Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Значение актов МОТ для регулирования трудовых отношений в Украине




Общее и специальное законодательство о труде.

Общее законодательство
Общее законодательство базируется на Конституции Украины, статьи которой (43, 45, 46, 49, 50, 53, 56, 64) гарантируют право граждан на труд, отдых, охрану здоровья, медицинскую помощь и страхование, а также в случае полной, частичной или временной нетрудоспособности, потери кормильца, по старости и в других случаях.
В частности, законодательством предусмотрено, что работник может отказаться от выполнения работы, если создалась производственная ситуация, угрожающая его жизни или здоровью, для окружающих людей или окружающей среды. Законодательство регламентирует рабочее время и время отдыха.
Законодательство предусматривает ряд льгот для женщин, несовершеннолетних и инвалидов.
Специальное законодательство
К нему относятся государственные межотраслевые и отраслевые нормативные акты. Межотраслевые акты регламентируют условия труда, которые есть в разных отраслях, например, правила безопасности при выполнении разгрузочных работ, правила монтажа и безопасной эксплуатации лифтов и т.д., а отраслевые учитывают специфику отрасли.
Для конкретных рабочих мест или производственных процессов применяются типовые для отрасли инструкции и инструкции для работников данного предприятия, причем они могут разрабатываться как по профессиям (токарь, слесарь, электрик и т.д.), так и по видам работ (монтажные, ремонтные, наладочные, эксплуатационные и т.д.).

Большое значение, как для Украины, так и для других государств, имеют многосторонние договоры, в частности Конвенции Международной организации труда (МОТ).

МОТ принимает международно-правовые нормативные акты в сфере труда по таким направлениям, как право на труд, запрет принудительного труда, условия труда, правовое регулирование охраны труда, право на коллективные переговоры, занятость и трудоустройство, право на забастовку, социальное сотрудничество работников и работодателей, мирные способы разрешения трудовых конфликтов. Перед Украиной стоят такие важные вопросы, как усовершенствование контролирующего и регулирующего механизмов сферы социально-трудовых отношений; проявление должного внимание к дальнейшему существованию законов после их принятия, защищающих права граждан; злоупотребление служебными полномочиями государственных служащих; организация общей модели распределения труда в государстве; предотвращение принудительного труда; защита заработной платы. Сегодня их решение невозможно без активного участия МОТ.

10. Значение решений Конституционного Суда Украины, постановлений Пленума Верховного Суда Украины в правовом регулировании трудовых отношений. Согласно п. 2 ст. 150 Конституции Украины к полномочиям Конституционного Суда принадлежит официальное толкование Конституции Украины и законов Украины по вопросам, предусмотренных указанной статьей, Конституционный Суд принимает решение, которые являются обязательными к выполнению на территории Украины, окончательными и не могут быть обжалованные (ч. 3 ст. 150 Конституции Украины). В тех случаях, когда Конституционный Суд дает официальное толкование законов о работе, его решении следует признать источниками трудового права. Это, например, решение в деле за конституционным обращением Киевского городского совета профессиональных союзов относительно официального толкования ч. 3 ст. 21 Кодекса Законов о работе (дело о толковании термина "законодательство" от 9 июля 1998 г.).Большое значение для правильного применения действующего законодательства имеют руководящие разъяснения Пленума Верховного Суда Украины. Речь идет о постановлениях Пленума Верховного Суда Украины "О практике рассмотрения судами трудовых споров", "О судебной практике в делах о возмещении вреда, причиненного предприятиям, учреждениям, организациям их работниками", "О применении Конституции Украины при осуществимые правосудия", "О практике рассмотрения судами гражданских дел за исками о возмещении вреда", "О судебной практике в делах о возмещении моральной (неимущественной) вреда" и некоторые другие. Дискуссионным есть вопросы о юридической природе руководящих разъяснений Пленума Верховного Суда Украины. Существуют разные взгляды. Некоторые ученые, такие как профессор В. И. Прокопенко, профессор С.О. Иванов, профессор Р.З. Лившиц, относят судебную практику к источникам трудового права.Так, по мнению профессора Р.З. Лившица, источником трудового права есть те судебные акты, которые, во-первых, реально изменяют права и обязанности участников трудовых отношений и, во-вторых, опубликованные. Профессор В. И. Прокопенко делает вывод, которые руководящие разъяснения Пленума Верховного Суда Украины, которые содержат толкование закона высшим судебным органом государства, даются им в рамках его полномочий, имеют правовую силу, становятся обязательными для выполнения всеми участниками судопроизводства и является источником трудового права.Поскольку речь идет о создании новой правовой нормы, то в этом случае разъяснения Пленума Верховного Суда Украины, по нашему мнению, нужно признать источником трудового права.Важное значение имеют разъяснение Верховного Суда Украины по вопросам судебной практики, которые нередко восполняют пробелы правового регулирования. Так, большое значение для применения законодательства о трудовом договоре имеет постановление Пленума Верховного Суда Украины от 6 ноября 1992 г. №9 "О практике рассмотрения судами трудовых споров", которая содержит понятие перевода на другую работу (п. 31), прогула без уважительных причин (п. 24) и много других важных положений.

