Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

По обязательному социальному страхованию, в установленных федеральными законами случаях. 1 страница




По отношению к трудовым отношениям все перечисленные группы можно условно разделить на:

предшествующие трудовым отношениям (например, отношения по трудоустройству);

сопутствующие трудовым отношениям (существующие параллельно, например, отношения по обязательному социальному страхованию);

непосредственно вытекающие (последующие) из трудовых отношений (например, по разрешению трудовых споров).

 

2. Отграничение трудового права от смежных отраслей права: гражданского, административного, права социального обеспечения. К регулированию общественных отноше­ний, так или иначе связанных с трудом, причастны несколько отрас­лей права: гражданское, административное и право социального обеспечения. Они являются смежными с трудовым, ибо предмет и метод каждой из названных отраслей имеют определенное сходство с предметом и методом трудового права. Гражданское право, как известно, регулирует две группы отношений: 1) имущественные, связанные с принадлежностью имущества определенным лицам или с переходом имущества от одного лица к другому; 2) личные неимущественные отношения. В число имущественных входят и те, что связаны с трудом, ибо труд возмезден. Они возникают на основе договора подряда, поруче­ния, авторского договора. Реализация этих договоров предполагает уплату вознаграждения. Однако в отличие от трудового договора объектом всех указанных гражданско-правовых договоров является результат труда, тогда как содержанием трудовых отношений всегда является процесс труда (живой труд). Отсюда вытекает необходи­мость согласования, координации трудовой деятельности между ее участниками и подчинение установленной дисциплине, внутренне­му распорядку организации. Для большинства трудовых договоров характерна обязанность работника выполнять любую работу, относящуюся к профессии, спе­циальности или должности, по которой заключен договор. Оплачивая лишь конечный результат работы, заказчик в граждан­ско-правовых договорах не несет никаких иных имущественных обя­занностей в отношении исполнителя. На последнего ложится и риск невозможности представление окончательного результата по объек­тивным причинам, тогда как в трудовых отношениях такой риск несет работодатель. Различие по методу, как уже отмечалось, состоит в том, что в трудовом праве стороны равноправны лишь в момент заключения трудового договора, в то время как в гражданском праве субъекты независимы и самостоятельны в течение всего срока действия граж­данско-правовых договоров. Отношения, входящие в предмет трудового права, так же как и те, что регулируются административным правом, связаны и с трудом, и с управлением его процессом. Однако первые всегда «внутренние», складывающиеся в рамках предприятия, учреждения, организации между работодателем и работником, осуществляющим трудовую де­ятельность, в то время как вторые либо «внешние», причем с исполь­зованием специфического метода государственно-властного характе­ра (например, между министерствами, комитетами и подчиненными им учреждениями), либо связаны с государственным управлением, осуществлением исполнительно-распорядительной (управленчес­кой) деятельности государства. Значительную часть здесь составля­ют отношения по государственной службе. Для всех этих отношений характерно, что их субъекты находятся в соподчиненном положении, когда один наделен властью давать предписания, а другой обязан их выполнять. Но это уже признаки метода, с помощью которого в данном случае разграничение провес­ти нельзя, ибо эта черта свойственна и той и другой отрасли права. Различие, следовательно, надо искать только в предмете. Нужно отметить, что Федеральный закон «Об основах государст­венной службы Российской Федерации», принятый 31 июля 1995 г., весьма подробно регламентируя статус государственных служащих, правила прохождения ими государственной службы, фиксирует (ст. 4), что на государственных служащих распространяется действие законодательства РФ о труде с особенностями, предусмотренными настоящим Федеральным законом*.Что касается права социального обеспечения, то эта отрасль права сформировалась как самостоятельная сравнительно недавно, причем большинство норм, регулирующих отношения по социальному обес­печению, ранее входило в трудовое право. Связь с трудовым правом здесь очевидна. Так, в частности, объем правомочий граждан в пенсионных правоотношениях, со­ставляющих основное ядро в предмете этой новой отрасли, зависит в большинстве случаев от размера оплаты труда и величины тру­дового стажа. Связаны с трудовым вкладом и другие социальные выплаты. В то же время право социального обеспечения - это прежде всего система правовых норм, регулирующих отношения, возни­кающие по поводу предоставления гражданам благ и услуг из об­щественных централизованных фондов (пенсионного и государственного социального страхования). В создании первого принимают участие и сами работающие. Оплата же труда, как известно, производится за счет средств самих предприятий или бюджетных ассигнований, выделенных специально государством для некоторых категорий работников. В условиях перехода к рыночной экономике все большее развитие получают договоры страхования, регулируемые гражданским правом. Значительная их часть носит добровольный характер*. Материальную основу такого страхования составляют страховые фонды, находящиеся в управлении специальных организаций (стра­ховщиков), образованные из взносов заинтересованных организа­ций и граждан (страхователей) для возмещения имущественных по­терь, возникающих у лиц, участвовавших в его образовании. По этому же принципу создаются и негосударственные пенсион­ные фонды (НПФ). Правовой основой для этого явился Указ Прези­дента РФ от 16 сентября 1992 г. «О негосударственных пенсионных фондах». Как видно, названные фонды существуют наряду с обязательным государственным страхованием. Государственный характер социального страхования выражается, во-первых, в обязательности страховых платежей, во-вторых, в обес­печении трудящихся определенными видами социальной помощи на условиях и по нормам, установленным государством. Но если раньше фондами государственного социального стра­хования распоряжались только профсоюзы, то теперь ими ведает Фонд социального страхования - специализированное учреждение при Правительстве РФ, имеющее региональные и отраслевые отде­ления*. Профсоюзы теперь имеют лишь равные с другими соци­альными партнерами права на паритетное участие в управлении государственными фондами, формируемыми за счет страховых взносов; им также предоставлено право контроля за использованием средств этих фондов. Изменения в органах, управляющих социальным страхованием, повлекут за собой соответственно и изменение содержания отношений по социальному страхованию, и если ранее они входили в трудо­вое право, то теперь, так же как и отношения страхователей с пенси­онным фондом, видимо, войдут в предмет права социального обес­печения. Таким образом, трудовое право представляет собой отрасль права, регулирующую общественные отношения, складывающие­ся в процессе труда на основании трудового договора (трудовые отношения), организации правовой и социальной защиты работ­ника (отношения, тесно связанные с трудовыми).

