Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Надзор и контроль за соблюдением законодательства о труде




Особая охрана труда женщин, инвалидов, несовершеннолетних.

 

Охрана труда женщин, несовершеннолетних, инвалидов – это специально закрепленная совокупность правовых мероприятий, обеспечивающих безопасность здоровья этих категорий работников с учетом их физиологических особенностей.

Меры по охране труда женщин состоят в следующем: запрещается применение труда женщин на тяжелых, подземных работах и работах с вредными условиями труда, а также на подземных работах, кроме некоторых подземных работ (нефизических работ или работ по санитарному и бытовому обслуживанию); запрещаются переноска и передвижение тяжестей, превышающих установленные нормы: не более 10 кг – до 2 раз в час, не более 7 кг – постоянно в течение рабочей смены; привлечение женщин к работам в ночное время не допускается, за исключением тех отраслей народного хозяйства, где это вызывается особой необходимостью и разрешается в качестве временной меры и др.

В трудовом законодательстве определено, что не допускается прием на работу лиц моложе 16 лет (14 лет – с согласия одного из родителей в свободное от учебы время), а также законодательством предусмотрен обязательный медицинский осмотр при приеме на работу лиц, не достигших 18 лет; запрещается применение труда молодежи до 18 лет на ночных, сверхурочных работах и работах в государственные праздники, праздничные дни, в выходные дни, а также на тяжелых, подземных работах и работах с вредными условиями труда. Предусматриваются и другие меры по охране труда несовершеннолетних.

Меры по охране труда инвалидов заключаются в следующем:

– наниматель в случаях, предусмотренных законодательством, обязан принимать инвалидов на работу в порядке трудоустройства;

– для инвалидов I и II групп устанавливается сокращенная продолжительность рабочего времени – не более 35 часов в неделю;

– наниматель обязан установить инвалиду неполное рабочее время в соответствии с медицинскими рекомендациями, привлечение инвалидов к ночным, сверхурочным работам, работам в государственные праздники и праздничные дни, в выходные дни и направление в служебную командировку допускаются только с их согласия, если такие работы не запрещены им по состоянию здоровья;

– инвалидам предоставляется ежегодный отпуск не менее 30 календарных дней.

Законодательством предусмотрены также другие льготы и гарантии для инвалидов.

 

 

 

Надзор и контроль за соблюдением законодательства о труде – это виды охранительной деятельности государственных органов и общественных организаций, направленной на обеспечение трудовых прав граждан и пресечение нарушений трудового законодательства.

Надзор – это деятельность государственных органов по обеспечению точного, неуклонного и единообразного исполнения законов.

Контроль – проверка соответствия деятельности нанимателя предписаниям нормативных актов.

В зависимости от органов, осуществляющих надзорно-контрольную деятельность в области трудового законодательства, различают государственный контроль и надзор за соблюдением трудового законодательства, а также общественный контроль.

Систему органов государственного надзора и контроля за соблюдением законодательства о труде составляют специально уполномоченные государственные органы, действующие в соответствии с законодательством:

1. Департамент государственной инспекции труда Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь с правами юридического лица (осуществляет специальные надзорные и контрольные функции за соблюдением законодательства о труде и охраной труда).

2. Департамент по надзору за безопасным ведением работ в промышленности и атомной энергетике Министерства по чрезвычайным ситуациям с правами юридического лица (осуществляет государственный пожарный надзор за соблюдением требований законодательства о пожарной безопасности, а также выполнением стандартов, норм и правил системы противопожарного нормирования и стандартизации).

3. Государственный департамент по энергоэффективности Республики Беларусь Государственного комитета по стандартизации (осуществляет государственный энергетический надзор).

4. Органы санитарно-эпидемиологической службы (осуществляют надзор за соблюдением нанимателями санитарно-гигиенических и санитарно-эпидемиологических норм и правил).

5. Органы по труду, занятости и социальной защите (проводят проверки по вопросам соблюдения законодательства о занятости населения).

6. Органы прокуратуры – играют важную роль в защите трудовых прав работников. Генеральный прокурор Республики Беларусь и подчиненные ему прокуроры осуществляют общий надзор за исполнением законов, декретов, указов и иных нормативных правовых актов. Предметом общего надзора является точное и единообразное исполнение законов всеми юридическими и физическими лицами.

Закон Республики Беларусь «О профессиональных союзах в Республике Беларусь» от 22 апреля 1992 г. (в редакции от 14 июля 2000 г.) с последующими изменениями и дополнениями, ст. 463 ТК закрепляют право профсоюзов на общественный контроль за соблюдением законодательства о труде. Порядок осуществления профсоюзами общественного контроля за соблюдением законодательства Республики Беларусь о труде и об охране труда установлен постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 23 октября 2000 г. № 1630.

Различают предварительный, последующий и текущий контроль.

Предварительный контроль имеет место, когда установление или применение прав, обязанностей работника, условий труда осуществляется совместно, по согласованию или с учетом мнения профессионального союза.

Последующий контроль может осуществляться при рассмотрении конкретного обращения граждан с целью выявить уже допущенное нарушение и принять меры по восстановлению прав заявителя.

Текущий контроль проводится на основе плана работы профкома.

Представители профсоюза имеют право: осуществлять проверки соблюдения законодательства о труде, а также выполнения нанимателями, их должностными лицами условий коллективного договора (соглашения) в организациях, где работают члены данного профсоюза; с ведома руководства организаций посещать организации любых организационно-правовых форм, в которых работают члены этого профсоюза, для проведения проверок; запрашивать и получать от уполномоченных должностных лиц нанимателя, органов государственного управления информацию, сведения о несчастных случаях на производстве и профессиональных заболеваниях, документы, локальные нормативные акты; осматривать рабочие места, проводить независимую экспертизу обеспечения здоровых и безопасных условий труда; принимать участие в расследовании несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний; заслушивать на заседаниях полученные от нанимателей информацию и сообщения, относящиеся к предмету общественного контроля; требовать от нанимателя немедленного устранения нарушений по охране труда и другие.

Если в ходе проверки выявлены нарушения законодательства о труде, представители профсоюза вправе требовать устранения выявленных нарушений, указанных в представлении, которое вручается нанимателю, собственнику или уполномоченному им органу управления и обязательно для исполнения ими. При необходимости представление направляется в органы государственного надзора и контроля за соблюдением законодательства Республики Беларусь о труде.

 

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-05-10; Просмотров: 460; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.012 сек.