Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Киселев И. Я. 553





ников вносить конструктивные предложения, предприниматель должен снабдить их необходимой информацией и, в частности, в письменном виде изложить причины коллективного увольнения, сообщить число затронутых этим увольнением работников, чис­ло занятых работников и продолжительность периода, в течение которого будут проходить увольнения. Копии всех указанных до­кументов предприниматель обязан представить в государствен­ный (административный) орган.

Предприниматели обязаны письменно и заблаговременно информировать компетентный государственный орган обо всех планируемых увольнениях. Эта информация должна содержать все необходимые сведения относительно увольнений и прове­денных консультаций с представителями работников. Копии документов, направляемых в государственный орган, одновре­менно направляются представителям работников, которые мо­гут передавать в государственный орган свои замечания по по­воду указанных документов.

Планируемые коллективные увольнения осуществляются не ранее 30 дней после направления всех необходимых сведений в государственный орган (не считая срока предупреждения отдель­ных работников об увольнении, предусмотренного в соответ­ствующих юридических актах).

Государства ЕС могут предоставить право национальному го­сударственному органу сократить этот срок или продлить его до 60 дней и более, если проблемы, вызванные увольнениями, не могут быть решены в более короткий срок.

Отсрочка увольнений используется для поиска решения про­блем трудоустройства, переобучения, материального обеспече­ния увольняемых работников и иных вопросов, возникающих в связи с увольнением.

Равная оплата мужчин и женщин за равный труд. Равенство мужчин и женщин в сфере труда. Обеспечение равенства мужчин и женщин в сфере труда, в частности в отношении заработной платы, — одно из главных направлений нормативной деятель­ности ЕС, затрагивающей социальную сферу. Этому посвящены ст. 119 Римского договора и не менее 10 директив и других ак­тов, немало решений Суда ЕС. Среди актов, посвященных этой проблеме, важнейшие:

• Директива № 75/117 от 10 февраля 1975 г. о сближении
законов государств — членов ЕС, относящихся к приме­
нению принципа равной оплаты мужчин и женщин;

• Директива № 76/207 от 9 февраля 1976 г. о применении
принципа равенства мужчин и женщин в отношении дос-


тупа к работе, профессионального обучения, повышений по службе и условий труда.

Статья 119 Римского договора обязала государства — члены ЕС обеспечить установление и последовательное применение принципа равной оплаты мужчин и женщин за равный труд. В этой же статье даются разъяснения порядка применения этого принципа. Оплата труда понимается как базисная или минималь­ная ставка заработной платы либо оклад и любые иные выплаты и компенсации, которые работник получает прямо или косвен­но в денежной форме либо в натуре от своего предпринимателя в связи с трудовой деятельностью.

Равная оплата без дискриминации по признаку пола означа­ет, что плата за одну и ту же работу в виде сдельных тарифных ставок исчисляется на базе общей единицы измерения и что плата в виде повременных ставок должна быть равной за одну и ту же работу для мужчин и женщин.

Общие положения Римского договора о равенстве заработ­ной платы мужчин и женщин получили значительное развитие и дополнение во "вторичном праве" ЕС. В директивах и в реше­нии Суда ЕС принцип равной платы за равный труд получил обоснование и разъяснение.

Согласно Директиве 75/117, принцип равной оплаты муж­чин и женщин означает, что в отношении оплаты равных работ или работ равной ценности исключается всякая дискриминация по признаку пола. Когда для определения оплаты используется классификация работ, она должна основываться на одних и тех же критериях для мужчин и женщин.

Директива обязала государства—члены ЕС:

—принять необходимые меры, чтобы работники, считающие
себя жертвами дискриминации, могли обратиться в суд пос­
ле возможного обращения в другой государственный орган;

—ликвидировать любые формы дискриминации по признаку
пола, вытекающие из законов и иных юридических актов;

—принять меры, чтобы положения коллективных договоров,
индивидуальных трудовых контрактов, противоречащие
принципу равной оплаты за равный труд, были объявле­
ны недействительными;

—принять меры к тому, чтобы защитить работников от уволь­
нения за жалобу на дискриминацию по полу;

—довести до сведения работников, в том числе на рабочих
местах, об антидискриминационных мерах и постановле­
ниях, принятых в соответствии с директивой, а также иных
антидискриминационных мерах и постановлениях.


