз), на которую большинство рабочих и служащих данной коллективно-договорной единицы возлагают полномочия вести коллективные переговоры, признается единственным представителем по ведению коллективных переговоров и получает соответствующий сертификат от НУТО на срок действия коллективного договора либо до проведения новых выборов коллективно-договорного представителя. Такие выборы, как правило, нельзя проводить в течении 12 месяцев после состоявшихся выборов или в период действия коллективного договора. По прошествии этого срока НУТО может по заявлению не менее 30% членов коллективно-договорной единицы провести новые выборы с целью аннулирования права данного профсоюза представлять работников в коллективных переговорах с предпринимателями.
Принцип заключения коллективного договора профсоюзом, признанным в результате выборов единственным представителем работников в коллективно-договорной единице, характерен также для Канады и с некоторыми коррективами для Израиля. Для европейской модели характерно то, что различные профсоюзы, поодиночке или объединяясь (в рамках объединенного представительного органа), ведут прямые переговоры с предпринимателями о заключении коллективного договора. При этом наиболее представительные профсоюзы, как уже отмечалось, пользуются определенными преимуществами в коллективно-договорном процессе. 1 НУТО — административный орган, имеющий широкую юрисдикцию в сфере трудовых отношений и, в частности, осуществляющий организационные и надзорные функции в области коллективно-договорного регулирования труда. В связи с рассмотрением коллективно-договорного регулирования труда необходимо осветить проблему заключения международных коллективных договоров. Они затрагивают главным образом работников предприятий транснациональных корпораций (ТНК), фиксируя в унифицированном виде условия труда в филиалах и на материнских предприятиях международной корпорации, а также положения, касающиеся географического распределения инвестиций и производства (открытие и закрытие, реконструкция предприятий). Примером такого коллективного договора может служить соглашение между профсоюзами и руководством ТНК "Главербел Гласе компани", охватившее предприятия этой корпорации во Франции, Бельгии, Австрии, Италии, ФРГ. Заключение международных коллективных договоров выгодно работникам и может в какой-то мере воспрепятствовать руководству ТНК использовать в своих интересах международную дифференциацию заработной платы, условий труда, конкуренцию между работниками различных стран, а также большую мобильность капиталов, чем рабочей силы.
Следует признать, что заключение международных коллективных договоров сопряжено с немалыми трудностями. Установление в них общих условий труда и занятости для многих стран наталкивается на многообразие этих условий, на неодинаковый уровень заключения коллективных договоров и разное их содержание в каждой конкретной стране, на существование несхожих, а в ряде случаев даже противоречащих друг другу национальных норм трудового законодательства. В частности, это относится к порядку заключения, статусу и срокам действия коллективных договоров, различному в разных странах сочетанию (комбинации) норм, включаемых в законы и коллективные договоры, несходству структуры оплаты труда и в процедурах коллективно-договорного регулирования. Немало сложностей возникает в отношении возможного содержания международных коллективных договоров, учитывая многообразие технических, экономических, социальных, культурных и иных факторов, воздействующих на стоимость рабочей силы, производительность и интенсивность труда в различных странах. Техника заключения международного коллективного договора пока не разработана. Неясна юридическая природа, правовая сила такого договора. Сама процедура подготовки международного коллективного договора, разработка его нормативных облигаторных (обязательственных) условий, отражающих специфические требования и пожелания различных категорий работников, требуют унифи- цированной информации об условиях труда на предприятиях, разбросанных по многим странам мира. Но наибольшая трудность состоит в самой организации коллективных переговоров в международном масштабе, когда одна сторона — предприниматели — выступает в виде относительно централизованной организации (хотя и оформленной на многоотраслевой, диверсифицированной базе), а другая сторона — профсоюзы — разрознена и объединена на отраслевой или цеховой основе преимущественно в рамках отдельных стран, причем между странами существуют большие различия в структуре профсоюзного движения, во взаимоотношениях между отдельными профсоюзами.
