Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Особенности судебного порядка рассмотрения трудовых споров




Порядок принятия к производству и рассмотрения индивидуальных трудовых споров в суде регулируется не только нормами трудового права, но и как все гражданские дела – Гражданским процессуальным кодексом.
Особо следует подчеркнуть роль Конституции РФ, нормы которой имеют верховенство над всеми законами и подзаконными актами, в том числе регулирующими трудовые отношения. Согласно ч.1 ст.15, Конституция РФ имеет высшую юридическую силу, прямое действие и применяется на всей территории Российской Федерации.


Судьи не только восстанавливают нарушенные трудовые права и интересы, но одновременно выявляют причины нарушения трудовых прав.
В судах рассматриваются индивидуальные трудовые споры, которые подразделяются на две группы.
В первую группу трудовых споров, рассматриваемых районными (городскими) народными судами, входят споры:
1) по заявлению работника, администрация или соответствующего профессионального союза, защищающего интересы работника, когда они не согласны с решением КТС;
2) по заявлению прокурора или профсоюза, если решение КТС противоречит законодательству;
3) по заявлению работника, если КТС не приняла решение по спору в установленный срок.
Таким образом, в первую группу входят те индивидуальные трудовые споры, которые прошли или должны были пройти рассмотрение в КТС, т.е. первоначально подведомственные комиссии по трудовым спорам.
Во вторую группу вх одят индивидуальные трудовые споры, решение которых отнесено законом к непосредственной компетенции суда, т.е. подведомственные только суду. Комиссия по трудовым спорам или иные органы неправомочны рассматривать их и выносить по ним обязательные для исполнения решения.
Непосредственно в районных (городских) народных судах рассматриваются индивидуальные трудовые споры:
1) по заявлению работников о восстановлении на работе независимо от оснований прекращения трудового договора (контракта), об изменении даты и формулировки причины увольнения, об оплате за время вынужденного прогула или выполнения нижеоплачиваемой работы;
2) по заявлению работников тех организаций, где КТС не избираются (т.е. с численностью менее 15 человек) или почему-либо не созданы;
3) по заявлению администрации о возмещении работником материального ущерба, причинённого организации;
4) споры об отказе в приёме на работу:
· лиц, приглашённых в порядке перевода из другой организации;
· молодых специалистов, окончивших высшие или средние специальные учебные
заведения и направленные в установленном порядке на работу в данную организацию;
· других лиц, с которыми администрация в соответствии с законодательством
была обязана заключить трудовой договор (контракт).
Рассмотрение трудовых споров в суде в целом подчиняется общим требованиям гражданского судопроизводства, вместе с тем судебная процедура разрешения индивидуальных трудовых споров обладает и рядом особенностей.
По общему правилу гражданская процессуальная дееспособность принадлежит гражданам, достигшим совершеннолетия, обратиться же с иском в суд за разрешением трудового спора могут и несовершеннолетние работники, достигшие 16-летнего возраста, а также 15-летние, принятые на работу по согласованию с выборным профсоюзным органом.
В качестве представителей спорящих сторон в суде, обычно выступают: со стороны администрации – юрисконсульт, имеющий постоянную доверенность; со стороны же работника – адвокат либо представитель профсоюза, членом которого является работник. Последнее обстоятельство – предоставление профсоюзам права участвовать в судебном разбирательстве – и составляет процессуальную особенность рассмотрения трудовых споров в судебном порядке (ст.44 ГПК).
По делам о восстановлении на работе незаконно уволенных или переведённых работников суд вправе по своей инициативе привлечь к участию в деле в качестве третьего лица на стороне ответчика должностное лицо администрации, виновное в незаконном увольнении или переводе, с возложением на него обязанностей возместить ущерб, причинённый предприятию, оплатой работнику времени вынужденного прогула или выполнения нижеоплачиваемой работы (ст.39 ГПК). При неявке должностного лица на заседание суда без уважительной причины или при отсутствии сведений о причине его неявки в суд последний вправе рассмотреть дело в его отсутствие.
Кроме того, «процессуальными особенностями рассмотрения трудовых дел в судебном заседании являются:
1) право истца, в качестве которого выступает работник, изменять основание или предмет иска в случае, когда спор подведомственен непосредственно суду;
2) право суда выйти за пределы исковых требований, если это необходимо для защиты прав и законных интересов предприятий или граждан (ст.195 ГПК);
3) недопустимость утверждения мирового соглашения сторон в том случае, когда его условия в какой-либо мере нарушают трудовые права работников или в обход закона направлены на освобождение должностного лица администрации от материальной ответственности за ущерб, причинённый предприятию».
Согласно ГПК иски работников по трудовым делам предъявляются по месту нахождения работодателя, с которым у работника возникли разногласия (ст.117 ГПК).


93.Надзор и контроль за соблюдением трудового законодательства

Государственный надзор и контроль за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, всеми работодателями на территории Российской Федерации осуществляет Федеральная инспекция труда.

Федеральная инспекция труда осуществляет свою деятельность во взаимодействии с федеральными органами исполнительной власти, осуществляющими функции по контролю и надзору в установленной сфере деятельности, иными федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, органами прокуратуры, профессиональными союзами (их объединениями), объединениями работодателей, другими организациями.

Государственный надзор за соблюдением правил по безопасному ведению работ в отдельных отраслях и на некоторых объектах промышленности наряду с Федеральной инспекцией труда осуществляют соответствующие федеральные органы исполнительной власти, осуществляющие функции по контролю и надзору в установленной сфере деятельности.

Внутриведомственный государственный контроль за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, в подведомственных организациях осуществляют федеральные органы исполнительной власти, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, а также органы местного самоуправления в порядке и на условиях, определяемых федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации. Государственный надзор за точным и единообразным исполнением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, осуществляют Генеральный прокурор Российской Федерации и подчиненные ему прокуроры в соответствии с федеральным законом.

Руководители и иные должностные лица организаций, а также работодатели – физические лица, виновные в нарушении трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, несут ответственность в случаях и порядке, которые установлены ТК РФ и иными федеральными законами.

Лица, препятствующие осуществлению государственного надзора и контроля за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, не исполняющие предъявленные им предписания, применяющие угрозы насилия или насильственные действия по отношению к государственным инспекторам труда, членам их семей и их имуществу, несут ответственность, установленную федеральными законами.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-05-10; Просмотров: 1024; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.012 сек.