Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Понятие и значение принципов трудового права




Система отрасли и науки трудового права

Система отрасли — это ее внутренняя структура, обеспечивающая оптимальное и внутренне обоснованное расположение правовых норм для эффективного их применения.

Система науки и учебного курса своим предметом имеют изучение норм трудового права в их историко-правовом развитии с привлечением международного и зарубежного опыта в сфере правового регулирования труда. При этом предмет науки несколько шире, так как она изучает не только отрасль российского трудового права, но и зарубежное и международное законодательство о труде, а также взгляды, идеи зарубежных ученых в данной отрасли.

Система отрасли — это группировка норм по предмету отрасли в однородные группы, образующие институты и подинституты, и последовательное их расположение внутри отрасли.

Традиционно в системе трудового права выделяют Общую и Особенную части. В Общую часть входят нормы, распространяющие свое действие на все отношения, входящие в предмет трудового права. В ней также определяются основные принципы и задачи трудового права, нормы о дифференциации труда отдельных категорий работников.

Особенная часть строится по отдельным институтам, исходя из совокупности однородных групп правовых норм.

 

Все принципы права можно классифицировать по сфере их действия:

1) общеправовые (присущие всем отраслям права)

2) отраслевые (характерные, специфические принципы отрасли права)

3) межотраслевые (принципы, используемые близкими, смежными отраслями права для определения общих начал в сходных вопросах правового регулирования);

4) внутриотраслевые (специфические принципы, используемые в рамках институтов отрасли права).

Принципы трудового права — это общие начала, исходные положения, определяющие и выражающие сущность трудового права, отражающие главные вопросы трудового законодательства и политику государства в данной области. Основные принципы трудового права получили свое законодательное закрепление в Конституции РФ и ТК РФ .

Принципы характеризуют содержание правовых норм о труде, выявляют наиболее значимые их признаки:

· направленность на охрану труда;

· создание системы гарантий и льгот для работников;

· обеспечение участия представителей работников в установлении условий труда и др.

Принципы трудового права носят объективный характер, т.е. они обусловлены экономическим и социально-политическим строем общества, особенностями функционирования политической системы.

Согласно ст. 2 ТК РФ выделяют следующие принципы трудового права.

1. Свобода труда — основополагающий принцип трудового права. Свобода труда означает, что только гражданин определяет, где ему проявить свои знания и способности. Он может вступить в трудовое отношение с работодателем или заняться предпринимательской и иной не запрещенной законом экономической деятельностью. Свобода труда означает и право вообще не заниматься трудом. Она несовместима с дискриминацией в сфере труда и принудительным трудом. Только способности человека, его деловые качества, знания и опыт должны учитываться как при заключении трудового договора, так и при продвижении по работе.

2. Запрещение принудительного труда и дискриминации. К принудительному труду относится работа, которую работник вынужден выполнять под угрозой применения какого-либо наказания (насильственного воздействия), в то время как он имеет право отказаться от ее выполнения, в том числе в связи с:

o нарушением установленных сроков выплаты заработной платы или выплатой ее не в полном размере;

o возникновением непосредственной угрозы для жизни и здоровья работника вследствие нарушения требований охраны труда, в частности, не обеспечения его средствами коллективной или индивидуальной защиты в соответствии с установленными нормами.

Принудительный труд не включает в себя:

o работу, выполнение которой обусловлено законодательством о воинской обязанности и военной службе или заменяющей ее альтернативной гражданской службе;

o работу, выполнение которой обусловлено введением чрезвычайного или военного положения в порядке, установленном федеральными конституционными законами;

o работу, выполняемую в условиях чрезвычайных обстоятельств, т.е. в случае бедствия или угрозы бедствия (пожары, наводнения, голод, землетрясения, эпидемии или эпизоотии) и в иных случаях, ставящих под угрозу жизнь или нормальные жизненные условия всего населения или его части;

o работу, выполняемую вследствие вступившего в законную силу приговора суда под надзором государственных органов, ответственных за соблюдение законодательства при исполнении судебных приговоров.

3. Защита от безработицы и содействие в трудоустройстве. Право на защиту от безработицы реализуется в Законе о занятости и иных нормативных правовых актах. Социальная политика государства в числе ее важнейших направлений предусматривает мероприятия в области занятости. Для их осуществления создаются специальные органы в лице государственной службы занятости населения, возглавляемой Федеральной службой по труду и занятости, выделяются необходимые финансовые ресурсы, предусматриваются дополнительные гарантии по обеспечению занятости отдельных категорий граждан. Так, Закон о защите инвалидов устанавливает квоту для приема на работу инвалидов в процентах к среднесписочной численности работников (но не менее 2% и не более 4%).