В многочисленных решениях Суда ЕС по делам, связанным с дискриминацией женщин, сформулирован ряд принципиаль­ных положений, касающихся применения принципа равной платы за равный труд. Приведем некоторые из них.

Дискриминация в отношении заработной платы по призна­кам пола запрещена по всем элементам заработка, всем надта­рифным надбавкам и дополнительным выплатам. Иначе говоря, все элементы заработка должны базироваться на общих крите­риях для мужчин и для женщин.

Недопустима не только прямая дискриминация, зафиксиро­ванная в законе или ином нормативном акте, но и косвенная дискриминация, например формирование низкооплачиваемых групп профессий, являющихся специфически женскими.

Обращению в суд в связи с дискриминацией женщин в обла­сти заработной платы должно предшествовать рассмотрение жалобы в административном государственном органе.

Установление различного пенсионного возраста для мужчин и женщин в частной пенсионной системе, дополнительной к государственной, признано дискриминацией женщин примени­тельно к ст. 119 Римского договора. Вместе с тем установление различного возраста выхода на пенсию по старости мужчин и женщин в государственной системе пенсионного обеспечения не может считаться дискриминацией. Эта позиция нашла отра­жение в широко известных решениях по конкретным делам, например в решении Суда ЕС по иску гражданина Великобрита­нии Барбера (1990 г.).

Еще одно направление правового обеспечения равенства муж­чин и женщин открыла Директива № 76/207, специально уста­новившая запрет дискриминации женщин в таких сферах труда и трудовых отношений, как доступ к работе, профессиональное обучение, продвижение по службе и условия труда. Основное содержание этой директивы сводится к следующему.

Государства — члены ЕС обязаны ликвидировать и пресекать любую прямую или косвенную дискриминацию по признаку пола в сфере труда и трудовых отношений. К разновидности такой дискриминации причислена дискриминация по семейному по­ложению, в частности, в связи с вступлением в брак.

Запрещена дискриминация по признакам пола в отношении доступа на все рабочие места независимо от отрасли, продвиже­ния по службе.

Положения, нарушающие принцип равенства мужчин и жен­щин, включенные в коллективные и трудовые договоры, пра­вила внутреннего трудового распорядка, должны быть объявле-


ны недействительными, как и любые иные дискриминацион­ные меры и документы.

Применение принципа равенства мужчин и женщин в отно­шении условий труда, регулирования увольнений означает, что мужчинам и женщинам должны быть гарантированы одинако­вые условия труда, полностью исключающие дискриминацию по полу.

С точки зрения рассмотренной директивы не считаются дис­криминацией меры по охране труда беременных женщин и жен­щин-матерей, а также неравное отношение к мужчинам и жен­щинам в отношении работ, где пол является решающим факто­ром при подборе работников.

Одним из последствий принятия Директивы № 76/207 было решение Суда ЕС от 25 июля 1991 г. о том, что нормы француз­ского законодательства, запрещающие привлекать женщин к труду в ночное время, противоречат указанной директиве. Суд истол­ковал эту Директиву таким образом, что государства—члены ЕС не вправе запрещать ночной труд для женщин. Это решение выз­вало неоднозначную реакцию. Ряд профсоюзов, в частности фран­цузская ВКТ, дал ему негативную оценку, хотя некоторые дру­гие профсоюзы, например французская "Форс увриер" и многие скандинавские профсоюзы, поддержали это решение. Предпри­ниматели, правительственные круги, а также феминистские орга­низации это решение повсеместно одобрили.

Специальные нормы по охране труда беременных женщин и женщин-матерей. Директива от 19 октября 1992 г. № 92/85 о реа­лизации мер по улучшению здоровья беременных женщин и женщин-матерей и обеспечению их безопасности на производ­стве предусматривает, что ее положения и охранительные нор­мы распространяются на беременных женщин и кормящих ма­терей, признанных таковыми по их заявлению в соответствии с национальным законодательством.