11. Единство и дифференциация правового регулирования труда.
Одной из особенностей источников трудового права является единство и дифференциация правового регулирования труда. Нормы трудового права делятся на две группы:
1) общие нормы, которые распространяются на всех работников;
2) специальные нормы, распространяющиеся на отдельные категории работников (несовершеннолетних; женщин; инвалидов; работников, занятых на работах с вредными и опасными условиями труда; лиц, работающих в районах с особыми природными географическими и геологическими условиями и др.).
В соотношении общих и специальных норм выражается единство и дифференциация трудового права. Единство проявляется в общих нормах, а дифференциация — в специальных. Общие нормы обязательны для всех собственников или уполномоченных ими органов, могут быть изменены только в сторону улучшения положения работников по сравнению с действующим законодательством. Специальные нормы конкретизируют общие, дополняют их, а в некоторых случаях устанавливают изъятия из общих норм. С расширением договорных начал в регулировании трудовых отношений возрастает число специальных норм в социально-партнерских актах — соглашениях на всех уровнях и коллективном договоре, а также в локальных нормативно-правовых актах.
Дифференциация правового регулирования труда по категориям работников проводится разными правовыми способами: путем включения в общие законодательные акты о труде специальных положений применительно только к определенной группе работников (например, в КЗоТ Украины есть отдельные главы «Труд женщин», «Труд молодежи»), принятия особых нормативных актов, распространяющихся только на ту или иную категорию работников.
Дифференциация проявляется в установлении особенностей приема и увольнения отдельных категорий работников; регулирования рабочего времени и времени отдыха; льгот и преимуществ в оплате труда; дополнительных оснований прекращения трудового договора; усилении дисциплинарной и материальной ответственности и ряде других особенностей.
Важным является вопрос о критериях дифференциации. Дифференциация — это путь либо к льготам, либо к ограничениям, поэтому обозначить ее объективные критерии очень важно. Так, В.И. Прокопенко называет следующие критерии: отношение работника к имуществу предприятия, учреждения, организации; национальная принадлежность средств производства (имущества предприятия); принадлежность предприятия к государственной форме собственности; общественная значимость трудовой функции, выполняемой работником; особые природные, географические и геологические условия; условия повышенного риска для здоровья; продолжительность срока действия трудового договора (временная и сезонная работа); возможность заключения контракта, когда это предусмотрено законом; социально-демографические критерии.
Дифференциацию правового регулирования труда следует четко отличать от дискриминации работников. В действующем КЗоТ Украины не указывается на запрещение дискриминации, то есть сам термин не употребляется. Однако в части 2 ст. 22 КЗоТ содержится очень важная норма о том, что в соответствии с Конституцией Украины какое-либо прямое или непрямое ограничение прав или установление прямых или непрямых преимуществ при заключении, изменении или прекращении трудового договора в зависимости от происхождения, социального и имущественного положения, расовой и национальной принадлежности, пола, языка, политических взглядов, религиозных убеждений, членства в профессиональном союзе или ином объединении граждан, рода и характера занятий, места жительства не допускается.
Единство и дифференциация правового регулирования труда обуславливают деление законодательства о труде на общее и специальное. К общему законодательству относятся нормы, распространяющиеся на всех наемных работников; к специальному — нормы, распространяющиеся на отдельные категории работников (женщин; лиц, моложе 18 лет; лиц, занятых на работах с вредными и опасными условиями труда, на тяжелых работах; временных и сезонных работников и т.п.).




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-05-10; Просмотров: 620; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.009 сек.