3. Метод трудового права и его особенности.

Метод — это специфические способы и приемы воздействия посредством правовых норм на волю участников общественных отношений.

Метод трудового права обладает рядом особенностей, что позволяет говорить о самостоятельности отрасли трудового права:

1) в трудовых отношениях сочетается централизованное законодательное регулирование минимальных гарантий, а также локальное и договорное регулирование прав и обязанностей сторон;

2) установление отношений осуществляется нормативным и договорным путем, в чем находит свою реализацию метод единства и дифференциации. Все нормы дифференциации — это специальные нормы. Можно выделить три вида таких норм:

а) нормы изъятия (устанавливаемые ограничения по сравнению с общими правилами, например, для работников в возрасте до шестнадцати лет устанавливается предельная продолжительность рабочей недели — 24 часа);

б) нормы-льготы (устанавливаемые преимущества по сравнению с иными работниками, например, ежегодные дополнительные оплачиваемые отпуска для работников, занятых на работах с вредными и (или) опасными условиями труда);

в) нормы приспособления (устанавливаемые с учетом особенностей отрасли, климатических и иных условий), например, оплата труда в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях осуществляется с применением районных коэффициентов и процентных надбавок к заработной плате;

3) участие работников через своих представителей в правовом регулировании трудовых отношений (участие в локальном регулировании — заключении коллективных договоров и регулировании на иных уровнях);

4) императивно-диспозитивный метод, причем, нормы, устанавливающие гарантии прав работников носят императивный характер и не могут быть никоим образом изменены в сторону их ухудшения при использовании договорных начал регулирования труда, т.е. при подписании сторонами трудового договора;

5) основным соглашением является трудовой договор, который отражает основные моменты отношений в сфере труда, отнесенные действующим законодательством к обязательным требованиям, и закрепляет дополнительные условия, связанные с должностными обязанностями, оплатой, социально-бытовым обслуживанием и т.д.;

6) учитывая, что работодатель экономически более защищен, государством установлен особый порядок защиты прав и законных интересов работника (безусловная возможность обращения в комиссии по трудовым спорам или в суд, санкции за трудовые правонарушения);

7) особые пределы ответственности работника (дисциплинарная и материальная

4. Система и структура трудового права.