Директива устанавливает защитные нормы в отношении бе­ременных женщин и кормящих матерей в связи с применением их труда на вредных работах и ночью. Предусмотрены также от­пуск по беременности и родам, оплачиваемое время для прове­дения предродового медицинского осмотра.

Директива не запрещает прямо и безусловно труд указанных категорий женщин на вредных работах, а вводит довольно слож­ную и весьма гибкую регламентацию данного вопроса. В Прило­жении № 1 к Директиве дан примерный перечень вредностей: физических (вибрация, шум, ионизация, чрезмерная жара и холод и т.п.), биологических, химических (моноксид углерода,


ртуть и ее производные и т.п.), работа под землей. При наличии указанных вредностей предприниматель обязан оценить их опас­ность для здоровья беременных женщин и кормящих матерей и принять необходимые меры для нейтрализации вредностей, со­общив об этом заинтересованным работницам. Эти меры долж­ны включать переоборудование рабочего места или изменения режима труда. Если указанные меры технически и/или объек­тивно неосуществимы, невозможны, предприниматель обязан перевести работницу на другое рабочее место. Если же перевод работницы на другое рабочее место технически и/или объектив­но невозможен или нецелесообразен, она в соответствии с на­циональным законодательством и национальной практикой пол­ностью освобождается от вредной работы на период беременности и кормления ребенка.

Беременные женщины ни при каких условиях не могут при­влекаться к вредным работам, перечисленным в п. А Приложе­ния № 2 к данной Директиве (работы в разреженной атмосфе­ре, работы с токсоплазмой и т.п.), а кормящие матери — к работам, перечисленным в п. Б Приложения № 2 (например, работы, связанные с применением свинца и его производных).

Привлечение к ночному труду беременных женщин запреще­но на период беременности, а кормящих матерей — в период, следующий за родами. Продолжительность этого периода опре­деляется в национальном законодательстве. Однако такое осво­бождение от работы должно производиться не автоматически, а при условии представления женщиной медицинской справки, удостоверяющей, что ночной труд противопоказан для ее здо­ровья.

Предприниматели могут перевести беременную женщину (кор­мящую мать) в дневную смену или полностью освободить от ра­боты, если такой период невозможен или нецелесообразен.

Отпуск по беременности и родам должен составлять по край­ней мере 14 непрерывных недель, разделенных на дородовой и послеродовой периоды в соответствии с национальным законо­дательством.

Национальное законодательство обеспечивает беременным женщинам оплачиваемое рабочее время для проведения доро­довых медицинских осмотров. Периодичность и продолжитель­ность оплачиваемых освобождений от работы для указанных це­лей определяются национальным законодательством.

Государствам—членам ЕС предложено запретить увольнение беременных женщин и женщин, находящихся в отпуске по ма­теринству, за исключением увольнений по причинам, не свя-


занным с беременностью и материнством. При этом предпри­ниматель должен письменно обосновать увольнение и получить санкцию компетентного государственного органа.

Ответственность за сексуальные приставания на работе. Пре­сечение сексуальных приставаний (независимо от того, являет­ся ли их объектом женщина или мужчина) рассматривается во многих странах как важное условие создания благоприятного психологического климата на производстве, входящего в поня­тие производственной среды, охраны труда в широком смысле, поддержания трудовой дисциплины, защиты человеческого до­стоинства работающих женщин (и мужчин).

Одним из первых международно-правовых актов по этому вопросу стал действующий в ЕС Кодекс, одобренный Европей­ским парламентом 22 октября 1991 г. Хотя этот Кодекс не имеет силы директивы ЕС, тем не менее государства — члены ЕС обя­заны один раз в три года посылать в руководящие органы ЕС доклады о выполнении содержащихся в Кодексе рекомендаций.

Кодекс содержит практические рекомендации предпринима­телям, профсоюзам и работникам по предотвращению сексу­альных приставаний и борьбе с ними.

Нормы против сексуального приставания должны применяться на предприятиях как государственного, так и частного секторов.