Сложной и пока еще не разрешенной проблемой являются согласованные действия, и тем более создание единого коллективно-договорного представительства профсоюзов, примыкающих к различным международным профсоюзным объединениям, не говоря уже о плюралистической структуре профсоюзного движения большинства стран и разногласиях между национальными профсоюзами. Таким образом, даже создание единого коллективно-договорного представительства работников для переговоров с ТНК требует преодоления значительных трудностей; нелегок для профсоюзов и процесс коллективных переговоров с международной корпорацией, которая, как правило, имеет хорошую информационную базу, огромные финансовые возможности и активно использует в своих интересах отсутствие единства работников и профсоюзов, заинтересованность многих стран в зарубежных производственных инвестициях. Возникают здесь и чисто правовые проблемы, например, какова юридическая природа коллективно-договорного представительства работников при заключении международного коллективного договора, как обеспечить, юридическую защиту такого органа, как наделить его ex jure достаточными полномочиями, чтобы заставить руководство ТНК признать его и вступить в переговоры. Трудности в решении теоретических и практических вопросов, касающихся международных коллективных договоров, усугубляются отсутствием соответствующих юридических норм как в национальном трудовом законодательстве, так и в международных соглашениях1. Таким образом, ныне международные коллективные договоры не могут опираться на позитивное право. 1 Одно из первых указаний о возможности заключения международных коллективных договоров содержится в Хартии основных социальных прав работников Европейского Союза (1989 г.). В этом региональном межгосударственном акте (ст. 12) отмечается, что развитие социального диалога между сторонами трудовых отношений на европейском уровне может привести по желанию сторон к заключению европейских коллективных договоров — отраслевых и межотраслевых.
Многие авторы, ссылаясь на действительно существующие сложности, утверждают, будто международные коллективные договоры в принципе невозможны. Нам кажется, что это не так. Нельзя игнорировать стимулируемую самими же ТНК тенденцию к унификации условий использования в международном масштабе рабочей силы, к интернационализации ее стоимости, к нивелированию условий труда и норм трудового права, особенно между развитыми странами, прежде всего в рамках отдельных регионов и групп стран (Западная Европа, США и Канада, северные страны). Надо учесть, что здесь идет речь не о механическом нивелировании в международном масштабе условий труда на предприятиях, расположенных во многих странах, а прежде всего о реализации принципа "равная оплата за равный труд", признанного мировым сообществом и закрепленного в конституциях и законодательстве многих стран. Международные коллективные договоры призваны, хотя бы частично, уравнять заработную плату и условия труда работников предприятий ТНК, выполняющих равную по количеству и качеству работу, воспрепятствовать дискриминации работников филиалов ТНК в развивающихся странах. Работники филиалов ТНК в этих странах оплачиваются значительно хуже работников головного предприятия ТНК главным образом не потому, что их труд менее производителен, а потому, что руководство международных фирм использует в своих интересах ситуацию на мировом рынке рабочей силы и на рынках труда в каждой конкретной стране: исторически сложившийся уровень стоимости рабочей силы, соотношение спроса и предложения на труд, заинтересованность во внешних инвестициях, положение в рабочем и профсоюзном движении и т.п. Тем более нельзя оправдать то, что в ряде стран работники заграничных филиалов ТНК лишены профсоюзных прав, имеют уровень охраны труда меньший, чем работники головных предприятий. Первые шаги на пути к формированию системы международного коллективного договорного регулирования труда уже сделаны. Во многих крупных ТНК образованы международные профсоюзные комитеты (советы, секретариаты), которые координируют деятельность профсоюзов различных стран, функционирующих на предприятиях этих монополий. В частности, ими проводится работа по сбору и хранению информации, необходимой для проведения коллективных переговоров. В будущем эти советы могли бы стать ядром органов коллективно-договорного представительства работников на переговорах с руководством ТНК. Многие западные исследователи считают распространение в будущем международных коллективных договоров объективно неизбежным. По всей вероятности, международные коллективные договоры первоначально будут заключаться по отдельным, более или менее равным по уровню экономического развития регионам. В рамках Европейского союза (ЕС) такие договоры уже появились. Это европейские коллективные договоры об отпуске по уходу за ребенком (1995 г.) и о регулировании неполного рабочего времени (1997 г.). Они заключены Европейской конфедерацией профсоюзов и Союзом европейских конфедераций предпринимателей. В заключение обратим внимание на появление нетрадиционных типов коллективных договоров, примером которых может служить коллективный договор, действующий на принадлежащем корпорации "Дженерал моторе" автомобильном заводе "Сатурн" (штат Теннесси, США), который называют прообразом коллективного договора будущего. В нем нашли наиболее полное проявление и закреплены в виде своеобразных нормативных положений самые новейшие приемы и методы рационализации производства, науки управления человеческими ресурсами. В договоре фиксируется отказ от конвейера, предусмотрены создание автономных рабочих бригад, совмещение профессий, широкое внедрение льготных акций для работников, участие их в прибылях, гибкое материальное стимулирование, разнообразные бонусы, в частности премии за овладение новыми знаниями и новыми профессиями, за рационализаторство, за высокое качество продукции; а также гибкий режим труда, перевод большинства рабочих на оклад ("саляризация"), различные формы участия работников в делах предприятия (кружки качества, консультативные комитеты, "группы участия" и т.