4. Обеспечение права каждого работника на справедливые условия труда, условия, отвечающие требованиям безопасности и гигиены, права на отдых, обеспечение равенства возможностей работников без всякой дискриминации на продвижение по работе и права работников и работодателей на объединение. Справедливые условия труда включают в себя три составляющие: безопасный труд, отдых после работы в течение определенного периода времени и заработную плату, обеспечивающую достойное человека существование для него самого и его семьи. Право на отдых — одно из основных трудовых прав. Ст. 37 Конституции РФ предусматривает, что каждый имеет право на отдых. Право на справедливую оплату труда гарантируется государством, которое определяет меры, обеспечивающие повышение уровня реального содержания заработной платы, величину МРОТ , которая устанавливается на всей территории Российской Федерации и не может быть снижена ни субъектом Российской Федерации, ни органом местного самоуправления, ни конкретной организацией. Статья воспроизводит конституционное положение о праве граждан на объединение применительно к сторонам трудового отношения: работникам и работодателям. Работники и работодатели добровольно могут вступать в объединения для защиты своих прав и интересов.

5. Обеспечение права работников на участие в управлении организацией в соответствующей форме. Этот принцип выражен в наделении работников правом принимать непосредственное участие (на общем собрании) или через свои представительные органы (профсоюзы) в регулировании трудовых отношений, в применении нормативных положений.

6. Сочетание государственного и договорного регулирования трудовых отношений.

7. Социальное партнерство.

8. Обязательность возмещения вреда.

9. Установление государственных гарантий и осуществление государственного контроля.

10. Обеспечение права каждого на государственную защиту и разрешение индивидуальных и коллективных споров. Индивидуальные трудовые споры разрешаются комиссиями по трудовым спорам и судами (ст. ст. 381—397 ТК), коллективные трудовые споры — с применением примирительных процедур и при не достижении соглашения объявлением забастовки, право на которую предусмотрено ст. 37 Конституции РФ (ст. ст. 398—418 ТК).

11. Обязанность сторон трудового договора соблюдать его условия. Впервые в трудовом законодательстве установлено, что материальная ответственность работодателя за задержку заработной платы и других выплат, причитающихся работнику, возникает независимо от вины работодателя.

12. Обеспечение права на осуществление профсоюзного контроля, обеспечение права на обязательное социальное страхование.

 

В целом трудовое право выполняет роль регулятора общественных отношений в сфере труда. Для реализации вышеозначенных задач трудовое право выполняет следующие функции :

· социальную (создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие граждан);

· защитную (защита прав сторон трудового отношения от противоправных действий виновной стороны);

· производственную (повышение производительности труда, качества выпускаемой продукции посредством стимулирования материальной заинтересованности работников в качественном труде);

· воспитательную (формирование у работников сознательного отношения к процессу труда и выполняемым работам).

 

5. Запрещение дискриминации в сфере труда как принцип трудового права.

Каждый имеет равные возможности для реализации своих трудовых прав.

Никто не может быть ограничен в трудовых правах и свободах или получать какие-либо преимущества независимо от пола, расы, цвета кожи, национальности, языка, происхождения, имущественного, семейного, социального и должностного положения, возраста, места жительства, отношения к религии, политических убеждений, принадлежности или непринадлежности к общественным объединениям, а также от других обстоятельств, не связанных с деловыми качествами работника.

Не являются дискриминацией установление различий, исключений, предпочтений, а также ограничение прав работников, которые определяются свойственными данному виду труда требованиями, установленными федеральным законом, либо обусловлены особой заботой государства о лицах, нуждающихся в повышенной социальной и правовой защите. Лица, считающие, что они подверглись дискриминации в сфере труда, вправе обратиться в суд с заявлением о восстановлении нарушенных прав, возмещении материального вреда и компенсации морального вреда.

Свобода труда — основополагающий принцип трудового права. Свобода труда означает, что только гражданин определяет, где ему проявить свои знания и способности. Он может вступить в трудовое отношение с работодателем или заняться предпринимательской и иной не запрещенной законом экономической деятельностью. Свобода труда означает и право вообще не заниматься трудом. Она несовместима с дискриминацией в сфере труда и принудительным трудом. Только способности человека, его деловые качества, знания и опыт должны учитываться как при заключении трудового договора, так и при продвижении по работе.

 

 

6.Запрещение принудительного труда как принцип трудового права.

1. Запрещение принудительного труда и дискриминации. К принудительному труду относится работа, которую работник вынужден выполнять под угрозой применения какого-либо наказания (насильственного воздействия), в то время как он имеет право отказаться от ее выполнения, в том числе в связи с:

o нарушением установленных сроков выплаты заработной платы или выплатой ее не в полном размере;

o возникновением непосредственной угрозы для жизни и здоровья работника вследствие нарушения требований охраны труда, в частности, не обеспечения его средствами коллективной или индивидуальной защиты в соответствии с установленными нормами.