Сексуальное приставание определяется как нежелательное для его объекта поведение, имеющее сексуальную направленность, или иное поведение, диктуемое половым инстинктом и унижа­ющее достоинство как женщин, так и мужчин. Такое пристава­ние может проявляться как в физических действиях, так и в словах и в невербальной форме. Даже однократный инцидент может трактоваться как сексуальное приставание, если он дос­таточно серьезен.

Сексуальное приставание может рассматриваться как дисцип­линарный проступок, если:

—оно нежелательно, неразумно и оскорбительно с точки
зрения объекта такого приставания;

—создает угрожающую враждебную или унизительную об­
становку для объекта такого приставания;

—отпор такому поведению со стороны жертвы сексуального
домогательства либо покорное отношение к такому пове­
дению, уступка домогательству сексуального агрессора
является поводом для решения вопросов, касающихся за­
нятости, повышения по службе, заработной платы, дос­
тупа к профессиональному обучению или других аспектов


положения лица, подвергшегося сексуальным пристава­ниям.

Кодекс отличает сексуальное внимание от сексуального при­ставания. Сексуальное внимание трансформируется в сексуаль­ное приставание, если продолжается и тогда, когда объект та­кого внимания ясно дал понять, что считает его оскорбительным, нежелательным и неприемлемым.

Кодекс рекомендует предпринимателям:

—объявить работникам о недопустимости сексуальных при­
ставаний на работе;

—точно определить, что такое сексуальное приставание, и
объявить, что жертвы таких приставаний могут их обжа­
ловать, обратившись к руководству;

—создать формальные и неформальные каналы, дающие воз­
можность работникам обжаловать сексуальные пристава­
ния;

—создать органы расследования жалоб на сексуальные при­
ставания;

—наказывать в дисциплинарном порядке работников, ви­
новных в сексуальных приставаниях.

Предприниматели должны объявить, что работникам обоих полов следует бережно, с уважением относиться друг к другу, а производственная среда должна быть свободна от сексуальных до­могательств, которые наносят ущерб нормальному психологичес­кому климату на предприятиях, в трудовых коллективах, создают зачастую невыносимую обстановку, особенно для женщин. Работ­ников недопустимо преследовать, если жалоба на сексуальные приставания не подтвердилась, например, из-за недоказанности, отсутствия достаточного числа свидетелей, чрезмерной мнитель­ности и фантазии работника, жалующегося на такое приставание.

Рабочее время и время отдыха. "Первичное право" ЕС содер­жит лишь сформулированную в общем виде норму об обязаннос­ти государств—членов ЕС сохранять эквивалентность норм, каса­ющихся оплачиваемых отпусков (ст. 120 Римского договора).

"Вторичное право" ЕС по рабочему времени и времени отды­ха также весьма скудно. Принята Рекомендация № 75/457 от 22 июля 1975 г. о введении 40-часовой рабочей недели и 4-не-дельного оплачиваемого отпуска. Государствам—членам ЕС ре­комендовано всячески поощрять закрепление этих норм в кол­лективных договорах, если это невозможно сделать по той или иной причине в законах. Сокращение продолжительности рабо-


чей недели до 40 часов не должно вести к уменьшению заработ­ной платы. В 1993 г. была одобрена Директива о рабочем времени и времени отдыха № 89/391. Она запрещает работу более 48 ча­сов в неделю (вместе со сверхурочными), устанавливает 11-ча­совой ежедневный и 24-часовой еженедельный перерывы для отдыха, 4-недельный оплачиваемый отпуск. Ночные смены не могут превышать 8 часов в течение суток. Директива ЕС № 96/34 от 3 июня 1996 г. предусматривает предоставление отпуска по уходу за ребенком. Право на него имеет любой из родителей до достижения ребенком возраста 8 лет.

Техника безопасности и гигиена труда. Это одно из наиболее развитых направлений нормативной деятельности ЕС. Оно пред­ставляет собой внушительный массив многочисленных взаимо­связанных актов, создавших цельную систему правовой охраны безопасности и здоровья работников на производстве.