Система трудового права России - совокупность юридических норм, образующих единое предметное целое (отрасль) с их одновременным внутренним разделением на относительно самостоятельные и взаимосвязанные структурные образования (институты) и их части (подинституты).

Общая часть трудового права охватывает нормы институтов, имеющих общее значение, поскольку они проявляются в регулировании всех или подавляющего большинства элементов трудовых и иных непосредственно связанных с ними общественных отношений.

В Общую часть трудового права входят нормы, относящиеся к правовому регулированию всех работников в целом:

1) правовые нормы, определяющие предмет, задачи, сферу действия трудового права;

2) порядок установления правовых норм в области труда;

3) основное содержание трудовых и иных непосредственно связанных с ними отношений, правосубъектность их участников, а также основные принципы правового регулирования труда работников;

4) нормы, закрепляющие право работников на участие в управлении организацией и основные формы такого участия через представительные органы, и прежде всего через профсоюзы, образуя институт правового положения профсоюзов и коллектива работников;

5) нормы о социальном партнерстве в сфере труда, порядке ведения коллективных переговоров, заключении коллективных договоров и соглашений.

Особенная часть трудового права значительно шире Общей части. Последовательность расположения институтов Особенной части определяется значением и спецификой соответствующего участка регламентируемого отношения.

Современная система трудового права России включает в себя следующие институты:

-трудоустройства у данного работодателя (объединяет нормы, регулирующие отношения, связанные с поиском гражданам подходящей работы);

- трудового договора (объединяет нормы, регулирующие прием на работу, переводы и увольнения);

- профессиональной подготовки, переподготовки и повышения квалификации работников непосредственно у данного работодателя;

- рабочего времени и времени отдыха;

- оплаты и нормирования труда;

- гарантии и компенсации;

- трудового распорядка и дисциплины труда;

- охраны труда;

- материальной ответственности сторон трудового договора;

- особенностей регулирования труда отдельных категорий работников;

- государственного надзора и контроля (в том числе профсоюзного контроля) за соблюдением трудового законодательства (включая законодательство об охране труда) и иных правовых актов, содержащих нормы трудового права;

- разрешения индивидуальных и коллективных трудовых споров;

- ответственность за нарушение трудового законодательства и иных актов, содержащих нормы трудового права.

Система трудового права закрепляется в различных формах, и, прежде всего в кодифицированном акте - ТК РФ.

От системы трудового права как отрасли следует отличать систему трудового законодательства. Система трудового законодательства, выраженная главным образом в составе и внутреннем строении кодификационных актов, отражает объективно существующую систему трудового права.

5. Принципы правового регулирования трудовых отношений.

Принципы трудового права — это общие начала, исходные положения, определяющие и выражающие сущность трудового права, отражающие главные вопросы трудового законодательства и политику государства в данной области. Основные принципы трудового права получили свое законодательное закрепление в Конституции РФ и ТК РФ.

Принципы трудового права носят объективный характер, т.е. они обусловлены экономическим и социально-политическим строем общества, особенностями функционирования политической системы.

К общим принципам трудового права традиционно относят: принцип социальной справедливости (требует реального соответствия между трудом и вознаграждением); принцип равноправия (проявляется в равенстве прав и возможностей и запрещении дискриминации); принцип гуманизма (отражает идею высшей ценности человека, его жизни, здоровья); принцип сочетания убеждения и принуждения и некоторые другие.

К межотраслевым (общеотраслевым) принципам, являющимся общими для нескольких отраслей права и выражающим их содержание и общие черты, относятся равенство участников общественных отношений, неприкосновенность собственности, свобода договора, обеспечение восстановления нарушенных прав.

В основе принципов трудового права лежат социально-экономические права в сфере труда. Практически в каждом принципе находит свое отражение конкретное трудовое право/обязанность, а также его гарантии. В этом свете неслучайным представляется употребление такой законодательной формулы, предваряющей систему принципов, как «обеспечение» соответствующего трудового права.