д.). Вводится сетевая структура управления, учитывающая самостоятельность производственных бригад. Гарантируется пожизненная (до выхода на пенсию) занятость кадровым рабочим завода (до 80% персонала). Они могут быть уволены только в связи с непредвиденными и непреодолимыми обстоятельствами, резким ухудшением экономических условий и с обязательного согласия профсоюза. Провозглашается, что все трудовые споры должны улаживаться с помощью консенсуса. По сути дела рассматриваемый коллективный договор ставит своей задачей осуществить в соответствии с новейшими рекомендациями науки управления и опытом наиболее передовых стран интеграцию работников и технологии в единую социотех-ническую систему, т.е. обеспечить оптимальный симбиоз людей и машин, гармоничное сочетание социальных и психологических запросов работников нового типа и требований к работникам современного сверхсложного производства. Таким путем предполагается повысить производительность труда, эффективность производства, улучшить использование рабочей силы, психологический климат на производстве, открыть новые горизонты регулирования трудовых отношений, предвозвещающие социальную картину XXI в. § 6. РЕГЛАМЕНТАЦИЯ ЗАБАСТОВОК И ЛОКАУТОВ Признание права на забастовку и допущение забастовок в определенных юридически фиксируемых рамках считаются на Западе необходимыми условиями нормального функционирования общества, основанного на частной собственности, свободном предпринимательстве и рыночной экономике при наличии объективно существующих и официально признаваемых конфликтов интересов между предпринимателями и наемными работниками. Право на забастовку рассматривается как важнейшая предпосылка здорового развития системы коллективных договоров и разумного разрешения противоречий, возникших в сфере труда и трудовых отношений. Такие известные теоретики, как Р. Да-рендорф, Л. Коузер, Т. Гайгер, доказывают, что допущение в известных пределах права на стачку после полного исчерпания примирительной процедуры абсолютно необходимо для снятия напряженности, "выпуска пара", направления недовольства в юридическое, легитимное русло. При условии умелого социального управления и установления разумно допустимых рамок забастовочного движения право на забастовку, как утверждают названные и многие другие западные авторы, не ослабляет, а, наоборот, укрепляет существующую общественную систему, делает ее более гибкой и маневренной, примиряет с ней широкие народные массы, придает ей ореол демократичности и социальной справедливости. В настоящее время право на забастовку закреплено почти во всех промышленно развитых странах с рыночной экономикой1. Оно либо провозглашается в конституции (Франция, Италия, Япония, Испания, Португалия, Греция, Швеция), либо выводится из конституционного права на ассоциацию (ФРГ, Канада, Австрия, Бельгия, Швейцария, Дания, Люксембург), либо специально закреплено в законодательстве (США, Новая Зеландия), либо основывается на международном акте (Нидерланды), либо опирается на общие принципы права, а именно на действие принципа "разрешено то, что не запрещено" (Финляндия, Норвегия), либо выводится из совокупности иммунитетов, которые защищают профсоюзы и участников забастовок от доктрин общего права, от судебных прецедентов, направленных против коллективных организованных действий работников (Великобритания). В последних двух случаях, как считают некоторые юристы, получает признание не право на забастовку, а свобода забастовок. Признание права на забастовку сопровождается повсюду ограничительными и запретительными условиями. Они направлены против незаконных забастовок, к которым обычно относят политические забастовки без полной остановки работы, забастовки, при которых бастующие работники не покидают предприятия, стачки судей, полицейских, работников тюрем и работников ряда других профессий. В отношении разделения забастовок на законные и незаконные имеется значительная специфика в зависимости от страны. Определенные виды забастовок незаконны в одних странах и законны в других. Так, "неофициальная" (не санкционированная профсоюзным руководством) забастовка незаконна в США, ФРГ, Канаде, Греции, Швеции, Японии и законна в Великобритании, Италии, Швейцарии. Стачка солидарности законна во Франции, Испании, Италии, ФРГ, Швейцарии, Швеции, 1 В последнее время в ряде стран Запада (Франция, Италия, Испания) подвергается критике традиционная трактовка права на забастовку как чисто коллективного права, реализуемого профсоюзами, трудовыми коллективами, и выдвигается новая концепция права на забастовку как права личности, как индивидуального права каждого отдельного работника самому решать вопрос об отказе выполнить главное обязательство по трудовому договору — предоставление трудовых услуг. Вместе с тем новая концепция не отрицает, что забастовка, будучи индивидуальным правом, все же реализуется, как правило, через коллективные действия работников, причем не обязательно большинства, но и меньшинства трудового коллектива. Это своего рода индивидуальное право в коллективном исполнении.