Центральное место среди нормативных актов ЕС по технике безопасности и производственной санитарии занимает Дирек­тива ЕС от 12 июня 1989 г. № 89/391 о мерах по улучшению техники безопасности и производственной санитарии. Эту ра­мочную "материнскую" директиву дополняют и детализируют многочисленные "дочерние" директивы, которые устанавлива­ют нормы по технике безопасности и производственной санита­рии на рабочих местах, на различных видах работ, в отдельных отраслях, а также содержат правила, касающиеся защитных при­способлений на станках и другом производственном оборудова­нии, порядка пользования средствами индивидуальной защи­ты, обеспечения безопасности работников на физических работах при переноске и передвижении тяжестей. Специальная Дирек­тива ЕС вводит правила по технике безопасности и производ­ственной санитарии для временных работников, беременных женщин и женщин-матерей.

Система правовой охраны безопасности труда и здоровья ра­ботников, созданная ЕС, включает следующие основные разделы:

—рамочные нормы ЕС по технике безопасности и производ­
ственной санитарии;

—требования к производственным помещениям с точки зре­
ния обеспечения здоровых и безопасных условий труда;

—правила безопасного пользования станками и другим про­
изводственным оборудованием;

правила пользования средствами индивидуальной защиты от производственных травм и профессиональных заболе­ваний;


—правила обеспечения безопасности работников на физи­
ческих работах при переноске и перемещении тяжестей;

—правила по охране труда работников на работах с исполь­
зованием дисплеев;

—защита работников от особо опасных источников произ­
водственных травм;

—специальные правила по защите здоровья и безопасности
на производстве работников добывающей промышленно­
сти;

—специальные правила по охране труда работников, имею­
щих срочные трудовые договоры.

Наиболее интересный нормативный материал содержит Ди­ректива от 12 июня 1989 г. № 89/391, включающая рамочные нормы ЕС по технике безопасности и производственной санита­рии. Рассмотрим ее подробнее.

В преамбуле к Директиве содержится важное принципиаль­ное положение о том, что безопасные и здоровые условия тру­да — это цель, которая не должна быть подчинена чисто эконо­мическим условиям и интересам. Иными словами, данная сфера рассматривается как преимущественно социальная, где не дол­жны превалировать соображения экономической рентабельнос­ти, прибыльности, непосредственной выгоды.

Сфера действия норм, закрепленных в Директиве, почти уни­версальна: все отрасли экономики, все частные и государствен­ные предприятия, учреждения, организации (кроме армии и полиции), все наемные работники (включая лиц, проходящих производственное ученичество) и временные работники. Един­ственное исключение — домашние работники.

В Директиве два главных раздела: обязанности предпринима­телей и обязанности работников.

В первом разделе подчеркивается, что главная обязанность по обеспечению здоровых и безопасных условий труда возлагается на предпринимателей. Последние не вправе переложить эту обя­занность и соответственно ответственность на внешние органи­зации и экспертов, которых они привлекают на предприятия, и на самих работников. Обязанности работников по охране труда не снимают с предпринимателей главную ответственность в этой области.

Государства—члены ЕС вправе предусмотреть в своем зако­нодательстве, что ответственность предпринимателей ограни­чивается и даже полностью исключается при чрезвычайных об­стоятельствах, в частности при форс-мажоре.


Предприниматели обязаны обеспечить здоровые и безопас­ные условия труда; принимать организационные и иные меры по предотвращению производственных рисков и информирова­нию о них работников, по обучению их безопасным приемам труда; постоянно совершенствовать охрану труда, приспосаб­ливать ее к изменяющимся обстоятельствам, исходя из следую­щих общих принципов:

—предотвращения максимально большого числа рисков;

—оценки и анализа рисков, которые невозможно предотв­
ратить;

—ликвидации источников возникновения рисков;

—приспособления машин и работы к человеку, особенно в
отношении обустройства рабочих мест, выбора производ­
ственного оборудования, производственных методов, при­
емов труда в соответствии с требованиями эргономики с
целью избежать монотонной работы и работы в принуди­
тельном ритме, наносящих вред здоровью работника;

—приспособления к требованиям технического прогресса;

—замены опасного оборудования безопасным или менее
опасным;

—проведения политики предотвращения производственно­
го травматизма и профессиональных заболеваний, в том
числе принятия мер в области технологии, организации
производства и труда, социальных отношений на произ­
водстве и иных мер, воздействующих на производствен­
ную среду в целом;

—приоритета коллективных мер над средствами индивиду­
альной защиты;

—обязательного проведения инструктажа работников по тех­
нике безопасности и предотвращения производственных
рисков.

