Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Информация, которую можно получить от ребенка




Для получения информации о семье нередко используются проективные методики, основанные на принципе проекции, т.е. перенесения на других людей своих собственных потреб­ностей, отношений, качеств, желаний.

Методика «Рисунок семьи»

Этот метод используется для исследования восприятия деть­ми семейных взаимоотношений. Маленькие дети яснее выража­ют себя через действие, чем словами. Тест доступен детям с не­высоким интеллектом. Они в состоянии улавливать нюансы от­ношения к ним членов семьи и ощущать свое одиночество в се­мье (Е. С. Романова, С. Ф. Потемкина). Метод является эмпири­ческим и может являться базисом для построения различных ги­потез в совокупности с другими методами обследования.

Ребенку предлагают нарисовать свою семью. Интерпретацию рисунка условно разделяют на три части: 1 — анализ структу­ры «Рисунка семьи»; 2 — интерпретацию особенностей графи­ческих презентаций членов семьи; 3 — анализ процесса рисо­вания.

Анализ структуры «Рисунка семьи» исравнение состава на­рисованной и реальной семьи. Ожидается, что ребенок, пере­живающий эмоциональное благополучие в семье, будет рисо­вать полную семью.

Принято считать, что отсутствие кого-то из членов семьи на рисунке или оттягивание времени их изображения — один из симптомов и признак конфликтных семейных взаимоотноше­ний, психического дискомфорта ребенка в семье.

Отсутствие на рисунке автора означает конфликт между ним и семьей или кем-то из ее членов. Таким способом ребенок вы­ражает свой протест против неприятия его в семье. Если ребе­нок из всей семьи рисует только себя, это, скорее всего, при­знак его одиночества в семье. Рисунок без кого-то из родителей или других членов семьи (например, сестры, брата) указывает, что именно этот родственник — источник дискомфорта и пере­живаний ребенка. Если ребенок «расширяет» свою семью, вво­дя в нее постороннего человека, этим он пытается восполнить дефицит любви, недополученный от близких. Методы изучения семьи

Значимость членов семьи ребенок обозначает с помощью раз­меров фигур. Чем больше значимость, тем больше размер его фигуры. Когда все хорошо в семье, ребенок изображает себя ро­стом с маму и папу, рядом с ними. Если он рисует себя с краю после братьев и сестер, далеко от папы и мамы, это может гово­рить о его ревности к другим детям.

Об эмоциональной близости или разобщенности родственни­ков может свидетельствовать маленькое или большое расстоя­ние между ними. Чем ближе эмоционально члены семьи друг другу, тем ближе они расположены на бумаге. В неблагополуч­ных, конфликтных семьях родственники изображаются дале­ко друг от друга, а пространство между ними заполнено веща­ми, предметами.

Кинетический рисунок семьи. Ребенку дается инструкция нарисовать каждого члена семьи, включая себя, делающего что-нибудь. Эти кинетические (изображающие действие) рисунки могут быть более информативными, чем рисунки, выполнен­ные по традиционным инструкциям.

Таким образом, детские рисунки человеческих фигур могут быть получены с использованием различных инструкций и ме­тодов анализа.

Подробнее о рисуночных методиках можно прочитать в книгах:

Баркан А. И. Его величество ребенок. — М., 1996;

Берне Р. С, Кауфман С. X. Кинетический рисунок семьи. — М.,2000;

ВенгерА.Л. Психологические рисуночные тесты. — М., 2003;

Лосева В. К. Рисуем семью. — М., 1995;

Маховер К. Проективный рисунок человека. — М., 1996(2-

ое издание);

Хоментаусках Г. Т. Использование детского рисунка для исследования внутрисемейных отношений // Вопросы пси­хологии. — 1986. — № 1.

Для изучения семейных взаимоотношений педагог может использовать методики комментирования картинки, заверше­ния рассказа, неоконченных предложений, а также игровые задания.

Игровые задания

Педагог может предложить ребенку поиграть в игру «Чем я близких своих порадую, чем могу огорчить». Предлагаются два контура лица человека (хмурое и улыбающееся) и набор сюжетных картинок, отражающих и плохие, и хорошие поступки де­тей. Ребенку предлагается рассмотреть картинки, представить себя главным действующим лицом и затем разложить картин­ки. Если маме (папе, бабушке) поступок понравится, картинку надо положить к улыбающемуся лицу, а если огорчит, — к хму­рому. Анализ выполнения задания дает основание судить о вза­имоотношениях взрослых и ребенка, о единстве требований, предъявляемых ребенку взрослыми членами семьи, ценност­ных ориентациях семьи.

Методика комментирования картинок. Ребенку предъявляются картинки, изображающие сцены из семейной жизни. Предлагается описать картинку (Что нарисовано?) и озвучить (например, что мама или папа говорили дочке или сыну). Ребенок рассказывает о картинке, опираясь на соб­ственный опыт, наделяя персонажей своими переживаниями и отношениями.

Методика завершения рассказа. Педагог предлагает ребен­ку сочинить вместе рассказ: «Я придумаю начало, а ты конец». Конец рассказа придумывает ребенок в зависимости от того, как реагировала бы его собственная мама в подобной ситуации.

Методика неоконченных предложений используется дос­таточно часто. Педагог предлагает ребенку «поиграть»: «Я нач­ну предложение (фразу), а ты закончишь». Педагог играет роль ребенка, а ребенок мамы (папы). В ходе игры «ребенок» (педа­гог) обращается к «маме» (ребенку) с просьбами. Как и в других проективных методиках, предлагаются хорошо известные ре­бенку ситуации.

Проективные методики и игровые методы помогают педаго­гу увидеть «глазами ребенка» стереотипы повседневного обще­ния в семье, помочь родителям понять мотивы поведения соб­ственного ребенка, убедить в целесообразности изменения от­ношения к нему, если в этом назрела необходимость.

Широкие возможности для изучения семейных взаимоотно­шений и положения ребенка в семье предоставляет проектив­ная методика Рене Жиля, содержащая 42 вопроса и рисунки, на которых ребенок определяет свое место среди членов семьи в разных ситуациях.

С детьми начиная с 6-летнего возраста можно использовать метод интервью. По наблюдениям специалистов ребенок спосо­бен точно определять суть семейных взаимоотношений, семей­ные роли. Методы изучения семьи




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-05-07; Просмотров: 3142; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.013 сек.