Ст. 2. ТК РФ содержит большинство принципов, характерных для трудового права, базирующихся на нормах международного права, Конституции РФ, и выражает сущность законодательства о труде, а также иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права. Сформулированные в ней принципы проявляются в различных правовых институтах трудового права. Некоторые из них конкретизируются в правовых нормах, касающихся возникновения трудовых отношений, иные — в период действия трудового договора. В сфере труда имеется обширный нормативный массив, призванный защитить трудовые права работников на всех стадиях трудового отношения.

В содержание любого правового принципа трудового права включены как соответствующие трудовые права/обязанности, так и гарантии их реализации.

Гарантии — это реальные, выполнимые фактически условия, средства и способы осуществления защиты трудовых прав субъектов трудового правоотношения.

Гарантии могут быть:

1) социально-экономическими;

2) правовыми или юридическими.

В свою очередь правовые гарантии подразделяются на общие и специальные в соответствии с методом единства и дифференциации трудового права.

Все основные трудовые права имеют высоко абстрактный характер и конкретизируются только применительно к отдельному субъекту трудового права, в результате такое право становится субъективным основным трудовым правом. Субъективное основное трудовое право может находиться в статичном состоянии, например, когда гражданин безработный. Он воздерживается от трудовой деятельности, но при этом также реализует один из принципов трудового права: свобода труда. Субъективное основное трудовое право может стать динамичным, когда субъект вступает в конкретное трудовое правоотношение.

Конкретизация основных принципов трудового права представляет собой указание на нормы отдельных институтов трудового права, в нормах которых преломляются закрепленные юридические гарантии соответствующего права. Например, обеспечение права на отдых находит свое отражение в институтах рабочего времени и времени отдыха.

6. Понятие и виды источников трудового права.

Источники трудового права — это правовые акты, содержащие нормы трудового права, регулирующие права и обязанности сторон трудовых и связанных непосредственно с ними иных отношений. К ним относятся нормативные правовые акты, принятые органами государственной власти и органами местного самоуправления, локальные нормативные акты, а также соглашения, заключаемые сторонами трудовых правоотношений (например, коллективные и индивидуальные трудовые договоры).

Источники трудового права можно классифицировать по нескольким основаниям:

1) степени важности и субординации (законы; подзаконные акты).

2) системе отрасли (источники Общей части; источники Особенной части);

3) органам, принявшим соответствующие акты;

4) форме акта (декларации; конвенции; законы; указы и т.д.);

5) сфере действия (международные; дву- и многосторонние; общефедеральные; региональные; межотраслевые; местные/муниципальные/территориальные) и др. классификации.

Система источников трудового права включает в себя:

Конституцию РФ (провозглашает базовые права в сфере труда, составляющие основу институтов трудового права);

международные акты и договоры (содержат общепризнанные принципы международного права);

Трудовой кодекс РФ (представляет собой кодифицированный акт отрасли, определяющий содержание всех институтов трудового права);

федеральное законодательство (подробно регулирует отдельные трудовые или непосредственно связанные с ними отношения (например, в сфере занятости населения, охраны труда, прохождения государственной службы и т.д.). Кроме федеральных законов трудовые правоотношения регулируются указами Президента РФ, постановлениями Правительства РФ, актами министерств и ведомств РФ;

региональное законодательство (состоит из законов субъектов РФ и иных нормативных актов; принимаемых региональными органами государственной власти), а также нормативные правовые акты органов местного самоуправления;

соглашения (различают генеральные, отраслевые (межотраслевые), региональные, территориальные и т.д.);

локальные нормативные акты (представляют собой правила внутреннего трудового распорядка, штатное расписание, должностные инструкции и т.д. Работодатели, за исключением работодателей — физических лиц, не являющихся индивидуальными предпринимателями, принимают локальные нормативные акты, содержащие нормы трудового права, в пределах своей компетенции в соответствии с трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, коллективными договорами, соглашениями);

коллективные договоры, которыми (коллективным договором, соглашениями) может быть предусмотрено принятие локальных нормативных актов по согласованию с представительным органом работников. Коллективные договоры, соглашения, трудовые договоры не могут содержать условий, ограничивающих права или снижающих уровень гарантий работников по сравнению с установленными трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права. Если такие условия включены в коллективный договор, соглашение или трудовой договор, то они не подлежат применению.