По сути дела в приведенном перечне речь идет об обязанно­сти предпринимателя осуществлять в этой области стратегиче­ское планирование, т.е. следить за развитием производительных сил, технологическими инновациями и их воздействием на обес­печение безопасности работников, разрабатывать меры по пре­дотвращению производственного травматизма и профессиональ­ных заболеваний, включающие совершенствование технологии, организации производства и труда, улучшение условий труда и социальных отношений на производстве — словом, всех эле­ментов производственной среды.


Предприниматель обязан определить и оценить риски, кото­рым подвергаются работники при выборе производственного оборудования, использовании химических веществ, реактивов и обустройстве рабочего места, и принять меры, которые долж­ны быть интегрированы во все сферы деятельности предприя­тия, на всех иерархических уровнях; при этом внедрение новой технологии должно быть предметом консультаций с работника­ми и/или их представителями с целью выяснения воздействия этого оборудования на условия труда и производственную среду. Меры по предотвращению несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний должны осуществляться пол­ностью за счет предпринимателя. При возложении на работника какой-либо производственной функции предприниматель обя­зан учитывать как способности работника, так и его слабые ме­ста (недостатки) — состояние здоровья, личностные качества, психический склад.

В случае необходимости предприниматель может привлекать для консультации посторонних экспертов (лиц, организации).

Директива специально выделяет обязанности предпринима­телей по оказанию первой помощи работникам, ставшим жерт­вами несчастных случаев на производстве, по предотвращению пожаров, эвакуации работников из опасных мест, принятию мер в случае, если работнику, его жизни и здоровью угрожает серь­езная опасность; информированию, обучению и инструктажу работников, проведению консультаций с представителями ра­ботников.

Рассмотрим эти виды обязанностей предпринимателей под­робнее.

Предприниматель обязан принимать необходимые меры по предотвращению пожаров, оказанию первой помощи работни­кам, ставшим жертвами производственных травм, эвакуации работников из опасных мест с учетом размера и специфики пред­приятий и конкретных производств. С этой целью ему необходи­мо установить контакты с медицинскими учреждениями, по­жарной охраной, организациями спасателей. Работники должны быть предупреждены администрацией об угрожающих им опас­ностях и способах их предотвращения, в частности, должны быть предусмотрены меры в случае серьезной угрозы остановки ра­боты и эвакуации работников в безопасные места.

Работники вправе в случае серьезной и непреодолимой угро­зы оставить свои рабочие места, а предприниматели не вправе (за исключением чрезвычайных обстоятельств и при наличии серьезных оснований) настаивать, чтобы работники возврати-


 


лись на свои рабочие места, если им там угрожает серьезная опасность. За такие действия работники не могут быть наказаны.

Предприниматели обязаны обеспечить всем работникам воз­можность в случаях серьезной опасности, угрожающей им или другим лицам (когда они не могут связаться с непосредствен­ным начальником), предпринять необходимые шаги, с тем что­бы с учетом своих знаний и имеющихся в их распоряжении тех­нических средств предотвратить указанные опасности. За это они не могут быть наказаны, если действовали осмотрительно и не допустили халатности и небрежности.

Предприниматель обязан предоставлять работникам и/или их представителям необходимую информацию, относящуюся к производственным рискам и способам их предотвращения. Еще одна обязанность: обеспечить, чтобы каждый работник получал необходимый инструктаж в отношении техники безопасности и производственной санитарии при поступлении на работу, в слу­чае перехода на другую работу, в случае внедрения новой техно­логии или нового оборудования. Иными словами, необходимость производственного инструктажа возникает всякий раз, когда из­меняется содержание труда, рабочих функций. Таким образом, любая технологическая инновация возможна только после про­ведения необходимого инструктажа по безопасности труда. Ин­структаж должен учитывать изменения в производственной среде и повторяться в случае необходимости периодически. Он осуще­ствляется в рабочее время и распространяется на работников других предприятий, временно находящихся на данном пред­приятии.