Греции, Бельгии и незаконна во многих других странах, например в США и Великобритании, Канаде, Новой Зеландии, Японии. В США, Канаде, ФРГ, Скандинавских странах законны лишь те забастовки, которые возникают из конфликтов, связанных с заключением и исполнением коллективных договоров. По-разному решается вопрос о допустимости забастовок государственных служащих. В США, ФРГ, Японии, Дании, Швейцарии такие стачки запрещены. Вместе с тем имеется немало стран, где право на стачку государственных служащих признано законным. Заслуживает быть отмеченным, что грань между законной и незаконной стачками подвижна: в зависимости от условий конкретной страны суды могут расширить или сузить границы законной стачки. Так, Конституционный суд Италии в решении от 14 декабря 1974 г. № 290 сделал шаг по пути частичной легализации политической стачки, которая ранее считалась полностью незаконной. В указанном решении объявлены законными забастовки, направленные на расширение и упрочение социальных завоеваний работников, на осуществление реформ, даже, если эти требования предполагают давление на государство, на побуждение его к изданию законодательных и правительственных актов. Законной признается также политическая стачка как форма протеста против насилия, ограничения свобод, социального неравенства. Вместе с тем в этом решении признана недопустимость политической стачки, если она нацелена на подрыв конституционного строя или воспрепятствование осуществлению властями законных функций, сопровождается насилием, покушением на свободу труда, дезорганизацией общественных услуг. Политическая стачка была в 70-х годах признана законной в Швеции (за исключением государственного сектора). В ФРГ считается, что политическая забастовка возможна при нарушении государственной властью конституционных свобод. Во Франции суды долгое время признавали незаконной любую политическую стачку как непозволительное вмешательство в прерогативы правительства. Однако с начала 60-х годов Кассационный суд в своих решениях обосновывает необходимость особого подхода к "смешанным стачкам", т.е. к таким, в которых сочетаются как экономические (профессиональные), так и политические мотивы. Такие стачки признаются незаконными только при превалировании в них политических мотивов. Особо регулируются забастовки работников, занятых в общественных услугах (электро-газо-водоснабжение, АЭС, почто- во-телеграфная связь, общественный транспорт, пожарная охрана, больницы и т.п.). Такие забастовки трактуются как чрезвычайно опасные для общества конфликты, ведущие к потенциальному разрушению национальной экономики, поскольку специфика этих услуг требует их бесперебойного функционирования. В большинстве стран забастовки в сфере общественных услуг запрещены либо полностью, либо в определенных отраслях, либо разрешены с большим числом оговорок и ограничительных условий, определяемых в законодательстве. Например, во Франции: предупреждение за пять дней, запрет "неофициальных", "шахматных" забастовок1 и потеря заработной платы, непропорциональная отсутствию на работе (за час отсутствия — потеря дневного заработка). В Австралии, Канаде, Новой Зеландии, Швеции порядок проведения забастовок в сфере общественных услуг установлен в коллективных договорах, действующих в этих отраслях. Там предусматриваются особые условия проведения таких стачек: предупреждение; продолжение функционирования служб, необходимых для жизнеобеспечения населения; ограничение продолжительности; одобрение забастовки квалифицированным большинством работников, высшим профсоюзным органом и др. Наконец, в Италии, ФРГ, Испании порядок проведения забастовок в сфере общественных услуг в последние годы стали регламентировать сами профсоюзы в одностороннем порядке. Так, в Италии в сфере общественного обслуживания действуют профсоюзные кодексы саморегулирования, которые устанавливают порядок таких забастовок: предупреждение; максимальная продолжительность; продолжение работы служб, необходимых для жизнеобеспечения населения, и т.п. В настоящее время в большинстве стран признано, что забастовка, будучи правом, установленным в законе, ведет к приостановлению трудовых правоотношений2, т.