В случаях, предусмотренных ТК РФ, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами РФ, коллективным договором, соглашениями, работодатель при принятии локальных нормативных актов учитывает мнение представительного органа работников (при наличии такого представительного органа).

Нормы локальных нормативных актов, ухудшающие положение работников по сравнению с установленными трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, коллективным договором, соглашениями, а также локальные нормативные акты, принятые без соблюдения установленного ст. 372 ТК порядка учета мнения представительного органа работников, не подлежат применению. В таких случаях применяются трудовое законодательство и иные нормативные правовые акты, содержащие нормы трудового права, коллективный договор, соглашения.

Особую группу составляют постановления Конституционного Суда РФ и постановления Пленума ВС РФ, обеспечивающие правильное применение закона.

Нормы трудового права, содержащиеся в иных федеральных законах, должны соответствовать ТК РФ. В случае противоречий между ТК РФ и иным федеральным законом, содержащим нормы трудового права, применяется ТК РФ. Если вновь принятый федеральный закон, содержащий нормы трудового права, противоречит ТК, то этот федеральный закон применяется при условии внесения соответствующих изменений в ТК. Указы Президента РФ, содержащие нормы трудового права, не должны противоречить ТК РФ и иным федеральным законам. Постановления Правительства РФ, содержащие нормы трудового права, не должны противоречить ТК РФ, иным федеральным законам и указам Президента РФ.

Нормативные правовые акты федеральных органов исполнительной власти, содержащие нормы трудового права, не должны противоречить ТК РФ, иным федеральным законам, указам Президента РФ и постановлениям Правительства РФ.

Законы субъектов РФ, содержащие нормы трудового права, не должны противоречить ТК и иным федеральным законам. Нормативные правовые акты органов исполнительной власти субъектов РФ не должны противоречить ТК РФ, иным федеральным законам, указам Президента РФ, постановлениям Правительства РФ и нормативным правовым актам федеральных органов исполнительной власти.

Органы местного самоуправления имеют право принимать нормативные правовые акты, содержащие нормы трудового права, в пределах своей компетенции в соответствии с ТК РФ, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами РФ, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов РФ.

К числу основных и важнейших источников трудового права можно отнести:

Конституцию Российской Федерации;

Трудовой кодекс Российской Федерации;

Федеральный закон от 19.04.1991 г. № 1032-I «О занятости населения в Российской Федерации» с последующими изменениями и дополнениями, который определил понятие «занятость», «безработный», «подходящая работа». Законом установлена процедура признания лица безработным;

Федеральный закон от 12.01.1996 г. № 10-ФЗ «О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности», который закрепил и детально регламентировал деятельность профессиональных союзов на различный федеральных уровнях, а также требования, предъявляемые к членам профсоюзов;

Закон РФ от 19.02.1993 г. № 4520-1 «О государственных гарантиях и компенсациях для лиц, работающих и проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях»;

Закон РФ от 10.07.1992 г. №3266-1 «Об образовании»;

Федеральный закон от 11.10.2002 № 178-ФЗ «О государственных и муниципальных унитарных предприятиях»;

Федеральный закон от 30.11.2002 № 156-ФЗ «Об объединениях работодателей».

Особая роль принадлежит судебным инстанциям: Конституционному Суду РФ и Пленуму Верховного Суда РФ. Однако их акты не являются источниками права.

Отдельное место в системе источников трудового права принадлежит международным правовым источникам, среди которых необходимо назвать:

1) Международный пакт об экономических и социально-культурных правах 1966 г.;

2) Конвенции и рекомендации МОТ (Международная организация труда).

7. Конституция Российской Федерации, международно-правовые акты как источники трудового права.