Принудительный труд не включает в себя:

o работу, выполнение которой обусловлено законодательством о воинской обязанности и военной службе или заменяющей ее альтернативной гражданской службе;

o работу, выполнение которой обусловлено введением чрезвычайного или военного положения в порядке, установленном федеральными конституционными законами;

o работу, выполняемую в условиях чрезвычайных обстоятельств, т.е. в случае бедствия или угрозы бедствия (пожары, наводнения, голод, землетрясения, эпидемии или эпизоотии) и в иных случаях, ставящих под угрозу жизнь или нормальные жизненные условия всего населения или его части;

o работу, выполняемую вследствие вступившего в законную силу приговора суда под надзором государственных органов, ответственных за соблюдение законодательства при исполнении судебных приговоров.

7.Наука трудового права и ее предмет. Представители трудового права.

 

Предметом науки является наше законодательство, законодательство зарубежных стран + те отношения, которые существуют могут возникнуть в последующем. Международно-правовые нормы. Связь производственных отношений с экономическими отношениями, влияние этой системы на возникновение новых отношений в сфере труда.

 

Представители науки ТП:

 

А.А. Абрамова, Бугров, Бусов, Ершов, Зайкин (МГУ), Лебедев (Томск), Смирнов, Куренной, Орловский.

 

8. Понятие и классификация источников трудового права.

Источники трудового права — это правовые акты, содержащие нормы трудового права, регулирующие права и обязанности сторон трудовых и связанных непосредственно с ними иных отношений. К ним относятся нормативные правовые акты, принятые органами государственной власти и органами местного самоуправления, локальные нормативные акты, а также соглашения, заключаемые сторонами трудовых правоотношений (например, коллективные и индивидуальные трудовые договоры).

Поскольку законодательство о труде отнесено согласно ст. 72 Конституции к совместному ведению, нормативные правовые акты делятся на федеральные и региональные .

Федеральные органы власти устанавливают:

· основные направления государственной политики в сфере труда;

· принципы регулирования трудовых и непосредственно связанных с ними отношений;

· обеспечиваемый государством уровень трудовых прав, свобод и гарантий работникам;

· порядок заключения, изменения и расторжения трудовых договоров;

· основы социального партнерства;

· порядок разрешения индивидуальных и коллективных трудовых споров;

· государственный надзор и контроль за соблюдением трудового законодательства;

· порядок расследования несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний;

· требования по охране труда;

· условия наступления материальной ответственности;

· меры дисциплинарных взысканий и порядок их наложения;

· систему статистической отчетности;

· особенности регулирования труда отдельных категорий работников.

Иные вопросы — региональные — могут быть решены, в том числе, на уровне субъекта РФ путем принятия соответствующим органом законного или подзаконного нормативного акта.

Источники трудового права можно классифицировать по нескольким основаниям.

1. По степени важности и субординации источники делятся на:

1) законы;

2) подзаконные акты.

С целью сохранения системы и субординации действует принцип, устанавливающий, что актом низшей юридической силы не могут быть введены нормы, ухудшающие положение работника по сравнению с требованиями вышестоящего акта. Так, в трудовом договоре не могут быть отражены условия, противоречащие, понижающие уровень гарантий, установленный действующим законодательством с целью защиты прав работников.

2. По системе отрасли:

1) источники Общей части;

2) источники Особенной части;

3. По органам, принявшим соответствующие акты, источники делятся на:

1) принятые высшими органами власти (законы, постановления);

2) принятые Президентом и высшими органами исполнительной власти (указы, распоряжения);

3) принятые центральными органами государственного управления (Минздравсоцразвитие);

4) принятые органами государственной власти субъектов РФ;

5) принятые органами местного самоуправления;

6) локальные нормативные акты;

7) коллективные договоры и соглашения.

4. По форме акта:

1) декларации;

2) конвенции;

3) законы;

4) указы и т.д.

5. По сфере действия:

1) международные;

2) двух- и многосторонние;

3) общефедеральные;

4) региональные;

5) межотраслевые;

6) внутриотраслевые;

7) местные, муниципальные, территориальные;

8) локальные.

6. По адресату:

1) источники, распространяющиеся на всех работников;

2) источники, распространяющиеся на отдельные категории работников.

7. По степени обобщенности источники делятся на:

1) кодифицированные;

2) комплексные;

3) текущие.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-05-10; Просмотров: 559; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.051 сек.