Предприниматели обязаны советоваться с работниками и/ или их представителями и разрешать им участвовать в обсужде­нии вопросов, относящихся к технике безопасности и произ­водственной санитарии. Это предполагает консультации с ра­ботниками, право работников и/или их представителей делать предложения и их участие в обеспечении безопасных и здоровых условий труда. Особые права должны быть предоставлены пред­ставителям работников, наделенным специальными функция­ми по охране труда (своего рода общественным инспекторам по труду). Администрация обязана заблаговременно сообщать им о планируемых мерах по технике безопасности и производствен­ной санитарии и консультироваться с ними. Эти представители работников могут обращаться к предпринимателю с предложе­ниями по улучшению охраны труда. Они вправе получить доста­точное оплачиваемое время для осуществления своих функий и необходимые технические средства. Их нельзя преследовать, на-


казывать или лишать каких бы то ни было преимуществ в связи с их деятельностью. Они вправе обращаться в компетентные го­сударственные органы, если считают, что меры, принимаемые предпринимателем, недостаточны для обеспечения безопаснос­ти и здоровья работников.

Представители работников, в том числе общественные инс­пекторы по труду, должны присутствовать при осуществлении государственных инспекций, и им должна быть предоставлена возможность высказывать свои замечания и соображения.

В Директиве сформулированы обязанности работников в свя­зи с обеспечением безопасных и здоровых условий труда. Они должны заботиться, насколько это возможно, о собственном здо­ровье и безопасности на производстве, а также о здоровье и безо­пасности других лиц, связанных с их трудовой деятельностью в соответствии с полученным инструктажем и указаниями адми­нистрации. С этой целью работники должны в соответствии с полученными инструкциями соблюдать установленные требова­ния обращения с машинами и механизмами, транспортными средствами, опасными предметами и веществами; рационально использовать средства индивидуальной защиты и возвращать их в исправном виде администрации после использования, в частно­сти не отключать, не передвигать, не менять, не уничтожать (уда­лять) защитные средства и приспособления, средства техники безопасности; немедленно сообщать инспекторам по труду о фактах и ситуациях, которые, по мнению работников, угрожают безо­пасности труда, или о недостатках защитных средств; сотрудни­чать с администрацией и представителями работников по обес­печению здоровых и безопасных условий труда.

Еще один заслуживающий внимания акт ЕС в области техни­ки безопасности и производственной санитарии — Правила по охране труда на работах с использованием дисплеев (Директива ЕС от 20 мая 1990 г. № 90/27).

Директива требует, чтобы предприниматель провел анализ рабочего места оператора компьютера с целью изучения усло­вий труда и выявления факторов вредностей, особенно действу­ющих на зрение оператора, его физическое самочувствие и вы­зывающих психологический стресс.

Предприниматель должен организовать и спланировать рабо­ту оператора таким образом, чтобы он имел периодические пе­рерывы для отдыха и чтобы работа на компьютере сочеталась с другими, менее напряженными видами трудовой деятельности.

Оператор до начала работы обязан пройти тестирование зре­ния, а затем проходить его периодически. В случае необходимое -


ти работник получает рекомендацию пройти всестороннее ис­следование зрения. В соответствии с результатами тестирования и рекомендациями врача-окулиста необходимо оснастить ком­пьютер специальной корректирующей аппаратурой, которая делает пользование дисплеем безопасным для зрения оператора. Защита зрения пользователей компьютеров и офтальмологичес­кая помощь и лечение — важное направление деятельности уч­реждений здравоохранения.

В качестве приложения к данной Директиве приводится кар­та минимальных требований к рабочему месту при работе с ком­пьютером. Она содержит следующие разделы:

I. Оборудование: дисплей, коммутационная клавиатура, ра­
бочий стол, рабочее кресло.

II.Производственная среда (пространство, свет, отражение и
мерцание, шум, тепло, радиация, влажность).

III. Взаимоотношение оператора и компьютера (требования
к компьютерным программам, применение принципов эрго­
номики).




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-05-10; Просмотров: 573; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.067 сек.