С принятием Конституции РФ обеспечено и применение международно-правовых актов о труде. В соответствии с ч. 4 ст. 15 Конституции РФ общепризнанные принципы и нормы международного права являются составной частью правовой системы Российской Федерации. До появления данного правила в Конституции РФ нормы международно-правовой регламентации труда не применялись

В ст. 7 Конституции РФ Российская Федерация провозглашена социальным государством, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека, охрану труда и здоровье людей. Государством, исходя из перечисленных требований, должен устанавливаться гарантированный минимальный размер оплаты труда.

В ч. 3 ст. 15 Конституции РФ закреплено правило, согласно которому любые нормативные правовые акты, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, не могут применяться, если они не опубликованы для всеобщего сведения.

Данное требование применимо ко всем без исключения нормативным актам, направленным на регулирование отношений, входящих в предмет трудового права. В частности, локальные акты, в том числе приказы работодателя, имеющие нормативный характер, должны быть доведены до сведения работников организации. До момента ознакомления работников с ними они не должны применяться.

В ст. 18 Конституции РФ права и свободы человека и гражданина объявлены непосредственно действующими, определяющими смысл, содержание и применение законов, деятельность органов государственной власти и местного самоуправления, они обеспечиваются правосудием. Из данной нормы следует, что само существование системы судов общей юрисдикции обусловлено обеспечением правосудием прав и свобод человека и гражданина.

В ст. 19 Конституции РФ провозглашены равенство всех перед законом и судом, недопустимость дискриминации по перечисленным в этой статье признакам. Рассматриваемая конституционная норма не позволяет устанавливать различные подходы к регламентации труда в зависимости от должностного положения. В частности, запрещено устанавливать различные коэффициенты и надбавки к заработной плате лицам, работающим в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, в зависимости от должностного положения.

В ч. 3 ст. 35 Конституции РФ запрещается лишение имущества, в том числе и заработной платы, без вынесения судебного решения.

В ст. 37 Конституции РФ провозглашены свобода труда, право свободно распоряжаться своими способностями к труду, право на труд в условиях, отвечающих требованиям безопасности и гигиены, право на получение вознаграждения за труд без какой бы то ни было дискриминации, право на индивидуальные и коллективные трудовые споры, право на отдых и запрещение принудительного труда.

8. Понятие трудового законодательства.

Целями трудового законодательства являются установление государственных гарантий трудовых прав и свобод граждан, создание благоприятных условий труда, защита прав и интересов работников и работодателей.

Основными задачами трудового законодательства являются создание необходимых правовых условий для достижения оптимального согласования интересов сторон трудовых отношений, интересов государства, а также правовое регулирование трудовых отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений по:

организации труда и управлению трудом;

трудоустройству у данного работодателя;

профессиональной подготовке, переподготовке и повышению квалификации работников непосредственно у данного работодателя;

социальному партнерству, ведению коллективных переговоров, заключению коллективных договоров и соглашений;

участию работников и профессиональных союзов в установлении условий труда и применении трудового законодательства в предусмотренных законом случаях;

материальной ответственности работодателей и работников в сфере труда;

надзору и контролю (в том числе профсоюзному контролю) за соблюдением трудового законодательства (включая законодательство об охране труда);

разрешению трудовых споров.

9. Трудовой кодекс Российской Федерации как источник трудового права.

.

Трудовой кодекс РФ был принят Государственной Думой 21 декабря, одобрен Советом Федерации 26 декабря и подписан Президентом РФ 30 декабря 2001 года. С 1 февраля 2002 года он вступил в силу. За всю историю России это четвертый кодекс. Предыдущие акты назывались кодексами законов о труде и были приняты в 1918, 1922 и 1971 гг.

Трудовой кодекс РФ значительно расширил общие положения, на федеральном уровне закрепил в систематизированном виде социальное партнерство в сфере труда. Характерным является и то, что он усиливает отраслевую принадлежность норм трудового права. Кроме того, он содержит много новых и важных положений, относящихся ко всем институтам российского трудового права.

Основные принципы правового регулирования трудовых отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений - это главные положения, кратко отражающие суть действующего трудового законодательства и политику государства в его развитии по установлению и применению условий труда, защите трудовых прав и законных интересов работников, работодателей и других субъектов трудового права.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-05-10; Просмотров: 335; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.101 сек.