е. по окончании забастовки ее участники подлежат в принципе восстановлению на рабочих местах, а заменявшие их работники должны быть уволены. Такое признание обычно сопровождается оговорками и ограничительными условиями, связанными с трактовкой самого 1 "Неофициальные" забастовки — забастовки, не санкционированные проф 2 Исключением являются Великобритания и Ирландия, где забастовка влечет понятия "право на забастовку". В большинстве случаев приостановление трудового договора толкуется весьма узко — как результат воздействия на трудовые договоры только "законных" забастовок и при отсутствии "грубой вины" со стороны забастовщиков. Кроме того, договоры на определенный срок в результате забастовки не приостанавливаются, а их срок не продлевается на период забастовки. Приостановление на время забастовки трудовых правоотношений ведет к тому, что предприниматель в этот период не отвечает за ущерб, причиненный работником третьим лицам; несчастный случай на предприятии в период забастовки не рассматривается как производственная травма; заболевшему забастовщику обычно не выплачивается пособие по болезни. Забастовка влечет за собой прекращение выплаты заработной платы. Забастовщикам не выплачивается и пособие по безработице, поскольку считается, что их безработица имеет "добровольный характер". Это пособие не выплачивается обычно и тем, кто оказался без работы в результате забастовок рабочих предприятий-смежников. Бастующие работники могут существовать при отсутствии у них личных сбережений только за счет забастовочного пособия, предоставляемого профсоюзом, средств социального вспомоществования, а также материальной помощи, оказываемой в порядке солидарности другими трудящимися. Наказания за "незаконные" забастовки в странах Запада весьма дифференцированны, и применение их показывает гибкость социальной политики. Различаются дисциплинарные, административно-правовые, гражданско-правовые и уголовно-правовые меры против забастовок. Объектом их являются и организаторы забастовок, главным образом профсоюзы и их функционеры, и рядовые забастовщики. Профсоюзы как таковые за организацию "незаконной" забастовки подвергаются гражданско-правовой ответственности (договорной либо деликтной). В ряде случаев такие иски включают не только нанесенный ущерб, но и упущенную выгоду. Размер ущерба взыскивается из профсоюзных фондов. Отказ выполнить решение суда грозит профсоюзам секвестром их средств1 и в конечном счете уголовной ответственностью их руководителей за "неуважение к суду" или по другим основаниям. 1 Только в некоторых странах (Франция) установлена неприкосновенность имущественных фондов профсоюзов. В ФРГ профсоюзы за организацию "незаконной" стачки несут материальную ответственность на том основании, что такая забастовка — покушение на гарантированное законом право предпринимателей беспрепятственно владеть и управлять своим предприятием ("заниматься производственной деятельностью"). Во Франции профсоюз может быть подвергнут гражданско-правовой (договорной) ответственности за нарушение положений коллективного договора о предварительном предупреждении о стачке или об осуществлении примирительной процедуры. В некоторых странах (ФРГ, Великобритания, Нидерланды) для срыва забастовок широко используются судебные приказы, оперативно издаваемые по просьбе предпринимателей судами. Нарушение этих приказов грозит организаторам забастовок длительным тюремным заключением за "неуважение к суду", а профсоюзам — секвестором их фондов. Выдача судебного приказа — верный способ сорвать стачку, даже если впоследствии она будет признана законной, поскольку не используется подходящий момент для начала забастовки и, кроме того, со временем забастовочный дух работников может иссякнуть. Рядовые участники "незаконных" забастовок подвергаются прежде всего дисциплинарной ответственности. Теоретически против них можно применить всю гамму дисциплинарных наказаний, в том числе и штрафы. Однако наиболее частой реакцией администрации на "незаконную" забастовку или "незаконные" действия в связи со стачкой является крайняя мера — увольнение без предупреждения и выплаты выходного пособия. Эта мера может быть осуществлена выборочно — в отношении либо зачинщиков, либо части стачечников, либо всех забастовщиков в порядке локаута. В последнем случае не действует особый порядок увольнения членов комитетов предприятий, профсоюзных делегатов (согласие на увольнение комитета предприятия, инспектора труда). Хотя против отдельных забастовщиков или профсоюзных активистов, членов забастовочных комитетов может быть возбужден гражданско-правовой иск о возмещении вреда, на практике такой иск направляется главным образом против профсоюзов, которые чаще всего выступают инициаторами и организаторами забастовок. Иски против отдельных работников учиняются относительно редко и носят характер не столько возмещения вреда, сколько штрафной санкции, как, например, при нарушении "обязательства мира", установленного в коллективном договоре, или штрафа за участие в тех или иных видах "незаконных" забастовок.
Дата добавления: 2015-05-10; Просмотров: 473; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |